Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Как примерно выглядел наш город лет 100…200 назад? Это вопрос на который вряд ли, когда найдётся полноценный ответ. И всё же. Мы видели обзорный снимок исторического центра Ростова 1870-х. Конечно, это далеко не весь город, но представить его уже возможно. Этому фото почти 150 лет. Нам известно, что в это время ещё существовали совершенно не обустроенные районы Богатого Источника, Затемерницкого и других поселений. Да и то, что мы видели на фото, с большой натяжкой можно считать обустроенным местом. Пушкинская, совершенно ещё не мощённая, да мягко говоря, она ещё и совсем не Пушкинская, а пока лишь Кузнецкая. При этом, даже почти через 20 лет, когда улица уже станет по настоящему Пушкинской, в местной газете появится статья, описывающая тяжкие впечатление от неё приезжего сюда на несколько часов человека. Суть статьи в том, что поезд остановился в Ростове и одному из пассажиров нужно было провести несколько часов в нашем городе в ожидании пересадки на другой поезд. И вот рассказ человека, организовавшего, было, ему эту прогулку. Дело происходит в декабре 1893 года: «Ни что меня так не возмущает, как те громкие названия, которые носят ростовские улицы. Кому и для чего это нужно? Кому, спрашивается, понадобилось Кузнецкую улицу переименовать в Пушкинскую, … а Навозную в Лермонтовскую? Я понимаю, если в каком нибудь магазине, на Московской, вам предлагают испанские кружева, которые суть не что иное, как изделие батайских баб или, если фруктовщик, продавая продукты местных «баштанов», выкрикивает: «петербургский виноград! московские арбузы!» Это совершенно понятное явление: каждый торговец, называя громким именем свой товар, хочет этим завлечь покупателя. Но Кузнецкую улицу никто, ведь, не думает покупать у города,— зачем же было называть ее Пушкинской и этим оскорбить память великого русского поэта. Разве так чествуют великих людей? В Одессе также имеется Пушкинская улица, но за то она одна из лучших в городе, и каждый приезжий, побывав на одесской Пушкинской, выносит отрадное впечатление. А то ли должен чувствовать новоприезжий в Ростов? Да вот факт, который как нельзя лучше подтверждает мои слова. Нынешним летом через Ростов должен был проехать один мой старинный приятель. Будучи накануне ещё извещен о его приезде телеграммой, я на другой день поспешил на вокзал к приходу поезда. После обычных приветствий, знакомый мой выразил желание остаться до следующего поезда и осмотреть Ростов, о котором он очень многое слыхал и в Одессе, и в Киеве. Я, конечно, охотно принял предложение приятеля. Сдав на хранение ручной багаж одному из носильщиков, мы вышли из вокзала, сели на первого попавшегося извозчика и покатили в город. … Но тут с нашим извозчиком случилось маленькое несчастье: одна из оглобель, которая была прикреплена к оси посредством бечевки, оторвалась, и мы на первом же углу стали. Я хотел было позвать другого, извозчика, но приятель мой воспротивился этому, говоря, что пешком лучше. Приезжий с жадным любопытством сталь осматривать город или, говоря вернее, Большую Садовую, по которой мы направились. …. - Гм... Да, городишко хоть куда... Ничего, ничего, право, ничего городишко ... бормотал довольный приятель - тротуары немного только подгуляли... Ну, да я думаю на других улицах лучше? Право не ожидал: два театра, клуб, четырехэтажные дома... Ай да Ростов! - А это городской сад, должно быть? - Да. - А ну-ка, зайдем, посмотрим, что у вас за сад такой. - Постой, постой, сюда нельзя, - удержал я товарища, направившегося в первые ворота. - Как нельзя? Ведь ты же сказал, что этот сад городской! - Городской-то он - городской, но, видишь ли, здесь отделение Коммерческого клуба, а вход сюда воспрещается. За то в следующие ворота можно. Мы вошли в городской сад. - Какой он, однако, у вас жиденький!.. Впрочем, в этом месте он как будто потенистее. Зайдем, сюда. -Нет, нет, и сюда нельзя: здесь отделение Ростовского клуба. - Как, отделение клуба! Ведь мы уже прошли отделение клуба? - То было отделение Коммерческого клуба, в это Ростовского. - Да где же, черт возьми, городской-то сад? - Как где? Мы же в городском саду и находимся. - Но где же публика, «не клубная», гуляет? - Для неё отведены три аллеи: Главная, Дворянская и Фабричная. - Гм... А это что за дом строится? Летний театр, вероятно? - Нет, это ротонда строится. - Это еще что такое за ротонда? - Разве ты не знаешь, что такое ротонда? Ну, гостиница, иначе говоря‚—а то еще пиато-кабак. - Ка-а-абак! В городском саду! Как же город позволил такую гадость в этом месте строить? -Да сам же город и строит ротонду. -Ты не шутишь? - Нет - Гм... Не понимаю, хоть убей, не понимаю... Ну, а это что за калитка? - Это выход из сада на следующую улицу. - А, значит, мы продвигаемся к центру города… Но лишь только мы вышли из калитки, как с моим приятелем случилось что-то необыкновенное: на него как будто напал столбняк. Несколько минут между нами длилось молчание. Наконец, повернув в мою сторону свои широко раскрытые глаза, с трудом проговорил он. - Это тоже Ростов? - Как видишь. - И это, кажется, вторая улица после той, через которую мы вошли в сад? - Совершенно верно. - И как называется эта улица? - Пушкинская. - Пушкинская!? - воскликнул вне себя приезжий, весь превратившись в вопросительный знак. - Чему ты так удивляешься? – не вытерпел я. - И ты еще спрашиваешь. Скорей, скорей на вокзал. Минуты одной не хочу больше оставаться. Поедем скорей, прошу тебя, может быть, мы еще первый поезд захватим. Вот такое впечатление производит Пушкинская на свежих «чужестранцев». И это, не забудьте, при первом еще только взгляде на нее, мой приятель удрал на вокзал. Ну, а если бы он мог эту улицу так узнать, как я её знаю, что бы с ним тогда было?» История на сколько забавная, на столько и грустная. Ну, а чем на самом деле наш город мог блистать в старые годы? Ведь отмечал же для себя приезжий и 4-этажные дома и дом Мерошниченко… А что ещё? В разные годы несколько разных авторов, описывая в своих книгах наш город, занимались в том числе, тем, что отмечали у себя некоторые постройки, как красивейшие дома города. Одна из таких книг, «Материалы для географии и статистики России. Екатеринославская губерния» С.П-б, 1862. На самом деле, книга была лишь подписана в печать в конце 1861 года, а написание рукописи, возможно, относится ещё к 1860 году. Там есть следующее: «Из церквей, по величине и архитектуре лучше других кафедральный собор. Он еще не вполне окончен, однако, же служение в нем производится. Из других строений нет особенно замечательиых, но вообще есть много каменных домов, двух-этажных, таких размеров, что могли бы даже украсить второстепенныя улицы столицы». Я бы сказал, читается это не воодушевляюще. Ещё более грустное впечатление возникает от прочтения материалов 1825 года, когда сначала в Нахичевани, а потом в Ростове побывал император Александр 1-й. «Из Аксая государь отправился в Нахичевань – греческую колонию, расселившуюся здесь во времена Екатерины 2-й, где и имел ночлег. В этой колонии живут большей частью зажиточные греки, занимавшиеся коммерцией и выделыванием разных водок. Торг они ведут через город Ростов на Дону, который отстоит от Нахичевани только на две версты. Между Нахичеванью и Ростовом, на половине расстояния, находится Дмитриевская крепость, в коей расположен батальон военных кантонистов и небольшой военный госпиталь. Государь посетил эти учреждения, которыми остался доволен. На другой день император, выехав из Нахичевани, посетил город Ростов. Был в соборной церкви, осмотрел торговую пристань и гарнизонную команду, потом отправился по тракту в Таганрог….» («Император Александр 1-й. Последние годы царствования, болезнь, кончина и погребение» по личным воспоминаниям лейб-хирурга Д.К.Тарасова; Петроград, 1915; стр. 172…74). Оставим на совести автора такое описание Нахичевани, но всё же - ночь царь провёл в Нахичевани, и выходит, в Ростове в 1825-м году ни город, ни ростовская крепость, не могли удовлетворять потребностям царя, для того, что бы просто переночевать в них. В Ростове он посетил собор, который на то время был ещё вот таким Что тут сказать. Собор тогда выглядел вполне заурядной церковью. Иконостас его, правда, был достаточно вычурным, Но, разве церковные сооружения могут быть показательными? Церковь у нас всегда – и в отделённом и в неотделённом от государства, виде, всегда жила отдельной, богатой жизнью. Посетил император «торговую пристань». Не знаю, что в современной терминологии этим местом могло бы быть, возможно, таможня, а может быть была тогда в Ростове некая береговая рыночная территория, наподобие будущих лесной биржи или рыбной косынки (?). Либо, это был предтеча ростовского порта… Вернёмся к официальной литературе. В материалах «Справочной и памятной книги о Екатеринославской губернии» 1867 года появляются более приятные для ростовчанина слова: «На месте бывшей крепости уже появляются новые кварталы. Так на оконечности Почтовой ул. построен великолепный дом г. Скараманги, одного из крупных торговцев Ростова….». Как этот дом тогда выглядел, безусловно, нам не узнать, но он был точно, выдающимся, т.к. приезжавшие в Ростов «персоны» останавливались как раз в нём. Вспомним здесь, и здесь. Заодно обратим внимание на то как описан дом Скараманга – «на оконечности Почтовой ул.». Да, это было время, когда официальный Ростов только делал свои первые шаги в сторону практического расширения и упорядочения хаотичной застройки. Но продолжим описание города книге 1867 года: «На месте бывшей железной биржи устроились изящные каменные хлебные и товарные магазины, принадлежащие, главным образом, греческому купечеству. Они служат немалым украшением городу со стороны Дона…». Здесь, вероятно, речь идёт о знаменитых амбарах на Береговой улице. Автор этих слов называет наши береговые амбары украшением со стороны Дона. Наверное, так, хотя согласиться с этим, значит сказать – что эти амбары одно из самых красивых мест Ростова, в то время, как здесь, скорее всего мысль автора заключается в том, что деревянный город с хижинками рыбаков и прибрежных рабочих, просто маскируются этими амбарами. Впрочем, всвязи с этим можно упомянуть одну из ранее никогда не озвученных версий из истории Старого Ростова. Обратим внимание на наши самые старые из отображенных на городских планах амбаров. Я специально использую сейчас в качестве иллюстрации даже не широко известный план 1811 года, а план снятый с фактического состояния нашего города землемером Шаржинским в 1810 году. Позже, именно этот, фактический план, будет положен в основу высочайше утвержденного в 1811 году плана. Мы видим на нём два отдельных «каменных магазина», при том один из них твёрдо выведен, как существующий, а второй прорисован, подписан, но позже стёрт. Возможно, как пока незавершенный и фактически не существующий. Уже на официальном плане 1811 года он будет показан не просто, как полноразмерный, но ещё и со вставкой в зазоре двух зданий. Это старое и давно знакомое нам здание, которое ранее существовало, как городские магазины, а позже стало собственностью ростовского городского головы Кузьмина. А теперь та самая версия, и я подчеркиваю, что это НЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, а только, вполне возможный вариант. С группой единомышленников, я поучаствовал в приобретении в центральном историческом архиве электронных копий нескольких чертежей, хранящихся там и имеющих прямое отношение к истории нашего города. Две из них – ростовский старый собор и его иконостас, я уже показал. Вот третья картина: Это, как подписано на чертеже, место размещения конторы первой ростовской таможни. Как известно, к примеру, из труда Чалхушьяна, первая таможня Ростова была основана в районе урочища Богатого источника. К концу 18 века она была закрыта и перенесена в село Кагальник, близ Азова. Но ростовчане, настаивали на её возрождении и в конечном счете, к 1835 году указом, а в1836-м, фактически, она вновь вернулась в Ростов. Об её конкретном местоположении существуют разные кривотолки, основная масса которых сводится к тому, что её местом стала «стрелка» на входе реки Темерник в Дон. И это почти так и было, но неточность этого заключена в том, что таможня вернулась сначала в другое место, а по истечении нескольких лет её руководство стало поднимать вопрос о переносе таможенной конторы в другое место, поближе к нижнему ряду береговых амбаров, в районе нынешнего Будёновского пр. или ещё ниже. Информация об этом есть в «Журналах заседания Городской Думы» за 1879 год. А пока контора находилась в «городе Ростове на Дону, на городовом каменном магазине, внутри мезонина». Так, во всяком случае, сказано на этом чертеже. А если принять то, что показанные выше два соединенных центральной вставкой корпуса каменных амбаров (магазинов), существовали уже с 1811 года, и более нигде других подобных сооружений ни на одном из планов не показывалось, можно с высокой степенью уверенности полагать, что здание, до сих пор стоящее на Береговой улице Ростова, это здание возникшее в нашем городе одним из самых ранних, сохранившихся до сих пор, и кроме того, ВОЗМОЖНО, первый адрес возрожденной ростовской таможни. Продолжим чтение книги 1867 года: «Некоторые храмы Божии, напр. Соборная рождества прсв. богородицы и две другие воздвигаются усердием и жертвами частных лиц. Частным же предприятием сооружается небольшой театр довольно изящной архитектуры…». Если эти строки относятся к концу 1860-х, разумеется, речь здесь идет о сегодняшнем соборе на площади Старого базара. На нём останавливаться я смысла не вижу, о нём уже существует масса статей и слухов, да и зрительно его знают все ростовчане. Театр, который сооружался во время написания книги, это тоже, небезызвестный, т.н. Гайрабетовский. Правда изящности в его линиях я, прошу прощения, не увидел. Наверное, в то время на фоне многочисленных землянок и домов «камышового строения», эти постройки, действительно, казались изящными. Дальше по тексту: «Из частных домов весьма замечательны Буршина, один из самых красивых в Ростове на Таганрогской ул….» Для многих будет совершенно неожиданно, но это тот дом, что мы до сих пор знали только как дом Черновых. Рассказывать, из каких источников это становится известно, долго не стану. Лишь отправлю интересующихся в ГАРО к книгам «Алфавит жителей г. Ростова на Дону» за 1886 и 1882 годы. Эти книги одни из самых ранних описей недвижимости, что дошли до нас, и там это можно увидеть. Кстати, на фотографии 1874 года вновь вернувшейся в Ростов этот дом так же виден. Не так, разумеется, чтобы увидеть все его детали – уж очень он далеко стоит от фотографа. Но он там есть. Кстати, можно сказать и другое. Ростовский энциклопедист В. Сидоров писал: Ростовский 3 гильдии купец Дорофей Буршин в 1836 г. подавал прошение о дозволении выстроить на принадлежавшем ему участке во второй части города, в 23 квартале каменный дом с лавками. Я не знаю, откуда взята эта информация, но есть смысл думать, что большой дом вблизи Старого базара и дом 1830-х годов, одно и тоже. Далее: «Мухина, где помещается женское училище и контора Донских гирл, Гайрабетова, где находится клуб, Ященки на Московской ул.,…». Первые два из названных в 1867 году, трёх домов нам известны. Первый, дом Мухина постройки 1859 года, двухэтажный, сегодня с адресом по Ворошиловскому пр. 29. Дом, где сегодня школа – лицей №49. Второй, сегодня ушедший с лица города, но хорошо известный по фотографиям старых лет. Об этом доме есть рассказ и на «Ростовбереге», здесь. Это его длительно арендовали крупные магазины одежды, сначала Переселенко, затем Удалова и Ипатьева, и мебельный магазин Герцовой, а ещё раньше здесь располагались клубы – до постройки дома Мерошниченко, коммерческий, а несколько позже, военного собрания. Третий дом представляет собой небольшой ребус. Дело в том, что семейству Ященко на Московской изначально принадлежало 2 дома, и о каком из них здесь может быть речь, сказать трудно. Оба они были на углу с сегодняшним переулком Семашко (ранее Николаевским). Прямых старых фото конкретно этих домов я лично не имею. Есть лишь несколько обзорных фотооткрыток, где эти дома стоят в самом конце фотокартины. К примеру, вот такая: Описываемые два дома показаны красной рамкой. Сегодня они вот такие. Конечно же, это не они, а то, что было выстроено на их месте после последней войны 1940-х. Наверное, если считать примером «изящной» на то время, постройки, дом Буршиных (Черновых) на Будёновском, то они, похоже, были зданиями одного уровня качества и внешнего вида. Моё личное мнение, что книга 1867 года хвалила ближний к нам по открытке дом Ященко. Почему? Дело в том, что, во всяком случае, в поздних газетных или других сообщениях второй из этих домов называли как дом на углу Николаевского переулка, а этот дом, всё же, упоминался просто, как дом на Московской. И так же, скорее всего называет его объявление из газеты 1866 года: «дом Ященковой на Мск.-кой ул., где помещается Петербургская гст. отдается в наймы с 1 июня 1866 г.». Далее по тексту книги: «Михайлова на Садовой, где помещается банковая контора Крамаренко, Драшковича и других на Садовой ул.,…». Дом Михайлова. Трудно быть абсолютно уверенным, когда имеешь ограниченный круг справочной литературы. Поэтому, буду считать, что не ошибаюсь, хотя верить в это на все 100%, наверное, не стоит. Наиболее ранний дом на Садовой, принадлежавший семейству Михайловых, это, полагаю, дом на углу Среднего пр. и Большой Садовой, напротив конторы Госбанка, прямо через дорогу от него. Михайлову Константину он точно принадлежал в 1882 году. Вот он, огромный, выстроенный по тому же принципу, что и дом Мухина и в чём-то схожий с домом Буршина (Чернова). Мы видим этот дом, конечно же не в глубокой старине. Представленный вид, это конкретно 1901-й год, возможно, поздняя осень 1900-го (на фото с левой стороны от корпуса Риделя идет строительство двухэтажного дома Парамонова, на что было получено разрешение властей в августе 1900 г.). Это очень солидный по габаритам дом, во дворе которого долгие годы арендовались продавцы различных сельхозмашин и если я не ошибся с адресом, то по сообщению справочника 1867 года, здесь работала банковая контора Крамаренко. В принципе, вполне объяснимо – рядом отделение Гос.банка. Дом Драшковича, о котором сказано в одной фразе с домом Михайлова, нам на «Ростовбереге» уже знаком. О нём подробно рассказывалось в статье о первом ростовском театре. От его дома сегодня мы знаем лишь серьёзно перестроенное здание бывшего кинотеатра «Победа». Далее справочная книга говорит о двух домах на Таганрогском проспекте – домах Петрококина и Кречетова. Вот здесь у меня нет слов. Я просто не предполагаю, где могли быть их адреса. На это нет никаких, даже косвенных указаний. На этом описание знаковых домов города закончено. Мы видим – нет ещё ни дома Максимова на Николаевском пр. на Старобазарной площади, нет доходного дома Петрова, известного как гостиница «Гранд-отель», который вообще, казалось бы, стоял на углу Таганрогского и Садовой, вечно, нет дома Шушпанова с его гостиницами Щёлокова и «Сан-Ремо», нет дома Генчь-Оглуевых, и ни даже дома Мелконова-Езекова… Всё ещё впереди. В качестве штриха к описанию города 1867 года, добавлю, что в этом году «городское общество приняло некоторые меры к замощению улиц и устройству тротуаров, заключены условия на устройство 600 фонарей для освещения города минеральным маслом, который теперь уже и начал действовать… Обе площади (Старая, она же, Старобазарная или Торговая и площадь Нового базара) планируются и украшаются вновь отстроенным гостиным двором и большим количеством лавок и новых зданий…. Общественный сад принял гораздо опрятнее наружность: выстроены двое весьма красивых ворот, ротонда для буфета и кофейни, и две беседки для гуляющих…». Прошло время, пришел 1893 год. Теперь ростово-нахичеванский гражданин и нотариус пишет свою знаменитую «Историческую записку» о нашем городе. У него список знаковых домов города расширятся. «Лучшие улицы: Большая Садовая, Московская и Таганрогская. … Быстрота построек в Ростове, …, возводимых почти беспрерывно, изумительна. Многие дома, положительно, ласкают глаз своею красотою и грандиозностью. Дом, например, Мирошниченко на Садовой улице — это нечто даже замечательное в архитектурном отношении... Вообще сказать, архитектурная сторона Ростова ничего не оставляет желать лучшего. Маленькие домишки с соломенными крышами и покривившимися плетнями, как режущий глаза анахронизм, мелькают еще то тут, то там, но неумолимая рука архитекторов и жажда ростовских обывателей «строиться» сносят их шаг за шагом…». К слову будет сказать, что ко времени постройки этого дома, уже несколько десятилетий в Ростове действует постановление о запрещении постройки на центральных улицах города домов с соломенными крышами, деревянных и т.п. Далее автор называет дома, являющиеся по его мнению, украшением города: «Собор с колокольней, затейливой архитектуры; дом Мирошниченко на углу Большой Садовой улицы и Таганрогского проспекта, в нем помещается Ростовский на Дону Коммерческий клуб; здание конторы Государственного Банка на углу Большой Садовой и Среднего проспекта; вокзал железных дорог за р. Темерником; дом Максимова на Соборной площади, единственное по своей величине и красоте здание в городе: здесь помещаются богатые торговые магазины, отделение Таганрогского Окружного Суда во время сессий, гирловой комитет и все городские общественные учреждения, переведенные сюда еще в 60-х годах, в Байковскую эпоху …». Все названные выше дома являются довольно известными, и я не стану на них особо останавливаться, хотя по дому Максимова, я бы с автором «Исторической записки» поспорил. Он его называет «единственным по своей величине». Не могу, конечно, быть абсолютно уверенным, но мне кажется показанный немного выше дом Михайлова, будет побольше него, а то, как в доме Максимова «успешно» размещалась куча разных административных организаций, я проиллюстрирую словами приезжего в наш город гостя. Он заехал в Ростов в 1879 году, всего через 10 лет после переселения общественных организаций в дом Максимова. И вот его слова: «сначала опишу Вам один из местных небольших банков, так как сегодня утром, я там получил перевод. Банк этот помещается в обширном здании местных городских учреждений. Пройдя по бесконечным лестницам, я наконец, вошел в коридор и вывеска «Ростовский Городской Общественный Банк» указала мне дальнейший путь. Войдя в это учреждение, я обратился со своим делом к одному из сидящих мелких служащих и когда, по заведенному порядку, были готовы бумаги, мне предложили пройти в присутствие. Присутствие помещалось рядом в соседней комнате. За большим зелёным столом сидело несколько человек, которые весело болтали и пили чай с бубликами (в Ростове бублики хорошие). Я очень удивился этому и спросил, здесь ли присутствие? Мне любезно ответили, что обстановка комнаты сама отвечает на этот вопрос. Я был несколько сконфужен и узнал уже потом, что чаепитие было маленькой вольностью, незамеченной строгой администрацией банка. Нужно, однако, отдать справедливость, что меня скоро отпустили и я вышел из этого учреждения, с удовольствием вспоминая любезного директора и не менее милых его сослуживцев. Проходя обратно коридором, я встретил несколько арестантов с конвоирующими их солдатами. В этот день, как мне сказали, разбиралось таганрогским окружным судом, заседания которого также бывают в главной зале ростовских городских учреждений, одно очень серьёзное дело о зверском убийстве и встретившиеся мне арестанты оказались подсудимыми по этому делу. Такое зрелище весьма неприятно на меня подействовало, тем более, что за узостью коридора, мне пришлось пройти лицом к лицу с этими злодеями…». Далее по тексту: «Петровское Реальное училище — на Большой Садовоё улице, грандиозное и красивое здание (постройка 1878 года), дом Мелконова на углу Большой Садовой улицы и Большого проспекта великолепное здание (постройка 2-этажным 1885, перестройка в 3-этажное, 1897 года), в нем помещается, между прочим, Ростовский на Дону клуб (интеллигентный); табачная фабрика Кушнарева (постройка 1882 года)— колоссальное здание, замечательное по совершенству в техническом и санитарном отношениях; театр Асмолова (постройка 1883 года) на Таганрогском проспекте, его же дом на том же проспекте (постройка начала 1880-х г.г.) и фабрика на Сенной улице (постройка начала 1880-х г.г.)…». Так же, как и предыдущие, эти дома достаточно известны и кроме дат постройки я мало, что могу добавить в этот перечень. Единственное интересное дополнение касается дома Асмоловых на Таганрогском пр. В том же самом описании своих впечатлений от города приезжего человека в 1879 г. Всего пара фраз после слов о доме Мерошниченко: «Рядом с ним другое ещё неоконченное здание с 3-я куполами – говорят, там будут помещаться 3 церкви: католическая, лютеранская и домашняя церковь патриархального хозяина дома. Население Ростова так разнородно, что чувствуется большая потребность в различных церквях….». Достаточно нелепое впечатление, но что мог знать простой люд об амбициозных замыслах г-на Асмолова? Сегодня тоже в Ростове рождаются различные легенды. Продолжим: «Дома на Большой Садовой улице: Шушпанова, Петрова, Игнатенко, Хазизова, Каялова, Мордовцева, Ткачева, Тер-Абрамиана». О некоторых из них на сайте уже писалось, к примеру, здесь. Да, не всё вечно на земле. Смотришь на старые фотооткрытки и создается полное впечатление, что, к примеру, дом Петрова, он же «Гранд-Отель». Это сооружение, как можно было бы думать, стоявшее здесь вечно. Здание огромное, но выстроено в стиле старого русского терема, совсем давних времён. Но нет, построен он, как оказывается, всего лишь к январю 1880-го года, а дом Шушпанова, где позже поселится гостиница «Сан-Ремо», построенная так же в те времена (1877 год), поражает масштабностью для своих лет. И речь не о наружных габаритах здания. Вот так выглядел торговый зал музыкальной фирмы Л.Г. Адлера, расположенный в доме Шушпанова. Не правда ли, он огромен? Вспомним опять год его постройки и восхитимся работой наших строителей 19 века. Дом Игнатенко, это угловой дом на Николаевском переулке, через дорогу от сегодняшнего «Белого дома». Таким он был на границе 19 и 20 веков. И снова, «к сожалению». Этот дом так же нам не суждено увидеть вживую. Война 1940-х его у нас забрала. Дом Хазизова. Его тоже сегодня нет. Дырка между домами, это его место. На его месте сегодня 6-этажный послевоенный дом. А выглядел он, на мой взгляд, средненько. Три этажа, по высоте равные 2-этажным своим соседям, возможно, в годы постройки и выглядели солидно, но в предвоенное время, это уже было обветшавшее здание с надстройками наверху. Названный автором 1894 года дом Каялова, это далеко не то, что мы знаем сегодня по адресу на углу с Соборным переулком. Тот дом, что здесь стоит сегодня, будет построен только к 1909-му, а как место выглядело в конце прошлого века, можно лишь предполагать, рассматривая вот эту рекламу магазина часов. Почему его автор заметил, как один из выдающихся домов? Возможно, потому, что абсолютное большинство домов тех лет выглядели ещё проще. Домов Ткачёва и Мордовцева мы сегодня тоже не увидим. Ткачёвский, так же из-за войны и его возраста. В послевоенные годы в нём еще работала школа, но было решено его убрать. Так дом Ткачёва был изображен на коллективном фото выпускников Ростовского реального училища 1876 года. Потом он неоднократно ремонтировался, горел, ветшал и снова ремонтировался… Но как бы там не было… На одном из послевоенных зданий Большой Садовой сегодня висит памятная доска о том, что это было подворье Мордовцева. Глупо читать такое на почти современном здании. Реальный же вид фасадного дома Мордовцевых был вот таким: И опять недобрым словом нужно говорить о войне… И последний пакет лучших зданий от Чалхушьяна: « … на Таганрогском проспекте Бахчисарайцева, Троянкина и Шапошниковой, на Московской улице: Грибанова, Ильина, Гайрабетова; по Почтовой улице Башинского и масса других....». Дома на Таганрогском и Московской, читателям «Ростовберега» в основном знакомы. Это уже было и здесь , и здесь, и здесь и в других местах. Из всего названного, загадкой является дом Башинского на Почтовой. Есть некоторые основания предполагать, что сегодня это дом 96 по Станиславского, Но, пока это не твёрдо. Если говорить о знаковых зданиях Ростова, то вероятно стоит упомянуть ещё об одном доме, названном Чалхушьяном в «Исторической записке». Опираясь на городской план 1845 года, он называет городское здание первой ростовской городской думы: «Кирпичный двухэтажный дом, стоящий 10.000 руб. сер., выстроен в 1816 году на городской земле за 22.108 руб. ассиг. В верхнем его этаже помещаются магистрат с сиротским и словесным судами, Дума, квартирная комиссия и мещанская Управа». Если доверять старым печатным материалам, этот дом простоял 126 лет… Здание для города было настолько знаковым для города, что его потом ещё долго, до самых наших дней, продолжают путать с домом Максимова. А на доме Максимова сегодня висит самодельная «памятная доска» с кучей небылиц об этом доме, включая дату постройки … совсем другого здания, да и то, до излишне состаренную (1805 год). Была пора, когда в старой книге «Материалы для географии и статистики России. Екатеринославская губерния» за 1862 год, Ростов, описывался так: «Вид города с левой стороны Дона, от Батайской дороги, весьма живописен; у подошвы его — широкая река, покрытая сотнями судов; по 4-м спускам тянутся к ней бесконечные обозы и бесчисленные стада скота. На возвышении 8 церквей и ряды каменных домов и магазинов (особенно прибрежные) придают ему вид гораздо большей значительности, нежели какую он имеет, в самом деле. Напротив, когда подъезжаешь к Ростову с Таганрогской дороги, он кажется восемью или девятью деревнями, слитыми вместе, среди которых виднеются церкви и десятка два каменных, двухэтажных зданий…». Но прошло 12 лет и в ростовских «Ведомостях …» будет пропечатано постановление ростовской думы, положившее конец примитивному строительству в Ростове. Этим документом полностью запрещались любые постройки на центральных улицах и трёх главных проспектах, кроме каменных, крытых железом или черепицей. На всех второстепенных улицах Старого Города допускались постройки смешанного типа, но обязательно под несгораемыми крышами. Во всех остальных районах города могли быть разрешены любые постройки, кроме имеющих камышовые и соломенные крыши. На этом я заканчиваю своё описание важнейших и красивейших зданий города, хотя существуют и другие источники материалов, где показывались другие списки знаковых домов. Но я совершенно уверен в другом. Города Ростов и Нахичевань на Дону, это города, построенные за свои 200 с большим «хвостиком» лет, их жителями очень трудно и так, как позволяли им их средства и понимание комфорта и красоты. И ВСЕ дома старых городов, простые и вычурные, большие и маленькие, это наследие, доставшееся нам от них, от всей городской истории. Сейчас в городе стоит множество домов, объявленных объектами культурного наследия, которые кроме присвоения этого звания от города совершенно ничего не имеют. Они стоят в ожидании саморазрушения. Те дома, что ещё не выселены, но так же являются памятниками, по совершенно дурацкому закону, должны поддерживаться в жизнеспособном состоянии за счет тех жителей, что живут в них. Как-то не складно – памятник, он для всех, а расплачиваться только жильцам, особенно, если дом на всего несколько квартир. Давно уже «достало» бахвальство московского мера, расхваливающего то, как у них, за счет всей страны выполняются ремонты исторических построек. А наши командиры в это время лишь «тянут волынку» с принятием решений о том, какой может быть охранная зона исторической части города, откладывают на очередной год ремонт здания, определявшегося в музей истории города, да продолжают плодить бессмысленный список ОКН Ростова на Дону. Источники: личная коллекция исторических материалов и фото, подарки друзей, ГАРО, ВООПИК , Чалхушьян | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (04.11.2023) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1088 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | |
| |