Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Как рассказывали материалы официальной истории завода, его славный путь отсчитывает своё прошлое с 1890 г., когда образовался дуэт из господ Акимова и Григорьева, открывший в станице Аксайской кузнечную мастерскую по ремонту бричек и плугов, позже, к 1891 году, построивший на окраине города Нахичевань на Дону «Плугостроительный механический чугунно- и меднолитейный завод Акционерного завода «Аксай». На счету завода ранних лет существования была целая серия самой различной продукции, в т.ч. плуги одно- и двухлемешные, жатки, эксклюзивный плуг серии «ДТ» конструкции русского умельца и кузнеца Д.П.Тихонова. В 1904 г. в заводе уже существовали литейный, механический, кузнечный, жатвенный, модельный и малярный цеха. В 1913 г. завод выпустил 30.000 плугов и 8.000 жаток. Случались и попытки автомобилестроения. В 1915 г. объём продукции завода составил 6 млн.руб*. (*о стоимости рубля старых лет - на нём есть надпись утверждающая, что он содержит 17,424 доли чистого золота, 1 доля, по нашему - 0,0444 грамма. Итого, 1 рубль - 0,76 грамма золота. 6.000.000*0,76 = 4.540 кг.золота). 1916 – по заказу военного ведомства выстроены два железобетонных корпуса для выпуска военной продукции. Что там делали – загадка, но в 1918 г. здесь было собрано несколько бронеавтомобилей для добровольческой армии Юга России. После национализации в 1920 г. и хаоса первых лет советской власти, в 1923 г. завод стал «Красным Аксаем». В 1924 г. здесь окончательно победили царизм и переплавили не весть на что единственный ростовский памятник. Как обязательно водилось тогда, в 1933 г. на заводе побывал «всесоюзный староста» М.И.Калинин. В 1941 году производство продукции превысило уровень 1913 г. в 26 раз. На время войны, как и его сосед и коллега «Ростсельмаш», завод выехал на временное проживание в г. Ташкент. Дальше всё было как у всех – работа на оборону, возвращение на малую Родину, восстановление, мирная жизнь, визит на завод Н.С.Хрущёва, и просто, мирный труд…. И так до грустной эпохи Ельцина-Чубайса, в начале 90-х.... У завода, впрочем, как и у абсолютного большинства других случился тяжелый кризис и угасание. Впрочем, годы угасания иногда казалось бы, отступали и в этой агонии завод, решительно сменив профиль, изготавливал то первые в России отвёрточные авто, то даже автобусы для города Ростова. …однако прекратилась и агония, и после длительной и продолжительной болезни, завод почил. Наверное, многие поколения ростовчан, особенно долгое время проработавших здесь, а тем более, получивших от завода свои квартиры, ещё долго и с благодарностью будут вспоминать безвременно ушедший завод «Красный Аксай», он же исторический, просто «Аксай». В качестве небольшого комментария к некрологу сообщим некоторые подробности: Не знаю, куда позже отпочковался, или его отпочковали (?), г-н Акимов, но завод стал числиться только за В.М.Григорьевым, а так же за ещё несколькими его концессионерами, в т.ч. некто К.А.Питра и небезызвестный Д.И.Жученков. Потом отошел от дел (или его отодвинули) и он, основной пайщик, Григорьев. И похоже, действительно отодвинули, т.к. человек завод, в самом деле продал, но его новые владельцы, подозревая г-на Григорьева в возможной непорядочности стало буквально, открещиваться от него. (1901 г.) Григорьев же, действительно продолжал торговлю сельхозтехникой под своим собственным именем. Это, конечно, были перепродажи. Да и не скрывал ни чего Григорьев от публики. Он и сам на своих рекламах писал, что он уже не «Аксай»… (1901 г.) Завод продолжал жить и богатеть. Адрес самого завода, надеюсь всем ростовчанам знаком, а если раньше адресом своей конторы он называл арендованный ростовский адрес по Б.Садовой 118, (не обращайте внимания на вывеску с гробом, хотя это и есть то самое место – Б.Садовая 118. Через десяток лет здесь будет поставлено большое здание С.Петербургского банка, ставшее позже "Масло-сыром") то уже в 1903 г. на рекламе гордо звучит, «в собственном доме на Б.Садовой д.140». Без абсолютной уверенности, полагаю, это находилось здесь, в левой половине одноэтажки. Кстати, очень интересна в этом отношении вот эта реклама: Здесь указаны сразу оба, уже известных нам адреса. Твёрдо не знаю как это понимать (и там и там «контора»), но думаю, один из адресов, это контора завода, а второй, контора Акционерного Общества «Аксай». А как Вы, уважаемый читатель, думаете, где выполнено следующее фото? Нет, это не Ростов и даже не Нахичевань. Это Челябинск. Город главного склада фирмы для всего Урала и Сибири. Говорят, здесь в Челябинске сегодня стоит здание кинотеатра «Родина». Для руководства этим складом был послан нахичеванец, купец Аксёнов Григорий Яковлевич. Склад существовал с 1899 по 1917 год. И наконец последняя сегодня единичка информации: Помните, в самом начале жизнеописания завода было сказано, что крупную ставку на процветание завод сделал, поставив производство плугов конструкции русского мужика Дмитрия Павловича Титова? Почему-то, аж на 30-м году существования завода, Д.П.Титов был от имени Президиума Верховного Совета СССР награждён присвоением звания Героя Труда (а завод медалью) по результатам сельхозвыставки в Греции. Видно, при всех его огромных выпусках продукции, завод сам не удосужился создать достойной собственной. А памятником заводу, может быть, и ЕДИНСТВЕННЫМ на сегодня, останется вот эта штуковина из Аксайского музея «Таможенная застава». Памятник не «Красному», а тому самому, дореволюционному, первозданному заводу «Аксай». Источники: личный архив, интернет-библиотеки, собственное фото, музей "Таможенная застава" (Аксай) | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (16.09.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 5582 | Нравится: 0 | Комментарии: 7
| Теги: | |
Всего комментариев: 7 | |||
| |||