При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Успенская церковь
Как обещал некоторым своим знакомым, резюмирую всё известное мне по истории Успенской церкви, стоявшей некогда в г.Ростове на Дону на юго-западном углу пересечения нынешних Горького и Соборного (Сенной и Соборного). В ходе изложения размещены все известные виды самой церкви или города с её видами.
фото 1 Во второй половине 19 века в Ростове решают возобновить существование Успенского храма, ранее в нём существовавшего в территории Ростовской крепости, однако разобранного из-за ветхости основного материала (дерево). Руководствуясь соображениями приближения юбилейной даты благополучного 25-летнего царствования императора Александра II. И решено было заложить его на месте, на котором до 1865-го года стояла другая, сгоревшая церковь Всех Святых.
Новая Успенская церковь была заложена 27 июня 1880 года на собственные средства купца Ильи Степановича Шушпанова его сыном, потомственным почетным гражданином Гавриилом Ильичем. Церковь заложили на углу улицы Сенной (теперь улицы имени М.Горького) и Соборного переулка. Кстати, в 1896 г. Шушпанов Г.И. был так же попечителем и при Скорбященской церкви, при Андреевской в Муж.гимназии а так же и самой гимназии на Таганрогском. Проектировал Успенскую церковь архитектор Н. М. Соколов.
фото 3 Место закладки храма было удачно выбрано с символичной точки зрения: южную часть Соборного переулка к этому времени уже украшал храм Рождества Пресвятой Богородицы, а в северной части переулка теперь должен был появиться храм Успения Пресвятой Богородицы.
фото 4 По завершению строительства, через 9 лет с его начала, 2 декабря 1889 года состоялось освящение церкви. Это был пятиглавый храм с двухъярусной звонницей и притвором. В облике его соединялись формы позднего классицизма и декоративные мотивы русского зодчества. Кроме главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы в церкви было еще два придела: первый – во имя Архангела Гавриила, ангела – хранителя строителя храма, левый – во имя Пророчицы Анны.
фото 5 В интерьере церкви были многочисленные росписи, иконостас имел богатую мозаичную отделку. Реликвией церкви была икона в память о спасении жизни Государя Императора Александра III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года.
фото 6 В 1902 году около церкви строится одноэтажное здание церковно – приходской школы. После революции в 1928 году городскими властями Успенская церковь передается старообрядческой общине, а в 1930-м принимается решение о ее ликвидации как храма.
фото 7
фото 8
На иллюстрациях: фото 1 - пожалуй самое распространённое "классическое" изображение Успенской церкви, сделанное фотографом Петрыковским Валерием Фомичем, работавшим в Ростове в 4-й четверти 19 века...начале 20 века. Само фото, предположительно 1880-90-х годов. Оно было размещено в известном фотоальбоме города и стало основой для многих других отображений её в различных материалах, что ниже будет видно; фото 3 - то же фото в гораздо лучшем разрешении; фото 4 - вид на северную сторону города, предположительно с верхних этажей красивейшей гостинницы конца 19 - нач. 20-го века с наименованием "Гранд-Отель". Фото так же 1880-90-х годов; фото 5 - открытка конца 19 века (подобная известна, как прошедшая почту в 1899 году) с изображением видовых объектов города, включая Успенскую церковь в раскрашенном изображении; фото 6 - открытка 1902 года с уже известным изображением; фото 7 - открытка 1902 года со строящимся собором Александра Невского и Успенской церковью на его фоне (левая часть кадра); фото 8 - открытка 1910-х гг. опять с цветным изображением.
Немного добавлений - В 1894 году в церкви служили - настоятель церкви священик Молчанов Константин Алексеевич, и св-к Попов Никанор Игнатьевич, Дьяк Троицкий Алексей. В 1914 году служили - настоятель церкви священик Молчанов, псаломщик Гвоздовенко Петр, церк. староста Андреев Спиридон. Попечителем приходской школы при Успенской церкви был Яков Семенович Кушнарев - бывший владелец собственной табачной фабрики, а позже один из совладельцев акционерного общества "табачная фабрика Асмолова". Здание церковной школы, хоть и сохранилось, но сейчас трудно понять в стенах какого из сегодняшних домов она находилась тогда. Дело в том, что в справочниках о недвижимости тех лет это здание отдельно не выделялось, т.к. было частью церковного подворья. В нашей среде есть разные мнения по этому поводу - в частности как вариант это перестроенное 2-х этажное здание по Соборному, второе от угла с Пушкинской, и ещё вариант - совсем маленькое одноэтажное, самое последнее, стоящее перед территорией, застроенной большими домами поздней застройки. Домик используется УВД.
И в заключение - статья объединяет в себе коллективный труд мой и моих товарищей, согласившихся поучаствовать в этой работе и словом и делом - Михаил (mishail_k) и Андреем (Stanichnik), а так же использованы интернет страницы сайтов: http://www.temernik.ru/ http://ivanov1.livejournal.com/191085.html. За что всем выражаю признательность. Материалы статьи, думается в ближайшее время пополнятся ещё некоторой информацией, поэтому заинтересованных, приглашаю сюда ещё не раз заглянуть.
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Aleх272 (01.11.2010)
| Автор: alex272, mishail_k, Stanichnik
Это точно, что информация может пополняться. Со временем открываются все новые и новые факты. Меня всегда интересует, почему на таких фото, как, например 3, церковь стоит одна-одинёшенька, как на пустыре. Ведь, если посмотреть на фото 4 и 7, то можно увидеть, что застройка вокруг довольно-таки плотная.
А судя по списками недвижимости, это место и застраивалось. Трудно представить как располагались дома, но был дом Рыжкова И.А. по Соборному 29, он же Сенная 94. Правда сама Успенская была Соборный 31 и Сенная 96. Как буд-то с Соборного и Сенной этот дом выгораживал Успенскую. Были и ещё 2 дома по стороне Сенной между ж.д. училищем и Успенской. Кстати, Лена Вам информация - 1915 год. Угловой дом от Пушкинской по Соборному 25 и 27 (видимо сдвоенный, который стоит и сегодня, этопохоже и по соотношению цен домов) был записан за Чернявским Иваном Федоровичем. А здание школы при Успенской адресно не выделено.
Официальная справка о церкви: "Успенская церковь, каменная с такою же колокольней, обнесена железною оградой, построена в 1880-89 гг. усердием потомственного почетного гражданина Гавриила Ильича Шушпанова, трехпрестольная: главный - в память Успния Божией Матери, приделы: правый - во имя Архангела Гавриила, левый - во имя пророчицы Анны. В приходе есть часовня во имя св.Николая, приписанная к архиерейскому дому. Церковно-приходское попечительство открыто в 1900-м году. При ней церковно-приходская школа".
На прошлой неделе при реконструкции трамвайных путей возле этого места нашли старые захоронения (об этом кто-то сообщал на Темернике). И вот, похоже, новая находка. Вчера вечером стояла толпа людей, милиция, Кожин. Опять что-то раскопали. Сегодня заглянула - пара ниш выложенных кирпичом, похоже на склепы. А содержимое, видимо вчера вывезли. Среди любопытствующих стояла женщина, она рассказала, что работает в противочумном (это напротив, через Горького), и она помнит, как 20 лет назад при строительстве тоже что-то находили, но куда тогда дели находку - не знает.
Гробов было 2. Событие в самом деле было, но комментарии к нему самые разные. Истина же в том, что решение о постройке здесь церкви было принято т.к. здесь образовался пустырь, на котором строить что то бытовое или коммерческое было грехом (категория не из сегодняшней жизни). В постановлении Городской Думы о постройке есть примерно такие слова: "разрешить постройку церкви НА МЕСТЕ БЫВШЕГО СТАРОГО ГОРОДСКОГО КЛАДБИЩА. Само кладбище здесь прорисовано было и на самых старых ростовских городских планах. Однако, ко дню постройки церкви, оно, как выходит, было уже БЫВШИМ. Сохранность вырытых гробов была очень хорошей, а захоронены они были не просто в землю, а в кирпичные колодцы, что заставляет думать, что до перекрытия дороги асфальтом (брусчаткой) здесь был склеп и конечно же крыша. Т.е. это не было сверх древнее захоронение, а лежали здесь, в самом деле, скорее всего служители Успенской церкви, которых, как известно "коллеги" хоронят в черте города, не взирая ни на какие санитарные нормы и прочее. Поэтому могилы эти могли быть периода от 1880-х до 1920 года. Возможно и более позднее, но это уже вряд ли... Кстати, не факт, что именно служители. Это могли быть и попечители церкви, в т.ч. и супруги Шушпановы
Краткая рекогносцировка по месту раскопок: 1. Место раскопа - проезжая часть ул. Горького, напротив бывш.гимназии Степанова
Кстати, при этих работах срезали много деревьев и хорошо раскрылись для фотосъёмок, закрытые ими раньше многие здания, начиная ещё от бывшей торговой школы (корпус РГУ сегодня) и почти до Будённовского. 2. Остатки склепа и какие-то "учёные мужи", вероятно, обсуждающие что же делать дальше?
3. Самое основное:
Это фото не моё. Я прибыл туда существенно позже. А фото мне выслала Дара, которой в свою очередь его презентовала её знакомая (Спасибо ей).
Тогда точно захоронения конца 18-го века. Захоронения прямо по проезжей части Соборного и Горького!!! Захоронения могли здесь появится только до появления улицы Горького (Сенной) и Соборного на плане города (в этой его части). А появились они в начале 18-го века. На карте 1811 года они в этой части города уже обозначены. А в конце 19-го века в центре улицы на проезжей части никак уже не могли хоронить людей!
Ой сомневаюсь я за сохранность досок при таком возрасте. А ведь они даже не потемнели. Я думаю, что просто ширина дороги здесь была другая. А потом, здесь же, на фото Петрыковского (1880-е), за церковью вообще пусто (нет ни чего крупного). Думаю, что контуры улицы были достаточно условны.
А что им (доскам) будет??? Если ничего не располагает к гниению! И дольше сундуки лежат в земле и доски и ничего! Тем более защищены кирпичом! Сверху от поверхностных вод были закрыты в том покрытием мостовой. Снизу до грунтовых вод далеко...
Миша, то, что выложено на Темере не вполне объективно. Там разный масштаб и линии границ улиц на фото и на карте не совпадают. Но думаю, что важно другое. Прицерковные захоронения не располагались далеко от своих стен и к месту сегодняшнего склепа ближе всё же была бы Успенская. Про доски - поводов для гниения досок всегда больше чем достаточно. Первый из факторов, это сами разлагающиеся тела. Далее, когда даже стоял склеп, вокруг был обычный грунт, с его постоянной возможностью напитаться влагой от дождей и тающего снега. А по настоящему законсервировать всё могло только сплошное дорожное покрытие, т.е именно дорога. Поэтому я и считаю, что месту не столько много лет. Кстати и формат кирпича не из самых старых. Жаль только, что то, что видно из кирпича, не имеет клейм. Я так думаю, что если гробы будут вскрыты, то их содержимое лучше всего пояснит о датировке захоронения. А пока за версию того, что это всё же конец 19-го, то, что заявляют о захоронениях попа и его супруги.
И ещё. На сайте есть вот здесь панорама города, снятая с Успенской, возраст которой, не исключено близок к возрасту захоронений. Виден пустырь бывшего кладбища, видна широкая проезжая часть по Пушкинской и "куцая застройка между самой Пушкинской и Церковным двором. А это сторона города, которая, хоть не несколько метров, а всё же к центру ближе. Сзади, надо думать, всё ещё свободнее. Границ проезжей части улицы настолько нет, что с Семашко колея пролегла к Соборному в направлении Успенской вообще диагонально. Это к тому, почему захоронения оказались на территории, которая сегодня является проезжей частью.
Надеюсь, что нас (общественность) известят об исследовании гробов, если таковое будет предпринято. И тогда одна из версий подтвердится. От себя же добавлю несколько фраз. Наслоение на Темернике выполнено для идентификации улиц на плане 1811 года и соответственно отслеживания границ старого кладбища относительно кварталов. С этой задачей наслоение справилось на 100 %. И мы видим, что найденные захоронения попадают в границы старого кладбища. Ну а второе это вопрос к тебе, Саша. Вот скажи - какой человек в конце 19-го века, зная, что еще на плане 1811 года пер. Соборный и ул.Сенная были нанесены так-то и так-то, решит хоронить своих родственников прямо на (допустим еще не существующей) предполагаемой улице (практически по центру)? Т.е. этот человек (м.б. представители церкви), зная о том, что в каком-то обозримом будущем, надгробия склепов снесут и по могилам будут топать лошади и ходить люди, тем не менее строит склеп и захоранивает там усопших. А спустя какие-то 15-20 лет (если плясать от 1880-х) здесь уже реальная улица и прийти на могилу нет никакой возможности!!!
Про "какой человек", конечно, ни какой. Но ведь и хоронили тогда, когда интересы церкви были непоколебимы. И ни кто не смог бы покуситься на её территорию в то время. Кто ж знал о пришествии советской власти? Естественно, это всё лишь логические цепочки, которые, возможно, вообще ни чего под собой не несут. Посмотрим. Давай в самом деле дождёмся официальной информации.
А при чем тут Советская власть??????? Ты хочешь сказать , что все карты до 1920 года по Ростову с обозначением улицы Сенной (Горького) это липа? И на самом деле там не было улицы, а была церковная территория??? Я еще добавлю, что и гимназию Степанова строили на кладбище и еще много чего при царе строили на старом кладбище.
Тебе, Саша, в Ростове конечно видней, но по тем фото и видеоматериалам, которые есть в сети я могу сделать вывод, что захоронения обнаружены за пределами контура церковной земли, что на карте выше. И именно поэтому рассматривал вариант с территорией старого кладбища.
Вобщем-то трудно судить, на сколько на самом деле отступала церковная территория от красной линии, и если опираться на то, что это захоронение священника, то скорей всего оно могло находиться именно в пределах храма. Нашла Дон-тр-ровский сюжет. Помимо найденных склепов, встречается много останков. Это как раз бывшее кладбище.
Я к сожалению, изначально не смотрел телесюжет, а теперь, спасибо Лена, всё разрешается. Киносюжет из Дон-ТР, 100%-но показал, что захоронения из склепа, это могилы границы 19 и 20 веков. В 18-м и до половины 19 века в России, во всяком случае здесь, на юге, не было культуры клеймения кирпича. Кирпич с клеймом, это условно, от начала 4-й четверти века, а столь качественное клеймо, это практически, граница веков. Заявляю об этом совершенно уверенно.
Глубокоуважаемый Алекс! Кирпичи с клеймами взяты не из "склепов", а из кладки, связанной с остатками фундамента Успенской церкви для презента Кожину - телевизор, по своему обыкновению, просто показал красивую картинку. Про "склепы" вкратце (пока) написано здесь http://vk.com/wall11593436_181
Кирпичи же со "склепов" клейм не имеют, "склепы" перекрыты дореволюционной булыжной мостовой, "склепы" (в отличие от Успенской церкви) при сооружении не разрушили ни одно погребение "2-го старого кладбища" и, наконец, детали оформления священнического гроба, по мнению представителей епархии, характерны для относительно ранних (для Ростова) времен.
El Diablo, спасибо за то, что обратили на наш сйт внимание. Что я могу сказать по этому поводу? Ответьте на мои вопросы - о гвоздях, о качестве леса и если возможно о сорте дерева. Было бы интересно увидеть серьёзное мнение знатоков о священических одеяниях и качестве их тканей, о традициях изготовления гробов в разное время. Я не спорю, просто высказываюсь обо всём, сообразно собственной логике и имеющейся информации. Я принял быи ту версию, что это в самом деле 18-й век, если бы видел к тому более убедительные доводы. Могу принять и то, что это захоронение средних времён между закрытием старого кладбища и открытием новой церкви, но всё таки, попов хоронят при церкви. А старая церковь отсюда была не близко, а Успенкая, совсем рядом. Наверное, не стоит торопить события, а нужно дождаться авторитетных комментариев без эмоций.
1. Про гвозди. Доступных для изучения гвоздей мне не досталось - крышки обоих гробов не были прибиты (что еще раз косвенно говорит в пользу принадлежности этих захоронений к заалтарным погребениям церкви всех Святых. Впрочем, там много чего говорит). По сведениям полученным от представителя епархии, сооружение подобных заалтарных саркофагов и неприбитые крышки гроба предназначались для позднейшего вскрытия и выявления процессов "омоществления", если можно так выразится. В других захоронениях по соседству ( не в непосредственой близи "склепов", но, в том числе, южнее их. Всего при строительстве разрушено ок. 15 могил) гвозди и формы гробов находят прямые параллели с материалами "старого кладбища №1", верхняя дата которого безусловно относится к середине 1771 года. 32. Про доски (и прочую органику) написано у меня на стене. А вот про локализацию церковного здания 18 века вопрос интересный - дело в том, что я сам до последнего опирался на локализацию, базирующуюся на перспективном (подчеркиваю!) плане 1811 г. Забыв об азбучной истине - топографические отметки часто носят условный характер (та же карта 1811 г. (да и последующих годов) помещает Никольскую церковь (Халтуринский-Социалистическая-Серафимовича) чуть ли на середину квартала, однако мои раскопки участка некрополя Темерницкого городища 2006 года продемонстрировали остатки фундамента Никольской церкви в почти полном несоответствии с мелкомасштабными дореволюционными картами Так что то, что гуляет пока еще по Сети про расположение здание Всехсвятской церкви - это заблуждение, к распространению которого и я приложил руку. Каюсь Кроме того, есть еще некоторые моменты (пока не оглашаемые), которые позволяют с практически полной уверенностью атрибутировать данные "склепы" в качестве внутреннего убранства церкви Всех Святых. Единственное, что может поломать столь красивую версию - нательные крестики конкретно этих погребенных. К сожалению, бегло проглядев покойных, я крестиков не обнаружил. Кроме того, материалы "старого кладбища №1" показывают, что нательные крестики отсутствуют у почти половины захороненных (а там речь идет не о двух-трех, но о паре сотен погребенных). Оформление гроба (восьмиконечный крест с копьем и тростью) не характерно для поздних захоронений священнослужителей (мнение представителей епархии)
Спасибо, это солидно. На сколько я понимаю, Вы не наблюдатель, а участник событий? Если да, пожалуйста, чиркните мне хоть пустое письмо на почте сайта. Это для того, что бы мы могли потом обменяться личными электронными адресами и поговорить вне рамок статьи. Почту сайта Вы найдёте здесь . "Написать личное сообщение".