При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Университетский 131а - Крестовоздвиженская церковь
Вот только на днях Станичник выходил с предложением пройтись по местам бывших городских кладбищ, а тут внезапно нашлась некоторая информация, от которой цепочка сама привела к этой теме. В конце 19 века на одном из заседаний городской думы единогласно было принято постановление:
(Ведомости Ростовской на Дону городской Управы, 1899 апрель 18-е). В списке газеты тот самый Епифанов, работа по поиску материалов о котором и привела к этой теме. В ведении думы было не одно кладбище (второе «Новопоселенское» – это то, что было по Доломановскому – Никольскому, севернее Скобелевской) и дума не формально исполняла свои обязанности. В составе думских комиссий постоянно существовала комиссия по обустройству городских кладбищ. Тринадцатью годами ранее, в 1886 г. дума подводила итоги своим первым шагам в преддверие всех дел по благоустройству городского кладбища. Работы начинались не малые: Собрано пожертвований от частных лиц, а так же принято от граждан за места для погребений – более 7.300 рублей; материальные пожертвования в виде стройматериалов для устройства ограды кладбища: кирпич – 12.000 шт., известь – 50 четвертей (не знаю сколько это ) и песок – 20 возов. Подводились итоги и по расходам, в числе которых – деревья и кусты для посадок на территории, работы по их посадке и поливу, устройство скамеек, обустройство палисадников, ремонт дома смотрителя, заработная плата каменщикам, малярам и прочим… В итоге всех дел, получилось вот, что:
«Покровское городское кладбище». Так оно называлось. Название кладбища – не ошибка. Дело в том, что Покровская церковь была единственной в этом районе города при основании кладбища и все так называемые "требы" производились в ней. Кладбище, которого сегодня нет закрыто было после войны (по одному из источников в начале 30-х). Крестовоздвиженская церковь в первом, деревянном варианте, говорят, появилась здесь 1842 году, хотя ни каких официальных свидетельств тому автору не известно (была ли она вообще?). В 1898 г. на средства купцов Сафоновых (ему так же выражалась благодарность думы в 1899 году) строят большую каменную. Церковь просуществовала до 1935 г. Это было время, когда потерпели крушение большинство ростовских церквей. Были разрушены огромная церковь (собор) Александра Невского, уникальной красоты Покровская, Казанская, Никольская, … Какая немного раньше, какая позже, какая была полностью разрушена, какая перепрофилирована под утилитарные нужды. У каждой сложилась своя судьба. В конце тридцатых полуразрушенный храм начинают перестраивать в крематорий. Не закончили. На аэрофотопанораме города мы уже видим силуэт гораздо больший, чем ранее обозначенный на карте 17-го года (предыдущий снимок).
После войны кладбище ликвидировали. Недостроенное здание крематория приспособили под общежитие в котором хорошо сохранились церковные подвалы.
Двор этого здания во второй половине 1970-х. Здесь располагался детский сад «Крепыши». Фото предоставлено одним из обитателей дет.сада. Как долго он там существовал пока не знаю, но в телефонном справочнике 1982 года таковой не значится, а имя «Крепыш» перекочевало в детские ясли №38 на Островского 36. В доме располагается какая то коммунальная организация, и похоже как и планировали предыдущие реформаторы, общежитие.
Сегодня, здесь уже вообще ни что не напоминает об истории этого места:
Кругом частные и общественные постройки. Здесь ростовская штаб-квартира МТС, Ростсельхознадзор, школа и другие организации. Основная масса построек, в основном последних 2 … 3-х десятилетий.
Ну вот появилось и хотя бы рисованное изображение церкви: Крестовоздвиженский храм на Покровском кладбище. Рисунок-реконструкция Л.Ф. Волошиновой из книги Е.И. Малаховского " Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие"
Источники: ДГПБ; личный архив, личное фото семейства Студеникиных.
Небольшое изобразительное дополнение к материалу. Крестовоздвиженская церковь являясь окраинной для города, наверное мало попадала в объективы городских фотографов, однако сейчас, по прошествии уже 10 лет, после выхода этой статьи, помещаю два дополнительных, хотя и "не очень", по качеству изображения. Оба, это открытки с видами города ранних тиражей, условно, 1901...1902 годов. На первой она выглядывает ещё в недостроенном виде (а может быть, колокольни просто не видим из-за обреза кадра) из-за стены городского дома трудолюбия
И второе, очень размытое, так как это изображение, можно сказать "на горизонте", с фото, выполненного с высоты строящейся церкви Александра Невского на Новом базаре Ростова.
Очень неожиданно. Алекс обещал сюрприз, поинтересовавшись снимками детского сада, в который я ходила. Вот так сюрприз! Значит я провела несколько лет в бывших церковных стенах. А на прогулках мы ходили по кладбищенской территории. И становится объяснимым одно детское воспоминание. Мы с подругой часто во время прогулки забирались в дальний угол детсадовского двора и смотрели в щель забора. А там простиралось огромное поле (может и не такое огромное, а всего лишь небольшой пустырь, но детское восприятие все преувеличивает), на котором стояли какие-то вышки-антенны (или что-то на них похожее). Было как-то не по себе, страшновато, но место то почему-то притягивало, казалось там, за забором чужой, непонятный, фантастический мир. Уже будучи взрослой, глядя на современную карту, я не могла понять, где я могла увидеть поле, если там плотная застройка и списала все на детское воображение. Но взглянув на военную карту Алекса, подумала - а может тогда, в 70-х там еще, действительно, был пустырь. И мы с подругой, глядя в щелку в заборе, смотрели на бывшее кладбище.
Я сам не ожидал возникновения этой темы ещё несколько часов назад. Сама появилась. Даже сам не знаю чего здесь больше - судьбы церквей складывались самыми разными. Если не считать сломанных, то из мне известного только Старообрядческая была сделана промышленным предприятием. Какие-то хранили зерно, на месте другой построили школу, на этой вот побыл, хотя бы не долго садик. Советское время было тем и характерно, что ЛОМАЛИ. Но на большинстве мест всётаки появлялись объекты ДОБРОГО назначения. Это не оправдание событий. Просто такая заметка. Но ведь были и такие, как описано в примечании к статье о Пустовойтовых! Абсолютно отмороженные люди.
В связи с появление этой статьи, есть повод задать вопрос, который меня давно волнует. Что означает «ликвидация кладбища»? Останки были перезахоронены на другом кладбище? Вряд ли. Ни чего об этом неизвестно. Останки вырыли и вывезли на свалку? Не верю. Все таки мы люди, при любом режиме. Останки до сих пор лежат там? Прямо между жилыми домами? Вероятно, хоть и жутко.
Думаю, что почти однозначно так. Слышал косвенно, что когда строили офис МТС, вырыли не однц могилу. А вспомнить про Новопоселенковское кладбище? Я был ещё совсем пацаном, жившим в Батайске, когда строили Дворец спорта. До меня там в ту пору доходили слухи о том, что при строительстве сплошь разрывали могилы, правда молва вероятно, что бы "обелить" действия властей, говорила, что там было старое еврейское кладбище, от чего, видимо нужно было вздохнуть спокойно и сказать себе "ну тогда ладно". Кстати, на темернике был комментарий к очень солидной стелле на захоронении Мордовцевых на Братском кладбище, что она стояла раньше на том самом кладбище у Дворца спорта и её, наверное единственную перевезли сюда при ликвидации того кладбища.
Для меня тема этой церкви и этого кладбища была открыта оч. давно....Сначала когда супруга рассказала то, как когда пристраивали к школе №53 спортзал, то очень много черепов и костей находили при устройстве фундамента. Затем, когда антенное поле стали застраивать коттеджами, и в конце 90-х мой товарищ проектировал один из них, то при откопке котлована произошло то-же самое. Ну и последняя это когда мы рассматривали квартиры на приобретение, и в пятиэтажке, которые стоят по диагонали к Лермонтовской был вариант. Так чтобы понять за кладбищем они стоят или в его пределах, я в 2004 году наслаивал карты дореволюционные и Гугла и понял во что превратилась церковь, и что пятиэтажки тоже стоят на могилах.....
с годом я напутал... :-) наверно в 2005 году наслаивал карты... там в этом районе в чем прелесть, что как будто центр, но машины не мотаются т.к. тупик по Лермонтовской, по утрам песни солдатиков из полка связи приятно послушать с плаца! :-)
да я не спорю! :-) там район по своему хорош! по утрам солдатики раньше пели маршевые песни с полка связи! , и вроде центр, а машины не мотаются т.к. тупик по Лермонтовской, да и Вавилон рядом, чтобы затовариться.
Да уж, я второй день под впечатлением. Одно дело, когда это просто событие или факт не касающийся тебя лично, а другое - когда оно связано с тобой, твоими воспоминаниями, пусть и было это давно. Жутковато. А с антенным полем, значит, я ничего не напутула и не нафантазировала? Оно было?
Я эту тему для себя открыл в середине 90-х, когда стали появляться на свет старые карты. Возникает еще вот какой вопрос: На аэросъемке, Покровское кладбище все перечерчено тропинками, крест на крест. Тропинки выглядят очень естественно, но это совершенно не характерно для кладбищ. Может быть его территорию заранее очистили от надгробий, для каких то целей. Вот Братское выглядит как кладбище. Но по Братскому другой вопрос: Если оно уже в тридцатых занимало всю площадь, а сегодня там послевоенные могилы, то как это объяснить?
Лена, так что, не стоило выкладывать материал? Андрей - Я упомянул, что по одному из источников, его закрыли в начале 30-х. Видимо, дорожки по территории кладбища - это и есть подтверждение этого источника. В письме вдовы Епифанова к дочери (его похоронили в 22-м), она высказывает сожаление о том, что не придется всем быть похоронеными вместе, т.к. кладбище находящееся не подалёку от дома решено закрыть. А ведь оно и было не далеко - в конце улицы на которой они жили. Это, вероятно и отчасти опровергает то, что церковь до войны перестраивали под крематорий. Вероятно, это лишь было поводом к её закрытию. Более того, на территории кладбища не просто дорожки, а совершенно чистое поле в промежутках между ними. Всё уже ликвидировано. На фото нормального кладбища была пестрота от обелисков, оград, кустов и прочего. Помните? В 1880-х там высаживали кусты и деревья и скамейки ставили. Кстати, на том же аэрофото Братское кладбище смотрится гораздо естественнее. Как бархатное от кустов.
Немного официальная справка из старого справочника: "Крестовоздвиженская церковь, каменная с таой же колокольней, однопрестольная, церковь и кладбище обнесены каменной оградой, начата постройкой в 1896 году Ростовским купцом Матвеем Ивановым Сафоновым, а окончена в 1898 г. сыном Сафонова Иваном Матвеевым. При ней женская церковно-приходская школа, дом священника. Псаломщику положено квартирное пособие 100 руб."
Честно сказать, не знаю. Скорее всего, это произошло стихийно. То кладбище, что было при дворце Спорта, уже было переполнено и ожидало закрытия. Братское появилось в начале 20-го в. Вот так, вероятно и пошло. Возможно, их хоронили своим каким-то пятном на плане кладбища, может быть и разрознено. Не знаю, конечно, но думаю, что это не главное. По сути старообрядцы, это православные люди и их представителей не должно было смущать захоронение своих представителей в эту землю. А обряд при этом, наверное же исполнялся уже по собственному обычаю. Да и разнообразие течений старообрядцев не позволяет даже предполагать, что в городе могло быть кроме общих городских, по меньшей мере, ещё 2 кладбища.
Знаю, что в ст. Аксайской старообрядцев хоронили отдельно, на отдельном кладбище, либо на Кобяковке. По Ростову встречала не раз, что хоронили на Покровском кладбище. Видимо, в городе было не принципиально..
Возможно. Во всяком случае, когда в городе были еврейское и магометанское отдельные кладбища, это называлось не "христианское" или ещё какое либо, а просто "городское".
Не могу утверждать в отношении строгого обряда по захоронению умерших старообрядцев в Ростове на специально выделенных кладбищах, но могу свидетельствовать по 50-60-м годам, что в станице Манычской (51 км вверх по Дону), где число старообрядцев было наибольшим на Нижнем Дону, этот обряд строго соблюдался. В станице (!) было два кладбища, в том числе одно из них старообрядческое, и на нём осуществлялись погребения только старообрядцев.
Многих сбило с толку утверждение автора, что "После войны кладбище ликвидировали". А что, 1945-1932=целых 13 лет разницы. И всего-то. Спустя 10 лет попробую ответить на вопрос одного из них, под ником Stanichnik. Моего прадеда похоронили недалеко от церкви в 1930 году. В 1932 году кладбище для захоронения было закрыто. Людям объявили об его ликвидации. И все, кто хотел, перезахоранивали своих на другие кладбища. В нашем случае прадеда перехоронили на Братское. После чего все бесхозные захоронения попадающие под фундамент крематория, школы и других появляющихся зданий экгумировали и захоронили в братской могиле на этой же территории. Так что многие остались лежать там, в некоторых местах в очень массовом количестве. В 1938 году, на краю кладбища, уже открыла свои двери новая школа №80. Любимым занятием школяров было копнуть чрево, достать мощи и гонять ими своих одноклассниц.
Н.А. Панин был одним из попечителей Покровского центрального городского кладбища (ныне уничтоженного), где был отдельный участок для погребения старообрядцев. В ведомостях Ростовской н/Д городской Управы за 1899 год выражается благодарность попечителям, в т.ч. и Панину, «за их труды и материальные жертвы по сооружению и благоустройству Кресто-воздвиженской церкви». Возможно, что платой за выделение властями Ростова н/Д отдельного «старообрядческого» участка на гор. кладбище было, как раз, жертвование на этот храм для лиц господствующего вероисповедания. Николай Алексеевич внес большой вклад в деятельность Всероссийского Братства в честь святителя Николы, которое многие годы являлось руководящим органом для общин Древлеправославной Церкви. Вместе с нижегородским промышленником Н.А. Бугровым он на протяжении ряда лет финансировал деятельность Совета Братства. Совет существовал фактически исключительно на их пожертвования. На III Всероссийском Съезде в благодарность за горячее участие и щедрые пожертвования Н.А. Панин избирается пожизненным почетным членом Совета Братства. В 1910 году Николай Алексеевич от лица своего согласия участвовал в депутации к Императору Николаю II с благодарностью Государю «за милостивые указы для старообрядчества – от 17 апреля 1905 года и 17 октября 1906 года и просить не отменять их». Плоды попечения Н.А. Панина о ростовских староверах оставили и свой материальный след в истории. Принадлежав к общине древлеправославных христиан, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, он, на свои пожертвования в 1912-1913 годы на Канкринской улице воздвиг кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По распространённой исторической версии, церковь возводилась по проекту столичного академика архитектора В.А. Покровского. При храме был построен и дом для священника и причта на ул. Канкринская, №39 (см. фото выше) с богадельней в соседнем доме на Воронцовской улице. https://izdrevle.ru/panin_nikolaj_alekseevich
Александр, подскажите, пожалуйста, - а Крестовоздвиженский монастырь это что-то другое, или по местоположению один и тот же объект с церковью? Спрашиваю потому, что листая «Весь Ростов н/Д и Нахичевань за 1913 год» наткнулся в конце раздела по Нахичевани, в столбце 84 адресного перечня, указание на то, что мой прадед Козьма Савин владел участком при Крестовоздвиженском монастыре.
Вот и хотелось понять - у «какого черта на куличках» прадед тогда землицу прикупил.
Добрый день, Михаил. Да, конечно, это разные вещи. Церковь, это одна из многих, Екатеринославской епархии, ростовская. А Крестовоздвиженский монастырь, это армянская, точнее сказать Бессарабско-армянская церковь и монастырь был построен в рамках её. Сегодня от него осталась лишь церковь, известная под именем "Сурб-хач", стоящая на Северном. Ну и последнее, что можно сказать, многие (особенно апологеты армянской церкви, да и Нахичевани вообще), считают эту церковь старейшим сооружением нашего города, относя её постройку к 18 веку. Но существует несколько тому свидетельств, что это не так. Пока нет твердых подтверждений, считаю её постройкой 1860-х. А ростовская Крестовоздвиженская, это, как здесь сказано, конец 19 века.
Но вот не могу понять - а что влекло ростовчан 110 лет назад брать участки под дачи у черта на куличках (ведь Сурб-Хач) от Соляного спуска, где был домик прадеда, минимум в 10 км). Ведь гораздо ближе были огромные массивы неосвоенных земель. Может, наличие воды ( Темерник) все решало?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]