При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Сурб-хач и его родник.
Еще в 1988 объединением «Спецреставрация» был разработан проект реставрации «б.церкви монастыря «Сурб-Хач» памятника архитектуры 18 века».
Несмотря на такое название проекта, в разделе исторической справки альбома, особо подчеркнуто, что церковь монастыря не имеет отношения к 18 веку. Заголовок альбома построен очень хитро. Вероятно, слова о 18-м веке здесь имеют отношение к самому монастырю, да и просто называют самую старую дату основания монастыря, что называется, для придания солидности всему комплексу. Но в тексте сборника четко и однозначно, с соответствующими подтверждениями, сказано, что постройка существующего сегодня здания церкви началась после 1862 года. Да оно и вполне логично. Армяне только-только прибыли на Дон. Мы знаем, как выглядел монастырь Сурб-Хач крымский. Сплошные камни. Здесь, на Новом месте, ещё не построен город, нет кирпичного производства, столярка, в том числе, застеклённая и металлические ворота и двери, огромный купол, крытый металлом – как они могли появиться на голом месте? Я уважаю работы, выполнявшиеся под руководством архитектора-реставратора Солнышкина. Это, пожалуй, самый ранний авторитет в деле исторического поиска. Да, есть и в его работах ошибки, но как можно без них? В то время, когда предприятие начинало работу, ещё не было доступа к тем богатейшим базам, что мы сегодня имеем. Не было электронных ресурсов, а о существовании книг редкого фонда многие ли тогда знали? Самое заметное число «косячков» попадается в «Проекте охранных зон, 1993 года», но при всём том, что выше сказано, это колоссальный сборник информации. Я сейчас сказал об ошибке в работе «Спецреставрации» здесь, в отношении Сурб-хача. Я вижу такую, но не в отношении самого монастыря. Вопрос касается, так называемой, каптажной надстройки на роднике у подножия холма с монастырём. Проектировщики, ошибочно его так же относят к 1862-му.
Впрочем, пройдя по показанной ссылке №16, мы видим, что ошибка эта не «Спецреставрации», а Халпахчьяна, написавшего ещё раньше книгу об архитектуре Нахичевани.
Что же было на самом деле? Наиболее раннее упоминание о постройке над родником встречается в газетной заметке от августа 1898 года. Вот она:
Что мы здесь читаем? Во-первых, конечно, что аферист-садовник, господин Ованес, построил нечто в стиле часовни на прежде, совершенно ПУСТОМ месте. А во-вторых, тогда не ставили штампиков «Самозастрой» и по существовавшим в те годы законам, эта надстройка над родником должна была подлежать уничтожению. Похоже, всё так и было. На сайте «Госкаталог.ру» выложено фото надстройки родника от 1901 года.
Здесь совсем другое. Это уже не «подобие часовни», но ещё и не надстройка, стоящая там сегодня. То есть, власти просто соорудили простейшее защитное сооружение над родником. Известные обзорные фото, которые кочуют по «сетям», и на котором изображена сегодняшняя надстройка, обычно датируют 1910-м годом.
Это, разумеется, не от знания, а условная датировка, которую сейчас мы постараемся уточнить. На фото ещё стоит колокольня, которая, как пишут, будет разрушена попаданием молнии в 1935 году. Кругом пустырь и коровьи пастбища. К сожалению, все варианты фото, что доступны в «сетях», довольно низкого качества и разрешения, излишне тёмные. Поэтому мы не можем рассмотреть одежды людей, которые попадают в кадр. Но не будем во всём сомневаться. Монастырь, внешне в полном порядке. Ни совхоза, ни детских колоний в нём ещё явно нет. Будем считать фото дореволюционным, а на помощь в определении датировки, снова привлечем «Приазовский Край»:
Это лето 1912-го года. Можно подумать, что если не в конкретно этом году, то в следующем, работы были закончены. А если сравнить два показанных ранее, фото, видим, что если на первом мы видим вблизи родника, вблизи лестницы отдельно стоящие деревья, то на втором уже подрос целый зелёный массив. Таким образом, если эти оба фото дореволюционные, то скорее всего, первое, условно, 1913 года, а второе, возможно даже 1917-го.
Фотографии всего лишь лет 10 и родник сегодня не такой яркий и красивый как на советских открытках... Современные рассказчики любят солидные даты и продолжают утверждать про постройку и церкви и всего остального вокруг, в очень давние годы. Не знаю, может быть, хотя бы история афериста Ованеса перетянет на себя этих говорунов и хотя бы некоторые из них начнут рассказывать честную историю.
Два снимка, про которые Вы указываете, что «они обычно датируются 1910 годом» сделаны с разницей не менее чем в 5 лет. Это основываю на значительных прибавлениях в древесном покрове в левой части второго снимка. Полагаю, что этот второй снимок сделан как раз в 1912 году. Сооружение из брёвен на переднем плане как раз могло предназначаться для каптажных работ. Тогда первый снимок можно отнести примерно к 1907 году.
Спасибо Вам за комментарий, но я об этом и пишу. "А если сравнить два показанных ранее, фото, видим, что если на первом мы видим вблизи родника, вблизи лестницы отдельно стоящие деревья, то на втором уже подрос целый зелёный массив". Деревянная будка, разумеется только предполагаю, Если капт.надстройка уже стоит и уже выросли деревья, то почему бы здесь не быть обычной торговой лавке. Ведь армяне приходили сюда отдыхать на праздники. А торговля как всегда, тут как тут.
Армяне, конечно, очень деловые люди. Но на втором снимке явно не лавка. Это на 95% именно укрытие для насоса. Труба отходит в просвет между брёвнами и крышей. У лавки такого просвета не должно быть. И сам источник окружён забором. Явно, что к нему в момент съемки народ подойти не мог. То есть, каптажные работы в разгаре.
А как же выросшие деревья? Нет, согласиться не могу. Да и будка, будь она для насоса, должна быть полностью закрытой, как в сарай. К самому роднику подход есть (там за забором стоит, похоже, дама, а сам забор, полагаю огорожен, что бы коровы не имели возможности пить из источника
1) к 1868 году крымские армяне не «только-только прибыли на Дон», а обживали донскую Нахичевань уже в четвертом поколении; 2) церковь закончена строительством и освящена в 1792 году, в 1862 – пристроена колокольня, в 1970 – 1972 восстановлена с возвращением в первоначально - проектное состояние, 3) на прихрамовой территории многократно реконструировались и дополнительно возводились хозяйственные и жилые постройки, 4) рассказывая о Сурб Хаче следует иметь в виду, что «монастырем» он никогда не был.
Уважаемый vart4nove. Вы невнимательно прочли материал. Про "только-только", относится как раз ко дням основания всего монастыря, и я совсем не возражаю о том, что там в те же годы и церковь была построена, но только не эта, а какая-то более простая - может быть деревянная, может быть, из ракушечника... Этого сегодня не знает ни кто. А вот существующая сегодня, это "новая", построенная в 1860-е годы. И почему Вы берётесь утверждать, что здесь не было монастыря, если даже на планах 19 века, эта местность называется Монастырским поселком? Более того, если Вы имеете ввиду сегодняшнее здание - разумеется, это только здание церкви. Этого ни кто и не оспаривает. Но "Сурб хач", на сколько я понимаю ("Святой крест") - название, возможно и не пунктуально тоже самое, но только монастырь ведь тоже назывался Крестовоздвиженским. Так что тут тоже спорить не о чем. И уж, если Вы так твердо и однозначно даёте даты постройки и освящения всех этих построек, будьте добры, дайте хоть одну реальную ссылку на документы старых лет, где всё это подтверждается.
Что-то случилось с конфигурацией сайта после последнего комментария нашего гостя, поэтому, вынужден был его удалить, предварительно сохранив. Теперь же вновь его выставляю, правда, уже в окошке под своим именем: 7. vart4nove vart4nove я потому, что не смог зайти как Эдуард Вартанов. Документов «на бланке и с печатью» не существует... - есть две книги Е. Шахазиза – об истории нахичеванского Сурб Хача, Тифлис 1901 г. и «Нахичеван и нахичеванцы», Тифлис 1903 г.(на арм. яз и с ссылками на дневник – «давтар» Иосифа Аргутинского); - на рус. яз. - О. Халпахчьян, «архитектура Нахичевани-на-Дону», Ереван 1988 г. (здесь ссылки на Е. Шахазиза и того же Аргутинского); - менее содержательны книги и статьи В. Бархударяна и Х. Поркшеяна на арм. и рус. яз. - есть по Сурб Хачу авторитетные проектные пояснения группы Марка Григоряна; Ереван,1969 г.. В Крыму Сурб Хач был полнокровным монастырем с самодостаточным бюджетом и с монашествующим братством. В нахичеванском Сурб Хаче братство не сложилось. По ряду причин оно в принципе не могло сложиться, в т.ч. из-за конфликта и терок нахичевацев с Аргутинским и с Эчмиадзином. Все храмы донской Нахичевани, включая Сурб Хач, изначально возводились капитально, из камня и с заглубленными обширными подвалами. Закладывались и строились они попечением государства, по типовым проектам (рекомендованным для Новороссии) и с полным финансированием из казны.
А это мой ответ: Добрый день, Эдуард. Я, разумеется, этих книг "вживую" не видел, а видел бы, вряд ли прочел из-за языка на котором они написаны. Тем не менее: 1. были ли в этих книгах, хотя бы эскизы зданий, о которых мы сегодня говорим? Не думаю. Иначе, картинки из этих книг уже давно блуждали бы по "сетям". 2. здание из камня, понятие не однозначное. Я бы так, дословно и воспринял - КАМЕНЬ, но не кирпич, из которого построена церковь. Кирпич для этих мест 18 века, всё же, дефицит. Кстати, Крымский Сурб-хач, построен именно из натурального камня. Более того - если где либо, в Питере строили здания с такими объёмными куполами, то здесь кто из архитекторов взялся бы за такую работу? Я был не в одном старом русском городе центральной России и о всех постройках подобного вида говорят только как о работе середины - конца 19 века. 3. Для Вас авторитетны работы названных авторов. А авторитет Солнышкина, не в счёт? И даже если мы сейчас спорим о зданиях, проектных чертежей никто из нас не видел, то в любом случае, нельзя однозначно заявлять о конкретной датировке построек. Ни как о совсем старых, ни как о недавних.
Виноват, написал "эти книги не видел". Нет, книга Халпахчьяна мне разумеется, знакома. Но она не может быть первоисточником, т.к. человек писавший её, жил позже времён основания монастыря наверное на лет сто с лишним. А как пример заблуждений авторов книг, даже современников событий, я могу назвать книгу не о Сурб-хаче, а о истории Ростова, Ильина. Это есть здесь . Автор если даже не был зрелым человеком в дни постройки дома Максимова или переезда в него Думы, то уж ему точно были доступны все материалы об этих событиях, тем не менее, он делает сумасшедшие "ляпы". А Хапахчьян, совсем не был современником событий.
Коротко о родниках в округе Сурб Хача. До, и в первое столетие от его основания, здесь их было множество, и все они источали воду, приятную на вкус. Давно отошедшие в «мир иной» коренные нахичеванцы, в т. ч. именитые - Григорян, Халпахчьян, Поркшеян, Зарифьян (в годы восстановления Сурб Хача мне выпало счастье успеть в живую с ними общаться), скептически относились к легенде о «богатом колодезе», сходясь во мнении, что царь Петр, скорее всего отдыхал и пил воду именно здесь. Ну, никак не мог он нахваливать донские родники, вода которых совершенно не пригодна для питья, горькая и неприятная. Самый обильный источник изливался из храмовой горы в ущелье и в первые десятилетия 19 века его мощности вполне хватало крутить колесо здешней мельницы. В наши дни этот поток перенаправлен и из трубы изливается в водоем. Самую вкусную воду, считавшуюся лечебной давали родники Салхых-су (салхы – студенный, прохладный), они били из склона холма западнее храма, примерно там, где в наши дни детский парк с атракционами. Родник Чорхах – обустроился только в конце 19 века, когда округа Сурб Хача перешла под попечение Нахичевани и стала излюбленным местом отдыха ростово – нахичеванских «дачников», нарождающейся прослойки российских горожан.
Спасибо, Эдуард. Я сам с иронией отношусь к рассказам о Петре, пьющем воду. Тем более, что судя по описаниям его же историков, он ночевал в Черкасске, а потом всем флотом отправился на Азов. Хотя есть "знатоки" уверяющие, и то, что он на берегу Темерника ещё и дубы сажал
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]