Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Велосипед. Самый романтичный и доступный транспорт. Когда пользуешься им, конечно же проезжаешь не столько сколько на АвтО, расходуешь свои кровные силушки, но зато не отрываешься от естественной окружающей среды и видишь и дышишь миром, по которому проезжаешь, который можно всегда, остановившись пощупать, заснять на фото, и которым можно просто полюбоваться. Первые велочудеса прокатились по миру очень давно, если рассматривать разные деревянные самокаты, «костотрясы» и прочие примитивные конструкции. Первыми массовыми, хотя и пока доступными лишь состоятельным гражданам, велосипедами стала конструкция типа «Паук». Привожу здесь кадры из ретро-фильма «Цирк», где главный герой рассказа, велосипед этой системы, так же уже стал «ретро» и выглядел настолько нелепо, что в цирке ему было самое место. А вот реклама из газеты 1883 г. с этим же велосипедом. Тогда эта диковинка уже широко продавалась. Да, газета эта не ростовская, однако, фирма Ж.Блок с давних пор и до самой революции торговала своими товарами и в Ростове. Самые интересный и самый известный материал о попытке научиться езде на этой нехитрой машине, однозначно принадлежит перу Марка Твена . Самыми главными здесь словами являются самые последние – «Купите велосипед! Не пожалеете, если останетесь живы». А так как кроме слов всемирно известного писателя я сам не обладаю достаточным объёмом интересных материалов о тогдашней вело технике, дальнейшее повествование будет всего лишь скопищем разных картинок. Как только веломашинка вышла на дороги мира, её стали копировать, модернизировать, улучшать и унифицировать. Вот часть таких версий: А вот эту конструкцию мне осмыслить не удалось: Немного о конструкционных особенностях тогдашней техники и о семимильных шагах её прогресса: Новость – пневматические шины Ростовское объявление 1893 года: Для меня здесь есть загадка - «Дутая рама». Понятно, что речь идёт о трубчатой конструкции рамы велика, но что тогда, раньше? Она была вообще литой? Это сколько же она должна была весить? Здесь же есть упоминание о цепи. Когда я сам только начинал работать, не однажды в общении со старыми рабочими-технарями, слышал такое словосочетание, как «цепь Галя». Понимал, что эта терминология относилась к очень старым временам, но при этом не относил её к дореволюционным понятиям. Считал, что это что-то из довоенного. А вот попалась и официальная информация о ней в справочнике 1902 года. Как раз то, что податель объявления из Ростова 1893 года указывает как допотопное. У него уже не цепь Галя, а современная, та, что в сегодняшней технике звучит как втулочно-роликовая цепь. Торговля велосипедами в нашем городе, судя по числу газетных объявлений об их продаже, были почти массовыми. В одной из газет за 1907 год я насчитал их 7. В Ростове в конце 19 века новый вид транспорта стал на столько популярным, что стал создавать проблемы. Из-за того, что люди использовавшие его хотели скорости, а люди ходившие пешком, её боялись, Ростовская н.Д. Городская дума приняла специальные правила, часть из которых не могла бы быть актуальной и сегодня. Но в целом эти правила сегодня выглядят несколько комичными: Кстати, в годы моей юности активно пропагандировалась необходимость выдачи-получения номеров на велики. Номер был из черного цвета металлической пластинки с белыми цифрами. Все надписи были рельефными. Если не ошибаюсь, на нём вверху было слово «велосипед», по центру крупно 3-х значный номер, внизу наименование города, выдавшего номер. Выдавал его тогда ДОСААФ, стоимость вопроса – 1 рубль. Далее пара фото, из фондов любимого мной Аксайского краеведческого музея. Предположительно, эти бытовые снимки были выполнены в 1910-х годах (до революции). Какое-то время назад я размещал свою коллекцию велосипедных эмблем из 1970-х годов. Сегодня уже снова нет отечественных велосипедов. Нет и заграничных из Европы. Здесь так же, как и со многим другим, засилье китайского несерьезного товара. При внешней солидности исполнения, несерьёзность здесь во всём. От конструктивно «дохлых» подшипниковых узлов и педалей, до абсолютно слабых в смысле несущей нагрузки, колёс. Даже звонок представляет собой примитивную «дрыгалку» на пружинке. Вот он с кршкой и без неё: Напоследок предлагаю всем велозагадку русской души: Вот два колеса. Во времена моей юности очень многие велосипеды оснащались своими хозяевами резиновыми, тканевыми или резино-тканевыми кольцами, подобными тому, что на правом здесь виде. Загадка – А ЗАЧЕМ? Ответ довольно прост – что бы чистить втулку колеса и что бы та блестела, и не выглядела бы чумазой от грязи и смазки.. Выше я сказал, что это будет «загадка русской души». Так вот, эта загадка будет посложнее и она заключается в следующем: А зачем её начищать, если её за этим, довольно кольцом, не видно? Свои ответы прошу размещать ниже статьи в комментариях. Видовые материалы мной использованы в основном из русской и Ростовской прессы 19 и начала 20-х годов, в большинстве, взятые в интернете и от части в Ростовской "Публичке", а так же личные фото и подарки друзей. Источники: в тексте | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (02.09.2012) | Автор: Александр Овчинников | |
Просмотров: 3120 | Нравится: 0 | Комментарии: 17
| Теги: | |
Всего комментариев: 17 | ||||||||||
| ||||||||||