Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Когда Екатерина 2-я пожаловала армянскому народу, прибывшему из Крыма землю, она передала им не только площадь, которая отходила под город Нахичевань с 5-ю деревнями. Подарок царицы включал в себя и левый берег Дона, расположенный на всём протяжении от начала Нахичевани на востоке до земель Войска Донского) до Гниловской станицы) на западе. Во владение армян перешли и воды Дона по левой стороне от фарватера и большой остров, который потом на городских планах назывался то Нахичеванским, то Зелёным. Огромный остров, который на плане конца 1870-х годов можно по площади сравнить с площадью самого города Нахичевани: Неглубокое русло Нахичеванской протоки (рукав Дона между островом и городским берегом) ограничивало здесь проход судов, что, в принципе, не очень это было и нужно. К пристаням частных предприятий города, суда подходили, привозя зерно на мельницы и спиртовой завод Токарева, уголь в прибрежные амбары, лес к лесопильному заводу Кистова, сырьё для пивных и маслозаводов. Уходили, увозя местные товары, большей частью которых была шерсть, вино и прочая готовая продукция нахичеванских заводов. Сквозная проводка судов по этому руслу не требовалась, поэтому здесь в тёплое время года устанавливался наплавной мост. Еще один мост, на левый берег Дона был тоже установлен, но он периодически разводился для прохода судов вверх по Дону, а может быть и вовсе, устанавливался лишь по необходимости. Не знаю, как это было, но на самом левом берегу Дона предприятий почти не было, и главная дорога на юг России была обустроена только из г. Ростова. На острове было немало частных владений и были в т.ч., предприятия. Судя по самой старой, из имеющихся, книг «Оценок недвижимых имуществ…», в 1898 году на острове находилось 8 имений, из которых 2 были довольно серьёзными. Это шерстомойка Мелконовых-Езековых (оценка в 7 тыс.руб.) и самое большое, место Волго-Донского пароходства (оценка в 10.000 руб). В отношении шерстомойки, в 1911 г. данные были следующие: Предприятие «в г. Нахичевани, на острове; тел 8.33; контора в Ростове, Большой пр., тел. 3.47; Шерстомойная фабрика; мойка русской и испан¬ской шерсти; заведующий, М.М. Когбетлиев; ра¬бочих, 120 чел.». Впрочем, о шерстомойках не так давно на «Ростовберегу» уже статья выходила, а вот о заводе Волго-Донского Пароходства сказать стоит особо. Общество Волго-Донского Пароходства возникло достаточно давно, в 1879 году. Но создано оно было преобразованием ранее существовавшего, «Елецко-Ростовско-Донского Пароходопромышленного Общества». Поэтому не удивительно, что старые справочные книги называют годом создания его Ремонтного завода «на острове» 1859-й (!). Прошло время и пришло третье преобразование Пароходного Общества. С 1878 года оно было названо «Обществом Пароходства по р.Дон, Азовскому и Чёрному морям». Завод, существовавший так долго, в 1884 году уже имел и литейную вагранку, и, непонятный сегодня, агрегат под именем «сварочная печь», 20 ковочных горнов, 40 разных металлообрабатывающих станков. Завод ремонтировал и изготавливал пароходы, делал запасные части к ним. В этом году на нём работало 519 работников – более, чем солидное предприятие. В 1890-м году вид на этот завод с нахичеванского берега был помещен на страницах французского журнала «Россия». Картинка и сопровождающий её текст не особенно связаны. Под картинкой говорится (перевод машинный, поэтому отчасти несуразный): «Ростов-на-Дону — город в европейской части России, в котором находится строительных площадок и является местом крупной торговли пшеницы. Современный город был основан в восемнадцатом веке. "Судоходная компания по Дону, Азовскому и Черному морям" Там есть огромные доки, изображенные на нашей гравюре. Мы можем судить по экземпляру, находящемуся перед нами, о размерах судов, используемыми для перевозки грузов на этой реке. В Ростове население составляют русские, греки, аллеманды, евреи, армяне, итальянцы и французы; эти последние обосновались там как представители крупных торговых домов Французский, для покупки пшеницы. Мы знаем, что делаем очень крупные зерновые сделки с Россией». Нам эти слова дают главное – имя, а значит, и место, изображенного предприятия. Непонятно почему, но в 1910 году Пароходство прекратило своё существование. Несколько месяцев подряд газеты давали объявления о продаже построек и имущества этого завода и наконец, в конце июля вышло последнее сообщение: «Местная судостроительная верфь и мастерские обанкротившегося недавно общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям приобретаются одним местным инженером. Переговоры с конкурсным управлением закончены. Всё имущество покупается за 45.000 руб. Будущий владелец намерен мастерские значительно расширить и верфь оборудовать новейшими техническо-строительными приспособлениями». Но … в январе 1912-го опять: «Выгодно продается с дока полное оборудование бывшего Волго-Донского пароходства. Оборудование литейной, котельной и механических мастерских, как то: токарные, сверлильные и строгальные станки, дыропробивальные и резальные прессы, паровые котлы, машины и насосы, домкраты-опоки, модели, тали, и различные принадлежности к машинам и котлам. Трубы дымогарные, медные трубки для опреснителей, болты, заклёпки, …чертёжные принадлежности и разные другие предметы. Дрова для топки. Обращаться непосредственно на док бывш. Волго-Донского пароходства. Тел. дока №69». Ещё раз с подобным объявлением уже отметился, вероятно, папа Фаины Раневской. (январь 1913 года) Сегодня на острове масса баз отдыха и сплошной забор вдоль всей юго-восточной его оконечности, так, что к берегу и не выйти. А поэтому и следы старого судоремонтного завода уже не увидеть. Чем история закончилась неизвестно. В телефонных справочниках 1913 года и далее, ни завода, ни даже мастерских на острове не показывалось. Впрочем, появились портовые подразделения: управление работами порта, одна из артелей портовых рабочих, а с 1914 года даже возник некий, «Рабочий парк». На одном же из планов ростово-нахичеванской акватории 1914 года место бывшего завода продолжает быть обозначенным как «Судостроительный завод». Это фрагмент городского плана уже послереволюционного времени, 1924 года. Всё как в 14-м. Водоканал. «В годы воин и революции работа водопровода (Нахичевани) была нарушена и лишь к 1924 г. её мощность приблизилась к той, что была в его наилучшую пору 1911-12 гг. В этом году водопровод перевели на путь хозрасчета, был создан коммунальный трест «Водоканализация», включивший в себя Ростовский и Нахичеванский водопроводы и Ростовская канализация. В 1924 г. Ростов стал центром С.-Кав.края. Начинаются бурные новостройки. Городские власти выходят в правительство с ходатайством о кредите на цели водоснабжения города и пригородов. Решение Совнаркома РСФСР об этом было принято к 21.04.26. Кредит Центр. Коммунального банка Горсовету составил 2,6 млн.руб. Осенью 1929 г. строительство основных сооружений 1-й очереди было завершено. Производительность водопровода составила 30.000 куб.м. в сутки а длина трубопровода стала 531 км. За неимением иных, подземных источников воды, основным источником воды оставался Дон. На левом берегу с востока Зеленого острова был построен большой ковш-отстойник, окруженный не затапливаемым земляным валом. Предварительно отстоенная вода самотеком шла по дюкеру, проложенному по дну Дона в береговой колодец, расположенный на терр. станции 1-го подъёма. Здание её строилось с перспективой работы на полную производительность 2-х очередей водопровода. В 1-ю очередь было установлено 4 центробежных насоса до 500 куб.м. каждый с высотой напора до 1047 м. Напорный водопровод (Ø 700 мм. * 5,9 км) подавал воду на комплекс очистных сооружений «на горе», в самой высокой точке города. Использовались сернокислый алюминий и газообразный хлор. После этого вода отстаивалась еще раз в ж.б. накопительных ёмкостях по 3100 куб.м. Станция 2-го подъёма подавала воду в верхние зоны города. В здании установлены 2 насоса по 450 куб.м. каждый и 2 по 216 куб.м.» Весь этот абзац я сам не писал, он взят целиком из ростовской ведомственной газеты «Водоканал». Яхт-клуб. Не знаю, когда он был организован, но это был именно местный, клуб со своим небольшим флотом, командором, собственной формой и флагом. В Ростове был свой яхт-клуб. Про старый нахичеванский я некогда находил хорошо иллюстрированную интернет страницу, но где она теперь? Толи я её потерял, толи она вообще исчезла из «сетей» для просмотра. В советское время яхт-клуб продолжил работу сначала, похоже, как спортивно-развлекательный для любителей этого дела. Справочник 1936 года говорит, что это был клуб совместный ведомственный клуб – заводов Сельмаш и Красный Аксай. Потом он даже удостоился постройки великолепных сооружений по проекту небезызвестного архитектора, Эберга. Правда, это был уже 1939-й… Есть ли он сегодня – не знаю. Об остальном. И всё же, остров был освоен не полностью. Постоянно, омываемая водой стрелка в низовье острова была заболоченным местом (как вроде бы, и сегодня). Поэтому в 1908 году на острове, рядом с мастерскими (заводом) Пароходства, было организованно место складирования поднятых при дноуглубительных работах, грунтов и ила. Не знаю когда, наверное, уже ближе к концу старой эпохи, через остров была проложена дорога на левый берег Дона. Существует старая открытка с мостом на «Старом Дону». «Старый Дон» - так называлось судоходное русло по Дону за островом. О том, что из Нахичевани шёл куда либо большой тракт, ни где вроде бы, не упоминается, а часто перекрытый Дон мешал бы донскому судоходству... По узкой протоке от города, наплавной мост вроде бы был постоянным, как и сегодня (кроме зимних сезонов). Поэтому, надо понимать так, что, скорее всего, мост был создан для прохода (проезда) людей и фур для утреннего прихода на работу на левый берег Дона и вечером для ухода оттуда. Вспомним материал о трагедии, произошедшей с шерстомойщицами, переплывавшими Дом в перегруженных лодках. … Впрочем, это домысел, не факт, хотя он и кажется убедительным. Наличие дороги просматривается на многих планах местности, но куда ведёт общий путь, загадка. Когда-то, еще в 1870-е годы писалось о зловонии передаваемом городу Ростову от Нахичеванской скотобойни, расположенной на левом берегу Дона, напротив завода Пастухова. В советское время на острове был запущен в работу кожевенный завод, начало которому, возможно, было положено кем-то из землевладельцев острова. Кожевенное сырье, в этом случае, добывалось сравнительно не далеко, и возможно, дорога, которая проходила на левый берег и шла к бойням. На ранних советских картах предприятия не показаны. Вроде бы стоят отдельные постройки да места, подписанные, как огороды. Почему здесь нет кожевенного завода, не знаю. Но было здесь ещё одно предприятие, которое могло иметь статус секретного. Слова о нём уже были написаны на страницах «Ростовберега» . Это история - живой рассказ от одной престарелой дамы, которой, не исключаю, уже нет в живых, бывшая библиотекарь театра им. Горького. Она, дочь бывшего купца, а позже НЭПманского предпринимателя советских лет. Он занимался постройкой повозок, владелец т.н. «бричечной фабрики», Григория Фёдоровича Петрунина. Она говорила о своём отце, как о, выходце из крестьян из какой то деревни, приехавший в Ростов на зароботки. Владел Григорий Фёдорович искусством делать колёса для телег и в самом начале он поступил на работу к одному из Ростовских производителей телег, как колёсник. Тот, добрая душа, увидев талант человека, помог ему деньгами и Петрунин стал сам владельцем собственной мастерской. Так продолжалось до самой революции. Потом пришел НЭП. Он был намерен продолжать работу своего предприятия, но новая власть его обложила настолько серьёзными налогами, что предприятие по не многу затихло. Повезло Григорию Фёдоровичу и долго бывший «эксплуататор» безработным не был. Заработал Сельмаш, и он поступил туда, а как известно, первой продукцией завода были т.н. «крестьянские хода» - проще говоря, телеги. Увидев в Петрунине незаурядного мастера, его даже поощрили отдыхом в Крыму, о чём он своей дочке говорил не без иронии - мол, «надо же, при царской власти я об этом и не мечтал, а при новой меня направили на отдых в Крым, в бывшие царские палаты» (не то Ливадия, не то Массандра)… По состоянию здоровья, когда он стал уже пожилым человеком, Петрунин уволился с завода и поступил на работу на Завод несгораемых касс (сейфов), существовавший в ведомстве НКВД, на Зелёном острове. Кем работал там, не скажу, но когда началась война, он оставался в городе. Он был уже не призывным. Вероятно, именно из-за того, что завод был в системе НКВД, и бои на острове вели НКВД-шники. Когда немцев прогнали, Петрунин вновь пошел на свой завод и … оттуда уже не вернулся. Или умер или был убит, но так вышло, что с островом оказался связанным и конец его жизни. …Как и служивших в подразделениях НКВД, защитников острова во время войны… Наверное, это пока всё, что нашлось или пришло на память. Разумеется, так как я не являюсь сказочником, я не озвучиваю бредовых историй о том, что некогда на одной из оконечностей Острова упало НЛО, которое потом многие «забавные» люди долго и безрезультатно искали. Эта история не для нашего сайта, а скорее всего для телеканалов РЕН-тв, «Культура» или уже подзабытого Игоря И. из сочинительско-«исследовательского» киноцикла «Искатели». Источники: личная коллекция, ДГПб, собственные фото | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (30.01.2022) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1552 | Нравится: 0 | Комментарии: 3
| Теги: | |