Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Пересказываю историю, обнаруженную случайно, при поисках совсем другой информации, и несмотря на отсутствие ярких картинок, её трагикомичность, безусловно, достойна размещения материала в виде отдельной статьи на нашем сайте. Появилась в России интересная штука - велосипед. Сперва, наверное, там в столице, потом уже и у нас, в Ростове. Но вся штука была в том, что не дозволялось долгое время ездить на нём по улицам города. Существовал на всё про всё только один монопольный вид транспорта – гужевой. Лошадки, ходили по улицам под верховыми наездниками, таскали телеги и лёгкие экипажи, и даже трамваи тогда назывались тогда в честь неё, же, коняжки, конкой. И были эти зверюшки такими тонкими психологическими натурами, что почему-то боялись и сильно пугались велосипедов. Между тем, множественные богатые бездельники, как и сегодня, любили довольно быстро разогнаться на своём двухколёсном наделать тем много глупостей и неприятностей. Вот и вышел запрет на городские велопоездки для всех – и быстрых и медленных ездоков. Между тем, велосипедистов уже становилось в городах-соседях столько, что организовали они междусобойчик, названный обществом велосипедистов-любителей. Центром их встреч для поездок был ипподром «Ростово-Нахичеванского бегового общества», тот самый, что существует и сегодня. Как уж они там чередовались на дорожках с лошадками, не знаю. Вероятно, на то существовал свой график. Там устраивалась соревновательная езда, а основное время, сами любители разъезжали, любуясь красотами природы, по дорогам вокруг городов, как велотуристы. Но все ли могли это себе позволить? Всем ли владельцам веломашин это было интересно? Ведь, были и «вело-дамы», и «вело-дети», да мало ли ещё было причин не выезда "в далеко"? Велосипедисты не сидели сложа руки и постоянно инициировали обращения в Думу об отмене всех запретов, предлагали компромиссные решения проблемы и даже писали проекты решения всех проблем. Вот одно из таких обращений с предложением проекта разрешения Скорее всего, столкнулся с этой проблемой запретов езды в городе и наш ростовский небезызвестный предприимчивый господин по фамилии Асмолов. И посетила его мудрая мысль – «а не открыть ли в Ростове специальную площадку для велоезды? Там где, наоборот, не будет ни одной лошади, а велосипедисты будут все, как дома. Планировалось ли сделать эту площадку платной, не знаю, но мысль была воплощена в дело. Как там всё выглядело, мы маловероятно, что узнаем. А известно нам это место уже в другом воплощении, в виде летнего коммерческого клуба, или как сегодня, Первомайского сквера (парка – кому как нравится). Отступление от темы: в начале истории велосипедов ещё не было единого русскоязычного термина для названия этой машины. Сам я не знаю историю слова «велосипед», но тогда оно только появлялось. Возможно, от того, что велосипедист для езды совершал своими ногами известные всем циклические движения, возможно, как производное от английского «bicycle» (а может быть оба объяснения представляют собой одно и тоже???), но тогда часто велосипедистов именовали «циклистами». Я многократно встречал такой термин в старых журналах. Издавался для велолюбителей даже журнал «Циклист». Это всё сказано к тому, что своё детище Асмолов назвал циклодромом. А вообще и о циклодроме как таковом, и о велосипедистах и самих велосипедах у нас на сайте уже размещен кое-какой материал. Это и этот, и этот и вот этот. Открытие ростовского циклодрома ожидалось помпезным, но … если не «палка», которую перегнул г-н Асмолов. Он, наверное, ожидал, что всем будет интересно, что место расположено в городской черте, да ещё прямо на центральной улице, и что поход сюда будет обывателю существенно интереснее, чем поход на окраину к ипподрому. На 11.06.1895 года на ипподроме планировалась очередная встреча велосипедистов-любителей, желающих принять участие в гонках. Перегнутая палка г-на Асмолова заключалась в том, что он назначил открытие своего детища ровно на тот же день. Как видим, приглашались все желающие и была назначена запись на участие. Однако, привычное, хоть и не особенно хорошее, всё же понятней нового, даже пусть и хорошего. Гонки на ипподроме состоялись, публика туда пошла, ... а на циклодроме, судя по всему, ни чего не было. Гонки проводились не впервые и это уже была хорошо отлаженная схема. Тут и судейская коллегия и призы и болельщицы,… Чуть позже в газете публиковался отчёт по организации гонок, где даже есть такая строка затрат, как серебряные значки судьям. Найти бы такой сегодня! 1,5 Рубля на приобретение государственного флага, суммы не только за сами призы, но и г-ну Квальвассеру за предоставленные для них коробки, 1,5 рубля мастеру при велосипедах (вероятно, ремонтнику), телеграммы в Таганрог, секундомеры, … и самое как мне кажется, забавное, «сторожу за подготовку дорожек и беседки – 13 руб. 30 коп. и ему же на чай -5 руб.». Всё официально, всё по полной программе. А это просто газетный отчет о заездах: Асмолову чуть-чуть повезло. Отзыв в прессе о произошедшей гонке был не из лучших. Главное здесь –«трек по прежнему был плохо утрамбован» (!). … Но ведь дело уже сделано, деньги вложены и циклодром не должен бы остаться пустым детищем. Асмолов вновь предлагает всем желающим записаться на гонки у него на циклодроме. Как видим, было даже назначено освящение этого богоугодного дела. На 18 июля 1895 года гонок на ипподроме не планировалось и казалось бы всё, наконец-то, должно пройти хорошо, но получилось… … как всегда. В отсутствии везения г-ну Асмолову, как оказалось, не занимать. Полёт состоялся, и не просто состоялся, а затмил собой все другие события в городе не только необычностью, но и трагизмом. Всё начиналось достаточно многообещающе – толпа заполнившая сегодняшнюю Театральную площадь, громко прибыл в Александровский сад , как оказалось потом, новоиспечённый, воздухоплаватель Казимир Краснянский, местный молодой человек, шар поднимается «на недосягаемую высоту», … Забавна фраза в газетной заметке: «Никто не хотел верить, в то чтобы этот полёт закончился бы благополучно». Зрители, что? – ждали беду, поэтому и собрались? Но читайте сами: Вполне вероятно, что ростовско-нахичеванский обыватель оказался жестоким, и зная уже результаты прошлой деятельности организатора полёта, г-на Древницкого, собрался именно для присутствия при трагедии. Так получается из отчёта о расследовании причин трагедии Полёт состоялся, а состоялось ли молебствие на циклодроме не понятно, но следующее упоминание о циклодроме вообще было уже отчетом о всё-таки состоявшихся гонках, но текст был чисто информационный, как если бы речь шла о самом рядовом событии, при том это уже была вторая половина июля... Между тем «подставили» Асмолова и его коллеги, гласные Гордской Думы Ростова, принявшие, наконец, местный закон, разрешающий велопоездки в городе. Состоялось это буквально через два дня после предполагавшегося открытия циклодрома с молебствием и гонками. Нашлись в рядах его (Асмолова) коллег, и РЕНЕГАТЫ (ух, он бы их, наверное... !!!): Как оказалось, заядлыми велосипедистами оказались и очень уже не молодые члены Городской Думы. В общем, «везунчиком», оказался наш купец Владимир Иванович…. Газетные заметки с названием «На циклодроме» стали регулярными, но это были только гонки в тёплый период. Циклодром открывался 1 июня, когда закрывался, не знаю, но в любом случае, это было лишь периодическим явлением. Гонки отличались одна от другой количеством участников заезда, числом кругов и пройденным расстоянием в вёрстах. Десять кругов по дорожкам циклодрома равнялись 3-м верстам, поэтому если гонка шла на несколько вёрст, у велосипедиста, наверное, могла и закружиться голова от постоянных поворотов. В 1908 году территория циклодрома уже принадлежала Коммерческому клубу г. Ростова, устроившему здесь свой летний сад… Источники: газета "Приазовский Край" 1895 г. Материал сайта ДГПб. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (08.01.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3669 | Нравится: 0 | Комментарии: 6
| Теги: | |
Всего комментариев: 6 | |||
| |||