Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Дню ГАИшника, 3 июля, повящается. Как думаете, уважаемый читатель, что это за «парк» такой необычный? Ответ проще простого. Это рассказ о самом традиционном транспорте нашего города всех времён до самых, наверное, 1960-х г.г. – гужевых экипажах. Я пушу «наверное, 1960-х», т.к. сам в своём детстве, хотя, совершенно в другом городе, в эти самые годы, «задружил» с одним таким добродушным мужичком, который на своём «экипаже» развозил по магазинам города разные продукты. Наверняка, их уже давно нет в живых, но о неспешной и доброй лошадке и таком же добром, её водителе остались только самые тёплые воспоминания. Доводилось кататься и на санях-розвальнях. Это было что-то. Я думаю, что и в Ростове в 60-х таких транспортов и транспортных компаний было не мало. Однако, давайте сначала. Таксисты и ГАИшники старого Ростова Это из «Исторической записки» Чалхушьяна: «…коли хорошая, сухая погода, … улицы кажутся опрятными и веселыми, а в дождь и распутицу грязь буквально поглощает все пространство улиц и площадей, весь старый Ростов, все сообщения прекращаются, базары пустеют, «купцы в лавках по целым дням спят сном непробудным, и город мертвеет на многие недели. «Лучшим свидетельством этой страшной грязи, — говорит Скальковский, — может служить совершенное отсутствие европейских экипажей, даже наших дрожек. Извозчики и частные лица употребляют особого рода «дроги», покрытые войлоком, очень похожие на одесские — «биндюги», на которых возят бочки с салом в карантинную гавань. На бирже найдете их в Ростове целые сотни, и по сказанию старожилов, фасон их, введенный в здешних местах при императрице Анне Иоановне, до сих пор не изменился; они одни не тонут в океане ростовской грязи. …. В периодической печати того времени, даже в серьезных журналах, грязь Ростова величается «историческою»; старожилы и теперь еще хорошо помнят, как во время малейшего дождя было трудно переходить через улицы; приходилось ходить в ботфортах, и весь Ростов напоминал какое-то вязкое непроходимое болото, тины да трясины. По некоторым местам (напр., где ныне Байковский мост) можно было проехать лишь верхом. Старожилы рассказывают, что нередко колеса застревали в грязи, приходилось отпрягать лошадей и повозку тащить назад при помощи рабочих. А между тем мысль о замощении улиц возникла в Ростове еще в 1827 году при голове Садомцеве; в Думе имелось по этому предмету целое дело, должно быть, весьма интересное, но, к сожалению, вместе с прочими делами доставшееся Жукову, торгующему на новом базаре…. Из рапорта Ростовской городской Думы на отношение исправляющего должность Екатеринославского гражданского губернатора, посланного ему в 1848 году за № 5 видно, что: «Сухопутные сообщения Ростова с Россиею, Малороссией, частью Земли войска Донского и вообще со всеми землями, находящимися на правой стороне реки Дона, свободны и безостановочны, за исключением поздней осени, разлива весенних вод и зимних распутиц. Что же касается до сообщения с землями, лежащими на левой стороне Дона, части Войска Донского, Ростовского уезда, земель Черноморских войск и Кавказа, удобно только зимою. Река Дон разливается до селения государственных имуществ Батайска... С половины марта до 1 июля невылазная грязь, переправляются на лодках... Крестьяне и извозчики бедствуют. Земля до того распускается, что нет никакой возможности переносить клади...». Таково состояние дорог». Это, как видим, из середины 19 века. Городок Ростов на Дону занимал пространство такое, что сегодня мы с лёгкостью покрываем за час, от силы, полтора. Люди использовали транспорт (лошадок, конечно, же), чаще всего для перевозки грузов. Но время шло. Город рос. Росли его взаимосвязи с соседями. Стали, наконец, появляться дороги, массовой профессией стал появляться, тогдашний таксист – извозчик. Вот тут уже мы и подбираемся к нашей теме. Регулирование транспортного потока – занятие сложное. Функции тогдашнего ГАИ исполняла, как бы то ни было удивительно, не полиция, а Городская Управа под руководством Городской, же, Думы. Сначала всех извозчиков в городе было решено пересчитать, а пересчитав и определив конкретный род занятий каждого из них, решили их систематизировать, создав, если так можно сказать, несколько извозных подразделений. Главными из них были – легковые и ломовые извозчики. Легковые, понятно, перевозили только пассажиров. Представителей этой самой многочисленной группы «водил» мы постоянно видим на старых городских фотовидах. Прежде всего, наверное, самое «коронное» фото – извозчик на перекрёстке Буденовского и Пушкинской, простите, Таганрогского проспекта и Пушкинской улицы. Это классика: Ростов, по меньшей мере, 1892 год. Фото, к сожалению, в оригинале до нас не дошло. На открытке же оно, довольно резко контрастно, и слабо различимо в мелких деталях. Мы здесь не видим главного атрибута ростовского извозчика – номерка, который Управа выдавала каждому зарегистрированному у т.н. извозчичьего комиссара. Номер выдавался в обязательном порядке, при том, в двух экземплярах. В параграфе №3 «Обязательного постановления для извозчиков» от конца 1880-х годов, сказано: «Каждому извозчику выдаются два металлических знака с одинаковыми номерами, из коих один большой – прикрепляется к экипажу или дуге, другой, меньший, извозчики обязаны носить на шее на шнурке и, по требованию нанимателей, отдавать им, в виде обеспечения исправного исполнения найма». Номер, тот, что большой, выглядел вот так: Простая, резанная на ручных ножницах и расписанная вручную, жестянка. Это были первые в истории Ростова транспортные номера, предки тех, что сегодня выдаёт ГАИ. В домашнем фотоальбоме, семейства потомков купца Торлецкого, есть одно фото, где номер извозчика отчетливо виден. Мы видим центр активной жизни Ростова. На фото знаменитый дом Хахладжева в период окончания его постройки, в чём, снимавший фото, сам принимал участие в строительстве, а на переднем плане извозчик №73. Показанный выше номерок (№93), это из коллекции автора. Номерок на фото г-на Торлецкого, судя по всему, его абсолютное подобие. Меня, честно сказать ввел в удивление вот этот номер, показанный на просторах интернета в качестве продажного лота. Штампованный латунный и всего лишь на 1 половину года. Видимо, технологии штамповки уже были довольно доступны и извозчик приобретал номер того или другого вида в зависимости от собственных материальных возможностей, либо здесь просто номер другого статуса – частного владельца экипажа, не являющегося «общественным транспортом». Других предположений найденного, у меня нет. Постановление об извозчиках состояло из 50 (!) параграфов и включало в себя, наверное всё, что можно было придумать об этом промысле. Здесь и требования к самим кучерам, и об их регистрации, и о номерах и порядке их использования, и о требованиях к внешнему виду и технической надежности экипажей (прообраз техосмотров), и правилах культуры в отношении клиентов извозчика и о порядке езды по городу (первые ПДД), о запрете езды в пьяном виде (как сегодня), и о запрете курения (!) при пассажирах, и многое, многое другое. Был параграф и о работе извозчика в выходные и праздничные дни. Перечислять долго, кому будет интересно, пишите, выдам для прочтения в полном виде. Правила оговаривали и места стоянок «общественного транспорта», которые всерьёз очень долго не менялись и некоторые из них мы так же видели на ряде ростовских видов. Вот примеры этого, правда, в основном ломовые.: А вот и смешанная – легковая с ломовой стоянка транспорта. Важным пунктом постановления была финансовая сторона вопроса. Извозчики сами платили за свою регистрацию (сбор составлял 10 руб.), а плата с пассажира была жёстко оговорена. Это Вам не частное такси, стоящее по утрам под автобусной остановкой, мечтающее одним своим рейсом окупить затраты всего дня. Надо сказать, постановление о работе извозчика не существовало само по себе. Его исполнение чётко контролировали и сообщения о водителях – нарушителях и мерах воздействия к ним, регулярно публиковались в прессе. Вот пример этого: Согласитесь, список довольно обширный. Интересно, есть ли с чем его сравнить в отношении нынешних маршруточников или других «извозчиков»? Всем ведь известно о запрещении, к примеру, стоящих пассажиров, о недопустимости курения на рабочем месте, … А ведь для контроля исполнения современных постановлений достаточно всего лишь, встретить любую маршрутку, особенно на окраинных рейсах. Хотя, что там. Центру не сильно лучше. Кстати сказать, в старое время, наверное, все юридические рамки работы и отношения к пассажиру и самому транспорту, были ни чуть не в меньшем ассортименте, чем сегодня. Так, существовал даже и транспортный налог с лошадиной силы на транспортную единицу, притом, брался налог не только с профессионального извозчика, но и частного «автовладельца». А вот и о недопустимости бесчеловечности: Вот мы уже, наконец, видим и об отношении полиции к нарушителям транспортных правил, при том¸ обратите внимание, здесь речь идёт не о нарушении каких либо Правил Дорожного Движения, а об этике тогдашней водительской братии. Ну как, далеко мы в наше время ушли от порядков старого времени? Далеко, … только жаль, что в другую сторону. Теперь о самих «подвижных единицах». Мы уже знаем, что в Ростове и Нахичевани н.Д. было не мало бричечных фабрик. Пример, здесь. О техосмотрах «древнего» транспорта сказать ни чего не могу, и возможно и по причине не такой уж и качественной продукции этих фабрик, а может быть и наоборот, в связи с быстрорастущими потребностями города, транспортный парк не только рос численно, но и развивался разнообразно. В перечнях продукции бричечных предприятий чего только не встретить – арбы, фаэтоны, эгоистки, ходы, тачанки и нейтычанки, шарабаны, пролётки, дроги, кабриолеты, … Нам, сегодняшним, вряд ли можно осмыслить различия и тонкости того или другого вида экипажей. Кое что объяснит одна из наших страниц, но всего понять … Думаю для этого нужно быть специалистом или очень активно интересоваться этой темой. И это только летний транспорт. А были ещё и самые разнообразные зимние сани, … . И тоже, легковые и грузовые. А ещё были и воловьи упряжи Взглянем на подробности некоторые из них: В качестве пассажирки экипажа здесь супруга В.А.Торлецкого, Софья Александровна. «За рулём» эгоистки Александр Иванович Келле-Шагинов Отдельной главой можно показать междугородный транспорт - обратите внимание на традиционность названия машин сегодняшних дальнобойщиков Обратите внимание - сколько любви к своим лошадкам – кормильцам, вложил владелец в украшение сбруи на следующей картинке. Мы подошли к ещё одной теме, близкой к сегодняшнему дню. Их принято называть, как автоаксесуары. Речь идёт о не тех наклейках, игрушках-висюльках, прочих цацках, что бесполезно висят в сегодняшних машинах, притом, чаще всего в районе лобового стекла, порой, сильно ограничивая обзор водителя. Речь о полезных и необходимых вещах, которые, правда, могут быть очень простыми или, что называется, накрученными. Совсем недавно мы видели как может быть украшена упряжь. Но и казалось бы, простое седло на лошадку, это тоже, не просто седло. Только у Мошкина их названо 3 вида. А ведь было ещё и дамское седло. Я, к сожалению, не нашел у себя в «нычках-папочках» ещё одно чудо. Специальный ручной инструмент для ремонта подков. Те подковы, что нам можно говорить, привычны, это проза. Оказывается, подковы были и специальные, позволяющие выполнять их экспресс-ремонт. В качестве сцепляющего элемента с дорогой в них вворачивалась пара стальных шипов, которые по мере износа выкручивались, сменяясь новыми. Очень жаль, но я постараюсь ещё найти картинку этого инструмента и тогда непременно размещу здесь дополнением. Техническое оснащение первых ростовских (да и не только, ростовских) экипажей рос год от года. В самом конце 19 века на их службе появился мудреный механизм – таксометр. Можно было начинать поездки не только по таблицам цен, предложенных Думой. Я ни чего не хочу сказать о том, что только при советской власти стали появляться аферисты, «сматывающие» пройденный километраж с этих приборов, но как бы то, ни было, но именно в советском кино, правда, твёрдо не помню каком, показана как раз именно такая сцена. Желающих уточнить, приглашаю ещё раз просмотреть несколько из возможных. Это было не то в «Волге-Волге», не то в «Весёлых ребятах», не то чём-то подобном. Но мы до сих пор ещё «икаем» неуёмной жадности подобных предпринимателей. Только недавно стали возвращаться практики поездки на такси с применением счётчиков, а не по расценкам, по желанию самого водителя. Наверное, на этом обзор «Техно-Зоо» может быть закончен. Позже появится в Ростове и Нахичевани автомобиль. Будут новые правила и ограничения. Уже более конкретно работа по контролю дорожного движения будет передаваться полиции. До сих пор пока не специализированной, дорожной, а полиции вообще. 3 Июля ГАИшниками всей страны отмечается профессиональный праздник. Да, это не самая любимая населением, но что ни говори, очень важная отрасль службы правопорядка. Да, им сегодня почему-то, «до лампочки» как и на чём мы ездим, но всё же, вдруг, когда нибудь, кто-то из начальников ГАИ, вдруг подумает: «Неужели и я буду ездить в таком же...?» Давайте же немножко посочувствуем этим людям и поздравим их с праздником. Согласитесь, не только их предкам доводилось служить при такой вот «ИДИЛИИ»: Источники: Личные архив и коллекция, сайт ДГПб, подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (02.07.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2650 | Нравится: 0 | Комментарии: 10
| Теги: | |