Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Этот материал размещен на месте другого подобного, составленного по горячим следам сведений о предстоящем закрытии ростовского ипподрома и, скорее всего, застройке его территории. Оставались неясности, но был нужен даже тот материал. Теперь он почти без «белых пятен». Сути материала это не меняет, но снимает некоторые вопросы, а главное, даёт понимание о возрасте ипподрома и тех событиях, что происходили здесь. Итак, вторая версия материала: Города Ростов и Нахичевань были основаны вне Области Войска Донского и даже после присоединения их к земле Донских казаков, сохраняли свой особый статус, не являясь казачьими. Однако, не быть казаком, это не значит не заниматься разведением лошадей. Коннозаводством занимались несколько и ростовских и нахичеванских купцов и землевладельцев. Значение лошади в любой точке старой России было трудно переоценить. Она была почти единственным транспортным средством. Это и тягловая сила и транспорт, перевозка всевозможных грузов и пассажиров, и спорт. Кроме того, существовала и потребность поставки лошадей для нужд армии и полиции. Для поддержания коневладельцев в Ростове с самых дальних лет существовали конный и сенной базары. Люди покупая лошадь для своих целей, разумеется, старались выбрать лучшее. А коннозаводчики для отбора лучших пород и лучших производителей, производили свои выставки и соревнования. Таким образом, работа на ипподроме была неким приёмным экзаменом для оценки работы коннозаводчиков. На общегородских планах города изображение ипподрома размещается по меньшей мере, с 1896 года, а само существование этого заведения неразрывно связано с деятельностью двух Обществ Ростова и Нахичевани. Справочная книга «Весь Ростов и Нахичевань на Дону» 1911…12 годов показывает нам существование на тот период времени двух спортивно-конных обществ: Скаковое Общество (квартира правления на Ипподроме, Президент, генерал-майор Иван Николаевич Зворыкин, казначей. А.Э. Мейергольд, секретарь, Б.В. Сахаров) и Общество поощрения рысистого коннозаводства (квартира правления на в городе, Президент, генерал-майор Иван Николаевич Зворыкин, вице-президент, Евстафий Герасимович Кундури, секретарь. Г.Ф. Гутовский, казначей, Д.А. Делапорта). Оба эти общества были объединенными Ростово -Нахичеванскими. По причине того, что эти Общества были не производственными или профессиональными, информации по ним сохранилось немного. Тем не менее, кое, что в нашем распоряжении имеется. Первое из этих Обществ, Ростово-Нахичеванское Скаковое Общество (далее Р-НСО), базировалось в Нахичевани, по неподтвержденным данным, в районе нынешней площадки завода «Ростсельмаш», вблизи т.н. Балабановской рощи. Когда и где, точно, оно было утверждено и располагалось, неизвестно, однако в сентябре 1894 года газета «Приазовский Край» напечатала следующее сообщение: Освящение ипподрома. Вчера, 21.09 в Н.н.Д. состоялось освящение ипподрома местного скакового общества. При большом стечении г.г. членов – учредителей и публики, духовенством были освящены трибуны общества. К 3-м час. гости стали съезжаться в нахичеванский коммерческий клуб, где был сервирован обед. Среди присутствовавших находились: г. вице-президент нахичеванского н.Д. скакового общества Д.И.Иловайский, известный коннозаводчик С.М.Ильенко, г. Пеховский, А.С.Чекунов, нахичеванский Городской голова М.И.Балабанов, г.г. представители ростово-нахичеванского общества рысистого бега и много других почетных граждан Ростова и Нахичевани. Первый тост за драгоценное здоровье Государя Императора был предложен Д.И.Иловайским, веце - президентом скакового общества. Тост был сопровожден долго несмолкаемым восторженным «ура» и гимном. Второй тост был предложен за здоровье наследника – цесаревича, принятый так же, восторженно. Затем пили за здоровье президента общества, его сиятельство, г. войскового наказного атамана князя Святополк-Мирского, за почетного президента общества, графа Воронцова-Дашкова, за вице- президента Д.И.Иловайского, за ген. Струкова, за старших членов общества М.И.Балабанова и с А.С.Чекунова, за казначея общества С.Н.Сагирова, энергии которого общество, по словам Д.И.Иловайского, так много обязано, за нахичеванского городского голову М.И.Балабанова, за коннозаводчика С.М.Ильенко, за царскосельское скаковое общество, пожертвовавшее местному обществу 6.200 руб. и его вице – президента г. Вахтера, за членов строительной и технической комиссий, за заводчиков Кавказа г.Пеховского, полковников Калунова и Здановича, за членов-учредителей общества, за г. Мамонтова, приз которого на днях должен быть разыгран, за донских заводчиков и др. Обед прошел очень оживленно и окончился в 6 час. вечера. После обеда гости за чаем оживлённо беседовали о делах общества. Старший член общества М.И.Балабанов, желая видеть знаменитого скакуна «Байрактара», завода Иловайского, на нахичеванском ипподроме, обещал из своих личных средств 1000 руб. на большой приз будущего года, на который был бы записан и «Байрактар». История другого Общества, не однажды, сменившего своё наименование, Ростово-Нахичеванского, поощрения рысистого коннозаводства известна больше первого, т.к. оказалась неплохо описанной ещё в одном ростовском периодическом издании: «Беговые испытания ведут свое начало с 1859 года, при чем первые были организованы в Москве, затем в С.Петербурге. и далее в провинции. Мысли об устройстве таких испытаний в Ростове принадлежит трём лицам, а именно: Шапошникову И.М., Шпехту Н.И. и ныне покойному Корнелио А.Е., которые интересуясь рысистым спортом образовали в 1878 году из своей среды кружок любителей конского бега, вошедший в том же году с ходатайством в Городское управление об отводе участка земли под ипподром. Городская Дума удовлетворила то ходатайство и с этого времени кружок под наименованием «Любительского кружка Ростово-Нахичеванского н.Д. Общества конского бега» начал функционировать, причем деятельность его выразилась в устройстве ежегодных беговых испытаний лошадей. Под таким наименованием кружок действовал на протяжении 12 лет, привлекая на свою сторону многих лиц, уяснивших себе пользу испытаний, последствием чего и был выдвинут вопрос о переименовании кружка в Общество, которое могло бы действовать по соответственно выработанному уставу, утвержденному графом Воронцовым – Дашковым, занимавшим в то время пост Главноуправляющего Государственным Коннозаводством. Таким образом цель была достигнута и кружок был переименован в «Ростово-Нахичеванское н.Д. Общество Охотников Конского Бега в Р.н.Д.». Под этим наименованием и руководствуясь впоследствии, выработанным Главным Управлением Государственного Коннозаводства нормальным Уставом Общество действовало до 1903 года., когда г. Главноуправляющий Государственным Коннозаводством Великим Князем Дмитрием Константиновичем был утвержден вновь выработанный Устав, по которому все Общества, существующие под разными наименованиями, переименовывались в Общества Поощрения рысистого коннозаводства, отсюда и носит своё название, существующее «Ростово-Нахичеванское Общества поощрения Рысистого коннозаводства». Не имея в начале достаточно средств, Общество, при поддержке членов-охотников и заводчиков, побороло все материальные невзгоды и постепенно развило свою деятельность, строго преследуя намеченную цель. Об этом свидетельствуют отчеты, из которых видно, что начав с 3.000 руб., Общество прогрессивно увеличивало сумму розыгрыша и в текущем году разыгрывается 38.850 руб. … Что же касается текущего года, то таковой обещает быть более прибыльным, и судя по приводу лошадей, каковых на данный момент насчитывается свыше 120 голов. Доказательством пользы и у нас испытаний могут послужить такие факты, как основание некоторыми лицами из числа членов Общества вокруг Ростова и на Кавказе конских заводов, которые заинтересовавшись беговым спортом, так же заинтересовались и улучшением породы русского рысака и в данный момент деятельность этих заводов доведена до широких размеров. …» (журнал «Бега и скачки» от 1910.04.08). Что касается ипподромных сооружений, в 1891 году газета «Приазовский Край» напечатала следующее сообщение: «Вновь устроенное помещение Ростово-Нахичеванского бегового общества: Ростово-Нахичеванское беговое Общество (далее РНБО), не имевшее до настоящего года порядочно устроенного помещения для помещения для зрителей, членов и судей, выстроило теперь роскошный павильон. Павильон устроен в византийском вкусе и представляет собой образец изящной архитектуры. Вычурная чистая резьба, прекрасная окраска здания, не пестреющая и не утомляющая зрение, величаво возвышающиеся купола, прекрасно выполненные фигуры (лошадиные головы) для расстановки по бокам верхних частей павильона, всё это придаёт зданию прекрасный вид. Внутренность здания распределена следующим образом: в середине здания находится членское отделение для помещения 50-ти членов Общества, боковые помещения заняты 12-ю ложами и 2-я литерными, позади лож находится партер, затем идут боковые помещения для зрителей, в которых находятся 32 ряда кресел (в каждом 16 рядов). Против здания беседки находятся открытые помещения для публики (по уменьшенным ценам), вмещающие до 1.500 чел. Из членского отделения ведёт винтовая лестница в верхний этаж, в судейскую, где будут решаться вопросы о призах и достоинствах лошадей. В павильоне устроено так же, фойе, где будет помещаться буфет (исключительно для продажи фруктов и прохладительных напитков). Всё здание павильона производилось по проекту архитектора Лиона. Инициатива же постройки и вообще, процветание Общества, всё это принадлежит С.М.Петрову, который в течение 10 лет служит этому Обществу и прекрасно знает своё дело» (газета от 1.09.1891 г.). Судя по этому материалу, до сих пор Беговое Общество обладало лишь простой земельной площадкой, которая, впрочем, была достаточно обустроена для проведения бегов. Устраивались состязания и при обществах и при самих конезаводах, которые располагались, как правило, в основном в удалённых от города селениях. Но, дефицит городских площадей и отсутствие специально подготовленных для скачек площадок, а также, мест для зрителей (продажа билетов на эти состязания для зрителей была немаловажной статьёй пополнения средств кассы Общества), всё это создавало трудности в устройстве полноценных состязаний. В 1901 году устроители Скакового Общества предложили руководству Рысистого общества совместную работу на территории рысистого ипподрома (говорят, он был в г. Ростове н.Д., и был ближе к центру города, хотя судя по газетным описаниям, ростовский был более подготовлен и к скачкам и к приёму зрителей), и, получив согласие, перевезли всё оборудование, вплоть до деревянного забора, на территорию нынешнего Ростовского ипподрома. Внешний вид ипподрома, благодаря совместным усилиям двух обществ, приобрёл достойный вид и так же был заново освящен. С этих пор началась систематическая работа по испытанию лошадей и организации скачек. Так, если в период становления Обществ скачки проводились каждым из них единично в течение года, то к 1910-му году, они стали происходить до 2-х раз в месяц (журнал «Бега и скачки» от 1910.04.08). Как уже сказано, важной статьёй доходов Р-НБО был тотализатор – организация приёма ставок на выигрыши в забегах той или другой лошади. Призы победителям скачек предоставлялись как самим Р-НБО, так и отдельными меценатами. Тотализатор, как узаконенный вариант азартной игры ни когда не был под запретом властей. Ставились ставки и в экономически, самое тяжелое время, в 1919 году, когда сама власть в городах находилась под угрозой переворота. Даже в советское время, когда любой вариант этих игр рассматривался как не трудовые доходы, ставки на лошадей были разрешены. Дело было очень доходным, притом, наиболее всех для устроителей скачек. На отдельном листе этого материала представлены боны (квитанции) ростовского тотализатора разных лет. К коммерческой эксплуатации территории ипподрома относится и ещё пара вариантов его использования. Как в Ростове, так и в Нахичевани с конца 19 века происходил подъём велодвижения. Для велосипедистов города изначально устанавливался целый свод правил, таких, как не превышение определенной скорости, требование регистрации велосипедов в городской управе и установка на них номерных знаков, запрет езды по некоторым местам, в т.ч. по главным улицам, города, требование остановки при проезде навстречу конному экипажу, и т.п. Между тем, велосипедистов в городах становилось больше и больше и для облегчения своего существования группа активистов из их среды, учредила своё собственное Общество. Но так как своей гоночной трассы у велосипедистов по началу не было, они арендовали для этих целей ипподром. Но ещё более ярким событием, было то, что ипподром в своё время успел побывать и самым первым ростовским аэродромом. Площадку ипподрома арендовал Ростово-Нахичеванский отдел Императорского Всероссийского Аэро-Клуба. Когда авиация ещё не стала профессиональной и все первые лётчики были по сути, лётчиками-испытателями, они нередко устраивали демонстрационные полёты, катания публики, пробовали свои силы в первых воздушных кульбитах, разрабатывая первые фигуры высшего пилотажа. Старые ростовские газеты нам объявления об этих полётах. К примеру, лётчик – испытатель польского происхождения, Адам Габер-Влынский. Объявления о его полётах над городом Ростовом на Дону с площадки ростовского ипподрома относятся к 1911 и 1914 годам. Не известно ещё многое из биографии этого человека, но уже в раннем объявлении 1911 года, газета его называет «членом отдела местного аэроклуба». Стоит сказать, что этот лётчик был в числе первых, выполнивших «мёртвую петлю», в начале Первой Мировой войны был в числе первых, летавших на самолётах с повышенным бронированием и даже с установленным на машине пулемётом. У нас же он совершал одни из первых полётов. Это были простые демонстрационные со взлётом и посадкой, полёты и в том самом первом объявлении от 1911-го года уже говорилось, «Полёты будут совершаемы так же с пассажирами. Лиц, желающих летать пассажирами, просят предварительно записываться…». К 1913-му году ранее построенные сооружения ипподрома обветшали. Руководством Обществ был заключен договор на разработку новых построек с новым для Ростова на Дону, архитектором, Эберг Л.Ф. Архитектор, как он сам утверждал, в личной карточке членов Союза Архитекторов, всего третий год, как начал работу в г. Ростове н.Д., но уже закрепил о себе славу производительного и активного новатора. Постройкой новых сооружений на ипподроме он вновь подтвердил свои первоклассные профессиональные способности. Но, разумеется, основной работой ипподрома были бега, скачки и прочие способы отбора лучших лошадей. Успешная коммерческая деятельность позволяла постоянно улучшать стимулирование заводчиков, а заодно, наездников и самих лошадей. Так, если в 1909 году собственный капитал бегового Общества составлял менее 10 тысяч руб., то к 1909 году он уже был более 23 тысяч. Кроме того, собственные призы победителям предоставляли отдельные меценаты. Всё это более и более улучшало результативность работы ипподрома. что в скором времени оказалось очень востребовано. «Война (первая Мировая) заставила совершенно заново пересмотреть вопрос о коннозаводстве. В военных кругах сразу дружно заговорили о высоких достоинствах донской лошади. Культурная лошадь не выдержала тяжкого испытания, какому её подвергла затянувшаяся война. Наиболее приспособленной к условиям сурового походного боевого режима оказалась донская лошадь. Успех донской лошади на фронте окрылил надеждами коннозаводчиков и в военном ведомстве снова обнаружилось довольно мощное и влиятельное течение в пользу сохранения коннозаводства» («Спортивная газета» от 1916.09.24 г.) В ранние советские годы были ликвидированы все частные конные заводы и казачьи табуны с лишением их основной базы — земли. Голод завершил разгром, уничтожив остатки коннозаводства и первый в России по количеству и качеству очаг культурного разведения верховых лошадей. Восстановление коневодства на Дону началось сразу после окончания гражданской войны на Северном Кавказе. 20 ноября 1920 года приказом РВСР в Ростове-на-Дону был учреждено Управление Коннозаводства и коневодства, перед которым была поставлена задача по изъятию из частного владения пригодных для воспроизводства лошадей и организации военных конных заводов. Осенью 1920 года были организованы первые военные конные заводы. В их числе на Дону им. Первой Конной Армии (№157) и им. С.М.Будённого (№158). К концу 1921 года на Северном Кавказе было организовано ещё 11 конных заводов, в том числе и конезавод им С.М.Кирова №159. В 1921 году на Ростовский ипподром стали поступать племенные лошади, захваченные в разных местах Дона, Кубани и Предкавказья. С прибытием первых лошадей на ипподром стали собираться тренеры и жокеи, которые помогали разобраться в определении породистости захваченных у белых лошадей. В числе собранных и приведённых из Москвы лошадей оказались чистокровные жеребцы. Некоторые из этих жеребцов оставили глубокий след в нашем отечественном коннозаводстве, некоторые стали родоначальниками будённовской и терской пород. С того времени, как военные конные заводы начали выращивать племенных лошадей, наиболее ценную их часть стали регулярно испытывать на Ростовском ипподроме, который в 1925 году возобновил свою деятельность. Кроме общеспортивной деятельности, ипподром в довоенное время исполнял и другую функцию – в дни революционных праздников и прочие торжественные дни, он был местом проведения парадов. Большой вклад в развитие скаковых испытаний на Ростовском ипподроме внесли такие его сотрудники, как В.В.Каштанов, С.В.Сабенников, И.В.Большаков, и другие, в т.ч., генерал-майор, Герой Советского Союза, П.П.Брикель, который вернулся сюда и по окончании войны и долгое время ещё шефствовал над ростовским ипподромом. В послевоенное время постепенно хозяйственное и техническое применение конной тяги, а значит и лошадей вообще, постепенно почти сошло к нулю, но зато их спортивный отбор стал востребован на порядок большим, т.к. советские конники активно стали участвовать в спортивных, как внутренних, так и международных, соревнованиях. На Ростовском ипподроме была построена одна из лучших в России стипль-чезных трасс, по сложности приближенная к трассе Большого Пардубицкого стипль-чеза в Чехии. Здесь были и банкеты с водой, и внушительный земляной вал, и устрашающий большой таксис и роскошные зелёные засеки. Именно на Ростовском ипподроме проходили подготовку лучшие стиплеры перед выездом за рубеж. Этот опасный вид спорта всегда особенно привлекал внимание зрителей. Ипподром всегда посещала самая разнообразная публика, но завсегдатаи-любители не пропускали ни одного скакового дня. В дни розыгрыша главных традиционных призов количество болельщиков достигало 5000 человек. Это всегда поддерживало ипподром так, как значительно увеличивался оборот тотализатора. К сожалению, в 1990-е годы ростовский государственный ипподром перестал быть государственной собственностью, что постепенно к нашему времени, свело на нет спортивную деятельность учреждения. Тем не менее, ипподром, как исторический объект, до сих пор остаётся культовым местом Ростова на Дону и его многих граждан. Цель данной работы доказать, что ростовский ипподром, сегодня не имея особо весомых исторических сооружений (хотя и здесь имеются некоторые постройки технического назначения, старых лет), и даже на отсутствие регулярной спортивной составляющей в его существовании, до сих является важным объектом для ростовчан. Даже президент России В.В.Путин в одном из своих визитов в Ростов на Дону, посещал трибуны ипподрома. Ростовская область, став центром нынешней Донской области, разумеется, приняла на себя и заботы по возрождению казачества, являющемуся сегодня так же важным политически значимым процессом. А, как известно, работа с лошадьми для казачества является неотделимой частью образа жизни. Издавна на Дону проводились смотры и соревнования казаков по джигитовке, скоростным скачкам, работе на коне с шашкой и другим видам состязаний. Сегодня, в том числе и в связи с нарушением организационной деятельности ипподрома, эти соревнования в основном проводят в станицах на не очень хорошо подготовленных площадках. Таким образом, ипподром, как единственное подобное заведение на Юге России, просто призван продолжать своё существование и деятельность. Он непременно должен войти в состав исторически значимых охранных зон г. Ростова на Дону. На этом второй, переработанный материал был закончен. Но исследование истории – вопрос долговременный. Когда был опубликован первый вариант этой статьи, он не был закончен. Оставались вопросы. Теперь вопросов нет, но уже есть добавки и к этому материалу. К примеру, то, что знаменитый пионер авиации начала 20 века здесь тоже совершал свои полёты, то, что здесь, на земле ростовского ипподрома в 1907 году состоялся первый в Ростове футбольный матч. Видимо, при дальнейшей проработке исторических источников, подобные сведения будут ещё попадаться и попадаться. Что тут сказать? Место, однозначно историческое. Источники: ДГПб, личная коллекция, подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (29.07.2020) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2772 | Нравится: 0 | Комментарии: 13
| Теги: | |
Всего комментариев: 13 | ||||||
| ||||||