Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Ростовская конка. Немного грустная история. «В заседании 25 апреля 1884 года Дума признала устройство конки не желательным, но необходимым …» «После долгих перипетий, вопрос об устройстве в городе рельсовых путей окончательно разрешен в 1885 году. Предприниматель барон Беккендорф, с которым город и заключил формальный контракт. Впоследствии конная железная дорога, была открыта в 1887 году и принадлежала Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи)…. В последствии конная железная дорога, была открыта в 1887 году и принадлежала Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм.) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: * Новое Поселение — Богатяновский Спуск * Сенной Базар — Смирновский Спуск * Городское депо — ул. Большая Садовая * Вокзал — Нахичевань …». Написанное выше является выдержкой из рукописи нахичеванского нотариуса и историка Чалхушьяна. Любопытное замечание: Барон, строивший дорогу нашей конки, автором назван Беккендорфом, что впрочем не сильно удивительно. Чалхушьян был армянином и прямых контактов с графом не имел, поэтому написал его фамилию так, как ему было созвучно. Дело в том, что Беккендорф - фамилия русского генерала, германского происхождения, проявившего себя на ниве Отечественной войны 1812 года, а позже, как один из первых создателей жандармского корпуса России. Фамилия барона, построившего в Ростове конку, была Секкендорф. Он возглавлял Бельгийское Анонимное Общество Российского трамвая. Мы уже давно привыкли к виду трамвая электрического, но первым трамваем у нас явилась именно, конка. Были выпущены в оборот акции того общества, с ними собраны нужные деньги и началось строительство дорог, закупка вагонов и тому подобное. А уже через более, чем через десяток лет, когда трамвай был электрифицирован, он так и назывался, «электрический трамвай». Разумеется, конка была очень приятным приобретением для горожан. То, как выглядела конка мы можем видеть на некоторых исторических фото. Кстати, в сетях блуждает одна фотография с подписанным комментарием, о том, что это «первый электрический трамвай г. Ростова на Дону» бельгийского производства и, вероятно, это прицепной вагон, и что это 1901 год. Вот она: Смею заверить, что подпись эта совершенно не соответствует действительности. И вот почему: Вагончики, как говорится, «один в один». Правда, здесь мы видим «косяк» другой, теперь в подписи от авторов книги «Образы старого Ростова». Почему они решили, что фото относится к 1914 году? Ну да ладно, в этой книге подобные «косяки» не редки. Заслуживает уважения характер барона Секкендорфа. Если для Ростова конка была диковинным транспортом, то Европа уже имела электрический трамвай. Приглашаю взглянуть на акцию анонимного общества «Трамваи Ростова на ДОНУ». Эта, конкретная, акция выпущена в марте 1899 года, а миниатюра на ней уже показывает трамвай электрический. Но, барон, похоже, был здравым человеком и видел, что в Ростове само электричество вообще, только-только стало приживаться, и что сейчас сразу после введения в эксплуатацию конного варианта трамвая, вряд ли возможно эту дорогу электрифицировать. В попытках развить её он предложил, возможно, на первом этапе, запустить вместо лошадей применить небольшие паровозы. В принципе, мысль здравая – угля на Дону оказалось предостаточно, и дума это предложение обсудила, но на все 100% согласиться с новой идеей не смогла, сочтя не бесспорным. Дала добро запустить такой транспорт на городской окраине, к примеру, на Новом поселении. Между прочим, обсуждение этого вопроса происходило ещё за год до начала работы конки, в январе 1886 г., но в любом случае, проект трамвая на паровой тяге так и не состоялся. Проблемы с конкой возникли в самую первую зиму её работы. Сообщение из ростовских «Ведомостей»: «Ростовская на Дону городская управа 15 минувшего января сообщила директору Ростовских конножелезных дорог, что она ни под каким видом не может допустить посыпку рельсового пути солью для очистки его от снега. В последствие этого посыпка солью пути была прекращена до 8.02. С этого времени, вопреки воспрещению управы, путь снова стал посыпаться солью. Лужи раствора её стоят вдоль рельсов и, не говоря о безобразии, портят ноги случайно попадающих в них извозчичьих и частных лошадей. От действия раствора соли, малейшая царапина на ноге лошади обращается в болезненную рану, а здоровая кожа даёт трещины. В виду такого невнимательного отношения администрация дороги к законным распоряжениям городской управы, последняя заявила Дирекции дороги, что со всей настойчивостью будет требовать исполнения их … при чём управа сообщила Дирекции, что неисполнение настоящего требования Управы будет иметь последствием приостановку движения впредь до очистки пути. … с отнесением потребного расхода на счет конножелезной дороги…». 1887.09.03 – Открытие конно-железной дороги. В воскресенье, 30.08., по Б.Садовой улице открылось движение конно -железной дороги. В экономическом отношении первые рейсы нашей конки были для собственников конки очень выгодны, т.к. все пущенные в действие вагоны были с утра и до вечера переполнены, преимущественно, катающейся публикой. Вагоны по наружному виду очень красивы и устроены удобно, с 2-я отделениями для пассажиров. Второе отделение для пассажиров по 3 коп., немного не удобно, т.к. этому отделению отведено очень маленькое местечко, при том там же находится тормаз, который ежеминутно тревожит занимающих эти места, мест же таких всего 5, несмотря на то, что они предназначены исключительно для бедного класса людей, которого всегда наберется много. Если в день открытия конки вагоны были полны народом, то из этого нельзя ещё заключить, что и впоследствии конка будет иметь такой же успех, т.к. в пределах Ростова конка почти немыслима, и она тогда только будет иметь громадный успех, когда полотно будет проложено до Нахичевана. Мы видим, что с открытием конки она ни сколько не помешала частным дилижансам, двигающимся между Ростовом и Нахичеваном. Красивое зрелище представило открытие конно-железной дороги. Целой вереницей двигались вагон за вагоном. Движение по улице было необычайное. Садовая от вокзала и до Крепостной црк. была полна народом. Открытия конки совсем не оповещалось, торжества, насколько нам известно, совсем не было, если не считать, несколько выпитых бутылок шампанского в помещении конторы конки, в доме Трегубенко (Никольская 107А, сегодня Социалистическая 83), служащими конки. Даже такса за проезд нигде не опубликована. А между тем, это событие имеет великое значение в истории нашего города…». Дом Трегубенко 1898.03.26 г. В думе Ростова состоялось обсуждение условий перехода с конных дорог на электрический трамвай. 1901.10.15 – Вчера утром было произведено пробное движение электрического трамвая. По предложению директора трамвая, войсковой атаман любезно согласился проехаться в вагоне по Б.Садовой ул. ; Как восприняли новое ростовчане? Те из нас, кто интересовался историей прокладки пути Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги по ул. Береговой, в курсе, сколько пришлось на эту пору боли и сопереживаний – с одной стороны, явная необходимость прокладки пути, за что «воевали» городские власти и руководство самой дороги, с другой стороны, интересы владельцев земельных участков на Береговой, где стоят их амбары, магазины, пути погрузок и прочее. Ситуация с «малой» конной железной дорогой, стала примерно такой же. Множество извозчиков и подрядчиков, участвовавших в содержании конки, теряли заработок, при том, что городу электрический трамвай был интересен… Октябрь 1966 года. Детский писатель, о котором в сетях даже нет странички его жизнеописанием, Гурий Окский, в журнале «Мурзилка» описывает в своём рассказе несколько маленьких событий из своего босоногого детства. Я не знаю к какому городу относятся его воспоминания, но они просто очень созвучны нашим и Ростову и Нахичевани. И маленькие города, и сама конка, и казак-извозчик с серьгой в ухе и название улиц и другие детали…: ПОСЛЕДНЯЯ КОНКА «Если бы я сейчас увидел этот вагончик, то, вероятно, громко рассмеялся: так нелепо выглядел он, сколоченный из широких неровных досок, аляповато раскрашенный, на грубо сделанных колёсах, обильно смазанных дёгтем, с зелёной крышей, с жестяным петушком на ней... А тогда, в детстве моём, этот вагончик конно-железной дороги казался нам, ребятам, чудесным, фантастически прекрасным экипажем. А лошади! Коротконогие, мощные, с косматыми гривами, украшенными бумажными розами! А наш любимец Никодим — хромоногий кучер конки, с золотой серьгой в толстой мочке большого уха, с весёлыми серыми глазами под колючками бровей! Каждый из нас был твёрдо уверен в романтическом прошлом Никодима — да, он скитался по морям на пиратских шхунах, пил душистый ром, зарывал клады на скалистых островах! Мы не верили папам и мамам, утверждавшим, что Никодим — обыкновенный казак из обыкновенной станицы, уличённый в конокрадстве и искалеченный в драке. Хромоногий, он не мог заниматься другим трудом и стал кучером конки. Так говорили... Но мы-то знали, зачем взрослые скрывают его настоящую, тайную биографию — чтобы отдалить нас от него и от конки, за которой мы бегали, пытаясь покататься на подножке. А что нам оставалось делать? Других развлечений в городе не было. Карусель и качели в большие ярмарочные дни — вот и всё, Иногда Никодим разрешал одному из нас вскочить на площадку и постоять рядом с ним от Сенной до Базарной площади. Содержал конку владелец самых интересных предприятий города: лодочной пристани, карусели, тира в общественном саду. Он всецело доверял Никодиму, получая от него раз в месяц заранее известную прибыль. Пользовались конкой преимущественно люди пожилые, степенные. Молодёжь предпочитала ходить пешком. Если на ровном месте, бодро катясь по рельсам, конка передвигалась быстрее пешехода, то при подъёме на самую малую горку её мог обогнать каждый. И часто какой-нибудь юнец, шагая вровень с конкой, кричал Никодиму: — А ну-ка, догони, любезный! Но он молчал, только брови топорщились сильнее. И, взмахивая кнутом, но не опуская его на крупы лошадей, обращался к своим приятельницам — рыжей и пегой кобылам: — У болтунов одна дорога, а у нас другая. Пусть, сестрицы, бегут, и мы не спеша людей доставим. Нам нравилось дотрагиваться исподтишка до засаленного парчового кушака Никодима, до его кнута с костяной ручкой, до круглого кожаного сиденья. Всё это так не походило на привычное, домашнее и было связано с таинственной личностью предводителя пиратов, теперь правившего красивыми, сильными лошадьми. Они тащили целый вагон с двадцатью пассажирами, из которых один пузатый лавочник весил больше двух студентов, вместе взятых. Весь наш городок уважал кучера конки. Многие рассказывали ему о своих семейных делах, советовались. Молчаливый, но доброжелательный Никодим обладал умением слушать. Сядет, бывало, в конку пожилая женщина, уместится рядом и начнёт долгий рассказ о своём житье-бытье. Никодим слушает внимательно, изредка в знак сочувствия покачивает головой — лишь золотая серьга поблёскивает. Наконец женщина сходит с конки на тихом ходу, а он, слегка сдержав лошадей, бросает вслед: — Не горюй, Пелагеюшка, всё умнётся-утрясётся, —И щёлкнет кнутом, — А ну, сестрицы, веселее! «Сестриц» своих он холил, кормил отборным овсом. И нравилось нам помогать Никодиму: ведро с водой поднести, щётку подать... И так шло из года в год. Но вот приехал и остановился в гостинице господин Мюллер, высокий худощавый немец. Сквозь стёклышки пенсне холодно поблёскивали голубые глазки, Он часто поглаживал свой острый, хорошо выбритый подбородок. Опираясь на серебряную ручку трости, Мюллер говорил: — Ваш город имель много житель. Конка есть смешной историй. Ви будет иметь бистрый трамвай! Не прошло и трёх месяцев, как от Сенной до Базарной площади, по главной городской магистрали, пролегли новенькие рельсы. Но конка продолжала ходить. Рельсы её пришлось перенести почти к самому тротуару. И вот настал день, когда по однопутной рельсовой дорожке пробежал первый трамвай — красивый просторный вагон, сверкавший свежей золотистой окраской, с настоящими большими окнами, с круглолицым вагоновожатым, тоже немцем — в чёрной фуражке с серебряным кантом. Мы, ребята, уже забыли о конке, о Никодиме — нас пленил этот великолепный трамвайный вагон, мчавшийся без лошадей по новеньким рельсам, Всё нас интересовало: и высокие трамвайные мачты, и мотор с целым пультом управления, и крепкие металлические колёса. На остановках (это тоже было интересно — появились остановки!) вагоновожатый косился на нас, ребятишек, с открытыми ртами глазевших на трамвай, и шутливо грозил пальцем. А Никодим? Мы даже не заметили, куда девался он сам, его лошади, вагончик конки... Через год я встретил его, кучера последней конки. Гостил я у своей тётки, на окраине городка. Вышел как-то погулять и вижу, что к воротам подъезжает телега с бочкой, запряжённая рыжей кобылой. Рядом шагает человек... И в нём я сразу узнал Никодима. Он сильно постарел, но так же торчали теперь уже побелевшие пучки бровей, и поблёскивала всё та же золотая серьга... Никодим узнал меня. Он улыбнулся и, поправляя дугу, сказал: — Да, малец, стал я водовозом... Но зато «сестрицу» сохранил. А ту помнишь, пегую? Нет её, под Новый год пала, И, помолчав минутку, привлёк меня к себе, — А хочешь я тебя покатаю? Солью воду и с пустой бочкой по улице как пуля! Через несколько минут мы действительно мчались. Немилосердно грохотала по булыжной мостовой телега, подпрыгивала бочка, но я, сидевший на ней верхом, крепко держался за обручи. Никодим, погонявший рыжую «сестрицу», обернулся ко мне и громко крикнул: — Обгоним трамвай? А?»… Источники: интернет, личная коллекция, ДГПб, журнал "Мурзилка" | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (06.03.2023) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 926 | Нравится: 0 | Комментарии: 3
| Теги: | |