Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Увидев благоприятную почту для развития материала, немного переиначил название предыдущей статьи и продолжаю. Относительно недавно здание на Б.Садовой 47 пережило реконструкцию и вроде бы стало вновь историчным. Ему вернули купола, наставили какие-то скульптуры. Первый камешек сомнения в историчности его облика как раз и появился, когда кто-то из группы реставраторов заявил о собственной доработке облика здания – о добавленных скульптурных барышнях, держащих медальоны с гербами города… А только ли в них, этих барышнях заключена разница старого и нового обликов? Каким, вообще его замыслил автор? Давайте «пороем» доступные нам архивы и взглянем на прошлую историю здания, а перед этим ещё раз взглянем на знакомый нам облик дома со всех сторон, в т.ч. и из космоса (вернее из «Гугла»). Вот он сегодняшний. Как говорится «анфас» (уже не вспомню чья это фоторабота и откуда её прибрал, но работа эта очень хороша, согласитесь), и «профиль» А теперь в историю. В первой части повествования рассказывалось не то о плагиате знаменитого и именитого архитектора Померанцева, не то о его авантюризме, позволившем подсунуть ростовчанам уже проданный ранее другому городу проект, не то, наоборот, об его прозорливости и продаже на этом основании Ростову проекта дома, ранее уже построенного, т.е. с исправленными недочётами, а значит, добротного... Я и сам не решил, как понимать обнаруженный тогда материал, но вот новые находки и его продолжение, всё более и более непонятное: В прессе старого времени, ещё накануне его постройки (1897 год) обнаружился следующий материал: «Долго тянувшийся вопрос о постройке городского дома на Театральной площади, наконец решён: проект этого здания, составленный проф. А.Померанцевым, окончательно принят городским управлением. Общая стоимость проектированного здания определена в 513.627 руб. Что касается вопроса об источниках, из которых может быть покрыт такой экстраординарный расход, то финансовая комиссия остановилась на мысли произвести заём. Что касается способа ведения работ, то комиссия нашла более удобным производить таковые смешанным, подрядно-хозяйственным способом – способом каким велись работы по постройке здания женской гимназии, и для этого образовать особую исполнительную комиссию, выбор которой предоставить городской Думе нового состава, имеющего быть образованным к маю 1897 года. Но ещё до образования такой комиссии, теперь же предполагается приступить к подготовительным распоряжениям по закупке материалов, производству торгов на отдельные работы и заготовки и т.п.; самые же работы решено начать ранней весной будущего года». Вдумаемся, раз в 1897 г. уже принимаются такие решения, значит проект ПОЛНОСТЬЮ согласован и утверждён. И вот дальше, уже из следующего года: «Ростов на Дону. Здание Думы и городского торгового дома, представленное на чертежах 322-327 (технический журнал с чертежами и схемами), проект которого составлен и представляет одно из грандиозных зданий города Ростова, к слову сказать, весьма быстро растущего за последнее десятилетие. Здание думы занимает громадную площадь, открытую со всех сторон. Первый этаж нового здания предназначается для торговых помещений, товарного двора, крытого стеклом. Во втором и третьем этажах будут помещаться два городских учреждения: банк и городская дума с квартирами для служащих; каждое из этих учреждений обособленно и имея отдельные входы, выходят на две противоположные улицы. В расположении отдельных помещений весьма много удобства и простора. Магазины просторны и изобилуют светом, при каждом магазине имеются склады, расположенные в подвале. В подвальном же этаже расположены помещения для центрального отопления и комнаты для служителей. Зал для собраний городской думы проектирован с хорами, аван-залом и расположен вблизи входа с просторным вестибюлем и широкой парадной лестницей. Квартиры, расположенные в 3-м этаже, так же просторны и удобны. По отделке фасада здание производит грандиозный вид, напоминая собой заграничные постройки» (последняя фраза как намёк на то, что теперь нам уже известно). Вам ни чего не кажется странным в этом описании? Теперь пора вспомнить материал из первой статьи о «белом доме» из «Путевых заметок». Она полностью подтверждает материал об уже состоявшейся постройке его по проекту Померанцева. Здание к тому времени уже построено и введено в эксплуатацию. Итак, вроде бы всё по полочкам. Есть автор, есть проект, есть результат и ни каких сомнений. Но теперь самая главная интрига. Взглянем на тот самый проект: Вот она, странность того описания, что приведено выше - а где же четвёртый этаж? Что за шатры на крыше? Частичный ответ на последний вопрос есть. Шатры были! Взгляните детальней на уже известную по сайту картинку. Дом ещё в состоянии отделки. Леса на украшениях крыши, часы в круглом отверстии не встроены, на балконах нет перил,… и виден шатер на крыше здания. Здание, как видно и из поэтажных чертежей, было построено с покрытым внутренним двором в южной его стороне (ближе к фасаду на Б.Садовой). Есть на снимке ещё один шатёр поменьше размером. Он расположен по соседству с первым («шатёр №2»). В принципе, он есть и на предыдущем снимке, но не так различим из-за угла съёмки и качества печати открытки. Хотя фотоизображение открытки принадлежит к самым первым годам 20 века, т.е. практически, сразу после открытия, мы видим, что магазины в здании уже расселились по всему периметру. И наконец, последний из старых видов, имеющихся у меня, где этот шатер ещё виден. Сначала обзорный вид: По внешнему виду открытки можно говорить, что это тоже самые первые годы 20 века. А вот детализация вида: На нём кровля видна вся полностью, но изображение зернисто и не очень хорошо просматриваемо. Похоже, что выполнено покрытие только крытого двора от южной фасадной стороны здания, а тот двор, что на чертеже 1-го этажа подписан, как «торговый двор крытый стеклом» и выглядящий на фасадных чертежах, как высокий и светлый шатёр из стекла, остался открытым. Заметим ещё и то, что на фасадном чертеже шатры прорисованы наоборот – непрозрачный купол изображен за стеклянным. Странно всё это. А при таких странностях уже чему удивляться и появлению 4-го этажа? Просто так, конечно, ни чего не происходит и, вероятно, проект автору было поручено доработать, после чего, скажем, первый этаж здания был выполнен более высоким и разделен на два. Но ведь во-первых, задание на проектирование здания обычно подаются вполне конкретными – трёхэтажный, значит трёх этажный, а четырёх, значит, четырёх… Поэтому, скорее всего, проект был переработан уже кем-то из наших местных архитекторов, курировавших это строительство. Так бывало. А, во-вторых, ведь изменения от проектного вида заключаются не только в этажности здания. И те самые купола, и форма окон, и оформление лепных элементов, и исчезнувшие колонны, и многое, многое другое. Между тем, чиновник, опубликовавший «Путевые заметки» не просто подтвердил, что здание проекту соответствует, но и даже дал адрес его берлинского двойника. Так сколько же этажей было в Берлине? Да...уж! Материал выложил весь, а статью эту мне закончить попросту нечем. Ответить на все вопросы сам не могу и выводов не делаю, т.к. досконально ход вещей мне не известен, а домысливать и плодить очередные «городские легенды» считаю делом не достойным. Остаётся лишь понадеяться на будущие находки, да пока, процитировать крылатую фразу из мультика «Следствие вели Колобки»: «Ни чего не понимаю!!!» Источники: личный архив, интернет. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (15.12.2014) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2761 | Нравится: 0 | Комментарии: 3
| Теги: | |