Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Роман о «Донской Армении» и армянах, городе Нахичевани и истории его базара, а так же многом другом. Фактически, материал «Романа…» уже начат. Этим началом явилась статья «Суворов, Крым, Ростов». Предыстория. Армения – сравнительно небольшое государство южного Кавказа. К его несчастью, оно оказалось на перекрёстке самых бурных дорог и исторических событий. Очень долго судьба сталкивала культуры армян и, сначала татар, а после турок, да так, что после множества столкновений народа с враждебным к нему отношением, множество её жителей разбрелось по миру. Да это и понятно – как жить на Родине, которая сама стала рабыней? (На старинной гравюре армянский город Ангора. ...Сплошь только мечети) Армяне, в основном народ земледельческий и торговый, в этих столкновениях оказывались более слабыми, не готовыми к военным действиям,… и были вынуждены всё время отступать в свободные или попросту, мирные земли. Большая их группа оказалась в Крыму, укрывшись, как утверждают исторические источники, под знамёнами Генуэзских колоний. Но и сюда пришли татары. Генуэзцы ушли, армяне стали жить под властью Крымско-татарского шаха, самого, являвшегося вассалом Турции. Армяне вновь стали разбредаться выше в континент, а те кто остались, … Кстати, а почему они остались? Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос – остались люди, которым терять было нечего. Большей частью это были земледельцы и скотоводы. Платить свою дань властям, как бы она не называлась (налог, сбор или, действительно, дань), нужно любой власти. Но здесь у людей уже было своё хозяйство, дома, семьи, храмы, … А ушла, видимо, наиболее активная часть населения – купцы, ремесленники, те, кто от проживания под другой властью имел больше потерь, чем привычные удобства. 18-й Век. На Дону, вблизи тогдашней столицы Донского казачества, станицы Черкасской, была сооружена небольшая земляная Анненская крепость. Её целью была охрана от любых вторжений южных подступов к русским землям со стороны моря, а так же сдерживание казаков от набегов на турецкие рубежи, что сильно провоцировало соседа к ответным мерам. Как потом оказалось, местоположение крепости было выбрано не удачно. Во-первых из-за высокой влажности и климата и, вследствие этого, высокой заболеваемости здешних жителей, во-вторых, всё же из-за удаленности крепости от фактических южных рубежей государства. Было решено перенести крепость ниже по Дону и переселение её началось не с военных, а со строителей, простых обывателей и купечества, проживавших при рядом с крепостью Анны. Это и были первые жители будущих ростовских и нахичеванских земель. Местами их поселения стали район ниже т.н. Богатого колодезя (источника) относительно недалеко от места впадения реки Темерник в Дон и урочище Полуденка, что находилось восточнее места закладки новой крепости и выше его по Дону. Далее пришла и очередь появления и самой новой крепости…. Владычество турок и татар в Крыму уже сильно поколеблено и приходит к концу. В 1739 году, по условию Белградского мира, турецкий султан срывает крепость свою — Азов, а в 1740 году возобновляется, ранее уничтоженная по Прутскому договору, граница между русским и турецким владениями и, наконец, спустя 40 лет и Крым окончательно присоединяется к России, и вот, как раз здесь, начинается самое интересное. По прошествии долгих лет со времён прихода в Крым турецкого влияния, среди оставшихся здесь армян, естественным образом вновь стала формироваться своя элита, стремящаяся к свободе и самостоятельности. Великое переселение. Версия №1. В конце 1750-х г.г. инициативой русского правительства была учреждена «Коммерческая компания», целью которой было укрепить положение торговли в Азовском регионе. Компания имела свои конторы в т.ч. на Темерницкой таможне и в Стамбуле. Компания охватывала своим интересом почти все земли тогдашней Новороссии, а по её закрытии, теперь уже, наладившие с Доном торговые отношения армянские купцы сами стали активно посещать Дон и вести торговлю в «старом» Черкасске, тогда, столице Донского казачества. Впрочем, это были не только армяне. Сюда съезжаются для мены русские, казаки, турки, евреи но, в особенности, армяне и греки. Армянские и греческие купцы отправляются сперва в Таганрог для выдерживания карантина, и оттуда ввозят свои товары сухим путем в Черкасск, по уплате за них пошлины в Темерниковой таможне. Черкасск тех лет, надо сказать, был городом и выглядел далеко не таким маленьким посёлком, каким мы его знаем сегодня. На гравюре 1700-х г.г. мы видим массу, явно каменных, построек в 1 и 2 этажа на берегу Дона. Мы ещё не видим привычного нам войскового собора, сохранившегося до нашего времени, но видим немало других больших церквей, которые сегодня нам уже не знакомы. Греки были первой волной крымских купцов, проложивших сюда дорогу и как скоро увидим, греческие купцы как раз и помогут армянским, скоро открыть для себя новые, ещё большие горизонты торговой, и не только, деятельности. Пока же, армянам, как можно понять, очень понравились здешние места, они неплохо изучили их для себя на столько, что потом, в 1779 году, желавшие переселиться, Крымские армяне остановили свой выбор именно на этих местах для дальнейшего проживания. (Гравюра изображает депутацию крымских армян к русской императрице) По предложению депутатов от общества крымских переселенцев, Арутюна Халыбова и Карабета Ахашева, при согласии руководителей их похода, князя Аргутинского-Долгорукого и капитана русской службы Степана Чалхушьяна (предок автора известного исследования), своей последней точкой пути и местом поселения, они избрали местность в урочище Полуденка, расположенное близко к донской столице, но стоящее на почти не заселённой местности. Выбор был сделан достаточно прозорливо, т.к. они сознавали ценность и значение вновь приобретенных Россией земель, и при этом, пока ещё практически не заселённых. Позже, Манифест Императрицы Екатерины Великой от 27 Апреля 1780 года откроет широкий простор всем для поселения при берегах Азовского моря и на Дону. «Искатели приключений, банкроты, дезертиры, непомнящие родства, вольные и крепостные крестьяне, все принимались в Азовскую губернию, где их не спрашивали, кто они и откуда. Разнеся слух в простом народе повсюду об этом манифесте. Пошли толки, что можно всем переселяться в новый край. Рассказы о нем, как о земном рае, изобилующем всеми благами, и тучными пажитями, плодородием и обилием росы, и теплым благорастворенным климатом, произвели брожение в крепостных людях внутренних областей России. Народ повалил к Азовскому морю целыми деревнями. Доломановка росла. Сюда шел, ищущий свободы «воли» помещичий люд или избегавшие правосудия, - и «воровской казак», и беглый раскольник, преследуемый администрацией, хранитель старой веры», …всё это начнётся годом позже, а первыми официальными и массовыми поселенцами здесь оказались армяне. По результатам их выбора и по воле царского указа, утвердившего их желание, жители полуденского форштадта, забрав «свои пожитки и домы» вынуждены были перейти в другие места жительства (в основном ниже крепости на Солдатскую слободу или Доломановку, да на левый берег Дона, где они пополнили собой село Койсуг). Первыми жителями Полуденки были, в основном, как в этом нас уверяет в своём сочинении Броневский, русские купцы, однодворцы, молороссияне, греки и грузины, в общем, торговый люд. Армяне, переселившиеся из Крыма в новый город, Нахичевань, тоже состояли в большинстве из ремесленников и купцов; первые перенесли сюда ремесла, вторые свой предприимчивый торговый дух. Крымские армяне были зажиточными, владели большими угодьями, но главное вели обширную торговлю со всеми странами света. Вся торговля Крыма была в их руках, они имели связи с Константинополем, Венецией, Марселем, Лондоном и Веною, их комиссионеров можно было встретить во всех значительных городах и местечках …. Оттого-то, крымский Шагин-Гирей был так против переселения армян в Россию и обещал столь много им милостей, прося их остаться, а с уходом из Крыма армян, торговля там тот час же прекратилась и пришла в такой упадок, от которого долго не могла отойти. Причиной же, перехода всегда называлось нежелание армян жить в почти вассальной зависимости от татарского хана. Более того, в различных других описаниях мытарств переселенцев до их прихода на Дон, обычно описываются их великие страдания сперва по приходу в астраханские степи, где они вновь столкнулись с татарским давлением, затем по возвращении в Екатеринославские просторы, где им довелось пережить холодную и неустроенную зиму…. В этом заключается первая, общепринятая версия обстоятельств перехода крымских армян на Дон. Вторая версия подробностей переселения описывается так: В первой версии описываемых событий мы увидели, что армянское население Крыма, почти единодушно снялось с насиженных мест с целью найти себе новую «землю обетованную». Но логика событий и некоторые факты и свидетельства старых лет заставляют задуматься - желание переселиться из Крыма на свободные земли было у многих, но не у всех. Вспомним теперь и фразу из материалов статьи о Суворове – о Шагин-Гирей-хане «с требованием не препятствовать желающим христианам переселяться в Россию; повеление хана крымским каймакамам объявить населению о добровольном переселении из Крыма в Россию всех желающих христиан». Кто-то, особенно из разряда тех, кто жил не торговлей, а только своим трудом, вероятно, почти не видел разницы где жить. Управление землями новой Российской провинции было вверено Генерал-Губернатору Новороссийской области, князю Потёмкину Таврическому, который деятельно занимался устройством южного пустынного края и основал несколько городов: Херсон, Николаев, Екатеринославль и т.д. В угоду Потёмкину, Иосиф Аргутинский предложил ему свои услуги в деле населения южного края и первый подал мысль основать город из Крымских переселенцев. Для лучшего достижения своей цели Иосиф и его подручники начали распространять слух о том, что Русские не останутся владеть Тавридой и что Татары вновь воцарятся в Крыму и накажут армян за измену. Подобный слух навёл на бедных, и без того уже испуганных Армян, ещё больший страх, и что бы только не попасть вновь под иго Татар, они были готовы на более тяжелые жертвы, чем на предложенное Иосифом переселение, которое представлялось им единственным средством гарантии их спокойствия и защиты их прав. Заручившись покровительством Потёмкина, Иосиф отправился в Санкт-Петербург, где ходатайствовал об отводе новым переселенцам места на берегах Дона, а для привлечения сюда по возможности больше народу, получил от Екатерины 2-й ту знаменитую грамоту, под покровительством которой, Нахичевань благоденствовал до последних годов. Слово Иосифа нашло отголосок во мнениях Армян, многие распродали своё имущество за бесценок или оставили на попечение судеб, и собравшись под знамя Иосифа, осенью 1776 года, в количестве пятнадцати тысяч вышли из полуострова. Но не зная в точности ни места предполагаемого переселения, ни прямой дороги, эта целая масса народу скиталась долго по степям России. «В архиве Ростовской на Дону городской Управы есть одно весьма объемистое дело, озаглавленное 1790 годом, целиком относящееся до Нахичевани и служащее весьма ценным историческим памятником, проливающим иной новый свет на переселение армян в 1779 году. Из обширной, находящейся в этом деле переписки первого нахичеванского городничего Степана Чалхушьяна со светлейшим князем Таврическим Потемкиным видно, что переселение армян из Крыма было насильственное, без их воли, согласия, благодаря лишь проискам армянского епископа Аргутинского-Долгорукого, понявшего слабость Князя Потемкина к созданию, сочинению новых городов, видно, что армяне даже после своего переселения сюда, оставляли свои жилища и имущества, уходили снова в Крым, где они привыкли к горам, к морю, к иной кипучей жизни; им не нравились новороссийские степи, в которых пространство обширное, но пустое; природа не нищая, но скупая, климат соблазнительный, но вероломный, население живое, но не дружное. Но тех, которые уходили, возвращали по этапу обратно. Таким образом складывается картина грандиозной афёры со стороны руководящей группы армянского населения Крыма, объектом которой было переселение, как цель сохранить свою группу влияния и на новом месте проживания либо, возможно, и с благой целью, но переселение большого количества «добровольно – принуждённых» переселиться было фактически, большим их обманом. «Таковы были печальные предзнаменования, при которых пред крепостью Св. Дмитрия и Доломановской вырос город Нахичевань» (Чалхушьян). Нахичеванские армяне, кто же они? Мы ознакомились с двумя, довольно противоречивыми по методам, но сходными по целям, версиями переселения армян из Крыма на Дон. Да, они разные лишь в характере свободы армянских переселенцев в своём желании поменять место обитания, но в обоих версиях есть общее: была движущая, инициативная группа поселенцев, стремившихся к переезду, рассчитывавшая на новые солидные выгоды от этого переезда и были невольные участники, которым, по большому счёту все равно было где жить, т.к. их жизнь зависела только от результатов их личного труда. Приблизительно по этому же принципу переселенцы разделились уже на новом месте - склонные к личному труду, ремёслам, земледелию и скотоводству, осели в одной из пяти основанных на Дону, армянских деревень. Большая же часть склонных к торговле и серьёзным промыслам, т.е., фактически, к городской жизни, купцы и промысловики, стали основателями города Нор-Нахичевань, или как стало позже, Нахичевань на Дону. Следующая часть материалов об истории «Донской Армении» будет посвящена городу Нахичевани н.Д. Источники: см. в тексте. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (05.11.2016) | |
Просмотров: 2443 | Нравится: 0 | Комментарии: 1
| Теги: | |