[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Мой интерес к истории родного города возник, можно сказать, случайно. Разглядывая снимки старого Ростова, коими теперь изобилует интернет, я заинтересовалась домами, сохранившимися с дореволюционных времен, и особенно теми, что не сохранились. Некоторые дома поразили меня своей красотой настолько, что мне захотелось узнать о них подробнее: о времени постройки, о создателе-архитекторе, о владельцах, о судьбе зданий. Оказалось, это довольно сложная исследовательская работа, но настолько увлекательная, что почти полностью вытеснила мои другие интересы и занятия. По мере изучения и сопоставления снимков Ростова разных лет, я поняла, как мало я знаю о своем городе, и как велик и благороден путь тех немногочисленных краеведов, кто пытается по крупицам восстановить историю родного города для потомков. К сожалению, я не обладаю большими познаниями в этой области, но поделиться впечатлениями, рассказать то, что знаю сама, мне бы хотелось. И первым моим рассказом будет ДОМ ДЕДОВА На одном из снимков Ростова начала 20-го века, сделанном с каланчи пожарного депо, находившегося тогда на улице Сенной (ныне ул. Горького), до самого горизонта открывался вид на южную часть города. Справа простирался Таганрогский проспект (ныне пр. Буденновский) с узнаваемыми башенками Асмоловского театра, вдали виделся Собор с колокольней, угадывались здания на ул. Садовой, а перед ними Городской сад. На переднем плане внимание привлекала крыша П-образного кирпичного дома с маленькими слуховыми окошками и выступающей полукруглой башенкой вдоль центральной части здания с куполообразным завершением. На фасадной стене крышу украшал крохотный чердак-«скворечник». Дом, явно, находился на улице Пушкинской, примерно, напротив боковой стороны разрушенного кинотеатра «Россия», которого, понятно, тогда еще не было. Как ни странно, много недоуменных вопросов возникло по поводу Городского сада, а дом на переднем плане, конечно, интересен, но вряд ли сохранился, учитывая, сколько прошло лет, и какие события произошли за это время, … но вдруг, нахожу в интернете заметку с названием «Сказочный дом» Анны и Ефима Воротниковых» пользователя соцсети - Соснитского. Он утверждает, что тот самый дом на фотографии старого Ростова жив и даже неплохо сохранился. В доказательство приводит собственные снимки. Оказалось, что это трехэтажное здание, практически, знают все, кто бывал на ул. Пушкинской, в нем на втором этаже располагается стоматология. Пушкинская, 59 - третье здание от пр. Буденновского. С фасада трудно предположить, что это тот самый дом, почти ничто не указывает на это, кроме маленького «скворечника» с окошком на крыше, удивительным образом сохранившимся до наших дней. Красивый, выкрашенный в приятный желто-белый цвет, со стройной колоннадой между полуциркульных окон и арочным въездом во внутренний двор (да простят меня Архитекторы за возможную неточность терминологии), дом притягивает к себе внимание. Прогуливаясь по ул. Пушкинской, я, пользуясь случаем, вошла в открытое парадное. Подняв голову, увидела вот такую замечательную «розетку». Узкий длинный вестибюль, первый и второй этаж выкрашены в бело-голубой цвет, словно указывая на принадлежность к медицинскому учреждению. Наверх вела белая мраморная лестница с черной ажурной оградой и узкими перилами. На втором этаже я заглянула в окно, выходящее во внутренний двор, надеясь увидеть ту самую полукруглую башенку, и сразу догадалась – я в ней и нахожусь! Такие башенки называются ризалитами, в них часто размещают лестничные пролеты. Стены отделаны красивой лепниной. Но когда я поднялась на последний третий этаж, передо мной открылась почти сказочная картина: стены третьего этажа, густо-салатного цвета, по обеим сторонам оформлены трехстворчатыми панно с пейзажными мотивами. Краски несколько потускнели, но изображения хорошо сохранились. На верхней площадке налево и направо квартиры. Причем, справа – настоящая коммуналка с четырьмя звонками на дверном косяке, а слева – темная железная дверь квартиры, выкупленной одним хозяином. Между ними еще одно цветное панно, с закрепленным прямо на нем плафоном для освещения лестничной площадки, видимо, лампочки над одной из квартир показалось мало. На потолке несколько лепных рамок с розетками, некоторые из которых уже сбиты. Спускаясь вниз, я размышляла, как попасть во внутренний двор, если вход в него всегда заперт. Подобные дворы всегда имели либо калитку, либо ворота, но раньше они не запирались, а теперь незапертый вход почти исключение. Мне повезло, я встретила женщину – жительницу этого старинного дома, позволившую мне осмотреть двор. Дом со двора тоже выглядел благородно, с красивой отделкой из кирпича, в отличие от многих других домов, возведенных в то же время, у которых дворовые фасады имели скучный неприглядный вид, возможно, ввиду того, что во двор выходили кухни и подсобные помещения. В конце двора обнаружилось несколько маленьких жилых домиков, образовавших собственное крошечное поселение с палисадниками и сарайчиками и замыкавших собою пространство двора. Сам двор пуст, в нем нет ни деревьев, ни газонов, ни беседки, ни лавочки. Только машины. У самого выхода я заметила по обе стороны два узких закутка, в них располагались выходы во двор, из одного предприимчивые жильцы сделали себе отдельный вход. А со стороны соседнего дома 61 стена дома Дедова выглядит довольно сумрачно и странно. Узнав, что я интересуюсь судьбой дома, жительница рассказала мне легенду, слышанную ею от старожилов, а легендам свойственно со временем обрастать подробностями. Она сообщила, что этот дом построен больше ста лет назад, и купил его у одного купца некий Дедов. В центральной части дома жил с семьей сам, а два крыла дома, образующие двор, предназначались для прислуги и людей победнее. По слухам, с Дедовым приключилась душераздирающая история: у него украли ребенка с целью выкупа. Дедов обратился в полицию, тем самым подписав смертный приговор своему ребенку. Вот такой дореволюционный киднэппинг. После революции дом, само собой, муниципализировали, и плотно заселили людьми. В 1937 году у моей рассказчицы родился там старший брат. А во время войны в доме стояли немцы, выгнав оттуда всех его обитателей. После войны всем, кто жил в нем раньше, было позволено вернуться в свои квартиры. По словам жительницы, в доме довольно долго сохранялись прекрасные мраморные камины, которые были разобраны в послевоенное советское время. А один из каминов был перенесен в музей. В поисках истины, кому же на самом деле принадлежал старинный дом на Пушкинской, мне помогли два человека: Любовь Феоктистовна Волошинова (архитектор, краевед, поэтесса) и Александр Овчинников (пользователь и администратор сайта «Ростовберег»). Итак, в 1894 году владелец «Главного депо музыкальных инструментов и нот» Леонтий Григорьевич Адлер купил участок с малым строением на улице Пушкинской, а в 1896 году получил разрешение на строительство трехэтажного дома («Ведомости Ростовской-на-Дону Управы» 1896г. 14 января). Дом был построен, предположительно, в период 1897-1901гг. по проекту известного архитектора Н. А. Дорошенко. Но сам Л. Г. Адлер прожил в нем недолго и умер в 1907 году. Его наследники в 1911 году продали дом купцу Дмитрию Петровичу Дедову. Впервые его имя в доступных материалах замечено в торговом разделе «шляпы и шапки» в 1898 году – торговля по адресу «Б. Садовая, дом Каяловых» (Б. Садовая, 58), позже - на Б. Садовой в доме Богуславского, стоявшего рядом с домом Каяловых и занимавшего вглубь весь квартал до улицы Дмитриевской (ныне ул. Шаумяна). Согласно Справочника («Вся Донская область и Сев.-Кавказ. Администрация и промышленность), в 1904 году Д. П. Дедов владел еще домом в пер. Братском, 54 (он же Согласия, 19). В Справочнике 1913 года («Весь Ростов и Нахичевань на Дону») Д. П. Дедов – торговец обувью и снова на Б. Садовой в доме Каяловых. В ростовской газете от 10 января 1915 года был описан случай кражи из магазина купца Д. П. Дедова (газета «Ведомости Рост. Градоначальства»). Дом Дедова можно увидеть на снимке, перепечатанном компанией «Титул» - улица Пушкинская в период 1914-1916 года. Вполне угадывается внешний вид, и чердачок- «скворечник» на крыше. [c] Прошло более ста лет, нет уже на свете купца Дедова, после революции ему поневоле пришлось покинуть свой красивый дом на Пушкинской, а дом стоит. Возможно, за столь долгую жизнь, он претерпел внешние и внутренние изменения, но он узнаваем, особенно после того, как был произведен ремонт фасада. Этот ремонт, как и возможные предыдущие текущие ремонты, внес в его облик новые черты – металлопластиковые окна, замену исторических дверей на глухие железные, пристроенные балконы со двора – все, что диктует новое время. Осматривая дом теперь, я не переставала удивляться – как, каким чудом сохранился не только узнаваемый внешний вид, но и большая часть внутренней чудесной отделки, панно на стенах и прекрасная мраморная лестница? Может быть, разрушительные вихри революции и гражданской войны, по счастливой случайности, не затронули его? Но последовавшее за ними советское коммунальное уплотнение, никак не способствовавшее сохранению буржуазной красоты, тоже не решилось испортить ее. А дальше еще удивительнее: как выжил дом среди сумасшедших бомбежек? Дом справа, стоявший вплотную, был разрушен без возможности восстановления; почти напротив, едва достроенный новый развлекательный центр (на месте кинотеатра «Россия»), разрушен до основания; рядом с ним прекрасная Ротонда (по проекту того же замечательного архитектора Н. А. Дорошенко) – разбомблена и не восстановлена. В доме Дедова пострадала лепнина, он лишился украшений на потолке . А, может быть, это произошло уже позднее, когда то, что разрушалось от не очень бережной эксплуатации, не было желания восстанавливать. Да и дефицит стройматериалов этому не способствовал. Если приглядеться, можно увидеть на одном из снимков, что порог зеленой коммунальной двери когда-то был выкрашен ярко-красной краской, и только потому, что никакой другой краски в магазинах не было. Эту краску использовали на Ростсельмаше для комбайнов. Даже у нас дома полы и балконная скамейка были выкрашены этой краской. Может быть, были закрашены цветные панно второго этажа. Когда я приходила в этот дом в стоматологию в конце 1970-х годов, никаких картин там не было, но на третий этаж я не поднималась и не подозревала об их существовании. И все же, дом можно считать счастливчиком, пережившим разные времена, и все-таки сохранившим свое лицо, подаренное ему одним из лучших архитекторов позапрошлого столетия. Источники: материалы ДГПБ, личный архив, помощь краеведов | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Helen (07.01.2014) | Автор: автор Елена игнатова | |
Нравится: 0 |Просмотров: 6479 | Комментарии: 26
| Теги: | |
Всего комментариев: 26 | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||