Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Сначала было НАЧАЛО (часть 1-я). И теперь перейдём к единственной сегодня, Главной, но, бывшей Ростовской Солдатской синагоге. Она так же, как и её собратья, претерпела все нелёгкие периоды истории, сильно поменяла свой облик, но главное, сохранила своё назначение и существования не прекратила. Первоначальное решение о её постройке возникло в среде Общины служивых евреев и евреев, освободившихся от воинской службы, выйдя в запас. Эти люди, совершенно оторванные от своих родных, находясь на не родной земле, по своему положению, просто обязаны были создать свою Общину и держаться друг друга. Это было вызвано необходимостью и взаимопомощи и тем, что они здесь были равными среди равных. Сегодня утверждается, что в 1862 году этой общиной под свои религиозные нужды нанимается частный дом. Следующим этапом была постройка собственного здания. Из газеты за сентябрь 1872 года: «Ростовское Духовное Правление Еврейского Солдатского Общества окончив постройкой здание Синагоги, объявляет, что освящение таковой последует во вторник 12.09. с.г. в 10 часов утра, почему приглашает желающих не оставить своим присутствием при означенном освящении». Здание, между прочим, с виду, вышло покрупнее, чем главная синагога. Не узнаёте в этом сегодняшнюю? Ну и не надо, хотя, это она. Посмотрите на угловой дом с овальным балконом слева (сегодня этот балкон уже отпал и его место накрыто большим плакатом), на рельеф улицы с понижением к Дону, … Дело в том, что это кадр 1901 или 1902 года, а впереди у Солдатской …, тоже был «черный» 1905-й год. 14 Октября: «в 4 часа дня к еврейской солдатской синагоге подошла толпа и стала выбивать стёкла в окнах синагоги. Вызваны были солдаты феодосийского полка, при приближении которых, толпа рассеялась». Это был первый подход толпы и здание пока было спасено. О последующих атаках на здание мне читать не доводилось, но в прессе сентября 1913 года появляется заметка о новом её открытии. Кстати, видимо, некая внешняя сила помогала ростовским евреям (вспомните строку «ПРИХОД» из отчёта о строительстве главной синагоги в начале текста), и в сентябре 1913 года вернулась к жизни не только солдатская синагога. Теперь новая Солдатская стала привычной нашему сегодняшнему взгляду. Обратите внимание на подпись под фото – «НОВАЯ». Это был не ремонт. И погром, это была не порча здания, а полное его разрушение. Но не только погромы были проблемой для еврейского общества города. Они, как и все члены Городского Общества, точно так же жили в рамках тех же законов Российской Империи. Не всегда члены Общины или её благодетели из вне, могли помочь ей, и тогда начинали действовать законы рынка: Как видим, случались и совсем трудные дни и продавалось даже здание Правления синагоги (1885 год). Любопытны метаморфозы с определением адреса этого дома. Вы ведь видели – Никольский спуск? А вот ещё два последующих объявления об одном и том же: Все три объявления вышли с разрывом во времени не более в полгода. Как говорится, – найдите пару отличий : ). Сперва полицейский участок к которому приписано здание изменился в 1-го на 2-й. Потом Никольский спуск уточнился подробностью – Никольская улица дворовое место №358, и … вдруг стал перекрёстком Николаевского пер. и Канкринской улицы и во всех трёх адресах совершенно разные размеры подворья. Самое последнее и самое подробное, вроде бы очень подходит под территорию вокруг Солдатской, но всё равно есть непонятки. В объявлении №2 говорится, что продаётся здание занимаемое (еврейской) больницей. Но ведь больницу Общество ещё в далёком 1866 году собиралось открыть в дворовом месте №383? Вот и думай – толи у Общины дела совсем тугими стали и она стала продавать уже не здание Правления, возможно самое маленькое из своих владений, а уже другую или третью свою собственность, толи «весёлые ребята» из типографии что-то напутали.. Жаль, эти адреса для нас сегодня загадка. С одной стороны, Никольский спуск, это должно быть самое начало Никольской улицы или Никольского переулка, но с другой стороны, это здание хотя бы где ни будь да мелькнуло бы в прессе старых лет. Логично предположить и другое. В газеты старых лет довольно часто вкрадывались ошибки, и тогда не исключено, что здание на Никольском спуске, фактически было зданием на Николаевском спуске, а вот этот адрес нам уже знаком. В качестве напоминания – ссылка. (см. самое начало статьи и самый первый из описываемых адресов). ...Но это, простите, пока фантазии. Я всегда знал, что ростовские евреи, народ весёлый. Сам общаюсь со многими из них и их отношение к житейским передрягам, зачастую, поражает. Есть у них что-то очень специфическое в отношении к жизни… Кстати, экскурсию при посещении сегодняшней ростовской синагоги нам проводил человек, довольно хорошо владеющий темой, целеустремлённо сам разыскивавший многие материалы из истории ростовской еврейской Общины, хорошо знающий местного Раввина…. В разговоре это не звучало, но я уверен, что если даже он сам не является глубоко верующим человеком, однозначно то, что он глубоко чтит обычаи и традиции предков. Так вот и о юморе. Когда в предыстории всего зашёл рассказ о легендарном «исходе евреев из Египта», что всегда представляется слушателю, как жуткая мучительная истории (100 лет ходьбы по пустыням, без воды и прочих благ, …), лектор нам с очень серьёзной иронией пояснил, что не стоит так уж мрачно думать о тех событиях. Евреи помолились, … и бог им обеспечил «крышу». В прямом и переносном смыслах. А конкретно – колонну беженцев всё время сопровождала туча, защищавшая их от солнечного жара. Кроме того каждому из беженцев пища в традиционном смысле дадена не была, но было даровано ощущение, поедая сухой и несолёный хлеб, чувствовать, что ешь свои самые любимые блюда. Ну и тому подобное. Резюме всего – так, не работая, в условиях отличного микроклимата и ощущения сытости, почему бы не попутешествовать в течение 100 лет, т.е. в течение всей жизни? И вот в память того самого исхода и происходит ежегодный Еврейский праздник Пейсах. Ещё одно «кстати». Когда я, дабы узнать и вспомнить подробности о празднике, написал в поисковике слово «Пейсах», он меня поправил, что правильное написание слова – «Песах», без «Й», но когда я уже таком виде это слово написал в вордовском тексте, тот стал выражаться, что мол правильно писать с «Й». Ну кто теперь скажет об отсутствии юмора у этого народа? Есть ещё несколько воспоминаний от экскурсии, которые хотелось бы передать Вам, читатель. Только я ещё раз повторюсь, что по прошествии почти года, могу, что либо напутать, а посему, прошу прочесть дальнейшее как просто, небезынтересный рассказ, но не истину. Может быть, отмечая этот же самый праздник, может быть и какой другой, люди приходят в свою синагогу, что бы забыть всё тяжкое и просто по-детски порадоваться. Они кричат, поют, прыгают, озорничают. Всё это происходит так громко, что порой прохожие мимо здания синагоги пугались. Я же могу понять, как это бывает шумно только по одному тому, что самому довелось услышать перед богослужением во время экскурсии. Здание бывшей солдатской синагоги представляет собой вместительный зал в 2 этажа. Естественно, как почти в любом религиозном заведении, его стены и потолок обильно раскрашены красками. Резные орнаменты ограждений и лепнины дополняют внутреннее убранство. Второй этаж зала предназначен для женской половины общины. Здесь же расположено несколько витрин мини-музея. Внизу зал для мужчин, а сзади него место для «серьёзных» посетителей. «Серьёзные люди» посидели, побеседовали о делах своих насущных, …встали и с почтением обратили взоры на самого главного из них. А тот взял в руки «дудку» - рог неизвестного мне животного, и стал в неё от души дуть. Звуки эти музыкой назвать было бы невозможно даже с большой натяжкой. Это, наверное, и была та самая «иерихонская труба» от которой, мне известно лишь название. Надрывный рёв рога с жуткими переливами тональности гремели в зале несколько минут. Потом раввин взял свои вещи, в числе которых было несколько книжек, накрылся покрывалом и стал тихим шёпотом читать святые писания… Так вот, если звук только от этого рога тогда, потряс нас, думаю, всех, то представляете, какой тут бывает шум, когда пошуметь желает каждый присутствующий?!... Ещё, при этом, а может быть и при каком-то другом празднике, происходит, такое действо – в зал выносятся свитки с верховными заповедями. Конечно, скорее всего, свитки не оригиналы. Представляете, сколько их должно быть, оригиналов-то, если их выносить в каждой синагоге? Каждый присутствующий может эти свитки потрогать и тогда, как говорится, «будет ему счастье». Когда экскурсовод пригласил всех присутствующих прийти в синагогу в эти дни, одна из наших коллег-слушателей спросила экскурсовода – «а примут ли нас, не иудеев в зал в ходе празднования»? Ответ был очень простым – бог, он один для всех, и если уж он дарует счастье всем дотронувшимся к свиткам, то это и значит, что всем, а самим евреям от того, что здесь «посторонние», не убудет. И есть у евреев ещё один праздник. Врать не буду, названия его я не помню, оно для непривычного слуха, сложное. Люди, когда его отмечают угощают друг друга вкусными пирожками. История праздника тоже оказалась не без юмора, но в этот раз, «чёрного». Якобы в незапамятные времена, когда большая община евреев проживала в Персии, был у тамошнего шаха «правая рука», некий Амин. Вельможа был важным и самолюбивым. Все местные жители его сопровождали низкими поклонами и боязливой оглядкой вслед. А евреи, видимо подчиняясь некоему своему вожаку, почему-то не считали нужным делать это. Естественно Амин на них был зол. Дальнейшие обстоятельства складывались сложно и уже дошли до – «или он нас или мы его». Но мудрый шах евреев ценил и даже был женат на еврейке. Он сообщил супруге о грозящей её родне расправе, а та упредила всех. Дело дошло до резни и в результате сам Амин погиб, а его уши стали трофеями мстителей…. Помните слова о праздничных вкусных пирожках? Так вот во время этого праздника люди едят пирожки в форме ушек и так их и называют – «Ухо Амина». Можно ещё много рассказывать об этих людях, но мы ушли от своей темы, о синагогах. На экскурсии было озвучено многое. Вопросы касались обычаев, традиций, устройства здания, истории синагог и многого другого. В конце рассказа экскурсовод пригласил желающих пожертвовать сколько не жалко на содержание синагоги. Для этих нужд при входе в зал, здесь на втором этаже стоит специальный ящичек. Мы положили туда денежку. Спасибо и экскурсоводу и самому еврейскому дому. Было очень интересно и познавательно. По пути на улицу, пару шагов в сторону и снимок зала с уровня для «серьёзных» посетителей. В завершение же своего рассказа, немного о последней истории зданий синагог Ростова. Ещё в довоенную пору (1928 год), бывшая Главная Синагога была обращена в «очень нужный городу», клуб. О судьбе остальных зданий до войны мне не известно ничего. Сегодня пишут, что здание бывшей Солдатской, занимал радиозавод «Комсомолец». Я не исключаю того, что раз люди это пишут, они что-то знают, но пока у меня информация о «Комсомольце» совсем другая. На этой страничке телефонного справочника 1935…36 годов показан адрес «Комсомольца» и это ни как не синагога. Здесь адрес Старообрядческой церкви…. Мы уже видели непонятку с разрушением «во время войны», здания бывшей Ремесленной синагоги. Такую же непонятку можно показать и об остальных синагогах Ростова. Перед нами ещё раз аэрофотопанорама мая 1943 года, где показано состояние всех их на названный период Смотрите и удивляйтесь – ВСЕ религиозные еврейские заведения пережили фашистскую оккупацию! Бывшая главная синагога на Воронцовской (Баумана) улице обведена зелёным овалом, ремесленная, красным, солдатская синим овалом. Как видим, уже после освобождения города от оккупантов, они стоят совершенно целёхонькие. И казалось бы, здания с большим залом не были бы лишними для города, но, как нам уже известно, полностью сохранилось и функционирует только одно. То, что мы называем бывшей Главной синагогой, увы, так же далеко от первоначального вида. В современных описаниях её состояние описывается, как надстройка 2-м этажом. Но только ли? Мы видели её зал в целости и сохранности в бытность там клуба. Что и говорить, зал объёмный, просторный и широкий. Посмотрим же на это здание в наши дни. Это взгляд с западной стороны, как раз на то место, где должен был стоять «алтарь» этого заведения (я не помню, как он назывался по-еврейски). Зала уже давно нет…. Да, повезло только солдатской. В советское время она, развенчанная, стояла без куполов. Обрела их она только чуть больше 10 лет назад при последнем капремонте… Я заканчиваю свой рассказ и хочу в заключение заметить, что несмотря на все пережитые людьми еврейской нации трудности, на до сих пор 100%-но не изжитую настороженность в умах многих в отношении их и их обычаев, остаётся только восхититься терпением и мудростью представителей еврейской Общины. В то время, как другие, жадно стяжают новые и новые территории под свои сооружения, как пытаются забрать и забирают здания культурных учреждений (к примеру, кукольный театр) и исторические памятники (атаманский дворец в ст. Старочеркасской), они терпят и молчат…. Не признак ли это настоящей силы Общества? Источники: личный архив, ДГПб, подарки друзей, фотоколлекция автора | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (18.04.2017) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2873 | Нравится: 0 | Комментарии: 5
| Теги: | |