Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Сегодня в Ростове театров несколько. Их посещаемость, честно сказать, мне неизвестна. Есть отдельно стоящие огромные здания, к примеру известный всему миру «псевдо-трактор», есть мизерные, к примеру, найденный мной, не так давно и не без удивления, театр на Северном, вот этот: Увы, житейская круговерть и комфорт домашнего уюта всё реже и реже нас посылают в эти заведения. Нам некогда, мы приходим поздно с работы и нам уже не до выходов в свет… Опять же, телевизор, прочие радости бытия…. Всё это заставляет заниматься театры вроде бы, совсем не своим делом. В них происходят какие-то форумы, концерты, и самые различные прочие действа… В Ростове на Дону в середине 19 века не было телевидения, кино и этих самых, прочих радостей бытия и люди, способные позволить своё собственное времяпрепровождение посвятить себе любимым, шли по вечерам туда где им было по душе. Это были разного рода клубы по интересам (а вернее по обществам – коммерческий, купеческий, прикащичий, и прочие), рестораны, и конечно же в зрелищные заведения. А их тогда было всего ни чего – заезжие цирки, да театры. К концу периода, как его называл советский гражданин и сын турецко-подданного, О.Бендер, «до исторического материализма», когда к числу зрелищных заведений уже присоединилась и сеть синематографических учреждений, ипподром, яхт-клубы,… на 150 тысяч населения города приходилось довольно немалое число в т.ч. и театров, которое, правду сказать, периодически менялось из-за посещавших их, пожаров. В городе были: прежде всего, городской театр, бывший, Асмолова, Машонкинский, с его специфическим русско-украинским репертуаром, Новопоселенковский русского Артистического Общества, который, к сожалению, не дожил до революции, а погиб ещё в 1909 г., был и театр Любова, сгоревший ещё раньше, условно, в 1905 г. (о нём немного есть здесь) , театр «Миниатюр» или «Французский», последнее время, уже в нашей эпохе, послуживший кинотеатром под именем «Победа», а теперь пережив реконструкцию, стал, похоже, заурядным доходным домом, были театры при клубах, самым известным из которых, думаю, был театр при клубе приказчичьем, был и, если так можно сказать, театр-ресторан «Марс», с его знатным меню, мини-парком во дворе и оркестром в нём, были театры частные, к примеру, в доме Ткачёва, где размещался Ростовский Городской Общественный клуб, были заводские театры, как при Владикавказских Главных Мастерских, был театр соседнего города Нахичевани, куда, возможно, наши ростовские ездили поразвлечься, как, если бы, сегодня бы кто либо, с большим кошельком, слетал в Питер просто так - оттянуться в ресторане, ….и т.д., и т.д., и т.д. Это был апогей театров Ростова. Начиналась же регулярная театральная жизнь города, как уже было сказано в середине 19 века. И начиналась, уже мало кто может ответственно рассказать, с чего. В одной из ранних советских газет Ростова середины 20-х годов, рассказывается такая история: «Театры и зрелища в старом Ростове. Первые сведения о зрелищах в Ростове мы находим в журнале «Репертуар и пантеон» за 1842 год. Корреспондент этого журнала пишет; «нахожусь в Ростове, который сделается одним из замечательных цветущих городов Новороссийского края. Здесь бывают две ярмарки: весной Вознесенская, а осенью, Рождественская. Обе ярмарки продолжаются 2 недели и во время их приезжают сюда балаганные штукари, эквилибристы и комедчики, а так же подвижные зверинцы с заморскими животными, оптики и космополиты»(?). В 1846 г., в том же журнале мы читаем: «Наезды на нас делают три труппы: ставропольская под управлением Зелинского, саратовская и таганрогская, где дирекция состоит из дворян образованных, вполне понимающих искусство. Таганрогская труппа превосходит других во многих отношениях, особенно талантливостью своих сюжетов. Для приезда таганрогской труппы построен у нас деревянный балаган, принадлежащий купцу Садомову (полагаю, ошибка – Садомцеву). Во время одной из поездок в Ростов таганрогской труппы и произошло изумительное происшествие с «Ревизором». «Ревизор» тогда ставился, конечно, впервые. Местный городничий (кавалер Фен-Бек) решил, по-видимому, что смеются над ним. Он рассверипел и закричал: - «Врёте, не может быть, чтобы допустили такой пашквиль на начальство!». Испуганные актёры разбежались. Тогда к театру как раз подъехал полковник Цельнер – один из просвещенных таганрогских дворян, который заявил, что «сия пьеса, написанная известным сочинителем – Николаем Гоголем, и исполнялась в присутствии государя-императора». Через несколько лет после истории с «Ревизором» в Ростов приезжал знаменитый трагик негр Ольридж – друг Шевченко. Встречать «арапа» собрался на пристани весь город. Перед единственной в городе гостиницей, где остановился Ольридж, всё время дежурили толпы. По английскому обычаю (Ольридж приехал из Англии) наиболее прославленные артисты давали по большим праздникам один большой спектакль для беднейшего населения. Так как Ольридж попал в Ростов на Пасху, он пожелал последовать этому обычаю. Местные власти увидели в этом крамолу и засуетились. Ольриджу было деликатно предложено покинуть Ростов. Примерно, к 60-му году а Ростове обосновался цирк братьев Готфрид, который находился на углу Садовой и нынешнего Будёновского просп. Улицы тогда не были мощены и для входа в цирк прокладывались специальные мостики. Часто на дверях цирка можно было видеть объявление, что представление состояться не может, так как на улице повысился уровень (грязи) и мостки затоплены. К концу 60-х годов торговый капитал в Ростове стал развиваться. Город рос и отстраивался, а , между тем, в центре его находилась (на месте городского сада) непроходимая роща со стоком нечистот. И вот однажды на приёме у всесильного тогда городского головы, Байкова появился человек мужицкого вида с котомкой, который предложил на месте нечистот устроить увеселенье по самому «наимоднейшему манеру». И скоро после того на месте бывшей свалки жители толпились вокруг невиданных заморских развлечений: кегльбана, тира и т.п. Появился «пикник» с «арфянками» (хористками), где кутили местные богачи, и так называемая ротонда, где гуляла публика победнее. Городской сад принял нынешний вид, а Сергей Петров превратился из мужика в толстого купчину и стал строить дома, гостиницы и проч. В 1862 г., наконец, построен постоянный театр. Этот деревянный театр находился на месте нынешнего Крайисполкома. Для его устройства были снесены мелкие армянские лавки. Ростовское купечество вообще старалось не отставать от столичного, так как в то время была модная итальянская опера, было поручено некоему Корона создать такую оперу в Ростове. Купцы были невежественны как в смысле общей грамотности, так и в смысле музыки, и Корна обманул их. Привёз итальянцев, которые не могли пропеть ни одной арии. Многие из них потом остались на «бойком месте» и спокойно занимались торговлей. (забавно видеть фото из 1862 г., на котором уже стоит построенное в середине 70-х,. Петровское реальное училище) С 70-х годов начинаются в Ростове опереточные сезоны. Это было время расцвета Оффенбаха, время когда оперетта стала модной. Имена местных примадонн – Полонской и Кольцовой были популярны даже в Петербурге, впрочем не столько благодаря игре, сколько вследствие многочисленных скандалов. Соперничеством этих двух примадонн был занят весь тогдашний Ростов. У каждой из них была свита из молодых купчиков. Между поклонников той и другой примадонны за Доном происходили даже целые сражения на кулачках. К 80-м годам ростовское купечество разбогатело, наглоталось верхов культуры (частые поездки заграницу) и стало разыгрывать из себя меценатов (покровителей искусства). Открылось в Ростове даже театральное кафе серба Пата. Здесь процветал единственный, постоянно живущий в Ростове актёр – талантливый Зубович, который веселил купцов своими рассказами, и кроме того, считался чуть не на всё юге чемпионом биллиардной игры. Он то и составлял для Ростова театральные труппы. Ему первому пришло в голову, что для благородного ростовского купечества деревянный театр не годится и что следует построить другой – каменный. Но купец Гайрабетов имел, так сказать, монополию на 30 лет. Тогда тайком, под видом, концертного зала, был построен уже памятный современникам Асмоловский театр (1884 г.). Со времени его постройки начинается новая «культурная» история театра и зрелищ в Ростове». И.Б-к. «Камушек» в сторону ранней советской газеты – не очень ли похожи театры Готфрида и Гайрабетова на представленных в её статье картинках? Ну так, по статье, вроде всё ясно и логично. История довольно объёмная и подробная. Могу лишь дополнить к ней некоторые детали - свидетельства старого времени. У нас на сайте есть более добротный снимок, где театр Гайрабетова хорошо просматривается. Здесь же, я размещу несколько увеличенный фрагмент картинки, только с театром: Здесь он снят «со двора». И, кстати, мы видим здесь довольно большой пустырь на прилегающей, к зданию театра площадке. Так выглядела в Ростове первая Театральная площадь. Название было вполне официальным. Посмотрите хотя бы здесь: Это план местности к проекту постройки мужского и женского училищ в Ростове из 1874 г. И прошу поверить, название площади повторялось даже на рекламах тех лет, когда самого здания театра здесь уже не было. Да, что там – вот оно. Это уже 1895 год: Немного потробностей о конструкции и судьбе Гайрабетовского театра в документах старых лет: 1877 г. Статья о Ростовском строительстве: Здесь главное вот в чём: Если даже театр когда-то строился деревянным, то к закату своей службы он уже стал каменным. Как полагаю, его первоначально, деревянный основной корпус был, вероятно, обложен кирпичом, а возможно и вовсе заменён на каменный, но пожарную опасность всё ещё представляли и внутреннее убранство зала и различные деревянные пристройки (входной вестибюль, балкон с лестницей со стороны Б.Садовой, возможно, помещения для артистов и т.п. Наконец, пришло время, когда театр совсем устарел - и морально и физически. Это уже 1882 год. Прошло ещё 5 лет после прошлой реплики, когда уже громко было сказано о негодности старого театра: Кстати. Так же как и Асмолов, «под видом концертного зала» построил свой театр в полной тайне от владельца старого театра, так и в отношении других театров активно устраивались интриги. Где-то это была конкуренция. А где-то… Совсем недавно на сайте было показано, как г-н Кушнарёв, всеми возможными мерами не давал строить Машонкинский театр. Последние же находки показывают, что Кушнарёв, патологически был противником, если не театрального дела вообще, то конкретного театра на этом конкретном месте. У меня уже складывается впечатление, что ростовский «табачный капитан» попросту стал примеряться к этому участку, который было бы вполне логично, прицепить его к собственному имению для расширения его территории. Одно смущает, что при его-то деньжищах, он мог бы сделать это ещё в самом начале, но между этим обращением первой хозяйки участка и обращением в Думу второй хозяйки прошло 11 лет (!). Я не знаю, будет ли у этой статьи развитие, но вот подумал – а простит ли меня читатель за маленькую интрижку, которую я сейчас, в конце заметки, оставлю? Всё, что я хотел бы на сегодня сказать о самых ранних театрах, уже сказано. Правда, сказано всё кроме одного – Вы ведь помните в каком году, по утверждению газеты был построен самый первый постоянный театр?: Вот обзорная картинка городского плана Ростова от 1850 года. А вот его деталька с «пятачка», выделенного на плане синим: Так в каком же году появился театр? Источники: Личные архивы, Интернет, ДГПб (за что ей ОГРОМНОЕ спасибо) | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (25.11.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 4673 | Нравится: 0 | Комментарии: 1
| Теги: | |