Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Мы, к сожалению, не имеем подробных городских планов с изображением всех подворных построек и о точной принадлежности того или иного здания можем судить, нередко, просто, догадываясь. Очень приятная глазу, хотя уже и не совсем историчная, постройка сегодняшнего клуба ветеранов, а в недавнем прошлом, кинотеатра «Победа», разумеется, принадлежит к числу построек дореволюционных, а значит, должна была отмечаться и в старых книгах «Оценок…», но там этого нет. По протяжению всего квартала показаны не отдельные дома, а подворья, одному из которых, это здание и принадлежало. Претендентов два – либо Тер-Абрамиан, либо, Ткачёв, между имениями которых оно и находится, однако, не буду томить читателя, сказав сразу, что уверенно отношу его к первому, и вот почему - Сегодня, войдя в арку при доме, бывшем Тер-Абрамиана, на Большой Садовой 51, мы попадаем в небольшой замкнутый двор, окруженный со всех сторон 2 и 3-этажными постройками, одной из которых и является здание бывшей «Победы». Это западная часть двора А это восточная Кстати и городской план это так же подтверждает и дает нам один и тот же почтовый адрес всех здешних дворовых построек Общность пространства для всех этих построек само по себе говорит о принадлежности дома к общему двору. Но, мы знаем, что время многое меняет и возможно, здесь за прошедшее более, чем столетие, тоже стало, что-то не так. Но продолжим: Думаю, читатель наверняка знает, уже ставшее общеизвестным, его старое фото. И еще вот этот открыточный вид: Здесь мы должны найти окончательное подтверждение тому, чей же это был адрес. Начну с открытки, так как к ней есть временная привязка. Этот экземпляр находится в моей скромной коллекции и открытка это прошла почту в 1916 году. На самом доме, кроме того, что там показана вывеска театра «Миниатюры», есть дополнительная табличка, «С. Сарматова». В окнах театра афиша «Морские ванны». Основываясь условно, на том, что фото для этой открытки могло быть выполнено в 1914...16 годах, ищем указанные названия по газетам и журналам. Дело в том, что самый поздний доступный нам справочник, это «Весь Ростов и Нахичевань…» за 1914-й. В нём «Миниатюр» не оказалось, но показан электро-театр, он же, биограф, а по-нашему, кинотеатр, «Французский», расположенный как раз по адресу на Б.Садовой ул., в доме 61.. Начало положено, и теперь будет проще. Обращаемся к прессе: Журнал «Синема» сообщает: «14-го апреля «Французский театр» в Ростове н.Д. закончив последний сеанс, закрыл двери для кинематографа … Открытие театра «Миниатюры» состоялось 20 апреля». Главные причины этого – синематографы в городе появляются «как грибы после дождя», а живой театр «Миниатюр» городу нужен. Он имеет свою адресную публику (людей молодых и среднего возраста), но не имеет постоянного помещения. Зимой он арендовал летние помещения Клуба Общества Приказчиков, летом это помещение занято хозяевами и театр находится в постоянных поисках приюта…. Кстати, вот титул «Приазовского Края», сразу с двумя объявлениями обоих театров находившихся в соседних адресах, напечатанных накануне: «Приазовский Край» подтверждая слова журнала, показывает нам после 20 апреля, целую кучу разных афиш театра «Миниатюр». Интересным мне показалось разнообразие названий театральных постановок. Не кино, а живые спектакли, но репертуар театра меняется без малого, через день – два. И если наши современные театры, вынашивая некую пьесу, длительно отрабатывают её на репетициях, а после месяцами название этой постановки не снимается с афиши театра, то здесь иначе. Вполне, вероятно, что ответом на это недоумение является направление репертуара. Здесь ставятся самые разные пьески и оперетки, с легкомысленными названиями, которые нам сегодня даже не ведомы. К примеру: 1914 год 10 сентября – «Американский брак»; 10 сентября – «Спиритический сеанс»; 14 сентября – русский вечер (песенный и оркестровый концерт); 15 - «Игралище»; 16 - «»Русь пляшет»; 26 сентября – сразу в один день «Не выгорело», «Амур пилота». Всё это вперемешку с оркестровым заполнением пауз. Подобные последнему объявлению я встречал в газетах неоднократно и более того, в некоторых была ещё и приписка – «начало в …часов , вход постоянно». Если отследить каждодневные газетные афишки этого театра с самого начала, можно увидеть ответ на смысл дополнительной таблички к названию театра. Первый год его существования, 1914-й, в них значилось несколько поочерёдно сменявшихся имён руководителей театра. Наиболее долго из них продержался некто Самарин-Волжский. Но и он до самого конца года не дотерпел. Последние дни декабря руководитель театра вовсе на назывался, а начиная с 9 февраля 1915 года им стал тот самый С. Сарматов, который, стоит заметить, стал самым успешным из руководителей «Миниатюр». Его имя было на газетных объявлениях до начала 1917 года, после чего …., революция пришла и в театр. И «Миниатюры» стали 1-м кооперативным театром. Я очень хотел, просматривая газеты, увидеть на афишах «Миниатюр» название пьесы «Морские ванны», запечатлённое на фотооткрытке, но, увы - у меня накопление газетных изображений далеко не полное, а на сайте ДГПб сегодня газет не прочесть… Но вообще-то я взялся за театральную тему не по этому поводу. Интересна была история здания нашей бывшей «Победы», которая, стоит сказать, началась довольно давно и изначально была привязана к другому известному ростовскому театру. Жил, да был в Ростове некий Марк Балтазарович Драшкович. Человек более, чем просто, уважаемый. Это был купец, начавший в числе первых, совершать торговые операции с большими партиями зерна и шерсти, продавая их за рубеж. Кроме того он ещё и делал водку. На этих делах он составил солидный капитал, приобрел не маленький участок в самом центре города, где и был его дом, и к тому же, стал финансовым партнёром строителя старого Гайрабетовского театра в городе Ростове на Дону. Самые ранние сведения о его жилище на Большой Садовой относятся к 1877 году, как косвенное упоминание: 1877.05.26 – «Красильное и набивное заведения Крюгера. Честь имею известить почтеннейшую публику г.г. Р.н.Д. и Н.н.Д., что красильное заведение моё из дома Варварова на Б.Садовой ул. переведено на Садовую же, улицу, в дом Игнатенкова, рядом с домом Драшкевича. Крюгер.». Мы видим, что даже знаменитый и стоявший там, почти вечно, дом Игнатенко в то время был, не так известен, как дом Драшковича. Не известно, настоящим ли именем Марка Балтазаровича называли, но ещё 1850 году он значился, как, к примеру, грек Скараманга, иностранным гостем. Марк Балтазарович, кроме своего купеческого занятия, в 1866 году получил звание потомственного почетного гражданина и был ещё и местным вице - консулом Персии. В его доме проживал предводитель местного дворянства Кривошеин А.К., и другие «громкие» личности. Но к концу своей жизни, М.Б. Драшкович, где-то совершил ряд ошибок и его дела стали рассыпаться. Его, к тому же привлекали к ответственности за нарушения акцизного устава. После его смерти, сыновья некоторое время продолжили дела, но все, же им пришел конец. Было создано административное управление по делам несостоятельного должника… Но сейчас прерву простое повествование, а предоставляю слово безымянному гостю Ростова, написавшего свои воспоминания о былом, 20-летней давности, на некоторое время вновь, в 1894 году, посетившего Ростов: Сначала автор описывает театр. (Задняя сторона театра. Фрагмент фото с сайта «госкаталог.рф.» и фото из книги «Образы старого Ростова») Убогая театральная техника давних лет, разумеется, не шла ни в какое сравнение с более поздней и тем более, современной, но тогда это всё было нормой: «Театр этот был деревянный, бревенчатый, низкий и в то уже время, когда начинаются мои воспоминания, довольно ветхий. Состоял он из зрительного зала в 22 ряда кресел, 2-х ярусов лож, и третьего яруса галереи. От входа с улицы (Садовой), дверь вела в переднюю, направо и налево вели во второй ярус 2 лестницы, рядом с ними направо была небольшая будка «касса», где едва вмещалось 2 человека, налево под лестницей, вешалка. Из передней, очень тесной, прямо входили в партер, так, что через наружную дверь уличный воздух свободно врывался в зрительный зал. В обе стороны от входа шли два коридора, очень узкие, где едва могли разминуться 4 человека. В двери из лож выходили коридоры, а из них двери вели в дамское фойе, уборную и буфет. Крайние к сцене ложи первого и второго ярусов назывались литерными, так же, как и центральная ложа над входом. Освещался театр керосином, одной подъемной круглой люстрой, состоявшей из 36 простых жестяных керосиновых ламп, какие и поныне употребляются в ярмарочных цирках и поднимающейся посредством толстого каната сквозь отверстие в потолке. Конец каната был на сцене (в правой от зрителя, кулисе) и очень часто, если вдруг начинало стекло коптеть, ламповщик давал знак на сцену, после чего, среди акта люстру опускали, производя канатом душу раздирающий визг. На галерею вела особая лестница с улицы (с левой стороны здания) с двумя поворотами. Она состояла из 4-х рядов скамей, расположенных амфитеатром. Духота там была неимоверная. С центра, благодаря висевшей напротив люстре, ничего не было видно. Места на галерее были не нумерованные. Кто раньше пришел, тот и занял место у барьера, тот уже должен был оставаться там до конца спектакля. Если бы кто-то в антракте отлучился на минуту, то вернувшись, находил своё место уже занятым другим лицом. Часто это вело к крупным недоразумениям, не обходившимся без вмешательства полиции. По окончании спектакля, при самой аккуратной сутолоке (если так можно выразиться), последний с галереи выходил наружу через полчаса после первого. Там помещалось 420 человек. Сцена была и мала и неудобна. Подполье низкое. Сзади сцены находились два яруса уборных, а проходы были до того тесны, что в антрактах нельзя было проходить без опасности для жизни, рискуя быть ушибленным какой ни будь рамой или решеткой. Ход за кулисы шел прямо из буфетной комнаты (сзади театра был ещё ход, но им почему-то не пользовались). Помещение оркестра было настолько тесно, что 15 человек едва могли там уместиться, причем входили туда (из подполья) в следующем порядке: прежде, турецкий барабан, за ним тромбон, кларнет, флейта, и прочие. Запоздай приходом барабанщик, из-за него 1-я скрипка не могла занять своё место. Несмотря на тесноту и почти всегда полные сборы, несмотря на керосиновое освещение и чугунные печи, театр тот, чреватый событиями разного свойства, ни разу не испытал пожара. Здание этого театра принадлежало г.г. Гайрабетову и Марку Балтазаровичу Драшковичу». И далее о самом Драшковиче: «Местная публика состояла из интеллигенции и купечества. Купцов было много, интеллигентных людей 2 – 3 семьи. Поддерживала театр семья М.Б.Драшкович, в то время очень богатая, занимавшая 1-е место в Ростове. Сам, Драшкович, крупный негоциант, владелец солидной экспортной конторы, был большим меценатом, жена его тоже, а дочери и сыновья были законодателями мод, камертоном жизни ростовской молодежи. Жили они широко и открыто: барский дом, экипажи, приёмы, абонированные ложи и кресла в театре, подарки бенефициантам, букеты, пикники – всё это резко выделяло Драшковичей из ряда других. Теперь, при густой населённости Ростова, жизнь подобной семьи прошла бы не особенно заметной, но в ту пору, к которой относятся мои воспоминания, положение Драшковичей в Ростове было во многом похоже на положение какого-нибудь владетельного герцога. Это не было беспутное швыряние деньгами на манер московского Кит-Китыча, а чисто барская жизнь. Без душевной боли я до сих пор не могу вспомнить о том, что осталось от этого барского житья. Дом, где жила семья Драшковичей, убранный гобеленами, бронзой, севрским и японским фарфором, потом, после разорения её, перешёл во владение г. Тер-Абрамиану и был сдан им под кабак. Садик при доме, где росли тропические растения, превратился в увеселительное заведение, где под звуки зурны, с ароматом смердящего шашлыка, приютились все ростовские ночные бабочки. Кроме семьи Драшковичей, постоянными посетителями-абонентами театра были Кузьмины, Гайрабетовы, Садомцевы, Кречетовы, Кошкины, Буршины, Михайловы, Литвиновы, Ященко и многие другие, да часто заезжали ещё пожуировать из Новочеркасска члены известной родовитой семьи донцов, Иловайские…». Перед тем как любитель зурны и рестораций, купил подворье Драшковича, администрация по делам должника его продавала, напечатав об этом объявление из которого мы можем узнать, каким оно тогда было. Это был 1878 год: «в зале заседаний Таганрогского Окружного Суда будет продаваться с публичного торга недвижимое имущество потомственного почетного гражданина Драшковича, состоящее во 2-й части города по Б.Садовой ул., заключающееся в 1,5 этажном доме каменной постройки, крытых железом сарайчике из барочных досок, пристроенной к дому кухне, крытой железом, колодце, садике, и дворовой земле по улице 20 саж. 1 арш. а во двор 19 саж. на удовлетворение долга по закладной купцу Егору Ходжаеву 40.000 руб., оцененное в 10.000 руб. …». Купил имение, как теперь знаем, Тер-Абрамиан – человек-типография. А вскоре уже он подаёт объявление: И как результат, очередное: 1879.04.19 – «В ресторане-кафе в доме Тер-Абрамян (бывшем Драшковича) приготовляются обеды в 50 коп. от 1-го пополудни до 5 часов. Там же открыта терраса, с 10.04 освещенная газом» И во дворе заиграла, та самая, зурна… При входе во двор, с левой его стороны, говорят, по проекту Н.М.Соколова, был выстроен каменный дом в 3 этажа. Разрешение на постройку дома было выдано владельцу в мае 1886 года. На показанной ниже открытке мы видим, возможно, последнее изображение дома Драшковича, рядом с уже построенным 3-этажным зданием. Когда и как дом, бывший Драшковича, переоборудовали под кинотеатр, мне не ведомо, но в 1906 году уже публиковались приглашения сюда, в кино: «Первый французский электро-биограф, в д. Тер-Абрамиана, №61 по Б.Садовой, сегодня, 10 и завтра, 11.02, утренние сеансы для детей по особо выбранной программе. Начало в 12 ч.дня и до 4,5 час. Перемена вечерних картин сегодня». В 1913 году, похоже, здание было окончательно перестроено в духе «модерна», радующего прохожих и сегодня. Об этом можно судить вот из этого объявления: «Открыт вновь устроенный великолепный грандиозный французский театр, вместимостью до 800 человек. Главным образом, уютно, удобно, комфортабельно….», и позже этого объявления длительных перерывов в его работе, не встречалось. Дальнейшая судьба кинотеатра, а позже, живого театра, уже описана выше. Хотя, стоит ещё раз вернуться к растрескавшейся стеклянной фотопластине с изображением театра «Миниатюры», показанной в начале этого материала. Если, на сколько позволяет качество имеющейся копии, увеличить картинку, можно прочесть афишу театра: в две строки ** наши ** и ниже, Дон Жуаны. А теперь, приглашаю взглянуть сюда – Уверяю Вас, что кроме этого выпуска газеты, объявление о таком спектакле, я больше нигде не встретил. Поэтому можно утверждать 100%-но, что фото сделано было 25 августа, плюс – минус день) 1917 года, когда театр уже был Первым Кооперативным. И это ещё далеко не конец театральной истории домов Драшковича и Тер-Абрамиана. В 1913 - 14 годах, когда одни люди сочли, что кинотеатров в Ростове уже «как грибов после дождя», другие, наоборот, строили огромный помпезный кинозал и строили его в этом же дворе. Постройка началась 1 мая 1913, а в апреле 1914-го дирекция кинозала подписала контракт с ростовским отделением А.О. «Ханженков и Ко» «на первый экран и на ряд отдельных боевиков, замонополизированных названной фирмой». Кинотеатр был назван под стать его внешнему виду – «Кино - Паллас» (по-русски Дворец кино). Внешний и внутренний его виды нам показывал всё тот же, журнал «Синема», который до недавнего времени можно было свободно полистать на сайте нашей Публички. Благо, мне повезло сохранить его страницы, когда это можно было сделать. Посмотрите на этот Дворец: Вход в кинозал был через, можно сказать, узкий проход между 3-этажным домом Тер-Абрамиана и его соседом, домом Игнатенко. Вспомним ещё раз открытку с театром «Миниатюр» Сарматова и взглянем на неё с хорошим увеличением. Вот он вход в «Кино-Паллас» перед нами: Кинотеатр существовал и в 1917-м. Не знаю, как окончилась его судьба, но полагаю, конец зданию положила последняя война. Сегодня там, вплотную к 3-этажному, массивная постройка дома энергетиков, поэтому больше там «Кина не будет!». К слову сказать, дому, бывшему театра «Миниатюр» несколько лет назад был сделан очередной ремонт. И опять его внешний вид, хоть и приятен, но тому, первоначальному соответствует лишь схематично. А вот это уже было бы можно и предусмотреть, готовя проект «реконструкции» дома-памятника, так и не включенного в реестр охраняемых мест города. Источники: ДГПб, личные архив и коллекция, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (15.12.2020) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1243 | Нравится: 0 | Комментарии: 6
| Теги: | |