Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Уже несколько лет на «Ростобереге» выставлены ко всеобщему обозрению, 2 взаимодополняющие большие статьи об истории ростовской мечети (здесь и здесь). Казалось бы, её история уже вся перед нами и больше сказать почти нечего, но посмотрим, что ещё есть старенького и что новенького. Итак, мечеть построена. Место, как мы уже знаем, окраинное, но вместе с тем и очень хорошее. Город Ростов, даже в 1917-м году был настолько компактен, что пройти его весь в поперечном направлении от набережной Дона до северной окраины вполне было не затруднительно всего не более, чем за полчаса. Поэтому, до каждой другой окраины (разве, что кроме самых дальних, Затемерницких), это было не так уж и далеко. Место было тихое, но в тоже время, активно используемое. Несколько ниже располагался Сенной и конный базар, место активно посещаемое многими. Рядом было Токаревское (многопрофильное) училище, в совсем рядом – большое здание детского приюта (торжественно открыто в ноябре 1912 года), чуть дальше, большое здание «Дома Трудолюбия» им. Максимова, а следом, шли городские казармы. Во дворах за Токаревским училищем строились корпуса полицейского управления. В общем, место было перспективно. Строили мечеть мучительно долго. Точной даты её открытия у меня нет. Многие современные краеведы, и даже данные ростовской администрации, утверждают, что это произошло в 1905-06 г.г., но существует целый ряд аргументов против этого. Во первых, это уже показанное в комментарии к одной из вышеназванных сайтовских статей сообщение из материалов Городской Думы 1913 года: "В 1907 году магометанская община в Ростове приступила к постройке мечети на отведённом городом участке земли.... Постройка мечети имеет целью удовлетворить религиозно-духовные стороны довольно большой Ростовской на Дону магометантской общины, насчитывающей не менее 5.000 человек...." Община обратилась в Гор.Думу с просьбой поддержать небогатое магометанское общество и субсидировать на окончание постройки мечети сумму в размере 3.000 руб. Решением Думы было намерение включить эту статью расхода в бюджет города на текущий 1913 год. Во-вторых, это информация из книги оценок недвижимой собственности за 1915 год. Его страницу с местом постройки мы уже увидели в начале этой заметки. Как видим, мечеть здесь ещё не прописана, впрочем, есть и другие материалы, Вот две страницы из справочных книг «Весь Ростов и Нахичевань» за 1913 и 1914 годы: Прошу поверить, 1914-й год, это дата первого указания в официальной справочной литературе Ростова на существование мечети. В справочнике 1912 года, так же, как и в 1913-м сообщается лишь об адресе проживания муллы и места, куда мусульмане старых лет могли прийти, чтобы приобщиться к исполнению обрядов веры. Конкретно, там сказано следующее: «Магометанский мулла. Мухаммед-Вафа Каллимулин Надиев. Баташевская ул. 33». Не зная твёрдо ситуации, полагаю, что мечеть строительно, уже была окончена к 1914-у году, но официально её признали таковой, наверное, уже непосредственно в 1915-м (возможно, устранение недоделок, оформление документов о принятии здания и прочее… Нужно всё-таки поискать в старой ростовской прессе), в связи с чем, в книге оценок 1915-го года она пока ещё не отразилась. О чём это говорит? Наверное о относительно небольших источниках финансирования постройки и конечно же, о целеустремлённости мусульман довести не смотря на это, нужное дело до конца. Но факт есть факт, мечеть в Ростове появилась и стала она довольно важным городским объектом, смысл которого был в предоставлении равных возможностей всем слоям населения города в возможности решения своих религиозных дел. Показываю, ещё один документ - план исторического здания и его подворья, выполненный работниками БТИ. Для наглядности, повторюсь с обликом самого здания: Мы знаем, что главный фасад здания, это направление на Мекку, а упрощенно, говоря, на юг. Многим будет понятнее, если провести аналогию с христианскими церквями, где алтарь (тыльная сторона здания), обращен к востоку, и, таким образом выходит, что вход в неё всегда с западной стороны. Подобное устройство и у мечети На северном фасаде расположены вход и минарет мечети, что мы и видим на фото. Лично у меня понимание, как располагалась мечеть, было глубоким заблуждением. Я был уверен в том, что всё обстояло ровно наоборот, со входом с южной стороны... Подтверждение этого факта на здесь же, приведённом выше, фото. Обратите внимание, уважаемый читатель, на каменные шары на крыше соседнего здания. Реальное расположение здания с шарами, бывшей ростовской казармы на Скобелевской ул., восточная сторона от мечети. Буду откровенным, я сам это усвоил уже после написания этой статьи, после поправки меня моим читателем, за что я ему глубоко благодарен. Век живи - век учись! Кстати, толи в связи с наличием мечети, толи сами её строители, проживая здесь неподалёку, образовали по близости отсюда, локальную общину в северо-восточном углу квартала через дорогу и немного в сторону от неё, которую местные жители назвали «Татарка». Это название я услышал из уст одного из уроженцев этих мест (северо-восточный угол пр. Соколова и Красноармейской ул.). По его утверждению, до постройки здания проектного института «Сантарм», здесь проживало очень много людей татарской национальности. Но шли годы…и новейшая история опять подкидывает нам свежие новости. … Мы вкратце уже знакомы с последними годами существования здания мечети в её старом, первозданном виде. Теперь у нас мало что есть, но есть небезынтересные документы. К примеру, выкопировка места расположения, уже приговоренного к поруганию, здания. Здесь, «К.Н.Мечеть», это казённое, «Каменное Нежилое (здание) Мечети», и это, наверное, самое последнее изображение исторического ростовского здания, если не считать фотографии уже обреченного, но всё ещё величественного здания с маршем барабанщиков (есть здесь). Я не могу понять, почему в советское время, когда ко всем религиям вообще официальное отношение было, практически равным и нетерпимым, почему в нашем, южном городе, где всегда были довольно крупные общины самых различных народов и властям было бы очень важно сохранять, хотя бы показное уважение к людям других воззрений -почему именно к мусульманам было столь неуважительное отношение? Кстати, не заслуга ли здесь знаменитого генерала? Боевой генерал очень активно демонстрировал своё должностное рвение. Он очень «отличился» в новочеркасских событиях 1962 года. Теперь, возглавляя штаб округа, он, продолжал своё рвение и именно при его участии была погублена и старая ростовская мечеть. Последний штрих в пользу того, что т.н. солдатский клуб является «квартирантом» на территории мечети - предлагаю взглянуть на совместный план – наложение двух зданий. Мы видим, что план мечети удивительным образом вписывается в план новоявленного клуба. Помните детскую сказку, про Лисичку и Заюшкину избушку? Там тоже так было – «Пусти меня Зайка переночевать. Я много места не займу. Сама лягу на лавку, а хвостик кину под лавку…». Очень похожая ситуация, если не считать того, что в мечеть в начале 1960-х, никто не просился…. В этом году началась новая кампания против уже, растерзанного здания. Почему-то город решил подарить т.н. «православной» епархии очередную городскую постройку – здание театра кукол. Самому же театру уготовили скандальное будущее, пообещав отдать ему, то самое перекроенной и неузнаваемое здание ростовской мечети. Это, наверное знают все, разве, что кроме самих «дарителей», для которых история этого здания оказалась в новизну. Видимо, для предупреждения скандалов, этой рокировке адресами было отведено некоторое время, о чём, вероятно, теперь дарители очень жалеют. Ростовская Мусульманская Община решила воспользоваться правом возвращения себе своего же исторического места (см. здесь) и тут произошел целый ряд совершенно нелогичных с точки зрения простого гражданина событий. Но мы знаем, в нашей администрации нет простых граждан и они по началу согласились с обращением Общины и дали добро на возвращение, но при условии, что будет подтверждена историчность остатков здания. Больше того, была назначена экспертиза, которая … не состоялась по причине того, что здание территориально входит во двор воинской части, у которой на всё совершенно свои взгляды. Позже, дело пошло ещё хитрее. Здание оказалось городской собственностью, но теперь о возвращении его Общине уже речи нет. Раз, Община не предоставила документов экспертизы, значит, отдавать не надо. Здание было объявлено в продажу со «скромной» стартовой ценой в 26 (!!!) миллионов руб. Интересно бы узнать, как возможным покупателям будет предоставлено право посещения территории своей покупки, коли она находится на «священной» территории воинской части. Но после того, как в числе возможных покупателей проявилась и Мусульманская Община, торги были быстренько отменены. Я описал эти загадочные события очень и очень кратко, т.к. если бы описывать их все, это было бы нужно описывать не одной страницей. Смысл же, всего сказанного здесь гораздо шире и главное здесь в недоумении от несправедливости. Почему, одним и исторические здания и земли передаются обильно и во всех концах города и даже не за «спасибо», им же передаются и старые ростовские постройки, к которым они в жизни не имели совершенно ни какого отношения (дом Врангеля, театр Музкомедии), почему их совершенно свежие постройки, почти сразу по факту постройки уже зачисляются в списки памятников архитектуры (а значит и средства на их ремонты идут от города, а не от владельца), а другим «дырка от бублика». Автору известно о мытарствах Еврейской Общины по возвращению бывшего здания синагоги. А ведь оно сохранилось значительно лучше бывшей греческой церкви на Университетском. «Нехорошие» ответы на конкретные вопросы возникают в уме сами собой. Слишком уж «белыми нитками шиты» эти дела. И не пора ли уже осознать откровенную несправедливость всего происходящего вокруг настоящей истории города? Я совершенно не прошу своих читателей присоединяться ко мне и в комментариях высказывать своё ко всему отношение. Мне было главным показать своё собственное к этому отношение, а заодно и обратить внимание на происходящее всем тем, чьими «нитками шито дело» на то, как всё это выглядит. Источники: Личный архив, подарки друзей, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (07.12.2017) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2049 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||