Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Как у людей, у парков порой биографии тоже не простые, а порой на столько запутанные, что в пору проводить самые настоящие расследования. Возник у меня повод осмыслить загадку летнего коммерческого клуба. Настолько разрозненная и разная информация о нём сейчас печатается в нынешних, в т.ч., довольно солидных книгах и на разных сайтах, что кажется, всё уже давно, «как на ладони», но … многое не «срастается». Для тех, кто не совсем в теме, скажу кратко: мы знаем две площадки летнего коммерческого клуба в Ростове. Это и парк Горького, где он был вроде бы с самого начала, и сегодняшний Первомайский парк, как вторая и последняя его площадка. Кто-то отвергает это мнение и говорит только об одной, на месте Первомайского сквер. Главных загадок в этой теме тоже две. Первая – в современных печатных изданиях копируется как догма фраза о том, что ещё в далёком 1855 году Коммерческим клубом был приобретён участок для своих собственных нужд и находился он на восточной окраине города, то есть, здесь, на месте Первомайского. Просто фраза и всё. Даже в самых серьёзно подготовленных материалах, где имеется куча ссылок на первоисточники информации, есть эта фраза, НО (!), нет ссылки на источник ЭТИХ сведений. Мои сомнения вызывала метаморфоза события того, что участок на востоке города был именно этим самым местом. Сколько было еще здесь не занятых мест? К примеру, площадка сквера, возникшего перед Николаевской больницей, место будущей застройки квартала трамвайщиков, а в середине 19 века и сама площадка больницы ещё была пуста,… да мало ли, вообще, где это могло быть. И почему, если этот участок находился в СОБСТВЕННОСТИ клуба, почему, в этом краю города ни один из адресов в книгах оценок недвижимости не обозначен, как собственность коммерсантов, в то время, как конкретно здесь, там, где сегодня Первомайский, была личная собственность небезызвестного г-на Асмолова, которая к 1910 году, действительно перешла в собственность Коммерческого клуба. И есть вторая загадка – как выглядело это место до клуба, при Асмолове? Когда я писал свои «Прогулки по Городскому саду» , материалов о клубе я там не разместил, т.к. и сам не был в курсе о реальной истории этого общества. Теперь материал этот есть. Не самый полный, для ответов на все вопросы, но вполне достаточный, что бы ответить хотя бы на кое что и просто разрядить обстановку всеобщего незнания, …а заодно, вновь прогуляемся по нашим паркам. Начну не от самого начала. Мы в Первомайском клубе 1928 года. Про существование такого КЛУБА я и сам не знал ни чего, пока не попал на газетную статью тех лет. «Под сенью лип» Приземистые, пышно распустившиеся липы тесно переплелись ветвями, срослись вместе густолиственными шапками и сплошным темно-зелёным поясом охватили аккуратно расчищенные аллеи, баскетбольную площадку и причудливые узоры цветочных клумб. Недовольно шепчутся обеспокоенные легким дыханием ветерка стройные пирамидальные тополи. Направо от входа на мягком фоне сиреневых кустов белеют стильные колонны беседки, обрамлённые снизу цепкими порослями дикого винограда. В просторном бассейне у беседки резвится бойкая рыбья мелюзга, изредка на поверхности покажется медлительный, важный сазан. Скучающим неторопливым движением он ловит в воде брошенный кем то кусочек хлеба, лениво поводит хвостом и не спеша скрывается в глубине. На фасаде двухэтажного здания, прилегающего к саду, нарядным шрифтом выведено: Первомайский клуб. Сижу на чистенькой скамейке, уютно, примостившейся под сенью лип. Рядом пожилой, но ещё бодрый садовник. Задумчиво устремив куда-то в даль неподвижный взор, он воскрешает тени отделенного десятилетием прошлого. - Служил я в этом саду ещё до революции. Коммерческий клуб тут был. Самые, что ни на есть, господа собирались. Парамонов, Максимов, Степаненко, Панченко, генералы, консулы. Насмотрелся я… Посмотреть было на что. Широко, пьяно, угарно веселились господа Парамоновы, помещики, бароны Штенгели, промышленные тузы Максимовы. Рекой лились коньяки и ликёры. Десяток поваров хлопотал на первоклассной кухне. За карточными столами в одну ночь просаживались рыбные промыслы и пароходы. На эстраде сверкали плеяды знаменитостей – балерин, певцов и актеров. Жирные, изнывающие от семипудового безделья, купчихи объяснялись в любви проезжим смазливым режиссерам. А их почтенные супруги, случалось, захватывали прямо со сцены какой нибудь цыганский хор и направлялись с ним в располагавшийся напротив сада привилегированный притон – шантан «Палермо». Там распоясывались вовсю – били в пьяном восторге зеркала и купали в ваннах с шампанским модных шансонеток. В пыли клубных кладовых валяются порыжевшие фотографии важных персон в цилиндрах и фраках и длинные кожаные футляры с надписями: - кий господина Панченко, - кий барона Штенгеля, Это всё, что осталось от пьяных господ. На смену им пришел новый рабочий хозяин. Ежедневно с 7 часов вечера он дружной толпой осаждает вход в Первомайский сад. В пролетарской кепке, в красной повязке, в демократическом пиджаке ЕПОвского производства. Предъявляет клубный или профсоюзный билет и говорливыми многоголосными потоками растекается по залитым электрическим светом аллеям. Старики чинно рассаживаются по скамеечкам. Толкуют о погоде, о заработках, вспоминают забытые истории молодости. Парни и девушки с весёлым гамом, шутками и смехом гуляют по усыпанным песком, утрамбованным дорожкам, атакуют киоск газированных вод, жадно уничтожают мороженное. Самыми неожиданными, затейливыми трелями рассыпается на эстраде духовой оркестр милиции. Под белым куполом беседки, тщетно стараясь перекричать оркестр, сердито хрипит громкоговоритель. В глубине сада за густыми сиреневыми зарослями вытянулась длинная деревянная постройка с рядом полуоткрытых террас. Здесь можно получить сегодняшний номер газеты, посмотреть 2-3 десятка журналов, сыграть с товарищем на биллиарде, в шахматы, в шашки и распить в буфете бутылку пива. Если Вы чувствуете любовь к стрелковому спорту, то от входа поворачивайте влево и через 35-40 шагов вы остановитесь возле прилично оборудованного тира. За один пятачок вы можете (по своему выбору) прострелить монокль чопорно выхохлившегося сэра Чемберлена, выбить бутылку из рук жалко изогнувшегося оборванного прогульщика или пронзить меткой пулей коварное сердце пана Пилсудского. Вы не хотите стрелять? Не играете в шашки и шахматы? Не читаете журналов? Вы думаете просто отдохнуть, развлечься? Тогда идите к окошечку у входа в сад, предъявите клубный билет, получите бесплатно контрамарку и спокойно располагайтесь на обнесённых легкой деревянной изгородью скамейках перед летней сценой. Здесь 5 союзов, объединившихся в Первомайском саду – коммунальники, металлисты, совработники, медсантруд, местран – ежедневно показывают самодеятельность клубных кружков. Хор сменяется струнным оркестром, драмкружок уступает место куплетистам-эстрадникам. Злободневные частушки заканчиваются русским танцем. Незаметно летит время и публика даже слегка недовольна, когда подвижной живой конферансье объявляет: - Следующим номером нашей программы, спать, товарищи. До завтра! Пустеет сад. Гаснут яркие электрические звёзды. До завтра. Л.Нилин. 1928.08.5 Думается, наименование сквера клубом произошло стихийно. Для парка мелковаты масштабы, назваться сквером, совсем скромно и обидно. Да и противопоставить было нужно старое и новое. Статья, безусловно, заказная, возможно, даже написанная самим автором без совершенно никаких интервью, но мы сейчас не об этом. Несколько месяцев назад у нас состоялась прогулка по этому же месту, когда оно было еще циклодромом и находилось в собственности В.И.Асмолова. Теперь мы побывали в Первомайском конца 1920-х, а заодно, хоть и очень тенденциозно, в Коммерческом клубе 1910-х. Начало Коммерческого на площадке бывшего циклодрома, если говорить языком документов, было положено вот этим объявлением в Ростовской газете от 1909.04.12. Кое, что здесь не понятно. «Полутораэтажный» - возможно, здесь речь о той части помещения клуба, что пересекает сквер поперёк, вдоль Крепостного переулка. Там есть окна цокольного этажа, и тогда, выходит, что здание таким, как мы его знаем сегодня, сразу не задумывалось, и решение о его достройке возникло позже. Впрочем, а кто из нас бывал внутри фасадного здания? Ведь, кажучись, 3-х этажным, фактически, оно, скорее всего, и является 1,5 этажным, с большой высоты потолками, как это выглядит, если посмотреть на здание со стороны парка…(?). Кстати, по всей своей длине по стороне Крепостного, оно и есть 1,5 этажное. А ещё я не знаю что такое «глорет», названный в 3-м пункте, но (!), если здесь же идет речь и о бассейне, за который в Первомайском сегодня можно счесть водоём фонтана, то позволю себе высказать ещё одно, не бесспорное предположение. Про известную всем ротонду, что возвышается над фонтаном, опять же, без каких либо ссылок на источник информации, в сегодняшних печатных и интернет-материалах, имеется утверждение, что построена она ещё в 1901 году (только зачем коммерсанты строили бы эту беседку во владении г-на Асмолова?). У меня возражение, т.к. по-французски, слово «gloriette», что бы Вы думали? – БЕСЕДКА! В таком случае, а как ещё, если не так, могла бы выглядеть бетонная беседка? Повторюсь – на дворе 1909 год. Прошло ещё два месяца. Прошли торги, отобраны подрядчики и…: 1909.06.08: Господин Жданов, директор Ростовского Общественного клуба, располагавшегося в северо-западном углу Городского сада (не путать с расположением штаб-квартиры Ростовского клуба в доме стоявшем ранее на месте бывшего «Буревестника» на углу Большой Садовой ул. и Большого проспекта!), говорит нам о том, что ранним адресом Коммерческого клуба был Городской сад. Впрочем, подтверждений тому, что Летний Коммерческий в первом десятилетии 20 века, располагался в Городском саду, немало и без Жданова. Вот, к примеру, такая цепочка громких событий в жизни Ростова: Выставка. 1909.04.04. Приазовский край: «Третьего дня состоялось заседание распорядительного выставочного комитета предстоящей 4-й выставки общества садоводства….С сегодняшнего дня общество садоводства приступает к работе по устройству выставки в летнем помещении коммерческого клуба и перенесло туда свою канцелярию. До настоящего времени подано уже свыше 150 заявлений о желании участвовать на выставке», а 05.04.1909: Да-да, та самая 4-я Выставка, с парадной фотографией от которой, существует красивая открытка старых лет. Вот эта, ведь, наверняка встречали её на просторах интернета: Выставка, как всегда, прошла очень богато. Вот ещё несколько газетных снимков, к этому событию, опубликованных так же, в газете: Здесь нет конкретных указаний на то, что событие происходит именно на территории Городского сада. Но утверждает это следующее событие, произошедшее всего через 3 месяца после выставки: Газета от 1909.07.29: «Пожар в коммерческом клубе». Далее дословно по статье: «Около 2-х часов ночи 27.07. в центре города поднялся огромный огненный столб, размеры которого с каждой минутой увеличивались и увеличивались. Грандиозное зарево освещало большое пространство и было видно на значительном расстоянии. Ночная тишина на улицах города нарушалась усиленным движением пешеходов, извозчичьих экипажей, грохотом пожарного обоза, мчавшегося вверх по Большой Садовой ул. На Б.Садовой, около коммерческого клуба, уже стояла многочисленная толпа. Здесь температура воздуха была сильно повышенная. В саду коммерческого клуба произошел пожар, сразу принявший значительные размеры. Была тихая погода и выросшее в колоссальный столб, пламя стояло «свечой». У входа в коммерческий клуб находился усиленный наряд полиции, не допускавший любопытных в сад клуба. Пожарная команда, прибыв на место происшествия, расправила шланги и направила их на огненный столб, в тесных объятиях которого уже находилось здание клубской ротонды. На Садовой ул., около гостиницы «Сан-Ремо», была установлена паровая машина, подававшая в изобилии воду, струи которой были совершенно бессильны в борьбе с огненной стихией. Через несколько минут по возникновении пожара, всё здесь, что только представляло пищу для «красного петуха», сделалось его жертвой. Среди шума, грохота, человеческих возгласов, раздался душу раздирающий крик, вслед за которым несколько пожарных служителей с места огня понесли из сада на улицу сильно стонавшего человека с обнаженной головой и в спальном белье. Послышались тревожные крики: «Карету скорой помощи!» Крики эти несколько раз повторялись, но оказались тщетными – карета не подавалась, так как ей здесь не было. Поэтому пострадавшего, оказавшегося клубским сторожем, крестьянином Михаилом Чулковым, около 40 лет, до прибытия кареты положили на тротуар у клуба. Чулков, окруженный тесным кольцом толпы, тяжело и беспомощно стонал. Позже он был доставлен в городскую больницу и получил первоначальную медицинскую помощь. Несчастный получил сильные ожоги на голове и ногах. Чулков находился в числе некоторых служителей клуба, спавших во время пожара в одном из клубских помещений. Спавшим здесь людям пожар угрожал большой опасностью, так как дверь в то помещение служителей была заперта и служители непробудно спали и с немалыми усилиями были встревожены и подняты на ноги, когда уже всё здание пылало и нужно было спешно спасаться от неминуемой гибели. В том помещении огонь уничтожил всю служебную одежду служителей-официантов и другое их имущество, спасти которое от пламени уже не представлялось возможным. Вслед за Чулковым с линии огня вынесли ещё одного пострадавшего. Им оказался пирожник клуба, получивший ожоги и ушибы при попытке спастись от застигнувшего его врасплох огня. Кроме клубской ротонды огонь охватил каменное двухэтажное здание кухни и галерею, соединяющую эти два строения. Несмотря на безветренную погоду, пламя угрожало клубской эстраде, в которой расположен ресторан «Медведь», только, что выстроенному частным предпринимателем рядом с той усадьбой огромному деревянному зданию, предназначенному для демонстрирования диорамы «Голгофа», и ростовскому театру». Есть газетный снимок этого пожара, правда, его репродукция выполнена, как специально, для того, что бы он стал мало кому интересным, на ксероксе: «Пожар особенно угрожал клубской музыкальной эстраде, в виду чего возникли намерения разобрать эстраду, удалив с неё лесной материал с линии огня, но администрация клуба настоятельно просила не сносить строение, указав на наличность возможности отстоять его от пламени. Не меньшей опасности подвергалось строение диорамы «Голгофа». В обоих местах была установлена охрана. Строение музыкальной эстрады в значительной степени защищали от пламени окружающие его деревья. На месте пожара присутствовали г. Градоначальник, полковник Зворыкин, и.о. полицмейстера П.И.Липко, которые руководили локализацией огня. Между тем пламя быстро и беспощадно уничтожило здание ротонды, бросая вверх и по сторонам искры и время от времени крупные горящие головни. Почти всё находившееся в помещении ротонды стало добычей огня. Вначале удалось вынести в сад незначительную и малоценную часть клубского и буфетного имущества. Ротонда была уничтожена огнём до основания. В кирпичном здании кухни огонь уничтожил крышу, потолок, пол, галерея, соединявшая кухню с ротондой, сгорела дотла. Музыкальная эстрада не пострадала от пожара. Также остались невредимыми и другие постройки. Искры падали на Таганрогском проспекте в районе пожара, достигая зданий на западной стороне проспекта, что вызвало тревогу среди жильцов. Тушение пожара происходило всю ночь и к утру пожарная машина была переведена в сад клуба. Вчера (28.07) пожарная команда продолжала работать на дымящихся развалинах до 4-х часов дня. Причина пожара в точности не выяснена. Огонь показался впервые в поварской. Предполагается, что причиной послужила догоревшая свеча в одной из комнат. Отсюда огонь проник в помещение ротонды и с страшной быстротой, буквально в несколько минут распространился на всё её здание. Клубские постройки, имущество и буфет застрахованы в сумме свыше 50.000 рублей. В числе разного имущества, находившегося в ротонде, огнём были испорчены хранившиеся в железном ящике игральные карты (1.500 колод) и различные документы, хранившиеся в несгораемой кассе. Пищей огня едва не стали музыкальные инструменты на сумму 15 тыс. рублей, находившиеся в помещении эстрады, которой угрожала сильная опасность от многих перелетавших на неё искр. Вчера коммерческий клуб был закрыт. Как нам сообщают, дирекция клуба намерена на месте сгоревшей ротонды построить временную палатку. По другим версиям, предполагается клуб перенести в Александровский сад. Красивое и эффектное зрелище пожара, свободно уничтожавшего такой благодарный материал, как деревянное здание ротонды, привлекло в клуб, несмотря на позднее время, массу любопытствующей публики. Весь «ночной Ростов» собрался сюда, с огромным интересом, наблюдая картину, бушевавшей стихии». Почему-то ростовские газеты все, даже самые тяжелые для города события, всегда описывают только в превосходных формах. Обратили внимание на «красивое и эффектное зрелище пожара»? Примерно в тех же тонах описывались и пожар на заводе Кистова в Нахичевани и даже падение с воздушного шара неопытного воздухоплавателя в день открытия циклодрома. Теперь перед нами вырисованы сразу несколько привязок к месту, где конкретно находился летний коммерческий клуб до 1909 года. Это была площадка с западной стороны Городского сада и, т.к. пожарные поставили свой обоз у «Сан-Ремо», то вероятно, ближе к ул. Б.Садовой, нежели к Пушкинской. Видимо, не даром немного позже, когда Коммерческий клуб приступил к постройке своего зимнего корпуса (сегодня дом Офицеров), то выбрал практически, тоже место, разве, что не в парке, а на границе с ним, в примыкающей туда территории. Местоположение Приказчичьего клуба в том же Горсаду, в принципе известно. Его нам демонстрирует, уже известное посетителям сайта, фото. Клуб приказчиков, судя по всему, был следующим заведением по этой стороне парка. Там, кстати, сегодня есть руинированные остатки некогда богатого невысокого строения. Вполне возможно, что мы именно его остатки здесь и видим. Теперь уже не в целях расследований, просто так, штрихи к пожару у коммерсантов: 1909.07.29. «К пожару в коммерческом клубе» Вчера весь день в коммерческом клубе производились усиленные работы по расчистке места пожара. Работы эти в ближайшем времени будут приведены к концу. Как установлено, пожар возник в деревянном, смежном с клубской ротондой, флигеле для служащих, где крестьянин Сергей Бибиков оставил горящую свечу на столе без подсвечника и уснул. Когда свеча догорела до стола, то последний воспламенился, а от него огонь перешёл на разные предметы, находившиеся в комнате и затем далее по направлению помещений ротонды. Дирекцией клуба заявлено пожарных убытков на сумму 65 тыс. руб. Клубское имущество движимое и недвижимое было застраховано в Первом Российском Страховом Обществе на сумму 66.555 руб. Содержателем клубского буфета М.Ф.Новгородским заявлено убытков на 10 тыс. руб., имущество его застраховано в обществе «Россия» в сумме 7.790 руб. 1909.07.30. «К пожару в коммерческом клубе»: Дирекция коммерческого клуба приняла энергичные меры для ликвидации пожара летнего помещения с целью предоставить г-дам членам и гостям клуба наибольшие удобства и сделать отсутствие сгоревшей ротонды незаметным. Ещё третьего дня был готов деревянный шатёр, покрытый плотным брезентом. Кроме того, вчера началась подрядчиком Кистовым постройка обширного деревянного помещения на месте сгоревшей ротонды, которое будет готово через 2-3 дня. Вчера и третьего дня уже функционировал буфет только без горячей пищи, но через два дня будет готова и кухня, которая строится на месте сгоревшей теплицы так, что к тому времени буфет примет свой первоначальный вид. Третьего дня и вчера играл уже оркестр на уцелевшей музыкальной эстраде и публики в клубе было очень много…. Приехавшие из Батайска передают любопытную подробность. Зарево от пожара коммерческого клуба было настолько громадно, что батайцы всполошились. В церквах ударили в набат, была собрана в полной готовности пожарная дружина. Батайцам казалось, что горит весь город и они намеревались идти «спасать Ростов»…. Но постояв, поговорив и не видя дальнейшего распространения огня, они мирно разошлись по домам. 1909.10.03. Дирекция ростовского коммерческого клуба, в силу постановления общего собрания членов клуба обратилась в августе в Городскую управу с ходатайством о продлении срока аренды ныне занимаемой части городского сада ещё на десять лет и просила внести это ходатайство в обсуждение Думы. Между тем, городская управа, не удовлетворив ходатайства, распорядилась самолично отклонить просьбу клуба. Находя такое распоряжение управы неправильным, ростовский коммерческий клуб вчера подал по этому поводу жалобу в городскую Думу. 1912.03.02; Журнал заседания Городской Думы, стр.418: "Заслушаны доклады Городской Управы: А) по ходатайству Совета Старшин Собрания Членов Общества Взаимного Кредита Приказчиков (далее «Клуба Приказчиков») о прирезке к арендуемой части городского сада 532 кв.саж. для устройства детской площадки и, Б) по ходатайству дирекции «Ростовского на Дону клуба» о постройке новой ротонды вместо сгоревшей в отгороженной части (за счёт собственных средств клуба) на условиях продления договора аренды территории до 1920 года на прежних условиях оплаты; По результатам обсуждения вопроса решено: Роазрешить Ростовскому клубу приступить к постройке новой ротонды и ремонту других построек, пострадавших от пожара…". Вот пожалуй, и всё в отношении загадок Коммерческого клуба, которые прозвучали в начале заметки. Но мы не прощаемся, а приступаем к новой серии загадок того же клуба, с акцентом на парк Горького - Городской сад. Существует необъяснимая цепочка изображений сгоревшей в 1909-м, ротонды. Выглядит это так: Сначала самое полное, и вероятно, самое раннее изображение. (за него отдельное «спасибо» сайту «Молоток»). Серия открыток такого оформления издавались в 1899…1901 г.г. Не исключено, несколько иначе, но так отслеживается по почтовым штемпелям проставленным при их почтовой пересылке. Следующий вид (взят с сайта, где любят на чужих картинках «затыкивать» не свои логотипы, но наносят собственные – чего и им встречно ). Это тоже самое фото, что мы только что видели, но у него другая детализация. Это и детали отделки и не понятный купол слева над зданием. До постройки балагана с панорамой «Голгофа» ещё очень много времени. Можно, конечно, дофантазировать, сказав, что рядом с Асмоловским театром в то время был поставлен ещё чей-то другой (цирк-шапито и т.п.), но это не будет фактом. Здание и то, и не то. (вид взят с сайта «Это Ретро»). Отличная детализация изображения. Видно, что это деревянная постройка с массой витиеватых деталюшек. Год этого снимка мне не известен. Здесь совершенно другой фасад здания (вход и пара окон по разным сторонам от входа, последующие оконные проёмы тоже совсем другие, кроме того масса других, мелких отличий). В кадре не видно башни над ротондой. Явное отличие этого вида от других – отсутствие угловых луковок на скатах крыши второго этажа и ажурного заборчика по краю этой крыши. Есть несколько других, мелких, элементов, отличающих этот вид от предыдущих. По сумме этих отличий можно было бы предполагать, что здание претерпело за время от снимка до снимка реконструкцию или перестройку. Кроме всего названного, здесь стоит электрический столб с ажурным орнаментом слева от входа в здание. Вид с выставкой. Снова тоже самое: башни над ротондой нет; невысокий купол – крыша над входом низкой надстройкой 2-го этажа не то не виден за плакатом о выставке, не то уже отсутствует. Перед зданием уже нет ажурного столба, но стоит двухопорный столб – арка. В принципе, здание соответствует виду на прошлой картинке. Для нас этот вид этапный. Мы знаем, что через совсем небольшое время здание сгинет в пожаре. Снимок представлен Михаилом (mishail_k) . Мы с ним немного ранее обсуждали эволюцию ротонды, но, похоже, каждый остался при своём мнении. Здесь ротонда уже трудно сказать какая и какого года. В деталях, вроде бы повторяет варианты здания на последних двух снимках. Вид ротонды здесь совсем примитивный. Здесь стоит нечто похожее на павильон ротонды, и то ли, НА НЁМ НЕТ ВООБЩЕ, то ли, В СИЛУ НИЗКОГО КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ, мы не видим на нём НИ КАКИХ «АРХИТЕКТУРНЫХ ИЗЛИШЕСТВ». Нет совершенно ни чего над аркой входа. И ещё одно отличие этого и следующего кадров – спрямлённая парковая дорожка, ведущая к помещению клуба. Здесь надстройки 2-го этажа точно нет, но на её месте, прямо поверх кровли, оформлена простая 4-х скатная крыша. Ещё одно не хитрое отличие этого изображения от всех других – появление осветительных ламп на дугах столбов. Я пока не знаю причин эволюции, представленной на картинках выше и как сложилась дальнейшая судьба этого места. Говорят, в 1905 году в парке был пожар, в котором сгорел театр Любова. Может быть коснулся пожар каким-то образом и Ротонды Коммерческого клуба. Может быть просто происходили ремонты с устранением ветхих деревянных элементов и переделкой фасадного щита постройки. Вариантов масса, фактов нет. Пока я дошёл до того, что Городское Общество г.Ростова н.Д. после пожара потребовало от Коммерческого клуба восстановить ротонду или полностью оплатить её изготовление подрядчику, назначенному городом. Однако, как оказалось, постройка во время действия договора аренды участка городского сада с ротондой Комм.клубом, была оценена и застрахована от пожаром на очень низкую сумму, так, что средств на её восстановление из страховых сумм явно бы не хватило. Завязалась активная борьба за площадку Коммерческого клуба со стороны клуба Приказчиков, просившего город отдать им это место в дополнение к уже арендованному, самим Коммерческим, пожелавшим восстановить ротонду за именно свой счет, но с условием продления права аренды ещё на 10 лет, и наконец Ростовский Городским клубом, предложившим городу постройку ротонду за сумму полученную от страхователя с добавлением некоей своей суммы. Кто победил в итоге, нужно читать. Вроде бы в первых обсуждениях вопроса, Дума отказала только Коммерческому клубу. Остальное, пока тема последующих изучений…. Вопрос затянулся, по меньшей мере, до 1911 года. Не исключено, что действительно, ротонда была в последующем возрождена, хотя и было это в очень упрощенном виде, затем поняв, что верх достраиваться не будет, люди поставили наверху простенькую крышу. Закончу обзор самым непонятным изображением. Это опять очень старый вид (самых первых лет 20 века). И башня на месте, уже появились дугообразные электрические столбы. Конечно, это не фото, но рисунок детальный. Показаны даже строго шесть ниток электропроводки на изоляторах поверх дуг столбов, которые после мы будем видеть на большинстве последующих фото. При этом странно и то, что сама открытка издана в тираж в 1900…1903 (опять же, плюс – минус год-два), когда столбов вроде бы ещё не должно было быть. Конца у статьи нет, т.к. полноценного ответа на всё здесь сказанное, не найдено. Не найдено, но я очень надеюсь, что всё ещё впереди. Источники: личный архив, ДГПб, личная коллекция, подарки друзей, интернет. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (03.07.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 5924 | Нравится: 1 | Комментарии: 11
| Теги: | |
Всего комментариев: 11 | |||||||
| |||||||