Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Из «сетей»: «К концу Х1Х в. Е.Т. Парамонов становится самым крупным в Ростове судовладельцем: ему принадлежали до 30 пароходов, до сотни крупнотоннажных барж, в том числе самый большой на Дону пассажирский пароход «Петр», самый сильный буксир «Амур», построенный в 1884 г. в Австрии пароход «Парамонов» - 150-сильный, с паровыми котлами и командой из 24 человек. Грузовые пароходы возили российский хлеб в Италию, Германию, Грецию, Турцию, на Балканы. На пассажирских и грузо - пассажирских судах Парамонов приказал даром выдавать пассажирам по бутерброду с красной икрой и стакану горячего чая….». Сайты пишущие о торговых казаках, или как нам более привычно, купцах, Парамоновых повторяют эту фразу один от другого, даже ни чуть не редактируя. Мы сегодня вспоминаем о «Петре» и не станем спорить с приведённой выше оптимистической фразой. Пусть «Пётр» будет самым большим на Дону (хоть даже и только на момент его постройки). Его реальные параметры, частично описаны самим хозяином судна в его собственной рекламе. А она вот: Параметры, безусловно, не плохие. Крытая палуба для 3-го класса, это было не у всех, но всё же, пароходы другими параметрами измеряются, … а мы их не знаем. «Большой мелководный пароход, …»… Судно могло быть большим, но для хождения на верховья Дона, оно должно было быть готовым попасть в мелководье, ил, камышовые поросли и прочие неприятности для судов с высокой осадкой… «Пристань близ Царского спуска (т.е. у Николаевского пер.)» Вот здесь была долгие годы пристань купца и казака Е.Т.Парамонова и в общем, совершенно без утверждения, скажу – не исключено, что здесь мы видим «хвост» этого судна, стоящего на рейде Однако, есть ещё одно, на этот раз, реальное и полное изображение судна. Выполнено оно, опять же, на сделанной по заказу хозяина, рекламе его же мельницы. Не чётко, но общее представление есть. Лишний раз убеждаемся в том, что реклама всегда, как и сегодня, разительно удивляла правдивостью. Оказывается, «крытое помещение для пассажиров 3-го класса», это скорее всего, простой тент над палубной площадкой и крышей 2-го класса, где размещались в основном самые дешевые пассажиры. Ну ладно, теперь немного о судьбе этого корабля. Автору этой статьи информация о донском «Петре» известна, как материал 1896 года. Вполне возможно, что корабль был ещё старше. Не знаю я и конца его судьбы и сейчас рассчитываю только на знания наших читателей, т.к. и в «сетях» ни чего про его позднюю судьбу нет ни чего. А статья эта возникла по следам случайно попавшейся в прессе тех лет детективной истории! Итак, на дворе август 1913 года. Как сообщила газета, «В ночь на 17 августа близ станицы Багаевской было произведено дерзкое ограбление Парамоновского парохода «Пётр», шедшего под командой капитана Панкова». Далее буду излагать материал где-то дословно, где-то своими словами. Слишком объёмен он, что бы просто механически переписывать его весь. При том, материал буду подавать не сразу итоговый, а по мере его подачи в газетах. Так гораздо лучше ощутить ту сумятицу и неопределённость, которые царили в головах современников событий. А информация печаталась очень путанной. Около 9-ти часов вечера пароход отошел от пристани ст. Багаевской, направляясь вверх по Дону. Был пройден мост, отстоящий на 1,5 версты выше пристани (судя по найденному плану местности описываемых событий, пристань была ниже самой станицы или у самой её нижней кромки по течению Дона). Приблизительно в это время в нескольких разных местах парохода раздалось несколько револьверных выстрелов. Пассажиры оцепенели от страха на столько, что ни кто из них не решился хотя бы встать с места, не то, что бы двинуться, куда либо, с места. Зловещим фоном повисли детский плачь и женские крики и всё ещё продолжавшиеся выстрелы. Пароход был остановлен, хотя пассажиры оставались быть в недоумении, чьей волей он был остановлен. Никто не знал, что происходит. Между тем, в общей рубке пассажиров 1-го класса, где в это время находился и капитан, стали свидетелями и одновременно, жертвами дерзкого вторжения к ним группы молодых людей в масках, которые сделав массу выстрелов вверх, войдя в рубку, направили стволы на капитана и здешнюю публику. Капитана вывели из помещения и от него было потребовано провести нападающих к хранилищу пароходной кассы и имеющихся там ценностей. Вынужденный под страхом смерти повиноваться, капитан, всё же возразил, что ценности принадлежат ни ему и что выдать их он права не имеет. У преступников же была своя конкретно продуманная задача и они, завладев отобранными у капитана ключами, ворвались в помещение хранилища ценностей. Ящики были вскрыты, ценности изъяты и преступники последовали на верхнюю палубу и капитана, они повели с собой, приказав ему вести пароход к требуемому ими месту. Между тем, как оказалось, это было выполнить невозможно, из-за того, что машинное отделение на голос капитана не отвечало. Преступники потребовали спустить для них шлюпку. Для выполнения этой работы капитан стал звать на помощь матросов, но перепуганные происходящим, они попрятались в разных местах, а ещё большая часть была преступниками заперта в тёмном трюме, где они находились ещё со времени отхода от пристани, и, конечно же, на зов капитана откликались. Капитану пришлось это сделать с большим трудом самому. Преступники общим числом в семь человек, забрав капитана и двух матросов с собой, они отплыли на остров. Матросам было велено грести на вёслах к левому берегу реки. Отходя от парохода, злоумышленники сделали несколько выстрелов, на которые с берега прозвучал такой же ответ. По отбытии шлюпки от парохода, оставшийся на нём, старший помощник стал подавать тревожные свистки, повернув пароход обратно к Багаевской. Свистки парохода были услышаны на шедшем сюда пароходе «Москва», который вскоре встретился с «Петром» и его перепуганными пассажирами и командой, на пристани. Тяжело раненный помощник капитана Миропольский, был перенесён на «Москву» (у него, как оказалось, было несколько пулевых ран, в т.ч. в области живота). Когда пароход «Москва» был готов к отходу в Ростов, с отмелевшей косы у острова были услышаны крики о помощи, куда мгновенно была отправлена группа матросов и береговой полиции. Оказалось, что кричавшим был капитан «Петра», и что злоумышленникам не удалось добраться до левого берега из-за сильного течения, прибившего их к острову. Выяснилось, что вся группа людей с парохода «Пётр» высадилась на острове. Грабители сами и их пленники сойдя на землю острова, попали в густой кустарник, чем капитан и воспользовался уйдя от группы в сторону. Капитан, будучи хорошо знаком с местностью, прошёл на длинную песчаную косу (вероятно, южная оконечность острова над Багаевской станицей – см. карту места), откуда вскоре были услышаны его крики с просьбой о помощи. За грабителями была снаряжена группа погони. «Раненный помощник капитана Митропольский, по дороге в Ростов скончался. По слухам, сумма захваченная экспроприаторами достигает 75 тыс.руб. На поиски грабителей поднята на ноги вся окружная полиция». Это были первые отрывочные и, далеко не полные, путанные, впечатления. О дальнейших событиях почитаем следующие номера газет. На завтра, 19 августа газета сообщила, что ограбления парохода от 17 августа могло и не произойти, если бы не… Расписание движения корабля составлено так, что, отправляясь в рейс до Цымлянской станицы, пароход «Пётр» шел почти борт о борт с конкурирующим ему «Венерой», пароходства А.Г.Пустовойтова, но поспешив на пути к Багаевской и быстро разгрузившись здесь, капитан судна был намерен серьёзно оторваться от соседа, и обязательно сделал бы это, если бы не группа в несколько человек, обратившихся к руководству «Петра» с просьбой немного задержаться, т.к. для них в это время на берегу покупалось несколько ящиков пива, которые им очень хотелось взять с собой. «Венера» ушла на пол часа раньше «Петра». И уже после того, как «Пётр» отправившись в рейс, миновал все хорошо просматриваемые и людные места, на нём всё и началось. Помощнику капитана, Миропольскому, находящемуся в то время на вахте, грабителями было сказано оставаться на капитанском мостике и не сходить с него без команды. Один из пассажиров, пытавшийся игнорировать требования преступников был сбит с ног крепким ударом в шею. Помощник капитана, увидев падение пассажира, двинулся оказать ему помощь, но тут грабители сделали в него четыре или пять выстрелов, смертельно ранив его. Другая подробность события была в том, что, когда преступники и их пленники уже отбыли с парохода на шлюпке, капитан, улучшив момент, смог выдернуть со дна её пробку и лодка стала постепенно набираться водой и, что именно это, не дало лодке возможности дойти до левого берега реки, что в принципе и спасло жизнь капитана и расстроило планы преступников. Кстати, на берегу разбойников ждал автомобиль. Молва о происшествии пошла гулять по станицам. Жители придонских поселений стали жить в страхе, а ком подлинной информации и слухов рос, как снежный ком: - Пароход возвратился в Багаевскую и был там задержан полицией до 12 часов следующего дня; - Из Новочеркасска прибыли чины следственной власти, и самое главное – уже удалось арестовать троих грабителей, у которых, по слухам, было отнято 29 тысяч руб. - Поднятая на ноги полиция усиленно проверяет все идущие вниз пароходы, считая возможным, что остальные преступники, уехав вверх по Дону на автомобиле, могли там вновь пересесть в пароход, идущий обратно для возвращения в Багаевскую или Ростов. Следствие от местных жителей получило следующие сведения: 16 августа между 9 и 10 часами утра в Багаевскую прибыл, неизвестно откуда, автомобиль. Несколько его пассажиров, все восточной наружности, прошли в пивную и побыли там до 5 часов вечера. Затем пассажиры отправились к пароходу, а автомобиль поехал на берег Дона. По приходу парохода уже темнело. Где был в момент совершения преступления сведений не было, но, несомненно, преступникам не довелось им воспользоваться, т.к. они вынуждены были задержаться на острове Буяне, где, попав в овраг, умудрились растерять захваченные на пароходе деньги. Отступление от материала №1: На приведенном выше плане местности, а это план середины 19 века) остров при станице Багаевской назван Угловатым. Я уже было подумал, что что-то не так себе представил в отношении места происшествия, но нет, всё нормально – на современной топографической карте, как и в газетной заметке, остров, так же, подписан Буяном. Переименовали, оказывается. «Вчера (18.08.1913) с конным нарочным сообщили в Новочеркасск, что из похищенных денег, 45.000 (?) руб. на острове Буяне уже найдены, четверо экспроприаторов арестованы, трое из них доставлены в Новочеркасск связанными и под сильным конвоем, а четвертый оставлен в Багаевской для допроса и следственных действий. Погоня за остальными двумя или тремя (?) преступниками продолжается». Отступление от материала №2: У меня складывается впечатление, что, когда после долгой и спокойной жизни в Россию пришла такая беда, как организованные банды (неважно, простых бандитов или организованных революционных), страна была не готова к тому, как относиться к этому явлению вслух. Помните, «Дерзкое ограбление Волжско-Камского банка»? И в описании тех событий и в описании этих, бандиты и грабители, шедшие на жёсткие преступления, грозившие гибелью даже совершенно случайным свидетелям событий, называются экспроприаторами. Мне это чем-то напоминает современную, и довольно забавную, ситуацию с «афроамериканцами». Ведь как ни называй, а суть … Между тем, сведения о нахождении 28 тыс. рублей подтверждается сведениями, получаемыми от Багаевской полиции. О подробностях в отношении задержания троих преступников слухи разнятся. Так по одной из версий, задержанные были переодеты в нищенские одежды, изображая из себя бродячих стариков, а по другой, наоборот, на них были щегольские костюмы, что и бросилось в глаза полицейским чинам. По подозрению в участии в ограблении парохода, в поезде шедшем из Новочеркасска в Ростов был задержан шофёр купца Королькова, Василий, но после допроса, из-за отсутствия явных улик, шофёр был отпущен. Другой шофёр Королькова, А.Сизов, исчезнувший после его странного появления на измятом автомобиле на другой день после ограбления, находится в розыске. Хозяин гаража, г-н Брусиловский, у которого стоял отобранный у Сизова автомобиль Кролькова, выяснено, что А.Сизов за всё время службы у Королькова, своим безупречным поведением ни когда не подавал повода к любым подозрениям и его пьяный вид на 17 августа хозяину гаража представилось очень и очень странным. Да и показался он ему самому больше не пьяным, а чем-то, одурманенным. Вчера же, 18.08., в анатомическом отделении Николаевской больницы Ростова было произведено вскрытие умершего помощника капитана Митропольского. Вскрытие подтвердило его гибель от трёх пулевых ранений (в т.ч. одного тяжелого) из-за кровоизлияния. 19 Августа пароход «Пётр» возвратился в Ростов. В другой статье того же дня, 19.08., газета сообщила, что 18.08 трое арестованных экспроприаторов были задержаны в нескольких верстах от Багаевской ст., а четвёртый на пароходе. Один из них назвался фамилией Думбадзе. Предполагается, что они успели перебраться с острова на берег и здесь отстали от бежавших товарищей. В полдень 18.08 были получены сведения из Багаевской, что захвачены и остальные участники ограбления парохода. Проверяется и причастность к ограблению двух матросов, которые были задержаны в двух хуторах в 30 верстах от Багаевской. У них, так же, было изъято 10 тысяч рублей. Прибывшие в Новочеркасск арестованные (все грузины), участниками в грабеже себя не признали. Найденные при них 20 тыс. руб., по их заявлению, принадлежат им, хотя один из них сказал, что 14 тыс. он сам нашел на берегу реки, а 6 тысяч принадлежали им и до прибытия в Багаевскую. Задержан, наконец, и шофёр. По его словам, автомобиль был нанят во время его стоянки у питомника Балабановской рощи вышедшими из неё, пятерыми, прилично одетыми, людьми. В торге по найму, наниматели пообещали за рейс до Новочеркасска 50 руб. и 5 руб. выдали сразу, в качестве задатка. Как он заявил, окончательного расчета с нанимателями, он не получил, хотя позже был уличён, обмолвившись, что при остановке у какого-то мостика, деньги получил.. Много путанного сообщалось в подробностях к этому делу. В конце той же статьи говорится и о задержании Ростовским сыскным отделением ещё двоих грабителей с суммой в 65 тысяч (???) руб. О судьбе задержанных матросов новостей не появилось, но возникли подозрения о косвенном принятии участия команды Парамоновского корабля к преступлению, т.к. такие операции всегда производятся в тайне от массового обывателя. Почти окончательные итоги событиям подвела газета от 20.08. Вышла в свет заметка, более-менее разложившая всю информацию «по полочкам». Вот смысл её материала: «К аресту экспроприаторов». Вчера (19.08) в Новочеркасск возвратились окружной атаман Черкасского округа генерал Смирнов, принимавший участие в организации розыска преступников и жандармские чины и казаки, так же, участвовавшие в этом. Схвачены и отправлены в Новочеркасск все участники нападения вместе с отобранными у них 67 тыс. рублями денег. Все прибыли на 3-х автомобилях к Новочеркасскому тюремному замку, где арестованные были сданы караулу замка под охрану. Кстати, во избежание попыток побега, преступников в пути держали привязанными к деталям автомобиля. «Количество арестованных». Всего арестовано 9 чел., из которых 2 чел. – матросы с «Петра» и 7 чел. грузин. В 10…12 верстах от Багаевской в хуторе Ёлкине в 12 часов дня 17-го, были схвачены трое грузин и 29 тыс. руб. при них. Примерно ещё в таком же расстоянии, в хут. Кудиновском (см. план места в начале статьи), в 5 часов вечера того же дня, арестованы ещё двое с 16 тыс. руб. денег. Оба матроса с 400 рублями были арестованы в хуторе Карповском. (где находился он, мне найти не довелось – на современной карте ближайший с подобным именем населённый пункт, хутор Карпов находится аж под Волгодонском, а на карте Области Войска от начала 20 века ближайшее с подобным именем, хутор Карпово-Киреевский, что на имеющемся плане в статье, приписан к той же точке, чуть выше хутора Воробьёв. На сегодняшней карте здесь селение Карповка). Наконец, в 9 утра 18.08. в хуторе Максимовском арестованы ещё 2 грузина с 20 тысячами рублей (это место для меня – абсолютная загадка. В описываемых окрестностях на современной карте есть не одно селение с коммунистическими именами, типа хутор Калинин. Возможно под одним из этих имен и скрывается Максимовский хутор). «Критическое положение». После ограбления парохода бандиты оказались на острове Буяне в критическом положении, т.к. лодкой они больше не располагали. Двое из них решились отправиться на берег вплавь и им повезло, т.к. на другом берегу им удалось найти лодку, в которой они и переправили своих товарищей тоже. Бегство преступников страшно затрудняли два мешка с серебряной монетой (один рубль тогда весил 21 грамм - посчитайте сами, сколько весил весь груз) и один с медной (монеты от ¼ до 5 копеек). Для облегчения бегства они бросили в Дон один из мешков с серебром, другой в соседний лиман, рассчитывая найти их после того, как всё утихнет. Мешок с медью был брошен открыто на острове. Таким образом, утерянные 10-11 тысяч рублей находятся в Дону и Лимане (Внимание, Кладоискатели, часть - до сих пор там!!! ). «Где был автомобиль». Автомобиль, на котором преступники прибыли в Багаевскую был чёрного цвета. Около 6 часов вечера шофёр с одним из пассажиров отправились к ст. Бессергеневской Здесь, неподалёку от Дона они остановились ждать. На вопрос огородного сторожа, ответили, что ждут пассажиров с парохода. Куда и когда он исчез непонятно, но судя по следу, он направился в сторону Новочеркасска. «Ночное скитание». Газета описывая преступников, указывает, что все они теперь «имеют жалкий вид». Выбравшись на берег Дона, одни бродили в степи около хуторов 15 … 18 часов, другие даже более суток. «Лица их теперь помяты и изнурены». Они почти ни чего не ели с момента ограбления парохода. «Подробности погони за экспроприаторами» В Багаевскую прибыли генерал Берладин и жандармский полковник Домбровский. Погоня была организована в разных направлениях. В 5-6 вечера на остров Буян направились первые партии казаков, прибывших сюда для участия в погоне. Они осмотрели весь остров, но не нашли не кого, однако ими был возвращен мешок с медными деньгами, а заодно найдены матросский костюм и кобура от браунинга. Казаки Домбровского направились в сторону хуторов Ажиновского и Ёлкинского. 12 Человек казаков во главе с сотником Карповым отправились для осмотра местности ст. Заплавской, но по пути узнали, что в Ёлкине казаки уже ловят каких-то грузин и сменили тоже туда своё направление, однако у хутора Ёлкина первая группа казаков уже арестовала троих преступников. Их обнаружил какой-то мальчик, когда они сидели под деревом, а схватили и передали в руки вооруженной группы местные казаки-хуторяне. Это у них было отнято 29 тыс. рублей денег и это они потом отрицали своё участие в ограблении парохода. Вторая группа казаков отправилась к хутору Ажиновскому и по пути, между Ажинским и Кудиновским хуторами они нагнали ещё двоих преступников. Они были схвачены так же, как и первая группа, без сопротивления. При них было17 тыс. руб. Те же казаки арестовали и матросов в Карповском хуторе. Свою причастность к преступлению они так же отрицали, заявив, что деньги нашли и не могли их оставить, зная, что они принадлежать хозяину, г.Парамонову. Своё пребывание на хуторе они объясняли принуждением со стороны грузин. Не без труда найдены были остальные участники банды. Как уже было сказано, это было в хут. Максимовском. Это было в 9 часов утра и были взяты двое изнурённых и голодных грузин в ободранных костюмах. Толпа местных жителей начала было, устраивать расправу над ними, но прибывший офицер остановил самосуд. Некоторые из арестованных стали давать признательные показания, некоторые продолжают упорствовать. Младшему из преступников по виду, лет 23-24, а старшему – не более 45 лет. Установлено, что это жители Ростова – Георгий Думбадзе, Нерон Тшхалишвили и Варфоломей Метровели. Имена остальных пока устанавливаются. Один из участников некогда ранее содержал ростовский сад «Палермо» (купец 2-й гильдии), другой служил в гостинице «Европа» официантом. Интересно, что остальные, похоже, так же были в разное время гостиничными официантами. Есть сведения, что так же, задержан и один Багаевский житель, огородник, у которого преступники останавливались перед совершением налёта, хотя его задержание было необходимо только для производства опознания преступников. Стали известны подробности побега от преступников капитана Панкова. Пользуясь темнотой, он спрятался в густых кустах и когда они пытались его отыскать, он несколько раз был без малого найден ими. Преступники выражали сожаление, что сразу его не убили. Розыск капитана преступниками был прекращен руководителем шайки, решившего, что давно пора заняться собственной безопасностью и спасаться, уйдя с острова. Выяснилось, что шофер и автомобиль Королькова к преступлению отношения не имеют. Банда воспользовалась другим автомобилем, шофёр которого, некто Мартэн, уже задержан. Грабители прибыли на место за 2 часа до прихода «Петра» и направились на пристань, оставив 1 человека в машине. По выработанному плану, автомобиль должен был следовать за пароходом берегом, что бы в любой момент можно было бы забрать преступников с добычей. Всё шло по плану, пока простая случайность не нарушила все планы шайки. Пароход в условиях паники с застопоренными машинами был предоставлен самому себе. Сильный северо-восточный ветер повернул его обратно, а преступники при погрузке на шлюпку этого не заметили и направились совсем к другому берегу, а не туда, где их ждал транспорт. Ожидавший остальных член шайки, ждавший их у машины, подавал им сигналы выстрелами и ракетами, но не дождавшись, уехал, что бы не навлечь на себя преследования. Таким образом, все преступники, кроме этого, восьмого схвачены. Стало известно, что преступники выдали матросам 500 рублей, с которыми те и пытались скрыться, но ко времени их задержания у них было уже только 400 руб. Степень причастности к ограблению шофёра Мартэна выясняется. С этого момента вопрос освещения событий на пароходе «Пётр» в прессе мягко перетекает в мыльную оперу. В заключение последней описанной статьи, газетой было высказано соображение о том, что в следующей, вероятно, последней статье на эту тему, будут описаны последние, ранее не попавшие в газету, материалы. Но следующая статья была не итоговой, а очередной и даже, небольшой заметкой. Статья следующего дня, 21.08.1913 г.: После поимки всех преступников и установления имени шофёра, внимание полицейских привлек вопрос розыска недостающих денег. Задача оказалась очень непростой, т.к. грабители место описывали лишь условно, без строгих ориентиров. Их труд отчасти вознаградился. Им удалось найти место на берегу Дона, где был утоплен один из мешков с серебром. Таким образом были возвращены около 8 тыс., с чем общая сумма найденных денег стала равна около 70 тысяч руб. и ещё 8 тысяч пока не возвращены. Появилась ещё одна небезынтересная деталь – один из владельцев фирмы «Братья Парамоновы», Н.Е.Парамонов, приблизительно неделю назад, катался на автомобиле №83, который впоследствии, как теперь известно, принимал активное участие в ограблении парохода. Между прочим, Н.Е.Парамонов во время поездки спрашивал шофера кому принадлежит этот автомобиль, на что он ответил, что лично ему. «Было ли это мелочным хвастовством или у шофера были к тому другие причины, но истинная фамилия владельца от Парамонова была скрыта. Большая статья от 22.08.13: «Участники ограбления» Задержанные за нападение на пароход назвались следующими именами: 1. купец 2-й гильдии Мертавели (грузин); 2. Элбакидзе (грузин); 3. Пипаньянц (армянин), приехавший из Тифлиса; 4. Размадзе (грузин); 5. Савани (грузин); 6. Пицкалайшвилли (грузин); 7. Думбадзе (грузин); 8. Егор Тимофеевич Рябухин (матрос); 9. Александр Акимович Зулитов (матрос). Мертавели некогда содержал ресторан в шантане «Пале-де-Кристаль», теперь, по его словам, занимается скупкой хлеба. Элбакидзе повар, Савани – кондитер,остальные неопределённых занятий. Пипаньянц, Размадзе и Элбакидзе сознались в своём участии в нападении, остальные заявляют, что участия в грабеже не принимали. Матросы заявляют, что следовали за грабителями по принуждению. Савани показал, что это он поджидал на берегу своих товарищей. Нападавшие были вооружены тремя «маузерами», «браунингом» и двумя револьверами неизвестной системы. «Допрос экспроприаторов». Как известно, с самого начала удалось задержать троих преступников. Это, Мертавели, Думбадзе и Пицкалайшвилли. «Эти трое являются наиболее колоритными лицами шайки». Это самоуверенные и весьма развязанные люди. Несмотря на твёрдые улики (25 тыс. руб. изъятых денег и оружие), они категорически отрицают своё участие в налёте. Не сдаются даже на очных ставках с капитаном и другими людьми из числа пассажиров парохода. Организатор банды, Мертавели. Атлетического телосложения с короткой бородкой, «носит отпечаток угрюмой, почти дикой, решимости. Он, самый твёрдый из подозреваемых и все вопросы следователей совершенно замалчивает, иногда, для разнообразия говоря, «нет» или «не знаю». Думбадзе – активный помощник главаря банды. Так же, с развязаностью, отрицает своё участие в деле и отвечая на вопросы, больше издевается над следователями, нежели сотрудничает со следствием. Пицкалайшвилли отличается от обоих первых. Он, похоже, внутренне раскаивается в содеянном, но всё время насторожен так, буд-то боится выдать себя неосторожным словом. При аресте именно у него были изъяты 25 тыс. рублей. Некоторые пассажиры указывают именно на него как на убийцу помощника капитана Митропольского. «Все остальные грабители сознались на допросе и оговорили своих товарищей». «Розыски автомобиля» Колея, проложенная автомобилем преступников от берега Дона и места преступления к Новочеркасску, заставила именно новочеркасскую полицию усердно начать поиски транспорта преступников. В конечном счёте, успех в поисках, вроде бы, пришёл. «Черный автомобиль» был найден, но дальнейшие разбирательства показали, что на нём в город прибыл известный коннозаводчик Корольков с детьми. Поиски зашли в тупик. Возивший грабителей шофер, как сообщалось, тоже задержан и находится под стражей. Задержанный назвался французом Евгением Мартэном Габерф. Автомобиль, на котором он ездил, принадлежал некоему Раковскому. «В распоряжении редакции имеются сведения, что в руках полиции находятся все нити закулисной стороны этого преступления, но к сожалению, мы лишены в настоящее время возможности огласить их». Это последние слова известного мне блока статей о преступлении. Возможно, продолжения темы ещё появлялись в печати, но весь объём конкретного материала в распоряжении газет, действительно, мог появиться только после суда над грабителями. Да, в принципе, путано или не очень, но практически всё о событии уже описано в описываемых заметках и, теперь уже и нашей статье. Как откровение – статья уже была сверстана, а просмотр газет всё ещё продолжался (уже не с целью поисков материалов об ограблении «Петра», как вдруг, попадается вот такая картинка с минимальным комментарием. Менять свои, заготовленные ранее схемы, как видите, я не стал. Просто дополняю картинкой статью и всё. Интересно, но здесь новое, третье наименование Багаевского острова. И показан путь некоего парохода «Богатырь». Прошло ещё время. Пароход, последний снимок которого в нашей статье был сделан на территории Багаевской пристани, вновь пошел в рейсы. Это реклама уже от марта 1915 года: Вместо заключения: - довольно жалко, что нам уже известны фамилии всех грузинских участников банды, творившей бесчинство на Дону (шутка). Как знать, вдруг бы, перед нами раскрылась во всей красе ещё одна, доселе неизвестная страница жизни пламенного революционера по кличке Коба… - а что нашим кладоискателям, вооруженным современными металлоискателями, слабо порыть берега Багаевского Лимана? Прошу только не забывать источник информации и хотя бы на сайте здесь сказать спасибо автору выкладки :) Источники: ДГПб, интернет, личная коллекция. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (13.01.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3091 | Нравится: 0 | Комментарии: 9
| Теги: | |
Всего комментариев: 9 | ||||||||
| ||||||||