Высшая солдатская награда старого времени, правда нет самой высшей, 1-й степени. Если официально – Знак отличия военного ордена во имя Св.Георгия, если попросту – солдатские Георгиевские кресты. Здесь представлены почти все их разновидности, во всяком случае из тех, что чеканили в конце существования Российской империи. Вид у них практически стандартный, в центре креста всем известное изображение святого убивающего змия. На оборотке вензель из 2-х букв «С.Г.», означающий его же. Варианты креста я уже сказал почти все, а «почти» потому, что была ещё одна его разновидность, крест, предназначенный для награждения иноверцев. Смысл этой разновидности в том, что она изготавливалась «царём – деспотом» с целью не обижать религиозных чувств награждаемых. Не смотря на название креста, в его центре, в этом случае изображался герб державы. Этого варианта у меня в собрании вживую нет, поэтому фото заимствованное. Я не знаю, как умудрялось «злодейское царское правительство» сдерживать национальные волнения, навроде тех, что на днях проходили в некоторых городах России, включая наш Ростов и Москву, как ему удавалось не допускать национальной вражды, такой, которая сегодня зачастую сотрясает всю страну, когда где-то, что-то взрывается, когда гибнут люди, которые лишь тем и виноваты, что не такие как все, кто рядом, а зачастую и без всякой причины. Ростов на Дону, 2-й по значимости город Области Войска Донского, о которой говорят, что это была самая «костная» местность, где не жаловали людей пришлых и инородных. И был населён Ростов…, впрочем, вот случайная страница из телефонного справочника 1911 года: Сколько здесь людей со славянскими фамилиями? По-моему только Мельников. Да вот названия почти всех банков и фирм называются по-русски, хотя опять же, банки и фирмы здесь тоже международные… И развивался город, что называется не по дням, а по часам, и было здесь всем светло и просторно. Это была предыстория. В 1906-м году, почти на самом тогдашнем краю города, на улице Скобелевской была сооружена Ростовская мечеть. Это единственный её вид, который мне удалось найти. Я совершенно не представляю, что здесь изображено – фасад, какая либо сторона,… не знаю. Строили её турки, поэтому, конечно же всё было сделано "как надо". Слышал, что православные церкви при строительстве устанавливаются с ориентацией на восток-запад, а как устанавливаются мечети, я не знаю. Внешний вид сооружения, естественно, совершенно не традиционен для русских городов. Скорее, Самарканд, какой ни будь, но ни как не Ростов... Впрочем, мы уже заметили, в нашей консервативной области войска Донского, вряд ли наш город можно было бы назвать строго русским. Да, это была почти окраина города, но место было выделено, по своему освящено, и здание было построено. А между тем в городе были ещё и греческая церковь и католические, при том не одна и синагоги разные. И все в городе жили и ни кто, ни кому не мешал. Потом пришла пора революционных перемен, с «более правильной» идеей, политикой и решением о том, что все эти памятники культуры, совсем даже наоборот, памятники бескультурья и человеческой профанации. И стали постепенно избавлять народ от всего этого унижения. Начали с чего-то нейтрального, а вернее безответного - с царя. Потом порушили все самые красивые и не очень церкви, включая иноверческие. А те, что и не порушили, просто закрыли, а старообрядческую, к примеру, даже перепрофилировали - Удивительным образом в этом вихре выстояли и центральный собор на Старом базаре и даже синагога. Что удивительно, и мечеть пережила войну с её ужасными разрушениями, причинёнными городу. Однако судьба её не была счастливой. Вокруг мечети возникла воинская часть. До войны в ней был расквартирован Таганрогский полк ОГПУ. После войны сразу, не знаю что, а внастоящее время, вроде бы там располагаются казармы авторемонтного предприятия округа. И вот в 1963 году, приказом тогдашнего командующего СКВО Плиевым И.А., мечеть была закрыта и опечатана. Повод к тому - расположение здесь воинской части, а мечеть, "что самое ужасное", посещали и иностранцы. Пришедшие на следующий день верующие дверь, не смотря ни на что, открыли. Всё было прекращено элементарно - путём превращения мечети в спортзал, а позже, уже в 70-х, мечеть частично разобрали, перестроили и вышел удивительной красоты, а главное, видимо очень необходимый, солдатский клуб. Если говорить точно, адрес места - ул. Красноармейская 95. Много ещё раз возвращались мусульмане к этому месту. В начале 90-х, когда, вроде бы всё стало возвращаться к старому состоянию, они выходили сюда на митинги с требованием вернуть им здание. Но наша армия, самая сильная в мире, не отступила (как и долго не отступала в случае, когда уже и решением суда, у неё требовали раскрыть проезд по Пушкинской). Всё как надо. Ни шагу назад! Сегодня в Ростове стоит другая мечеть. Как и раньше - почти на краю города, на пустыре, на котором впрочем, наверное как хороший компромисс, ни кто ни кому не мешает. Так, что вроде бы всё и улажено, и вроде бы уже ни кто ни у кого ни чего не забирает, но опять, как по иронии судьбы, практически напротив мечети стадион клуба армии. Страна и меня воспитала человеком не верующим, но что делать, я уважаю, не смотря на это тех, кто верит в лучшее, у меня масса хороших товарищей и друзья, в т.ч. и те самые "иноверцы", к примеру татары. Ни чего плохого в этом общении я не вижу. Люди душевные, открытые, и ни разу у меня не было повода как то иначе на них смотреть, а вот сейчас когда писал это слово "иноверцы", как то не по себе стало. Слово сегодня без малого оскорбительное, хотя по сути, просто определяющее, что у этих людей всего лишь другие воззрения на что-то. А при царе почему-то, это слово употреблялось безо всякого негатива.
Источники: личное собрание
|