Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
В своё время Селена опубликовала большую статью о всех Затемерницких церквях, но к сожалению, это было давно и на «Темернике». Так как я её умудрился сохранить, а к тому уже успел разжиться и собственными материалами, попробую, как самый настоящий ценитель плагиата, сделать отдельную и совместную статью о Иоанно-Предтеченской. Церковь во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня (от Селены). «Затемерницкое поселение, или как его попросту называли, Темерник, возникло в 50-х годах XIX века. Экономическая конъюнктура в стране вызывала к жизни промышленные предприятия. В 40-х годах начал давать продукцию чугоплавильный завод, на Темерницком озере и на протоках обосновались шерстомойни, появились заводы кожевенные, овчинные, воскобойные – всего около трёх десятков. Нарождающейся промышленности, особенно шерстомойкам в летний сезон, порту требовались тысячи людей. Прослышав о возможности заработать, ежегодно по весне приходили на Дон многочисленные сезонники, готовые взяться за любое дело. И, конечно не вся масса иногороднего люда возвращалась осенью обратно. Находили пришлые к зиме место на фабрике или заводе – и каждый год росло число горожан. Селились, где придётся, делали землянки, ставили хатки поближе к месту работы, подальше от полицейского глаза, без спроса у властей. [1] Так выросли многие ростовские окраины, в том числе и Темерник. Это поселение у ростовских властей было, как бельмо на глазу. По словам Г.П. Данилевского(2), все проделки против полицейских уставов в городе начинались отсюда. Возникла острая необходимость духовного воспитания темерничан, а распространять духовную пищу полагалось прежде всего через церковь. Итак, 6 июня 1872 года на Темернике был заложен деревянный храм. Строился он на деньги купца Якова Моисеевича Горбенко(3). А 24 июня 1873 года (7 июля по новому стилю), в день памяти Святого Пророка Иоанна Предтечи церковь была освящена. Несмотря на то, что церковь считалась трёхпрестольной, кроме главного, Иоанно-Предтеченского престола, был освещён только правый, носивший имя преподобного Моисея Мурина, который, без сомнения являлся ангелом-хранителем храмостроителя. Левый предел церкви оставался без конкретного освящения, так как, очевидно, учредитель храма ждал подходящего события. Церковь Иоанна Предтечи представляла собой деревянный храм на каменном цоколе, выложенном из местного плитняка. Над восьмигранными барабанами центрального купола и звонницы были возведены высокие шатры с главками. [2] На фото 2 представлен общий вид Иоанно-Предтеченской церкви. Она занимала участок между современным зданием Лендворца и школой № 23. Предположительно (см. P.S. в конце статьи), фото сделано со стороны Церковной улицы (ныне ул. Собино). Название это улица получила благодаря церкви, а площадь, на которой был выстроен храм была названа Церковной площадью (сейчас ул. Депутатская). На том месте, где стояла церковь сейчас расположены небольшие магазинчики и торговые палатки. Священниками в храме были Чехранов Дмитрий Исидорович и Алексеев Иван Александрович, а так же там служили диакон Яновский Дмитрий Иванович, псаломщики: Иванов Григорий Дмитриевич, Белоновский Михаил Михайлович. Церковным старостой стал сам основатель храма Горбенко Моисей Яковлевич. В 1880 году при церкви построили церковно-причтовый дом, а в 1885 году – церковно-приходскую школу. Около Иоанно-Предтеченской церкви на площади вскоре возник Темерницкий базар, территорию которого долгое время хотели присвоить главные мастерские Владикавказской железной дороги. Однако эти претензии городская Дума не удовлетворила. В декабре 1905 года около церкви были сооружены баррикады, и базар также превратился в арену боевых действий во время первой русской революции. Революционеры даже утверждали, что звонница церкви служила для помощника полицейского пристава Семёна Григорьевича Слюсарева наблюдательным пунктом, откуда он якобы каким-то непостижимым образом корректировал огонь казачьей артиллерии, обстреливающей рабочие баррикады. [2] В ночь на 5 марта 1906 года в здании церковно-приходской школы состоялось подпольное собрание большевиков. Ростовские власти узнали о собрании и направили к дому отряд полиции, которые окружили дом и открыли стрельбу. 4 человека были убиты, 6 ранено и 30 человек арестовано. Среди убитых был и руководитель темерницких большевиков Никифор Николаевич Алексеев. Интересен тот факт, что, как говорилось выше, священник Иоанно-Предтеченской церкви тоже носил фамилию Алексеев. Возможно, это просто совпадение, но вероятнее всего он доводился родственником руководителю подпольщиков. Иначе, каким бы образом посторонние люди количеством не менее 40 человек проникли ночью незаметно на территорию церковно-приходской школы. Иоанно-Предтеченский храм просуществовал почти сорок лет. В ночь на 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1913 года церковь, построенная из дерева, сгорела. Но церковный приход не прекратил своё существование. После пожара была устроена временная деревянная звонница, а в одноэтажном здании церковно-приходской школы – временный Иоанно-Предтеченский храм в виде молитвенного дома с пристроенным алтарём. Вскоре началось возведение нового, уже каменного храма, чему не помешала начавшаяся в 1914 году война. Так, в 1915 году санкт-петербургский журнал «Зодчий» (№ 51) сообщал, что в Ростове-на-Дону «взамен сгоревшего деревянного храма Иоанна Предтечи спроектирован и выстроен каменный храм в стиле церквей XVIII века, по типу храмов Ростова Великого… Храм выстроен трёхпрестольным – с перекрытием железобетонными сводами полуподвала, в котором размещается склеп и котельная, вмещает 1200 человек… Иконостас деревянный (липовый) резной – в стиле XVI века со сплошной позолотой. Живопись фряжского письма(4). Все постройки производились по проекту и под наблюдением архитектора Г. Н. Васильева (5)… Храм выстроен частью на церковные, частью на пожертвованные средства». [2] В настоящее время в районе Лендворца есть некое полуподвальное сооружение (фото 7). Которое возможно является остатками церковного подвала». За это говорит то, что при сносе церкви вряд ли бы разрушили и засыпали прочное помещение с железобетонным перекрытием, оборудованное под котельную. Его скорей всего приспособили бы под свои нужды, что вероятно и сделали. Новый храм простоял недолго. В 1925 году рядом началось строительство Дворца труда имени В. И. Ленина (фото 8). И храм был разобран. По какой причине была разобрана Иоанно-Предтеченская церковь, неизвестно. Строительству Дворца труда она не мешала. На старом снимке (фото 9) видно, что строительство Лендворца уже заканчивается, достраивается самый верхний этаж, но и церковь ещё цела. Где-то в интернете встретилась информация, что архитектор Иоанно-Предтеченского храма Васильев Г. Н. делал эскизный проект и для Дворца имени В. И. Ленина, но проект не был принят из-за неблагонадежности его автора. Как знать, если бы не этот факт, возможно Васильеву удалось бы в общем комплексе сохранить и свою церковь. Но видимо новой власти соседство двух символов разных эпох показалось неуместным, и Темерник лишился своего первого духовного воспитателя - Церкви во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня». Сноски: 1- Павел Павлович Мамонтов, городской землемер Ростова-на-Дону, 1912г. 2- Григорий Петрович Данилевский, писатель и публицист, автор романа-трилогии о жизни Приазовского края («Беглые в Новороссии», «Беглые воротились» и «Новые места»). 3- Моисей Яковлевич Горбенко, купец, с 1909 по 1913 г.г. входил в состав Ростовской-на-Дону городской Думы, являлся членом технической и телефонной думских комиссий. 4- Фряжское письмо - наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства. 5- Григорий Николаевич Васильев, с 1901 года по 1917 год городской архитектор Ростова-на-Дону. Литература: 1. Ростов-на-Дону. Очерки о городе. Ростовское книжное издательство,1973. 2. Е.И. Малаховский "Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие". Ростов-на-Дону Издательство "NB" 2006. 3. Зиборовский В.В. «Их истории Свято-Владимирского храма города Ростова-на-Дону», сайт Ростовской-на-Дону епархии. В статье использованы фото из музея истории железнодорожного транспорта, фото из книги Е.И. Малаховского "Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие", а так же фото автора статьи. Раз уж поместил авторский материал нашей коллеги, во-первых, выражаю автору душевную благодарность за него и за возможность не «рыть» самому массу материалов для статьи. Во-вторых, конечно же, дополняю его тем, чем сам смог разжиться за прошедшее время с первой его публикации. В рассказ автора свои материалы не вплетаю, а просто даю в виде дополнения к хронологии существования церкви. Церковь во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня (дополнения от плагиатора). Возможно, выкладывай этот материал сегодня. Селена, что-то в нём бы сегодня изменила. Наверняка. Но мне жутко повезло, что благодаря наличию вышеприведенному материалу, мне довелось совершенно без труда и ни сколько не напрягаясь выдать этот богатейший материал. Однако, дабы не прослыть плагиатором окончательно, сделаю всё-же несколько дополнений к нему. Итак, только фото и факты: №1. Описание церкви по состоянию на 1908 год в Епархиальном справочнике: «Иоанно-Предтеченская церковь, вся деревянная с колокольней и оградой, построена в 1873 г. на добровольные пожертвования, а в 1886-97 г.г. расширена на средства церковного старосты, двухпрестольная (главный в честь Рождества Иоанна Предтечи, второй в честь преподобного Моисея Мурина). Имеется приписанная к ней церковь, Владимирская; дворов в приходе 787, прихожан 1.588 м.п. и 1.574 ж.п., из которых раскольников соответственно 7 и 5 чел.; при церкви: одноклассная церковно-приходская школа на 89 мальчиков; в штате причта 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика; есть дом причта, полученный по завещанию; Служители: - Чехранов Дмитрий Исидорович, окончил курс Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, от роду 55 лет, жена 50 лет, дети м.п. 32, 30, 28, 25 и 19, ж.п. 23, 17 и 13 лет; получил наперсный крест в 1904 г., в сане с 1875 г., при Иоанно-Предтеченской церкви с 1905 г.; - Алексеев Иоанн Алексеевич, студент Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, 35 лет от роду, жена 29 лет, дети м.п. 7 и 6, ж.п. 10 и 3-х лет, в 1902 г. награжден Набедр., в сане с 1895 г, при Иоанно-Предтеченской церкви с 1900 г.; - Яновский Дмитрий Иванович, диакон, окончил курс Екатеринославской церковной причетной школы, от роду 42 года, в семействе жена 38 лет, и дети ж.п. 13, 10, 7 лет, посвящен в псаломщики 1889 г., в диаконы в 1890 г., при Александро-Невской церкви с 1895 г.; - Иванов Григорий Дмитриевич, псаломщик, по прошению уволен из 2-го класса Екатеринославской Духовной Семинарии, помощник учителя местной церковно-приходской школы, от роду 34 лет, в семействе жена 34 лет, сын 7 лет, в сане с 1892 г., с того же времени при Александро-Невской церкви; - Павлов Георгий Александрович, исполняющий дела псаломщика, окончил курс Екатеринославской церковно-учительской школы, от роду 32 года, в сане с 1894 г., с того же времени при Александро-Невской церкви; -Горбенко Моисей Яковлевич, 78 лет, потомственный почетный гражданин, церковный староста. Награждался орденом св. Станислава 3-й степени, в старостах с 1892 г., с того же времени при Александро-Невской церкви; - Павлова Августа Александровна, вдова священника, просфорня при церкви с жалованием в 75 руб. в год, 50 лет, дети ж.п. 19, 18, 15 и 14 лет; - Фёдорова Мария Николаевна, вдова священника, 50 лет, дети м.п. 23, 19, 13 и 11 лет, дочь 16 лет»; №2. Пожар церкви в 1913-м году: На фото совершенно ни чего не разобрать, кроме того, что церковь, явно прекратила своё существование. №3. фрагмент проекта новой Иоанно-Предтеченской и её описание автором проекта в журнале «Зодчий» за 1914 год: №4 То, что у строителей получилось (журнал 1917 года): №5 Советские годы: Это о причинах ликвидации здании церкви. Статья из «Молота»за 1928 год. Здесь и вид и один из поводов снести церковь. Кстати, газетный редактор, действительно «не в теме», называя Иоанно-Предтеченскую Троицкой. №6 Ещё одно свидетельство религиозно – атеистических распрей и фона, на котором была организована ликвидация церкви. Газета «Молот» 1928 года Статья об открытии Лендворца, где кроме красивого, почти современного фото подсвеченной по всей высоте новостройки есть статья, в которой …, впрочем, читайте сами (здесь будет покрупнее): . П.С.: А мне понравилось так "писать" статьи :). Может быть продолжить начинание? Источники: "Темерник", ДГПб, интернет, личный архив, подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (23.08.2015) | Автор: Студеникина Е., Овчинников А. | |
Просмотров: 3921 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||