При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Газовый завод г. Ростова на Дону
Газовый завод был одним из участков сферы влияния Парижского финансового общества. Производил топливный газ для нужд освещения Ростова. Газ получали глубоким нагреванием угля. Технология штука не простая, да и нет цели, её здесь освещать. Здесь, кстати, в личном хозяйстве жившего, некоторое время, здесь же директора завода Пендрие, была первая и единственная в те времена газовая кухонная плита. Ни где, в городе их больше не было. Газ доставался больно высокой ценой. Другим участком его деятельности был Ростовский городской водопровод. Фото №1 выставленное здесь многие любители истории уже знают.
Открытка с фотографией, судя по сюжету (есть "Астория", но нет "Рецкера и Хосудовского") 1910...13 годов. А вот эту, ближнюю к нам круглую башню, я не пытаясь с хоть чем нибудь ассоциировать для себя считал чем, то вроде водонапорной башни. Но нет, вот кусочек карты 1912 года с местом расположения этого завода.
На этой карте мной нанесены две линии вдоль крыш строений завода, для понимания ориентации на других фотооткрытках приблизительно тех же лет. К примеру вот эта, у меня раньше всегда вызывала недоумение - что за здоровенное здание с дымовой трубой и где оно.
Пытался это здание сопоставить с мельницей бр. Рысс, но это здание похоже на неё, но лишь контурно, да мельница стоит на самом берегу Темерника.
Оказывается теперь можно понять. Мне кажется это место, где и сейчас на Б.Садовой стоит первая советская высотка (дом №8). Хотя здание, конечно уже совершенно другое. Ещё несколько открыток, любезно предоставленных мне нашим общим знакомым, Михаилом, снятых с того же места, но в разных направлениях и в разное время.
Ну а теперь редкость – фото газового завода, до сих пор не публиковавшееся ни где. Думаю, что это 1890-е. Фото, в виде скана, мне подарено одним из наследников известного ростовского промышленника, изготовителя кирпича и черепицы, активного городского общественного деятеля той эпохи Епифанова Дмитрия Николаевича.
У него оно оказалось, благодаря семейным дружественным отношения Епифановых и Пендрие. Кроме того не подалёку от завода семья Епифановых проживала некоторое время. Кому интересно, кусочек его домовладения виден на фото №1. Там это место обведено красным. На последнем же фото, прошу обратить внимание на мужичков позирующих фотографу на самом верху этой круглой башни. А сегодня здесь довольно унылый вид
А я нынешнего и не знаю. Там, если смотреть со Стачки на город - справа от моста бывший завод автозаправочных станций, сейчас просто стоящая территория с попыткой сдаться в аренду, а слева от него, я не знаю что за контора, но вот судя даже по последнему здесь фото - какая то автомобильная и крановая, может быть строительная контора. Сплошь гаражи, какие-то мастерские и может быть склады и фермы разобранных кранов.
Ну если верить карте, то то самое. Я там был позавчера. Кстати, раньше, рассматривая эти открытки, я считал, что снимки делались с вершины холма, где стоит "Стачка", так вот выходит, что нет. Над бывшим газовым, есть откос , если так можно сказать, серединной высоты, на ней там стоит АЗС. С площадки этой АЗС, в основном все снимки я и делал, и думаю их и раньше делали там же. Во всяком случае та открытка, где часть участка Епифанова. А мужички - прям акробаты какие-то. На другом виде видно, что там хорошо встать могут всего двое, а их там куча.
Я вот смотрю, а не могут быть двое верхних просто какими-то флюгерами, которых на других снимках просто нет? Ну не на чем им там стоять, нижние за шпиль держатся, тут вопросов нет, а верхние -
Внесу в обсуждение свои "5 копеек" : верхний ряд - это точно не люди. И ноги слишком ровно "обрезаны", да и размер фигур, если принять за единицу масштаба, к примеру, поперечник водосточной трубы, явно маловат. Либо дефект изображения, либо наоборот, метка, типа латинской N, чтобы привлечь внимание к "каскадерам" (трюк, к слову, действительно довольно рискованный).
А что за строение на 1-м снимке по направлению влево-вниз от паровоза?
Это так называемая "бассейня" - водоразборная будка. К ней люди ходили за водой и подъезжали водовозы. Если присмотреться - можно разглядеть человека с коромыслом. На старых фотках такие сооружения часто встречаются.
В пределах газового завода изображены и "цеха" и "башня". Всё таки это завод. А "бассейней" не является ли совсем не большое сооружение то что на верхнем виде с паровозом как раз у него и видна?
Алекс, я, вобщем-то, именно о том сооружении у паравоза и говорю :D. Поручик же спрашивает "А что за строение на 1-м снимке по направлению влево-вниз от паровоза?", а там и есть бассейня. Завод с башней - и так понятно и видно .
Был не так давно в районе бывшего Газового. Вот одно из фото, сделанных сквозь ж.б. ограду сегодняшнего предприятия.
Обратите внимание на дугу из кирпича над входом в ангар и дугу одного из цехов газового на предпоследнем фото в статье. Он посредине строений завода сразу за башней. Конечно, не факт, да и взгляд здесь с фасада, а там сзади, но всяко может быть.
Из прессы за сентябрь 1878 г.: «Несколько лет тому назад Ростовская н.Д. городская дума решила осветить улицы города газом и для этого заключила контракт с Обществом капиталистов в Париже. На уступленном городом Обществу участке земли, на половину залитом тогда ещё водой речки Темерник, по мере устройства насыпи, которая имеет наибольшую высоту в 1 сажень, воздвигаются здания завода. К зиме прошлого года окончены были контора, жилой дом со службами и один сарай для складов угля. В текущем же году, оканчиваются остальные сооружения, как-то, газгольдер громадных размеров, рядом с ним заводская труба и разные хозяйственные постройки. В настоящее время каменные работы на газгольдере окончены и собирают железные стропила, привезённые сюда из Англии. Строительный материал, несмотря на непомерную здесь дороговизну, превосходного качества. Каменные работы исполняются под наблюдением шести французов, специалистов в этом деле и нашими русскими каменщиками. Работа превосходно исполнена. По другую сторону р. Темерник устроен склад газопроводных труб, которые в полном, на первое время, количестве, выписаны из Англии и на днях будут развозиться для укладки по городу. Укладка производится четырьмя бельгийцами, тоже специалистами своего дела, которые за 13 франков в день укладывают окончательно по 1.500 погонных метров каждый. Видя такую быстроту и средства Общества, нельзя сомневаться, что город будет освещён газом к 1-му ноября сего года, как это и предполагалось. Для большего удобства в доставке на завод угля, предполагается устроить соединительный рельсовый путь от путей ст. «Ростов» к угольным сараям завода. Первоначально предполагалось осветить 800-ми фонарями, но теперь, в виду постоянного разрастания города, это количество увеличено до 1.200 фонарей, и контракт, заключенный на 40 лет, продолжен до 46 лет. Плата за 1.000 кубических футов газа установлена в четыре рубля серебром. Кроме улиц и площадей, предполагают осветить новую реальную гимназию, клубы, синагогу и другие присутственные места и общественные здания. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги так же, на сколько известно, предполагает осветить газом пассажирское здание, дворы, платформы, жилые дома и мастерские. Со стороны домовладельцев до сих пор весьма немного поступило заказов. Впрочем, удивляться тут нечему – газ, новость для Ростова.» Это к тому, что исторический снимок газового завода (с флюгерами) завершающий серию кадров-репортажа о его постройке, в действительности выходит, не 1890-х г.г., а ещё аж 1878 г. ии м.б. следующего
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]