Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Этот трехэтажный дом на ул. Серафимовича, №76 (прежний адрес: Книжная, 96) архитектор Л. Ф. Эберг построил в 1928 году совместно с пятью пайщиками на собственные средства. Ранее он жил в съемных квартирах и долгое время не задумывался о собственном жилье. Когда в 1911 году Леонид Федорович приехал в Ростов, его первым пристанищем стал двухэтажный дом купеческого семейства Чириковых, имевших при нем собственную кондитерскую фабрику. Это незамысловатое строение на углу пр. Таганрогского 46 (ныне Буденновского, 44) и ул. Пушкинской, 71 А (ныне 55), пережив все войны и революцию, сохранилось до наших дней почти в первозданном виде. Одна из его дверей приветливо открыта в жаркие летние дни. В парадном, в прохладе крепких стен, время, словно остановилось, подарив нам в сохранности мраморную лестницу с ажурным ограждением и метлахской плиткой на лестничных площадках. Жаль только, что все это сейчас не поддерживается в должном состоянии. Прожив в нем не более года, архитектор переехал в другой двухэтажный дом с башенкой на углу ул. Сенной, 106 (ныне ул. Горького, 94) и пер. Николаевского, 78 (ныне пер. Семашко, 80). Выстроенный на рубеже веков, он уже более столетия занимает свое место на юго-восточном углу перекрестка. В этом строении, принадлежавшем на тот момент лесопромышленнику В. Д Аронскому, несмотря на войны и революции, мало изменилась отделка фасада. Остались целыми красивые чугунные ворота, дворовые наружные лестницы и их ограждения, резные украшения по краю навесов, ограда балконов. На входной двери бокового фасада над кнопкой давно не действующего звонка до сих пор видна эмалевая табличка с надписью «Л.Ф. Эберг Архитектор». И хотя жильцы покрасили ее недавно вместе с дверью в синий цвет, оказалось, что буквы на табличке выпуклые и проступают сквозь краску, напоминая нам о своем знаменитом постояльце. В 1919 году газета «Приазовский край» сообщала в криминальной сводке о налете на дом грабителей, отнявших у жильцов деньги и драгоценности. Однако имя известного архитектора не упоминается, возможно, к этому времени он переехал в другой, большой четырехэтажный дом по адресу ул. Никольская, 74 (ныне ул. Социалистическая, 56) – бывший доходный дом купца С. Я. Великанова. До революции в нем размещалось Отделение Общества Взаимного Страхования «Нью-Йорк», конторы и магазины, а также жилые квартиры, одну из которых снимал Л. Ф. Эберг. В 1922-1926 году он и его друг инженер-строитель Перкун Г. Ф. проживали в этом доме и владели строительной конторой. Остается только добавить, что и это прекрасное, величественное здание, как и сто лет назад, украшает перекресток улицы Социалистической и пер. Соборного. В этом доме архитектор Л. Ф. Эберг пережил первые годы становления советской власти. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война, породили невиданный жилищный кризис. Ростов был наводнен беженцами из Москвы, С.-Петербурга и других городов России, спасавшихся от революционных событий на юго-востоке в надежде, что советская власть здесь не удержится. Все жилые дома были переполнены людьми. Не поддерживающиеся в надлежащем состоянии, некогда добротные, ухоженные здания, быстро превращались в жилые руины. После Гражданской войны практически все дома были перенаселены и нуждались в ремонте. Советская власть удержалась, но, не справляясь с объемом работ по восстановлению и ремонту домов, возложила на плечи граждан заботу о содержании своих жилищ, предложив им создавать ЖАКТы – жилищно-арендные кооперативные товарищества, т. е. взять свои дома в аренду и самим заботиться о них. Почти все доходные и купеческие дома были муниципализированы и преобразованы в ЖАКТы, из которых изгонялся «нетрудовой элемент». Однако это не решило проблему, т. к. даже работающие люди были не в состоянии осилить капитальный ремонт зданий за свой счет. Можно было взять кредит у государства и выплачивать его в течение 20-ти лет, но за это время дому мог снова понадобиться ремонт. Тогда было решено объединить несколько ЖАКТов в один, дабы общими усилиями восстанавливать и содержать дома. Но и эта идея тоже не помогла решить проблемы ни восстановления, ни расселения зданий, после чего было принято решение о строительстве нового жилья, основой большинства которого стали жилищно-строительные кооперативные товарищества (ЖСКТ). Именно такое товарищество и создал архитектор Л. Ф. Эберг с пятью пайщиками. Решением ростовского Горсовета от 13 августа 1927 года вновь образованному кооперативу был выделен пустопорожний участок земли на Книжной улице (бывшей Казанской) за номерами 96-98. На нем на собственные деньги члены товарищества начали строить для себя 3-х этажный дом. Несколько необычный в плане, сдержанно-лаконичный в оформлении фасадов, что продиктовано стилем «конструктивизм» и нежеланием привлекать к дому излишнее внимание, он расположился в самом центре исторической части города. Композиция уличного фасада построена на контрасте кирпичной кладки и оштукатуренных участков стен, лестничная клетка с парадным входом выделена на нем узкими вертикальными оконными проемами. Интересно, что нумерация квартир в этом доме идет не слева направо, как обычно, а справа налево. 4-х комнатные квартиры, по две на каждом этаже, просторные, с паркетными полами и большими окнами, выходящими на улицу и во внутренний двор; комнаты, как было принято, располагались в сторону улицы, а кухня и подсобные помещения – во двор. Имелось даже маленькое помещение для домработницы. Из кухни каждой квартиры можно попасть на дворовую «черную» лестницу, а с нее - на чердак и в подвал. В подвале хранили дрова и уголь. На зиму требовалось 2 тонны угля и тонна дров. Квартиры были обустроены большими печами, которые использовались как для отопления, так и для приготовления пищи. В 1963 году в дом был проведен газ. Свой кооператив пайщики назвали словом сербского происхождения «Задруга» с ударением на первом слоге, имеющее несколько значений, одним из которых является такое определение: «Маленькое семейное общество, связанное не столько родственными, сколько деловыми и экономическими отношениями». Сотрудники Горсовета, выдававшие кооперативу разрешение на строительство, вряд ли задумывались над несколько необычным названием, полагая, наверное, что в его основе лежит дружба. И впоследствии слово «задруга» произносилось не иначе как с ударением на втором слоге. Для шести семей дом стал маленьким обществом, в котором они могли отгородиться от чужеродного им мира, не пуская в него посторонних людей. Однако, несмотря на такое единодушие, хозяева этого дома жили довольно обособленно друг от друга, решая совместно только вопросы по его содержанию. На первом этаже в квартире № 1 расположилась семья известного в городе часовщика В. В. Михайлова, чья мастерская работала до самой войны в угловом доме на перекрестке улиц Дмитриевской и переулка Николаевского (ныне ул. Шаумяна и пер. Семашко). Кстати, легендарная часовая мастерская, запомнившаяся нам часами-качелями в витрине и славившаяся когда-то тем, что в ней можно было починить часы любой марки, просуществовала до конца 1990-х годов, конечно, уже без своего хозяина, пока не была переоборудована в кафе. В квартире № 2 проживал инженер А. И. Львов, прежде снимавший квартиру на Среднем проспекте (теперь пр. Соколова), работавший в то время в одной из строительных организаций Ростова. Второй этаж занимали сам архитектор Л. Ф. Эберг – квартира № 3 и известный в Ростове детский врач Г. М. Мерейнес с женой и приемной дочерью – квартира № 4. Ранее он проживал в доме № 100 на этой же улице, где и принимал больных. Среди его маленьких пациентов был даже сын знаменитой актрисы Веры Марецкой в то время, когда труппа режиссера Ю. Завадского работала в Ростове в новом здании театра им. М. Горького. До войны Л. Ф. Эберг и Г. М. Мерейнес возглавляли правление кооператива. На третьем этаже в квартире № 5 поселился с семьей инженер-строитель Г. Ф. Перкун, с которым Л. Ф. Эберг познакомился во время строительства дома на Пушкинской № 117 (ныне № 101 А) в 1913 году. В 1922 году они вместе создали строительную фирму, так и называвшуюся – «Перкун и Эберг», просуществовавшую всего несколько лет, т. к. это было время перехода к общественному социалистическому труду и частное предпринимательство не приветствовалось. Поэтому Л. Ф. Эберг и Г. Ф. Перкун параллельно работали еще и в советских учреждениях, например: Л. Ф. Эберг - в ДОСО (Донском областном строительном отделе), а Г.Ф. Перкун – в УНИ ДОМХа (управление недвижимого имущества Донского отдела местного хозяйства), а также вместе строили здание театра им. М. Горького. В квартире № 6 жил со своей семьей адвокат И. И. Шик – долгое время он, а потом и его потомки вели дела дома, отстаивали интересы его жильцов. Шесть глав семейств, каждый из которых был востребованным специалистом, много работающим, и потому достаточно обеспеченным, имели возможность, пока их статус сохранялся, достойно содержать свое общее жилище. Его когда-то называли «домом для интеллектуальных лиц», а у большинства из владельцев до войны был телефон – символ отечественного благосостояния и значимости. Война пощадила этот необычный дом - степень его разрушения не превысила 25 %, тогда как множество зданий вокруг лежало в руинах. Дом находился в центре города и отличался приличными квартирами, и, наверное, был облюбован немцами, а после их ухода был плотно заселен оставшимися без крова ростовчанами. Подвал здания служил бомбоубежищем для горожан, на что до сих пор указывает сохранившаяся надпись на доме по улице Серафимовича, 80, неприметная для суетного взгляда. Инженер Перкун Г.Ф. исчез из дома во второй половине 1930-х годов. Можно предположить, что он подвергся репрессиям и был сослан, но жители дома думали, что он уехал за границу. Во время войны были расстреляны с другими евреями детский врач Г. М. Мерейнес с женой. Вернувшаяся из эвакуации, семья Шик, благодаря сохранившимся у нее документам о принадлежности дома шестерым хозяевам, сумела вернуть его оставшимся в живых владельцам и их потомкам. Через некоторое время дом снова обрел прежнюю респектабельность: большие собственные квартиры в самом центре города – мечта многих ростовчан в нелегкое послевоенное время. Л. Ф. Эберг жил с женой Анной Николаевной. Уроженка Москвы, она была значительно моложе его и занималась домашним хозяйством, а Леонид Федорович, несмотря на уже преклонный возраст и болезни, продолжал работать, занимаясь, преимущественно, восстановлением зданий, дореволюционной постройки. Одна из соседок, будучи ребенком, хорошо запомнила его согбенную фигуру в белом чесучовом костюме с неизменным кожаным портфелем в руках, уходящим или возвращающимся с работы. Она отмечала, что ее мама и другие обитатели дома относились к архитектору с большим уважением. Не могу не поделиться одним любопытным, на мой взгляд, фактом: волею случая я оказалась на улице Петровской возле одного из корпусов строительного университета. На противоположной стороне улицы я с удивлением обнаружила двухэтажное строение – почти копию дома кооператива «Задруга», только без балконов на переднем фасаде, они располагались с тыльной стороны и опирались на железные трубы-опоры. Мне удалось узнать, что этот двухэтажный дом был построен в 1936 году таким же жилищно-строительным кооперативом, что и дом Л. Ф. Эберга (название утрачено). Возводил его архитектор А. И. Флекель, поселившийся в нем на втором этаже. Смею предположить, что однажды он увидел дом Л. Ф. Эберга, а, может быть, ему довелось побывать в нем, после чего у архитектора возникла идея создать такой же кооператив и построить подобное здание, только в упрощенном варианте - на 4 квартиры. Парадное внешне и внутренне в точности повторяет парадное кооператива «Задруга» с одинаковым расположением квартир на лестничной площадке, с той лишь разницей, что в нем еще находятся вход в подвал и выход на чердак, а нумерация квартир обычная – слева направо. Пожилой житель соседнего строения сообщил, что после войны в нем была большая коммуналка, но со временем, там снова восстановился количественный состав из 4-х владельцев, на что указывают 4 кнопки звонков, выведенных слева от парадной двери (так же, как и в доме Л. Ф. Эберга). Здание с виду целехонько, но уже много лет не является самостоятельным кооперативом, а обслуживается управляющей компанией, однако, по-прежнему, считается частной собственностью его обитателей. Если в нем и остался кто-либо из потомков тех, кто когда-то принял решение построить собственный дом, подобный дому Л. Ф. Эберга, то, к сожалению, ничего об этом не знает. В 1954 году Леонид Федорович умер, а его дом продолжал жить уже без него, успешно преодолевая десятилетия. В начале 1960-х улица Книжная была переименована в улицу имени советского писателя А. С. Серафимовича, а номер дома после перенумерации стал 76. Однако здания стареют, как и люди, - обветшал и некогда крепкий, выстоявший в войну, дом кооператива «Задруга». Несмотря на то, что жильцы постоянно старались поддерживать его в порядке, справлялись с аварийными ситуациями, с началом 1990-х годов, когда была разрешена беспорядочная точечная застройка в историческом центре высокими домами, старый дом не выдержал – начал разрушаться. В 1992 году дом кооператива «Задруга» вошел в число вновь выявленных памятников архитектуры как «дом архитектора Л. Ф. Эберга» (письмо Министерства культуры РФ № 14-22 от 2.04.1992г.), однако это обстоятельство не имело никакого значения для тех, у кого выгода стоит на первом месте. Интересы дома снова пытался отстаивать через суд председатель кооператива – В. А. Шик из квартиры № 6. Удалось решить вопрос о том, чтобы возводившееся рядом здание МЖК «Реконструкция» (зарекомендовавший себя в Ростове не лучшим образом), не захватил для строительства придомовую территорию кооператива «Задруга». Несуразная шестиэтажка была выстроена вплотную к маленькому дворику. Изначально было обещано, что дом тоже будет трехэтажный, и действительно, до третьего этажа новое здание один в один повторяло облик дома Эберга (арх. Н. Сергеев), хоть и выполнено из другого – красного кирпича, а потом, решив, что три этажа - мало, застройщик достроил еще три этажа в несколько измененном виде. Эту проблему в 1997 году очень точно обозначила в своей статье «Почему они строят, как хотят?» ростовская журналистка В. Ф. Волошинова: «Но как объяснить ростовчанам, почему столь вольно обращаются с нашим культурным наследием люди, по долгу службы обязанные его охранять! Неужели сегодня можно торговать и исторической памятью! Иначе чем объяснить, что в Ростове очень легко дело обстоит с нарушением законодательства в области строительства. Строй, где хочешь, и все тут!» Но это не помогло, и злоключения «дома Эберга» не закончились: на соседних улицах Темерницкой и Социалистической началось строительство других высоких зданий, и вбивание свай для их фундамента окончательно растрясло старый дом: появились глубокие трещины, лестничная клетка в парадном отошла от стены, осыпались балконы дворового фасада – здание трещало по швам. И сколько ни пытался председатель кооператива и защитник здания В. А. Шик судиться с застройщиками, судебные решения были не в пользу дома, ибо у хозяев новых строений были все разрешения на полномасштабное строительство в историческом центре. Также он старался сохранить кооператив без перевода его квартир в нежилые помещения, но жильцы первых этажей, уже не имеющие отношения к первым поселенцам, воспользовались лазейками в законе, и теперь там вместо квартир – торговое и офисное помещения. Нынешняя главная проблема уже бывшего кооператива «Задруга» - необходимость капитального ремонта. Теперь жильцы с некогда редкой для советского периода формой собственности, оказались заложниками ситуации, когда к кому ни обратись за помощью, ответ один: дом ваш – вы его и ремонтируйте. Любой каприз за ваши деньги, а денег у дома больше нет, как нет возможности у пенсионеров осилить капитальный ремонт за свой счет. А власть и деньги имущие дом Л.Ф. Эберга памятником архитектуры не считают. Один экс-чиновник сказал, что у городских властей должно быть свое видение города, представление о том, каким быть историческому лицу Ростова. Но судя по тому, что по-тихому памятники архитектуры выводятся из этого статуса и по тому, что потом строится на их месте, никакого исторического лица Ростова нынешние чиновники себе не представляют. А современный подход к сохранению зданий – полностью переложить на плечи жильцов заботу о доме, в котором они живут – очень похож на тот, что уже был у нас в 1920-е годы. Понятно, что не смогут теперь шесть собственников-пенсионеров капитально отремонтировать трехэтажный дом на свою пенсию. Им необходимо помочь. Но кто поможет спасти памятник архитектуры – дом, который построил архитектор Леонид Федорович Эберг? После беседы с хозяйкой квартиры № 4 Кожевниковой Софьей Леонидовной, на чьих воспоминаниях основан мой рассказ, мне приснился сон. Засыпая с думой о том, как помочь дому Л. Ф. Эберга, я представила себе согбенную фигуру архитектора, спускающуюся по лестнице со второго этажа, белую, совершенно седую, бородку, и вдруг, эта фигура материализовалась в явственно зазвучавший смех пожилого мужчины. Смех, горько-насмешливый, облаком поднялся вверх и оборвался эхом на втором этаже. В то же мгновение я открыла глаза, сон как рукой сняло. Мистика, но, похоже, сам архитектор Эберг, если это был он, не верит в то, что его дом можно спасти. Источники: 1. Материалы кооператива «Задруга» 2. Газета «Молот» 1997г. 3. Справочники Ростова за 1922-25 гг. и 1932-38 гг. 4.А. Г. Токарев "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток (1920-1930-е гг.)" Благодарю за оказанную мне помощь: Кожевникову С. Л. Бескровную О. В. Шик Л. Г. Бекгуляна Р. С. Источники: 1. Материалы кооператива «Задруга» 2. Газета «Молот» 1997г. 3. Справочники | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (05.09.2016) | Автор: Игнатова Елена | |
Просмотров: 3151 | Нравится: 0 | Комментарии: 9
| Теги: | |