Снова о мельнице братьев Парамоновых (1) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (3) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (3) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Квартал в границах улиц Пушкинской и Горького (бывш. Сенной), а так же, Буденовского (раньше, Таганрогского) проспекта и переулка Островского (раньше, Почтового) с послевоенного времени сильно перестроен, притом больший кусок этой территории занят военным ведомством, куда особенно, даже нет возможности пройти с целью краеведческих поисков. А история этого места, хотя, и не столь глубока по времени, т.к. ещё в начале 2-й половины 19 века здесь была городская окраина, очень насыщена. Уже давно и неоднократно описана на нашем сайте табачная фабрика Я.С.Кушнарёва, открытая здесь в конце 1882 года. Сегодня же, поинтересуемся соседним с фабрикой, имением Машонкиных. Всем, интересующимся историей г. Ростова н.Д., наверняка известны существование здесь их большого театрального здания и сада с летним театром. Для того, что бы полностью понять, чем были театры и парк семейства Машонкиных, что за место они занимали, просмотрим для начала книги оценок ростовской недвижимости. Выясняется, что вся территория по Таганрогскому проспекту принадлежала только Кушнарёву и Машонкиным, по стороне улицы Сенной, только последним, по Почтовому переулку, двум лицам – опять Машонкиным и Резниченко, наконец, по Пушкинской улице, было 4 участка, из которых, дальнее было за тем же, Резниченко, остальные принадлежали Кушнарёву. Таким образом прорисовывается несложная схема: Выходит, что добрая половина всего квартала принадлежала семейству Машонкиных. Сегодня в разных вариантах их имение описывается, как театральное и цирковое, притом, для тех времён, чрезмерно технически насыщенным. В одном из первых описаний имения Машонкиных, нашими современниками, Лобжанидзе и Лаптевым в книге «Путешествие по старому Ростову» (1999 г.) говорится: «… театр купчихи Пелагеи Дмитриевны Машонкиной, построившей в 1906 году на месте своего же сгоревшего деревянного театра-цирка, самый крупный театр Ростова (1.300 мест), который, впоследствии стал называться Большим драматическим. … Внутренние помещения театра легко могли трансформироваться из театральных в цирковые: купол закрывался подвесным потолком, расширялась сцена, убирались стулья и т.д. …». Я не знаю, откуда у авторов этой книги появились такие сведения, и не исключаю, что они были найдены в чьих либо мемуарах, но буду описывать то, что найдено и имеет твердые подтверждения прессы и других источников. НАЧАЛО Самые ранние сведения к месту, где позже будет имение Машонкиных, принадлежало семье Гулевских. В 1877 году здесь, в их доме, ростовчанином Грибановым Ильёй Никитовичем, была устроена «Ново-Коммерческая» гостиница. В 1883 году здесь был открыт «склад для продажи сахаро-рафинада и песку Черкасского завода потомственного почётного гражданина И.М.Зайцева, По Таганрогскому пр. на усадьбе г-жи Гулевской, рядом с табачной фабрикой г. Кушнарёва». А в сентябре 1883 года, в городскую думу было «Представлено прошение купчихи Т.И.Гулевской о разрешении постройки временного деревянного цирка на принадлежащем ей, Гулевской, месте на Таганрогской ул. рядом с фабрикой Кушнарёва». В виду высокой пожароопасности постройки для соседних имений, просительнице было отказано». Необходимо сказать, что Т.Г.Гулевская, вероятно, была женой главы семейства, Дмитрия Сергеевича Гулевского. Это отмечено по той причине, что была ещё одна Гулевская, Пелагея Дмитриевна, их дочь, которая в 1878 году вышла замуж за …. Машонкина Алексея Петровича, и, естественно, по этой причине, после ухода из жизни её родителей, она стала полноправным владельцем родительского места. К 1897 году на участке Машонкиных был построен большой 3-этажный дом, который и сегодня украшает своим фасадом бывший Таганрогский пр. ЦИРКАЧИ Долгие годы на ростовской Театральной площади (в 19-м веке это было место нынешней администрации города) арендовал место под цирковой балаган некий Рудольф Сур (в рекламных материалах, Э.Сур). Арендовал, арендовал, да, вдруг, задолжал городу за аренду места большую сумму. Его, разумеется, лишили права аренды, а балаган, вероятно, арестованный за долг, был передан театральному директору Любову. Передан на весь сезон 1892 года за 3 тысячи руб. с условием, «что при нежелании взять это место на предложенных думой условиях, г. Любов должен снести в непродолжительный срок здание цирка». Как шло дело у Любова, не знаю, но, ростовчане цирк любили и посещали его активно. В доказательство этим словам можно привести выдержку из газетной заметки 1894 года, где автор описывает работу приехавших сюда 2-х братьев французов со своим цирком: «Достаточно указать только на один случай, когда в Ростов н.Д. приехали братья Жан и Луи Годфруа с очень не важным цирком и чуть не без сапог., а после двухлетнего здесь пребывания, на заработанные здесь деньги один из братьев, Луи, выстроил в Тифлисе полукаменный цирк, а другой, Жан, купил дом за 54 тыс. руб. (ныне Я.С.Гурвича на Полицейской ул., рядом с домом Брысина). Наверняка, из подобных соображений, Рудольф Сур для установки своего цирка в Ростове арендовал у г-жи Гулевской место в её имении. Начало работы его у Гулевской (теперь, Машонкиной), оказалось не без проблем. История эта уже на «Ростовбереге» была освещена . Тогда противился этому сосед, Кушнарёв, возмущаясь, что музыка в цирке будет отвлекать его рабочих от дел. Были возражения и о пожарной опасности цирковой постройки для фабрики, что Машонкиной было парировано тем, что пожарная часть от фабрики отстоит всего на 20…30 саженей. Цирк вновь заработал, но в 1895 году у антрепренёра опять начались неприятности. Журнал «Наше жилище» в этом году сообщал: «Между домовладельцами, имения которых расположены вблизи цирка Р.Сура, собирается подписка для подачи прошения г. Войсковому Наказному Атаману о воспрещении зимних представлений цирка. Ходатайство это мотивированно тем, что многие из домовладельцев-просителей настолько бедны, что даже не в состоянии страховать свои имущества, а между тем, нахождение печей в деревянном здании цирка, не отделанном каменными стенами от смежных строений, является очень опасным в пожарном отношении». Работа цирка Сур вновь была прекращена и пауза затянулась. Только в марте 1897 года владелице было разрешено поставить забор против здания цирка. Но 2 года цирк стоял без дела, а долги его владельца снова выросли. Судебный пристав объявляет, что на удовлетворение долга жене купца Машонкиной Пелагее Дмитриевне в сумме 5.859 руб. 33 коп. по закладной бумаге будет произведена 27.06.1897 г. в 10 час. утра, публичная продажа движимого имущества, принадлежащего австрийско-подданному Сур Рудольфу Вильгельмовичу, заключающегося в деревянном здании цирка и деревянной конюшне на снос и оцененного в 1.110 руб. Продажа будет производиться по Таганрогскому пр. на углу Тургеневской, ныне Сенной ул. в здании цирка. Опись и оценку имущества можно рассматривать в квартире судебного пристава, а самое имущество в день торга – по месту производства оного». Выкупила сооружение сама арендодательница, но в силу того, что она ни когда не имела личного опыта организатора цирковой деятельности, она подала следующее объявление: «Отдается в аренду здание цирка-театра с конюшнями под цирковые и театральные представления. Освещение электрическое. Об условиях узнать в конторе Машонкина, Б.Садовая 130». Появились ли арендаторы у бывшего цирка Сур, не ведомо. Можно только догадываться, что дело «не клеилось», т.к. в самом деле, опыта подобного дела у коренных ростовчан, наверное не было и объявления о сдаче балагана в аренду, повторялись первое время, каждый год. Ранее в решениях думы о разрешении различных построек были упоминания имения Машонкиной, где ей разрешали поставить пару деревянных построек, и я не знаю, кем был и чем занимался Флор Непряхин, который арендовал имение Машонкиной, которому в 1899 году было разрешено поставить забор и ворота по периметру имения. Далее события развивались таким образом: 1900.03.29 – «Жена купца Машонкина обратилась в полицейское управление с просьбой назначить комиссию для осмотра принадлежащего ей здания цирка – театра и для определения пригодности его в смысле пожарной безопасности для представлений. Прошение передано в 1-й полицейский участок, в районе которого находится означенное здание». Заключение о состоянии постройки было положительным, кроме того, что было потребовано от владелицы изготовить в задней меже усадьбы примыкающей к имению Я.С. Кушнарёва, брандмауэр (противопожарную каменную стенку). До 1903 года лично мной (подчеркиваю это, т.к. я мог чего-то не заметить) не встречено ни одного объявления о цирковых или театральных выступлениях в имении Машонкиной. И в этом году хозяевам, похоже, надоела постоянная возня с неперспективным заведением. ЛЕТНИЙ ТЕАТР, НО ЕЩЁ НЕ «БУФФ». Одна из газет, предваряя событие, сообщает: «По слухам, А.П.Машонкин, владелец известного цирка-театра, проектирует его сломать, а взамен выстроить для той же цели новое каменное здание стоимостью приблизительно в 200 тысяч руб. Фасадом театр будет выходить на Таганрогский пр., сзади же предполагается разбить сад с киосками. Внутренний план театра будет составлен так, чтобы в нём было возможно больше дешёвых мест». На время строительства большого здания владельцы решили устроить лёгкий, деревянный театр в глубине двора. 1905.09.12 Был «заслушан доклад Городской Управы по ходатайству Машонкиной П.Д. о выдаче ей удостоверение в неимении препятствий в постройке в имении её по Таганрогскому пр. и Сенной ул. 82/76 деревянного здания для летнего театра». Хозяева места строили одновременно сразу два театра. В апреле 1906 года в газетах публиковались два объявления о летнем театре. Первое было таким: «Постройка летнего театра в имении Машонкина быстро продвигается вперёд и к 20 апреля будет закончена. Сейчас театр вчерне готов. Остались лишь отделка и устройство мест для публики. Театр рассчитан на 1.500 зрителей и будет оборудован новейшими техническими приспособлениями. При постройке его принято так же во внимание неудобство, замечаемое в летних театрах. Во время дождя на тонкой крыше обыкновенно раздается грохот, которым заглушаются голоса артистов. Во избежание этого под крышей положен слой кизяка. Закулисная часть театра и уборные устроены удобно. С внешней стороны театр производит также приятное впечатление. Он выходит фасадом на Почтовый переулок. Сзади, на довольно обширной площади, которая раньше была занята цирковыми конюшнями, разбит небольшой английский сад с цветочными клумбами и фонтанами. Здесь же, сооружены: эстрада для музыкантов, открытая сцена и двухэтажная ротонда. Что же касается зимнего театра, который будет готов не раньше сентября, то он оставляет желать много лучшего. Несмотря на значительную стоимость (свыше 200 тыс. руб.) этого здания казарменного типа, в нём будет всего лишь один ярус, и кроме того, замечается много других существенных неудобств. Сезон в летнем театре откроется 1.04 спектаклями опереточной труппы Португалова». И второе: «Летний театр А.П.Машонкиной сдан с 1 мая Г.К.Дольскому, который приступит сформированию опереточной труппы. Им уже ведутся переговоры с г-жами Кавецкой, Тамарой, Никитиной, Миликетти, г.г. Северским, Зайцевым, Пальмом и другими. С 1.07 начнёт спектакли малорусская труппа. С арендатором театра И.В.Черновым вступила в переговоры дирекция немецкого клуба «Унион» о сдаче ей в аренду части сада при театре». А до ввода в строй большого театра оставалось не более 6 месяцев. Вероятно, летний театр мог быть и не самоцелью. В ожидании ввода нового большого каменного здания театра, хозяева решили заняться одновременно и подготовкой театральной труппы для него. БОЛЬШОЙ ТЕАТР-ЦИРК Дело новой большой постройки шло до октября 1906 года. Накануне ввода в строй нового театр комиссия его осмотрела и выдала очень неприятное заключение: «И.Д. Градоначальника, г. начальник порта предложил вчера г. полицмейстеру обязать подпиской П.Д.Машонкину замостить не позже 1.12 н.г. часть Сенной ул., примыкающую к театру. До открытия же, театра, выровнять эту часть улицы с устройством улучшения тротуара, а равно принять меры к изоляции электрических проводов под сценой и устройство впредь, до постановки железного занавеса достаточных приспособлений для пускания водяного дождя перед сценой на случай пожара. Без этого, как и без устройства тротуара и выравнивания улицы открытия театра для спектаклей допущено не будет. Вчера состоялся дополнительный осмотр комиссией здания театра в целях выяснения необходимости устроить добавочные приспособления на сцене для выхода дыма в случае пожара. Решено снабдить здание тремя железными лестницами для сообщения с крышей и ныне же пропитать заготовленные декорации, занавесы и прочее огнеупорным составом, как на том настаивал г. полицмейстер. К сказанному можно добавить, что г-жа Машонкина оказала энергичное сопротивление требованиям комиссии, направленным, главным образом, к устранению пожарной опасности. В своем ответе на акт осмотра она выразила своё неудовольствие по поводу затребованного устройства перед сценой железного занавеса, или же, временно, трубы для водяного дождя, указав, что ни такового занавеса, не дождя не существует в асмоловском театре или «Палермо». Не представляю, как хозяйка смогла игнорировать требования не просто комиссии, но и чиновника исполняющего должность градоначальника, но 12 октября, как и планировалось, театр распахнул свои двери перед зрителями. Первым спектаклем там была поставлена «Снегурочка». До начала спектакля – балета, были выступления с речью главного режиссера и чтение «торжественного стиха» к открытию спектакля одной из актрис. Газета иронизировала: «на этом вся торжественность закончилась». Кроме того, в заметке была дана и едкая характеристика постановке («…Очевидно на «Снегурочку» не было затрачено ни средств, ни труда, ни репетиций, благодаря чему у всех от «Снегурочки» получилось представление, как о на скоро поставленном детском спектакле…») и самому зданию («… лишено архитектурных красот, не уютно, и производит впечатление цирка. Во всём заметны следы поспешности, чем впрочем, и объясняют многие дефекты. Обещают свё исправить»). «Так состоялось открытие второго зимнего театра в Ростове». Не знаю, были слова корреспондента газеты искренними или «заказными», но после этого дня в газетах почти ежедневно размещались объявления – афиши театральных и концертных представлений. Большой театр зажил полной жизнью. Об его остановке для устранения замечаний акта приёмочной комиссии сведений не обнаружено. И, кстати, ещё раз вспомним авторов книги «Путешествие по старому Ростову». В начале этой статьи приведена из неё выдержка. Как мы теперь в курсе, каменный большой театр-цирк строился, ни как не взамен сгоревшего деревянного здания, но то, что зал переоборудовался специально под цирковые представления, оказалось, правда: 18 Сентября цирк начал представление и это сразу нашло отражение в прессе; «… театр совершенно преобразился и принял вид настоящего цирка. Прекрасный круг, партер, трибуны. …». БУФФ (или БУФ) Большой театр заработал, летний стал уже не так актуален, да и как говорится, «все яйца лучше не ложить в одну корзинку», поэтому вся территория за большим театром приобрела довольно своеобразный образ, по типу Чарахчианцовского сада «Палермо», это была закрытая территория сада с кафе, рестораном, фонтанами и сценой. Здание летнего театра, было перестроено, для ещё одной сцены. Официальное его открытие произошло 19 сентября 1910 года, хотя ещё раньше, 7 августа, когда его ещё официально не было, в нём состоялся благотворительный вечер в пользу ростовского отделения общества спасания на водах. Весь сбор от входных билетов в сад и в театр, продажи программок, продажи пива и прочих напитков, цветов, фруктов, и пожертвований, в сумме 1.145 руб. 76 коп. был направлен на сооружение новой спасательной станции. Что интересно, в газетном сообщении название сада «Буфф» было написано с одной буквой «ф». А 19 сентября писали так: «Зал нового театра не отличается большими размерами, но отделан со вкусом, довольно уютен и вообще, производит приятное впечатление. Программа составлена довольно интересно и разнообразно. Из программных номеров следует отметить исполнительницу цыганских романсов Л.Н.Глазунову, которая очень понравилась публике, оригинального комика Литл-Фриша, выходящего в костюме шантеклера и русский дуэт г-жи Вериной и г. Пергаменца». Торжественность и помпезность этого заведения, с завидной частотой, уступающей, разве что «Городскому доходному дому», многократно запечатлены в открыточных фотовидах г. Ростова. По ним и предлагаю рассмотреть устройство этого сада. Главный вход был со стороны Таганрогского проспекта между зданиями театра и доходного дома. Его вход, вероятно, был скромным, вот таким: Затем снаружи его украсили ажурной металлической аркой – козырьком, оформленным, как четыре соединённых восточных минарета. Вход во двор завершался ещё одной ажурной аркой накрывавшей своеобразный тамбур входа, и, похоже, будочки кассира, продававшей входные билеты. Далее небольшая площадка, прямо на которой стояли столы для посетителей питейных заведений и рядом с ней, прямо за зданием каменного театра, большой деревянный навес установленный на деревянных же, столбах, под которым угадываются ещё столы и стулья открытого ресторана. Далее площадка со столами продолжается центральной аллеей. По краям аллеи скамьи для отдыха и деревца сада, электрические светильники и вазоны с растущими цветами и скульптуры. Есть даже фонтан, оформленный, как мифологический сюжет в виде какого-то древнего героя, толи Посейдона, толи ещё кого, на колеснице без лошадей поражает копьем некоего змея, лежащего по ободу бассейна фонтана. Далее по устройству сада возникают «непонятки». В саду, похоже, было две аллеи. Может быть, продольных, может, пересекающихся. И вот эта, слишком помпезно, украшенная анфиладой лёгких арок, скорее всего обратная сторона главной аллеи. Кстати, эти арки, возможно, были дооборудованы позже, уже в ходе эксплуатации «Буффа». Слишком они кажутся нелогичными в «комплекте» с тем, что уже мы видели. Но, возможно, я и не прав. На этом же фото я приглашаю взглянуть на остроконечные шпили над большим деревянным зданием. Из-за размеров здания и его отделки теми самыми шпилями, полагаю, что это и есть летний театр и вход в него. А это, вероятно, вторая аллея. Она украшена не так обильно, здесь уже стоит двухэтажное деревянное здание, возможно, администрации сада или театральная подсобка. Кстати, обратите внимание на подпись, выполненную на самой открытке. Это один из «ляпов» наших издателей. Клуб приказчиков в «Буффе» никогда не располагался. И, наконец, последний пунктик по этому материалу: Я выше обращал Ваше внимание, Читатель, что в газетной заметке о гулянии в Машонкинском саду Общества спасания на водах, наборщик текста поставил в названии сада «Буфф» всего одну литеру с буквой «Ф». Как бы то было неудивительно, наборщиком мог работать человек не сильно грамотный. Возможно, по этой причине, а может быть и просто от невнимательности и усталости, человек допустил ошибку в малознакомом слове. Сегодня, если заглянуть в словарь, узнаём: «Буффона́да (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье), или слэпстик (от англ. slapstick — палка-хлопушка) — утрированно-комическая манера актёрской игры. Основана на резком преувеличении (гротеск), окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа, благодаря чему создаётся сатирический эффект. Термин имеет также значение «комическое представление, сценка, построенная на приёмах народного, площадного театра». Но пришли новые времена, новая власть. Они отменили многое из старой жизни, включая твёрдые знаки в конце слов. И вот мы видим вход в тот же сад совсем в упрощенном виде. Впрочем, это даже не шутка. Это казус, возникший не понятно почему. Мы видим подпись к самой открытке со всё теми же, твердыми знаками, т.е. это всё ещё вид на вход сада до 1918 года. Но в названии сада и твёрдого знака нет, и «Ф» одна. Тут нельзя сказать, что это личный недосмотр наборщика или редактора, тут ошибка куда масштабнее – и заказчика, и приёмщика и самих изготовителей вывески, и, главное, хозяев сада. А новая власть, сделала гораздо проще. Она вовсе убрала из названия непонятное слово Затем ликвидируют и сам сад, построив на его месте большой жилой дом, а после и война добьёт весь комплекс…. Впрочем, в 1957 году место приняло свой новый, окончательный, вид. ___________________________________________ На всякий случай подчеркну - всё написанное и показанное здесь собрано в единый материал на основе конкретных справочных и газетных материалов и нескольких предположений. Я не могу утверждать об очерёдности появления тех или иных деталей отделки сада "Буфф", возможно входная арка с "минаретами" появилась раньше других вариантов входа, возможно, анфилада из арок внутри сада была лишь праздничным украшением сада, а в остальные дни она убиралась, но это, как можно понять, не самое главное. Главное, что они все БЫЛИ. Источники: интернет, личная коллекция, ДГПб, фото сайта "Темерник", подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (26.10.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1105 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||