[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » По краю Донскому |
В современном городе Аксае на улице Гулаева есть один из немногих памятников посвящённых воинам погибших на Донских переправах. Именно в 1941 и особенно в 1942 г. здесь развернулись драматические события, связавшие воедино многие человеческие судьбы. Хотя цифры на этом монументе почему-то стоят шаблонные 1941 – 1945 г. Переправа через р. Дон у ст. Аксайской существовала ещё с 19 века. Её основой был большой плашкоутный мост, который соединял правый берег с Ольгинской дамбой. В годы гражданской войны плашкоутный мост сильно пострадал, часть плашкоутов была отправлена в док на ремонт, другая ремонтировалась на месте. Переправа осуществлялась небольшим паромом, передвигавшимся вручную по тросу, и на весельных «дубах», больших плоскодонных лодках-баржах, принадлежавших частникам. Только в 1934 году был построен новый плашкоутный мост по проекту инженера К.Г. Терещенко. Следующий мост на переправе – железнодорожный. Когда в первые недели войны немецкая авиация разбомбила железнодорожные мосты в Ростове, было принято решение о строительстве Аксайского железнодорожного обвода. Он состоял из временного деревянного моста, возведенного ниже стекольного завода и одноколейного пути от Аксая до Батайска, проложенного по Ольгинской дамбе, при этом автомобильное и гужевое движение по дамбе не прекращалось. И ко всему прочему существовал ещё небольшой наплавной мост через реку Аксай. Боевые действия возле ст. Аксайской начались 19 ноября 1941 г. Оборону здесь держал 1177 стрелковый полк под командованием майора Рыбкина Ф.Г. Два дня полк отбивал атаки подразделений 60 моторизованной дивизии, но в ночь на 21 ноября немцы разорвали оборону 1177 полка и стали продвигаться в станицу. Командир полка получил приказ командира 347-й дивизии отвести подразделения на левый берег. Но отойти удалось не всем. 21 ноября оказались в окружении остатки противотанковой батареи и 2-й расчет 5-й батареи. Им пришлось прорываться мелкими группами и поодиночке. Но вырваться удалось немногим. Прикрывала наши отходящие части 70 кав. Дивизия полковника Юрчика. 196 кав. полк оборонял плашкоутный мост у Аксайской, пропустив отходящие части, намеренно допустили фашистов до середины моста, открыли ураганный огонь в течение 2 – 3 минут и бросились в атаку на противника уничтожая его в рукопашном бою. При этом было уничтожено большое число вражеских солдат и офицеров. Дивизия отбила северный берег Дона и южную окраину Аксайской и только по приказу командования была отведена на южный берег Дона. Также оборону мостов и переправ осуществлял взвод 230 полка НКВД. Им пришлось вступить в бой около 20 часов 20 ноября, когда отдельные группы фашистов просочились к мостам. Взвод упорно оборонял порученные объекты, не допуская немецких автоматчиков до 24 часов. В 24 часа наплавной мост по приказу командования пришлось взорвать, и взвод переключился на оборону железнодорожного моста. Враг в течение всей ночи не прекращал огня и освещал местность и мост ракетами, пытаясь захватить железнодорожный мост, но все эти попытки были отбиты. Несмотря на это общая картина боевых действий складывалась не в нашу пользу и в итоге подразделения 60-й моторизованной дивизии все-таки захватили Аксайскую. Однако захват Аксайской, Ростова и пригородов, сопровождавшийся для противника большими потерями, лишил его сил для дальнейшего наступления. Отошедшие на левый берег Дона части РККА приводили себя в порядок, получали пополнение и готовились к наступлению. После отступления наших войск все мосты были частично подорваны. Полностью их уничтожать ни одна из противоборствующих сторон не собиралась, так как в дальнейшем и Красная Армия и немцы планировали использовать эти мосты в своих наступательных целях. После пополнения и перегруппировки частей войска 56 и 9 армий начали наступление на Ростов и ст. Аксайскую с левого берега Дона и со стороны Новочеркасска. Части 353 стрелковой дивизи и 16 стрелковой бригады во взаимодействии с частями Новочеркасской оперативной группы к утру 29 ноября освободили ст. Аксайскую. К тому времени на Дону уже появился лед, по которому могли передвигаться пехотинцы без тяжёлого вооружения, не используя мосты. Это дало возможность наступающим атаковать на широком фронте не ставя их в зависимость от переправ. 29 ноября возле ст. Аксайской был отремонтирован деревянный, плашкоутный мост для переправы на правый берег танков только что прибывшей 54 танковой бригады. Переправить удалось лишь несколько машин, так как из – за налётов немецкой авиации лёд был повреждён, мост стал проседать и два танка были потоплены. Поэтому остальные подразделения 54 танковой бригады были вынуждены искать переправы в других местах. С Аксайской переправой связаны и личные судьбы людей. Произошёл этот случай в апреле 1985 –го. На месте бывшей Аксайской переправы через Дон приступили к сооружению памятника воинам, участникам боёв на этом фронтовом рубеже. Расчищалась площадка, выкорчёвывались пни. Вдруг, в самый разгар работы, остановился бульдозер. Тракторист внимательно просмотрел участок земли под срезом блестящего ножа и обнаружил круглый диск – часы, а также полуистлевшие кусочки спичек. Более пристальный осмотр подтвердил первоначальное предположение – здесь покоились останки двух участников тех боёв. Солдатская могила. Ещё одна горькая память войны. Полуистлевшие клочки бумаги, проржавевшие металлические вещи. Никаких надписей, которые могли бы помочь в поиске. Как установить фамилии павших героев? Каким был их последний бой? Этим занимался совет Аксайского музея. В результате проделанной работы, по появившимся данным, стала вырисовываться следующая картина. До 21 ноября 1941 года одна из наших артиллерийских батарей отражала непрерывные атаки врага на северной окраине станицы Аксайской. Бойцы ночевали в домах местных жителей. В доме аксайчан Желовниковых тоже стояли «на постое». Был среди них командир батареи Иван Волошин, 1918 года рождения, как она запомнила из Орловской области, его заместитель по батарее Владимир Лысенко, а также Фёдор Кожанков из Краснодарского края. В тот день создалось критическое положение на участке боёв, врагу удалось потеснить наши фланги. На батарее осталась одна пушка. Поступил приказ отойти. Пушку прицепи-ли к танкетке. Но враг уже отрезал подход к Большелогской переправе через реку Аксай, куда отошли их основные силы. Нарвались на неприятеля, который прямым попаданием снаряда разбил прикреплённую к танкетке пушку. Решили пробиваться к переправе через Дон. Когда возвращались мимо бывшей своей огневой позиции, кто – то вспомнил о забытых у хозяев дома вещах. Это была последняя встреча с Волошиным и Кожанковым, находившимися в танкетке. После этого они направились к переправе, выскочили на этот возвышенный пятачок и обнаружили, что берег занят пехотой противника. Появившийся на горе танк открыл огонь, попаданием снаряда заклинило башню танкетки, разметало гусеницы. Пехотинцы противника окружили беззащитную машину и через смотровую щель расстреляли экипаж. Через семь дней, 29 ноября оккупанты были выбиты из станицы Аксайской. А останки воинов похоронили в окопчике возле переправы. После сбора фактов, сотрудники музея располагали некоторой информацией. Начался кропотливый поиск, длившийся почти год. Были написаны десятки запросов в архивы, в военкоматы, в редакции областных и районных газет Орловской области и Краснодарского края. Было получено много писем от участников боёв на аксайской земле, от родственников солдат, погибших в нашем крае. Каждый стремился помочь в поиске. И неожиданно выяснилось, что жена лейтенанта Волошина И.А. жила совсем рядом, в Ростове на Дону. Она сообщила дополнительную информацию о своём погибшем муже и побывала на месте его гибели. Был получен также ответ из Центрального Архива Министерства Обороны: «Сообщаем, что сведения о судьбе Волошина И.А. Вам поступят из управления. Кожанков Ф. по документам отдела учёта персональных потерь – сержантов и солдат Советской Армиии не значится. А Кожанков – ли был второй погибший? Наверное теперь не узнать. А тогда в братской могиле погибших воинов на мемориале в центре г. Аксая похоронили их останки, стало меньше на одного безымянного героя. После освобождения ст. Аксайской в ней потихоньку налаживается мирная жизнь. Восстанавливались существовавшие мосты и паром, которые был разрушены в ходе ноябрьских боёв 1941 г. В ходе ремонтных работ возникали многочисленные трудности. Не хватало практически всего рабочих рук, подвод, стройматериалов, но несмотря на это работы продолжались, и мосты были восстановлены. Переправа вновь действовала. Летом 1942 г. на советско – германском фронте начинается новый этап противостояния. Как и в 1941 г. боевая обстановка складывается крайне неудачно для Красной Армии. Наши войска начинают стремительно отступать к Сталинграду и на Кавказ. К июлю 1942 г. ст. Аксайская имела одну из основных переправ, которая играла важную роль для наших уходящих войск. Безусловно, немцы стремились в первую очередь прорваться к этим переправам и уничтожить их. Для этого были задействованы как наземные войска, так и авиация. Немецкие бомбардировщики Ю - 88 и Хейнкели беспрерывно бомбили все мосты переправы. Помимо этого немцы активно применяли и свои знаменитые пикирующие бомбардировщики Ю -87 «Штука». Из - за неубирающихся шасси они имели специфический вид и среди наших бойцов получили прозвище «Лаптёжник». Ко всему прочему эти так называемые «Лаптёжники» во время пикирования включали сирены и с душераздирающим воем буквально сваливались на атакуемые цели. Кроме того немцы создали сильные танковые группировки, которые как таран взламывали оборону. В условиях полного господства авиации противника удерживать оборону становилось исключительно тяжело. И как часто бывает в таких тяжёлых условиях проявляется человеческая сущность. Проявляется по разному. Вот лишь некоторые примеры. 177 стрелковый полк 31 Сталинградской стрелковой дивизии прикрывал ст. Аксайскую со стороны Новочеркасского шоссе. В частности первая пулемётная рота 177 СП прикрывала отход частей из Аксая на переправу. Роту возглавлял политрук Тюхта Андрей Андреевич. Враг с самого вечера до утра пытался прорваться на этом участке. Противник высадил десант с танками 7 шт. Просочившиеся за проволочное ограждение автоматчики противника начали обстрел проходящих колон укрепрайона. Политрук Тюхта лично сам выкатил станковый пулемёт на открытую площадку и открыл огонь по вражеским автоматчикам. Танки врага подошли к ДЗОТу и стали бить по амбразурам. Пулемётчики не растерялись, они сняли тело пулемёта со станка. Выскочили из ДЗОТа, сменили огневую позицию и продолжили вести огонь. Наряду с этим имелись случаи трусости и малодушия. Политрук роты ПТР 177 СП Беркаль проявил трусость, бросил роту и уехал вперёд. Полную растерянность проявил военком третьего батальона 177 СП старший политрук Гайдуков. В результате чего весь обоз батальона остался в руках врага. В итоге боя под ст. Аксайской 177 полк понёс тяжёлые потери. Практически был разбит, так как возле переправы был даже брошен сейф с финансовыми документами полка. До наших дней в Аксайском музее из всего этого сохранились лишь некоторые канцелярские принадлежности, две петличные «шпалы» и штамп с чёткой надписью 177 стрелковый полк. А в июле 42 – го многочисленные колоны отступавших войск и беженцев спешно уходили на левый берег Дона. К тому времени, как и в1941 г. возле Аксая действовали железнодорожный мост, где временным комендантом был известный актёр Владимир Этуш, паром через Дон, плашкоутный мост, и маленький наплавной мост через р. Аксай. Прикрывали эти мосты зенитчики двух батарей 485 зенитно – артиллерийского полка, на вооружении которых были автоматические 37 мм пушки. Последние дни действия переправы, она подвергалась массированным налётам немецкой авиации. Первые прямые попадания авиабомб на плашкоутный мост произошли 22 июля. Заделать пробоину в плашкоуте и спасти переправу бросились начальник ДЭУ № 391 Стрельцов Н.А. и главный механик БогаевскийА.М. Во время восстановительных работ в мост угодила вторая вражеская бомба, унесшая много человеческих жизней. Погибли Стрельцов, Богаевский, несколько рабочих – дорожников и переправлявшиеся на спасительный берег солдаты и беженцы. Из – за бомбёжек берег Дона был усеян разбитой и сгоревшей техникой, а также множеством всплывшей глушёной рыбы от разрыва бомб в воде. Возле другого, железнодорожного моста скопилось большое количество железнодорожного транспорта. После очередного налёта немецкой авиации загорелось несколько составов, среди которых был санитарный поезд с ранеными. Те, кто могли ходить, выскакивали из вагонов. Лежачие раненые сгорели заживо. И уже после завершения боёв местные женщины и старики вытаскивали обгоревшие трупы и хоронили их в Кобяковской балке. Плашкоутный мост был заранее облит нефтью, чтобы в случае появления немцев его можно было поджечь. Но загорелся он от попадания бомбы раньше и последним бойцам пришлось пробираться на другой берег через пламя. Понтонный военный мост имел ограниченную грузоподъемность, поэтому через него пускали лишь строго ограниченное количество машин и повозок. И даже при этом центральные понтоны уходили на пол метра под воду при движении по ним машин. Навели и содержали понтонную переправу бойцы 19 и 21 отдельных понтонно – мостовых батальонов. В течение 23 и 24.7.42 три роты 21 опмб были приданы 19 опмб для содержания паромной переправы через р.Дон в районе Аксайская и одна рота, для содержания мостовой переправы из парка МЛ и А-3 8 ЛПП через р.Аксай в районе Аксайская. К этому времени последние зенитки были уничтожены и переправа осуществлялась без прикрытия ПВО. За время действия Аксайской переправы через неё прошли 115157 человек, перевезли 58 орудий, 98 миномётов и 16 танков и большое количество машин и повозок. Здесь же на Аксайской переправе в последний день погиб начальник штаба 70 укрепрайона полковник Рыбин Д.И. Собрав своих оставшихся подчинённых он приказал им из подручных средств готовить плоты, переправляться через Дон и уходить на Ольгинскую, а сам остался на правом берегу. Когда появились немцы, он достал свой именной маузер и девять выстрелов произвёл во врагов. Чтобы не попасть в плен, последим патроном застрелил себя. После захвата ст. Аксайской 25 июля, немцы сразу же приступили к возведению собственного понтонного моста. Уже в ночь на 27 июля наши лётчики 647 САП на самолётах У – 2 бомбили этот мост и скопление войск противника. Было произведено 17 самолёто – вылетов на бомбёжку и удалось добиться двух попаданий в мост. Но изменить общую ситуацию эти успешные действия не могли, так как немцы через некоторое время восстанавливали повреждения и продолжали переправляться на правый берег Дона. Это лишь небольшая часть событий, которые произошли в те тяжёлые дни. Многое до сих пор неизвестно и ждёт своего исследования. немецкая аэрофотосъёмка 1941 г. В принципе актуальна и на 1942 г. осбенно ничего не изменилось. Здесь с немецкой педантичностью отмечены все мосты переправы и технические характеристики. фото плашкоутного моста. Примерно начало 20 - го века. Волошин Иван Алексеевич погиб в ст. Аксайской 21 ноября 1941 г. Его останки были найдены в 1985 г. при строительстве памятника "Переправа" Командир 7 - й батареи 485 ЗАП ПВО Яловкин Борис Дмитриевич. В будущем почётный гражданин г. Аксая. Именно его батарея непосредственно прикрывала Аксайскую переправу. Памятник Аксайской переправе. Тяжёлый переправочный парк Н2П. Из таких понтонов был собран паром бойцами 19 и 21 омпмб, который действовал 23 и 24 июля. Он предназначался для перправы танков и тяжёлых орудий. Головной понтон. центральный понтон. Лодка А -3. Такие лодки использовались при наведении наплавного моста через р. Аксай подразделениями указанных выше понтонно - мостовых батальонов. Примерно так должен был выглядеть наплавной мост через р. Аксай 23 и 24 июля. Последние дни действия переправы. | ||
Категория: По краю Донскому | Добавил: Николай (14.11.2013) | ||
Нравится: 0 |Просмотров: 9320 | Комментарии: 8 | ||
Нравится:0
|
Всего комментариев: 8 | |||||||
| |||||||