[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » Дальние дороги |
Или из истории чинопочитания в Ростове и России . Очень насыщенный событиями год для Ростова, 1888-й, был ознаменован рядом радикально-важных событий. В газете «Ведомости…» за 24.01 было заявлено о состоявшемся фактически, присоединении города и его округа к Области войска Донского; с 17.03. «открыла свои действия» телеграфная станция в гирлах Дона; 1.05 освящена Евангелическо-лютеранская церковь на Бульварной ул., открылась и начала свою просветительскую деятельность ростовская мужская гимназия на Таганрогском проспекте; был сооружен, на длительное время, единственный в городе, как тогда писали, «грандиозный» памятник императору Александру 2-му; с осени этого года началось долгожданное преобразование ростовской набережной Дона, … но для русской души, все эти события были сами собой разумеющимися, ожидаемыми, а вот событие длительностью всего в 15 минут, произошедшее вечером 17 сентября и ничего, в принципе, не изменившее в однообразном жизненном укладе ростовчан, тем не менее, стало очередной важной вехой… В России всегда процветало (да и сейчас в почёте) чинопочитание и стремление лишний раз выразить свои верноподданнические чувства любого рода начальству, … а тут не просто «начальники» – царственное семейство. Оно, семейство, в этот раз, даже не удостоило осмотром наш город, лишь посетило специальные комнаты ростовского вокзала, но …эти 15 минут, наверное, дали огромный заряд счастья, тем, кто принимал участие в официальной процедуре. «Проезд через г. Ростов н.Д. их императорских величеств… 17 сентября 1888 года. Вечер 17 сентября останется навсегда памятен для жителей города Ростова на Дону. В этот вечер, в 5 часов 53 минуты, их императорские величества государь император и государыня императрица, государь наследник цесаревич и великий князь Георгий Александрович, следуя на Кавказ, имели остановку на Ростовском вокзале в продолжении 15 минут. В 6 часов 8 минут вечера Царский поезд отбыл по Ростово-Владикавказской железной дороге на Кавказ» (И ВСЁ!!! – прим. автора). «Во ожидании прихода Царского поезда, железнодорожный вокзал представлял необыкновенное зрелище. Обе платформы были великолепно убраны материями национальных цветов и гирляндами зелени. У входа в царские покои были устроены клумбы цветов, по середине которых били фонтаны. Стена вокзала разукрашена зеленью. Царские покои превращены в сад. Направо от входа в Царские комнаты в густой зелени выдавались бюсты государя императора и государыни императрицы…». В качестве встречающих и почётного караула здесь присутствовали – 30 воспитанниц женской гимназии с начальницей гимназии А.В.Самсоновской, впереди них супруга потомственного гражданина К.С.Панченко, ещё ближе к специально приготовленного, постамента-лестницы для схода из вагона, супруга генерал-майора Л.К.Полякова (начальника Ростовского н.Д. округа) с дочерью и букетом цветов. Рядом с ними супруга предводителя местного дворянства, А.П.Сарандинаки, с подготовленной ею для царственной четы, корзинкой великолепного винограда из их имения (семейство Сарандинаки славилось своими образцовыми садами и новейшими методами ведения садоводства). Корзинка была украшена цветами и лентами. Поодаль стояли ещё до 30-ти дам от ростовского городского общества – все в светлых платьях и шляпках. Кроме того, почетный караул от местной казачьей команды, оркестр музыкантов, начальство Области Войска Донского, гласные гор.думы в полном составе (это ещё человек 40) с городским знаменем, главы различных общественных учреждений, депутации мещанского, ремесленного обществ при своих значках, депутации от г. Таганрога и Гниловской станицы, хор учеников и учениц, с несколькими учителями и училищным инспектором, … «в конце поместился главнокомандующий Кавказа генерал-адъютант, князь А.М.Дундуков-Корсаков с начальником штаба (эти, наверное, вообще, из Тифлиса приехали, на 15 минут постоять на ростовском вокзале)». «Все платформы, убранства, грандиозностью своей, также вполне соответствовали важности события и переживаемых каждым из граждан чувств при мысли о счастье увидеть хотя на несколько минут своего МОНАРХА и ГОСУДАРЫНЮ» (выделено, как в оригинале). Вдоль левого берега Темерника был сооружен двойной щит в 22 на 18 аршин (приблизительно 17 на 14 метров, по-нашему – довольно огромный). Всё на них было в электролампочках и «шкаликах» фонарей (неожиданный термин про плафоны). Основными изображениями на щите были вензеля царя и его супруги, увенчанные короной, большие иллюминированные звёзды и государственные флаги… (по аналогии с нашим временем, интересно было бы предположить, что этот щит собой прикрывал ). Темерницкий проспект (сегодня, ул. Сиверса), достаточно удалённый от железной дороги, в своих «выдающихся местах» был так же, украшен флагами и иллюминациями… На всей площадке вдоль пути присутствовали ещё до 1.200 (!!!) детей – учащихся городских училищ и ещё масса детей – воспитанников детских приютов. Пожарная каланча на берегу Дона была вся украшена разноцветными огнями фонарей … «К приезду ИХ ВЕЛИЧЕСТВ все огни были зажжены и как только появился царский поезд, во всех церквяхначался звон в колокола. … Их ВЕЛИЧЕСТВА (выделения по газете-оригиналу)показались у окна царского вагона, воздух огласился радостным, долго не умолкавшим «Ура!!!», присутствовавших на вокзале. … По выходу из вагона они прошли к стоявшим впереди всех, описанным ранее супругам генерала и предводителя дворянства и учительницам, возглавлявшим большую группу учеников и учениц. Все, кто хотел, вручил царю и царице свои подарки, и госпожи Полякова, Сарандинаки, Панченко и многие другие, удостоились целовать руку «ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА». Всё семейство проследовало мимо почетного караула, «с которым ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР изволил поздороваться… Городской голова, действительный статский советник, А.М.Байков во главе представителей города имел счастье поднести ИХ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВАМ хлеб-соль и выразить следующие слова: «Ростовское н.Д. Городское Общество, счастливое посещением Вашего Императорского Величества, повергает к стопам Вашего Величества чувства верноподданнической любви и преданности». Поблагодарив и вспомнив, что в 1869 г., ещё будучи наследником престола, уже был в Ростове, и что его удостоился принимать тот же городской голова, царь с царицей приняли хлеб-соль и цветы от предствателей г. Таганрога и Гниловской станицы. Хор учеников спел гимн «Боже, царя храни», а ученица 1-го Городского Александровского училища, Анастасия Каргакова поднесла государыне полотенце, «вымереженное костромским швом, с вышитыми славами «Бог на небе, Царь на земле» (интересно было бы узнать судьбу этой Насти после 1917 года). «… Их величества подошли к царским комнатам, сопровождаемые не смолкающим «Ура!», и не войдя в них, изволили беседовать с Войсковым Наказным Атаманом и с городскими дамами, причём многие из них удостоились целовать руку ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА». В 6 час. 8 мин. Их величества опять вошли в вагон «и изволили поместиться у открытого окна. Поезд тронулся; «Ура», присутствовавших слилось с радостными криками народа…». Сведений нет, наверняка здесь были и фотографы, но до нас фотослед царя в Ростове, похоже, не дожил. Но в путешествии в царской свите находился придворный художник, Михай Зичи, венгр по происхождению, уже длительно, рисовавший при русском императорском дворе. Он оставил после себя очень помпезные полотна со сценами высочайших коронации, бракосочетаний м других событий. и картинки – миниатюры, составлявшие рисованный фотоальбом царской жизни. Можно было бы рассказать и ещё об одной теме его творений, но это уже совсем не для сайта «Ростовберег», и вообще его «творчество» по этой теме подпадает под нынешнюю категорию «+18». Удивительные нравы были при дворе. Так вот, посещение нашего города Александром 3-м в 1888 г. оставило свой небольшой след и в одном из фрагментов его рисованного «фотоальбома». У автора этого материала в коллекции есть современная открытка, изображающая миниатюры этого путешествия: Ростовская сцена из всего сюжета отдельно: ВС Ё. ВИЗИТ ОКОНЧЕН. Что он дал городу? Город ещё не успел придумать этого, как случилось самое непредвиденное. Сначала в местных газетах скромно описывалось продолжение царского путешествия в виде телеграмм – репортажей. Станция Борки, судя, как по наименованию, так и по пустынному виду вокруг небольшого её вокзала, была сама собой, довольно незначительным пунктом в Российской империи, но она дала большой импульс обострения чинопочитания в общественной жизни страны, а может быть и к началу конца царского режима вообще. Фраза из последней телеграммы о «совершенной невредимости» царской семьи, позже окажется не такой уж и правдивой. В современных описаниях этой катастрофы говорят так, что царь (мужик, довольно богатырского, сложения) приподнял и некоторое время удерживал на собственных руках крышу вагона, где все они ехали и которая после падения вагон, так же упала в салон вагона, едва не похоронив под собой членов фамилии. Возможно этот момент, а возможно и всё-таки полученные при аварии ушибы, подорвали здоровье царя. У него позже, откажет почка и будет болеть спина. Пока же, для страны, они всё ещё живы и здоровы. Пока, в стране начала движения большая волна, где местные власти в любом пункте города устраивали т.н. благодарственные молебны «в память чудесного избавления их императорских величеств от грозившей им опасности при крушении поезда 17.10.1888 г.». Заряд энергии к этой волне задал «Высочайший манифест», которым было объявлено, что «чудесное спасение высочайших особ» - не много, не мало, как промысел божий. А народ верил, верил, верил,… И посмотрите на титульный лист ростовских «Ведомостей…» вышедших через год после этих событий. Поверьте, это продолжалось и во все последующие годы. Раз уж, рассказ дошел до описания аварии, остановимся на ней подробнее. Небезынтересным представляется рассказ того самого художника Зичи, о том как всё происходило. Кратко, суть событий такова – Царь, и все его сопровождавшие лица, собрались в вагоне – столовой к обеду. Художник описывает кто где сидел, и даже приложил к своему рассказу схему вагона: «Нам только что дали гурьевскую кашу. Я видел, как официант, служивший с моей стороны, направился ко мне с блюдом, как вдруг он сделал резкое движение вперёд, наклонил блюдо с кашей и вылил мне горячую кашу на плечи и колени. Не успел я опомниться, как последовал страшный треск и толчок, или собственно, три толчка, три момента, как я отчетливо помню, : при первом толчке выбросило из под наших ног пол вагона, при втором толчке нас круто повернуло с вагоном в сторону, слева направо, при третьем, накрыло нас крышей вагона, и мы очутились точно в могиле. Продолжалось это несколько мгновений… Благодаря куполообразной крыше вагоне нас не очень придавило. Крыша навалилась на нас косо. С моей стороны, между стойкой вагона и крышей было отверстие, через которое я вышел. За мной вышли графиня Кутузова, за нею Государь, Государыня, на сколько помню, была вынута из окошка вагона. Все спаслись чудом, но некоторые из нас получили ушибы. У Государя оказался сплющенным серебряный портсигар в кармане с правой стороны. Генерала Черевина поранило осколками зеркала в левую руку и шею. Генерал-адъютанты Зиновьев, Посьет ьи Мартынов тоже получили лёгкие повреждения. Один из них, под влиянием катастрофы, бессознательно сунул серебряную ложку в карман и внезапно забыл как звали его убитого камердинера. Всех больше пострадал флигель-адъютант Шереметьев, у которого раздробило пальцы левой руки и сильно помяло грудь. Официант Лаутер, служивший со стороны Государя, был выброшен с подносом через двери в буфет и убит на повал. Все, находившиеся в буфете, в передней части вагона, или убиты или страшным образом изувечены…. Никогда не забуду я Императора и Императрицы в первые минуты после крушения. Они сами ухаживали за раненными….». Всем выжившим просто повезло. Во-первых, они сидели и хоть как-то были менее уязвимы при аварии, во вторых, выпуклая крыша вагона. И ни каких богатырских усилий царя с удержанием вагонной крыши свидетель не упоминает. И ещё, газеты того времени писали, что никто из сопровождавших государя, серьёзно не пострадал.... Интересно теперь и ещё одно – что и как рисовал придворный художник. Дело в том, что по окончании царского путешествия российская пресса разродилась серией фотоотчётов об аварии и рисунков на темы путешествия. Вот некоторые из них: События при поездке: Моменты катастрофы. Посмотрите на представленные здесь рисунки – коллажи. Не правда ли очень схожая манера с тем, что мы видим на рисунке художника Зичи? Впрочем, оспаривать не стану. На коллаже работы Зичи, выполненном в 1891 году, явно читается автограф автора. На картинках из журнала «Всемирная иллюстрация» тоже есть автограф, только автор тут был совсем другой – художник Шильдер и еще один, чью фамилию прочесть здесь не представляется возможным. Видимо, придворному мастеру понравился новый художественный стиль – рисовать миниатюры разных событий и он сам перешёл от высоко помпезных картин к тому, благодаря чему теперь мы можем видеть хотя бы такую картинку из Ростова 1880 года. …А к началу 20 века, когда в умах страны во всю начались брожения, бунтарские события и все граждане имевшие те или другие пристрастия, стали создавать кружки и партии, одной из первых таких партий возникла партия «Союз 17 Октября». В этот союз вступали приверженцы старого государственного строя – сторонники монархической России, а в противовес этому начали свою поступь во времени и те партии, что в итоге всего совершили свой переворот… Источники: личные коллекции, интернет, ДГПб | ||
Категория: Дальние дороги | Добавил: Alex272 (21.06.2018) | Автор: Овчинников Александр | ||
Нравится: 0 |Просмотров: 2191 | Комментарии: 5
| Теги: | ||
Нравится:0
|
Всего комментариев: 5 | ||||
| ||||