[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Люди творческие, почему-то довольно часто считают, как и раньше, считали, необходимым иметь в своей внешности, что ни будь, эдакое, что их отличало бы из общей «серой» массы людей. Взглянув на его портрет, можно было бы ассоциативно сказать, «русский Дали», однако изображенный здесь жил на сотню лет раньше этого самого Дали, и вернее было бы сказать наоборот – это Дали был испанским Микешиным. Личность с экстравагантными усами имела к нашему городу не самое прямое отношение, однако он достоин нескольких строк на нашем сайте. Из биографического справочника русских художников, скульпторов, гравёров и архитекторов, изданного в 1914 г.: «Микешин Михаил Осипович Родился 6.02.1836 г., скончался в 1896 г. Учёба в Академии Художеств в качестве Вольноприходящего (для поступления в Академию был привезён с С.П-б в 1852 г. помещиком А.А.Воплярским). Получил медали: в 1852 г. – 2 серебрянные за картину: «Конные солдаты», в 1854 г. 1 серебрянную; в 1855 г. 2 золотые за программу «Сражение при Баш-Кадык-Ларе»; в 1858 г. – 1 золотую за картину «Тили при Магдебурге», тогда же ему дано звание классного художника; в 1859 г. отправился за границу, как пенсионер Академии Художеств. Кроме живописи занимался скульптурой. В 1859 г. в конкурсе памятников тысячелетия России его проект оказался первым из 53 других проектов и был исполнен им для постановки в Новгороде. Ему же принадлежит разработанный, совместно с М.Опекушиным и Д.Гриммом, памятник Императрице Екатерине 2-й в Петрограде. В 1869 г. Академией Художеств дано звание академика «за различные и весьма талантливые сочинения проектов памятников и медалей». Скульптор и живописец.» Имперские традиции показывать в списке работ лишь те, что выполнялись по инициативам высших лиц и комиссий, а так же работ устанавливаемых в столице, не дали показать в списке его работ наш, Ростовский памятник, успевший простоять четверть века в самом центре города. Ростов традиционный русский город, который ещё совсем недавно был камышовым, глиняным и деревянным, каким только угодно, но не каменным. В газетах середины 1880-х г.г. периодически повторялась печать обязательного постановления Городской Управы со «списком мест, где не дозволяется постройка зданий из горючих материалов», а начав расти в верх и в ширь задумался и украшении себя чем-то особенным. В то время очень сильно было развито чинопочитание и, конечно же, этим «особенным» не могло быть что-то иное, кроме изображения царя. Личность «главного героя» памятника была очень заметной для Ростова и всей России. Царь ещё будучи наследником, успел побывать в нашем городе . Время его правления сопровождало и время начала расцвета нашего города. В общем, как бы то ни было, но город решил ставить памятник именно Александру 2-му, как говорили царю-освободителю, давшему конец крепостничеству, а по сути, рабовладельчеству, в России, и многострадальному царю, пережившему в своей жизни множество покушений и от последнего из них и погибшего. Какие пути привели ростовских представителей Городских властей к скульптору Микешину, не знаю. Возможно, был объявлен конкурс на скульптурную работу, возможно, сработали чьи-то рекомендации, но выбор оказался удачным, да и скульптор постарался. Вот как звучит отчёт «Сведение о состоянии работ по сооружению в г.Ростове н.Д. памятника в Бозе почившему государю императору Александру 2-у» помещённый в «Ведомостях Ростовской н.Д. Городской Думы» №38 от 21 сентября 1886 г: «По сообщению Академика М.О.Микешина на 25.07 с.г. малая модель памятника (в 1/8 часть колоссальной величины) выработана окончательнои металлическая отливкаея последует по разрешении Ростовским Комитетом некоторых вопросов. Работа статуи, в собственной мастерскойАкадемика М.О.Микешина (в Стрельне), идёт весьма успешно. Фигура императора сделана и выверена окончательно. Голова, ея сходство и экспрессия вполне удались, руки тоже. В конце июля делалась порфира и М.О.Микешин хлопотал достать из музея Аничковского дворца пару сапог покойного государя на колодках и Его же собственные мундир и парадные штаны, чтобы все детали одежды сделать с возможною точностию. К концу августа м-ца М.О.Микешин полагал вполне закончить лепку из глины, а в сентябре сформировать, отлить и расчистить из гипса под металлическую отливку, которую намерен сделать зимой на франко-русском заводе (бывший Берда) или, если там не удастся, то у Верфеля, что на Караванной. Окончательная обработка пьедестала произведена М.О.Микешиным при участии и одобрении профессора Гримма Д.И. От него получены все детали и шаблоны пьедестала. В Ростове фундамент памятника окончен и посланы М.О.Микешину на выбор образцы камней для пьедестала». Побывал автор памятника в Ростове в период начала его постройки. Был ли он при открытии монумента, не знаю. Про сам памятник и история его разрушения а, так же и некоторые ещё, подробности из его жизни на сайте уже «отмечались». Вот здесь расположена статья, которую можно уже считать не только нашей, сайтовской, но и с помощью других «первооткрывателей» любящих приписать себе кусочек чужого, стала общеинтернетовской. Но история памятника, конечно же не может быть отображена только этими строками, поэтому опишем ещё кое, что. В одном из телесюжетов по истории нашего города, в сюжете об открытии памятника, были описаны несколько казусных сюжетов, в том числе и обращение некоего купца в Управу за компенсацией от потерь, связанных с разбившейся посудой от грохота салюта при открытии памятника. Не знаю было ли такое в самом деле. Возможно. Но, что было точно, это тяжбы купцов, возникшие ещё за годы до открытия памятника. Так, купец Прохоров получил ещё в 1887 году отказ в своём желании открыть гостиницу и питейное заведение в доме Гайрабетова на углу Московской ул. и Соборного пер. (дом известный многолетним размещением в нём магазина тканей и одежды г-на Дм.Переселенкова, позже перекупленный московскими купцами Удаловым и Ипатьевым. Ходатайствовали об открытии заведений и хозяин здания и купец-арендатор. Но отказ Прохоров получил сразу по нескольким причинам, и главными из них были и соседство увеселительного заведения с собором и строящийся рядом памятник. Купец продолжал спорить. Оказалось, что по закону подобное заведение не должно находиться ближе, чем на 40 саженей от церковных сооружений, а расстояние от собора до здания Гайрабетовых как раз и составляет несколько больше 40 саженей. О близости заведений к памятникам закон ни чего напрямую не указывал. Дума пошла было, на компромисс и выдала разрешение на устройство трактира с условием «отобрать у просителя обязательство не допускать в трактирном заведении музыку и всё, что с ней связано – певцы и певицы». Здесь в ситуацию вмешалось Екатеринославское Губернское начальство, заявив, что «дозволение подобных развлечений зависит от полиции», а значит не входит в компетенцию руководства города и тем более Губернии. Приняв к сведению мнение вышестоящего начальства, Городское руководство, всё равно, оставаясь при своём мнении, «запросило г-на Екатеринославского Губернатора предписать местной полиции не выдавать ни кому разрешений на означенные увеселения в доме Гайрабетовых». Конкретно и однозначно. Господин Губернатор отписался, вновь заявив, что это внутреннее дело города, а главное городской полиции. Последний шаг вновь сделала Городская Дума. В своём постановлении она указала, что закон не обязывает полицию в любом случае только разрешать увеселения вблизи от памятников, т.к. наличие подобных заведений не может не оскорблять нравственные чувства граждан, находящихся вблизи памятника…. Не могу утверждать, что на этом спор трактирщика и города прекратился. Возможно было и продолжение этой истории, но в записях о заседаниях Городской Думы 1887 года это были последние слова. Фото памятника стало самым модным сюжетом в фотопортретах центра нашего города на долгие годы. Благодаря этой моде вполне подробно можно отследить стадии развития городского центра. В качестве подтверждения своих слов покажу некоторые из них, ключевые сюжеты: Самый известный и, вероятно, самый давний фотовид выполнил Ростовский классик, г-н В.Ф.Петрыковский После добавлялось по домику: Последний, угловой дом с угловыми башенками был построен Иваном Демьяновичем Кукса, в период от 1908 до 1910 г. и всвязи с этим самое забавное фото опубликовано было в одной из современных книг: Почему наши современники решили, что установленный памятник мог простоять неофициально целых 20 лет? Вернёмся к скульптору. В отличие от современных «прикормленных» штатных городских «скульпторов», старым Академикам архитектуры приходилось самим искать средства существования. М.О.Микешин не был исключением. В свободное от творческих дел время, он издавал журнал «Пчела». Вот, кстати задник одного из его журналов, где его имя записано дважды – в частном объявлении о сдаче дачи и его подпись, как редактора-издателя журнала. Между делами он пробавлялся рисунком, иллюстрируя художественные произведения Со смертью скульптора его фамилия продолжилась делами сына (?). Прошло время и ещё одна грандиозная работа М.О. Микешина пришла в историю Ростова, а вернее Ростова, как столицы Юга России. Не на долго, но пришла. Дело в том, что военное правительство выпустило от своего имени собственные деньги (это, к слову сказать, был уже 3-й большой тираж их денег), на которых в простом одноцветном варианте было напечатано изображение самой известной работы М.О.Микешина – монумент памяти 1000-летия России, установленный в Новгороде. Этим деньгам повезло меньше всего. Датировка купюр – 1920 год, а помните, когда в Ростов пришла советская власть? 20 января 1920 г. Можно сказать, что клише были только заготовлены, был отпечатан тираж купюр нового образца, но выйти в свет ему было уже не суждено. Памятнику в Новгороде судьба уготовила тоже не простую судьбы. В 1940-х он был взорван. Документальные кадры времён войны показывают отдельные его фрагменты широко разбросанные по площади где он был ранее установлен. Что удивительно, советские историки восстановили монумент на все 100%, включая лики царей и цариц. И вновь памятник был помещён на деньгах. Теперь уже не местном их тираже, а на всероссийском. Может быть, кто-то ещё помнит такие купюры. Ходили они, тоже не долго, но здесь уже дело было в другом. Дефолт, падение цен, затем та же денежка уже с номиналом в простые 5 рублей, которые вскорости, опять были превращены в металлический пятак, довольно прилично известный каждому сегодняшнему россиянину. Источники: личные архивы, личная коллекция, | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (29.04.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2806 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||