[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
В Нахичеванских «Книгах оценок …», а их к сожалению, мы знаем совсем не много, не раз встречаются домовладения, принадлежащие людям с фамилией Балабанов, и поэтому, определить адрес, принадлежавший в 1895 году городскому голове города Минасу Ильичу Балабанову, можно лишь условно, если так можно сказать, теоретически. Во-первых, ряд имений Балабановых в доступных нам книгах (1912…15 г.г.) оценивались довольно низко, в районе 350 рублей, что мало вероятно для домовладельца такого уровня. Зданий с оценкой наиболее высокой будет, конечно, поменьше. Это дом по 27-й Линии № 3 (Балабановых Ильи и Абрама); Дом на 32-й Линии 5 и 7 с общей оценкой в 5.250 руб. Минаса Балабанова; Здесь, к сожалению сегодня ни чего старого не сохранено. Дом на 1-й Георгиевской № 33 (Богдана и Карабета с оценкой в те же 5.250 руб.). Сам тогдашний городской голова в 1912 году ещё был жив, поэтому можно полагать, что дом, показанный в 1912-м г., как владение Минаса Балабанова, это и есть тот самый дом, но всё же, справедливости ради, следует учесть и несколько «если». Если, 17 лет назад это место так же принадлежало ему же, если дом, который был оценен в 1912-м г., в 1895 году выглядел так же или почти так же, как на 1912-й. Есть вариант и такой, что дом Минаса Ильича в то время, фактически, был ещё домом его отца, т.е. располагался он на 27-й Линии (см. выше). Но точно пока ничего не известно. Сам же, Минас Ильич в середине 1890-х выглядел так: Это изображение было размещено в одном из центральных общеимперских журналов в 1896 году. А теперь скажу, почему такой пристальный интерес к адресу городского головы Нахичевани того времени. Причина следующая: 1895.04.08. «Приазовский Край». «К приезду И.К.Айвазовского» Сегодня 8 апреля, утренним поездом к.-х.-а. ж.д. прибудет в г. Нахичевань И.К.Айвазовский. Знаменитый художник остановится в доме городского головы М.И.Балабанова, и как надеются, прогостит в Нахичевани несколько дней. Само собою, разумеется, что граждане г. Нахичевани постараются. Как должно, встретить и принять своего маститого гостя, тем более, что для них его приезд имеет в данном случае, особенный интерес и значение. В своё время мы уже сообщали, что граждане Нахичевани, связанные неразрывными историческими узами с Крымом, как потомки крымских выходцев, собрали между собой довольно значительную сумму на памятник в бозе почившему Императору Александру 3-му, сооружаемый с Высочайшего соизволения, в г. Феодосии, по инициативе И.К.Айвазовского, так много сделавшего уже для улучшения и украшения своего родного города. На днях означенная сумма уже препровождена в распоряжение комитета по сооружению памятника. Ценя патриотическую отзывчивость нахичеванских граждан, знаменитый художник и везёт с собой, в качестве ответного дара, одно из мастерских произведений своей талантливой кисти, которое и будет им предоставлено в распоряжение городского головы. Это картина на библейский мотив. Сцена действия – гора Арарат в момент следующий за потопом. Было бы в высшей степени желательно, если только маститый художник ничего не будет иметь против этого, чтобы новое талантливое произведение его неувядающей кисти было выставлено для обозрения публики, которая таким образом, получила бы одно из тех высоких и чистых эстетических наслаждений, которые в нашем медвежьем углу так редко перепадают на его долю». Уверен, Вы поняли…. В ту пору, когда я только лишь начинал интересоваться историей нашего города (я ни когда не разделял его как – это история Ростова, а это история Нахичевани. Нет, это всё наш сегодняшний г. Ростов на Дону, как и мелкие посёлки и станицы, вошедшие в границы современного города), я много начитался легендарных историй о том, что знаменитый художник бывал в старом Ростове (в Нахичевани) многократно, что останавливался он чуть ли не во всех красивых домах города, что имел здесь свою родню, и т.п. Это было начало. Серьёзный же интерес к личности и жизни Айвазовского пришёл с турпоездкой в 2015-м г. в Крым. Нашей группе довелось побывать в доме художника, где сегодня живёт его музей, у памятников ему около дома и на его же могиле, у источника воды, что Иван Константинович подарил своему родному городу Феодосии, изнывавшему от жажды и жары…., но будем последовательны: Биографию художника, при желании, не сложно найти и прочитать в интернете, мы же, лишь кое, на что в ней, обратим особое внимание. Факт 1-й. Имя человека, которого мы знаем как художника Ивана Константиновича Айвазовского, на самом деле было Ованнес Гайбазян. Это не буквально. Транскрипция армянского имени и фамилии в русском языке несколько сложнее. Говорят, что армянское произношение некоторых букв, и привычных нам в русском языке, не 100%-но одинаковы, т.е. написать русским буквами армянские звуки дело не такое уж и простое, и поэтому изменение его имени (русификация), мера вынужденная. Кстати, некоторые источники, наверное, не решаясь так радикально озвучивать, казалось бы, совсем другую фамилию, прописывают её как нечто композиционное и среднее между исходной и окончательной – Гайвазовский. Я же, в подтверждение своих слов отправлю Вас, уважаемый читатель, в город Феодосию. Согласитесь, это совсем не то, чтобы послать, куда нибудь в «нехорошем смысле слова», поэтому делаю это с удовольствием. В этом городе в художественном музее выставлены под стеклом несколько бумаг с карандашными рисунками Художника. На паре из них есть его собственноручный ранний автограф, и он как раз такой и есть. Факт 2-й: В числе ростовских легенд есть одна, утверждающая, что родной брат художника был нахичеванским на Дону церковным служителем и, что это было поводом для неоднократного посещения Иваном Константиновичем города Нахичевани. Разочарую. В биографических сайтах Айвазовского информация о его брате, Габриеле следующая – он действительно, был церковно-служащим, притом, довольно высокого ранга. На страницах сайта "aivazovski.ru" есть довольно пространная статья о нём, и Нахичевань в ней упоминается только в том смысле, что в 1856 году Габриел по настоянию младшего брата приходит в лоно Армянской Апостольской церкви. В том же году возвращается в Россию и устанавливает тесные связи с видными представителями армянской общественности Лазаревыми, Ст. Назаряном, другими. Католикос Нерсес Аштаракеци назначает Айвазовского главой Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархий Армянской Апостольской церкви. Солидно, но увы, это всё. Факт 3-й: Автору, кроме уже названного в начале статьи, не известно более ни одного факта пребывания на Дону знаменитого мариниста. Художник, в самом деле очень много путешествовал по России, Кавказу и всему миру и даже несколько периодов времени жил за границей. Но возвращаясь в Россию, он всё время возвращался на свою малую Родину. Здесь он был счастлив. Его согревали море, своя художественная мастерская, собственный авторитет среди горожан, которые его не могли боготворить. Его хлопотами до Феодосии дошла железная дорога, это его собственными средствами был устроен «фонтан» - оформленный для удобства пользования, источник воды в городе у моря, но, при этом, почти лишенного воды питьевой. Само присутствие художника в городе, повышало рейтинг небольшой крымской Феодосии среди других мест полуострова. Прогуляемся немного по этому городу. В старое время он занимал сравнительно узкую полосу берега моря. Основная и наиболее известная мастерская художника, она же его школа рисования для детей, находилась на возвышении над морем на небольшой горе, но была разрушена землетрясением, которые в Крыму периодически случаются и являются довольно разрушительными.. Его дом, где он жил и куда после разрушения была переведена мастерская. Стоит совсем рядом с морем, от которого его отделяют сквер, обычная и железная дороги. Во дворе его дома сегодня стоит памятник художнику. Любопытно, но и его история, это сплошь легенды. Сегодняшним посетителям музея экскурсоводы негромко подсказывают – «тому, кто дотянется до кисти художника в его руке, будет счастье в виде исполнения любых желаний. Многие верят. Но эта легенда, мелочь по сравнению с другой, с которой связана история самого памятника. Историческими сайтами на темы Айвазовского широко демонстрируется фото, сделанное в день открытия памятника в 1930-м году. Факт интересный, но всамделешный ли, если нам известно и такое фото? Текст мелкий, поэтому, прочту: «Памятник художнику. Скульптором И. Я. Гинцбургом выполнен проект памятника художнику И. К. Айвазовскому, одобренный Академией Художеств. Памятник будет поставлен в Феодосии на берегу моря, недалеко от дачи-музея имени Айвазовского. Памятник сооружается на средства города Феодосии. Фигура художника сделана из бронзы, а пьедестал — из финляндского гранита» (журнал «Искры» 1914 год). Могу лишь предположить два варианта. Первый, это то , что война и последующие события не дали свершиться появлению памятника, второй вариант – памятник поставлен был, но стихия революции снесла его, как и многие другие памятники старой эпохи. И лишь к 1930-му году городу стало ясно, что Айвазовский, это, действительно визитная карточка города, и что памятник художнику, это необходимость…, после чего он был восстановлен. Несколько поодаль от дома художника стоит знаменитый фонтан. Можно сказать, это ещё один памятник художнику, который он сам себе воздвиг ещё при жизни. В современной аналогии, можно сказать, что он был поставлен, как бесплатная водоразборная колонка для всех желающих. А сзади, перед фасадом фонтана, стоит древняя генуэзская башня (в ту пору город назывался Кафа, говорят в честь кофе, привозимого сюда в больших количествах для дальнейшей передачи его в торговлю по всей стоящей географически, выше, Европе). Там же, рядом, был установлен и памятник императору Александру 3-му (вспомним представленную выше заметку «Приазовского Края» о поводе приезда в Нахичевань). Последнее, что мы здесь посетим – территория армянской церкви, где нашел своё упокоение художник. Пишут, что это 11 век. Она, к слову сказать, вся испещрена теми самыми «Сурб-хачами», что мы так знаем по нашему городу. И вот то самое место: Вернёмся в наши родные края. 1895.04.12. «Приазовский Край». «Отъезд И.К.Айвазовского. Сегодня уезжает из Нахичевани обратно в Крым знаменитый русский художник И.К.Айвазовский». Итак, мастер провёл в нашем городе почти 4 дня. Сегодняшние исследователи (далёкие от Ростова) пишут о его встрече здесь с католикосом всех армян, Мкртычем 1-м, находившемся здесь, как о поводе к пребыванию его в Нахичевани. Мкртыч, действительно гостил в городе и их встреча состоялась, но в целом программа пребывания знаменитого русского художника и армянина была гораздо обширнее. Вот, что говорится в, публикуемом со ссылкой на архив Академии наук, письме Айвазовского к своему товарищу: 1895.04.13 Многоуважаемый Герасим Артемьевич! Мы, пробыв четверо суток в Нахичевани, возвращаемся домой. Приняли нас превосходно, у патриарха был несколько раз и даже обедал у него с жоговуртом [народом, — по арм.]. Он производит приятное впечатление, ни малейшего напускного ханжества. Много природного ума, речи его весьма игривы, если иногда и сорвется некстати слово, то это от непонимания местного русского языка, да и вообще европейского. К несчастью его, он не хорошо окружен. Один из вартапетов, переводчик (бывший студент). Он заботится о сохранении престижа и весьма часто неуместно, и этим он много вредит. Патриарх, как совершенно восточный человек, сам не зная принятых обычаев, поневоле под указанием сказанного вартапета. После моего объяснения он поверил, что ничего не имеют против него, а напротив, в более благоприятных обстоятельствах будет принят достойным образом, видимо GIP совершенно успокоился и намерен написать совершенно в другом духе, пред выездом из Нахичевани обратно в Эчмиадзин через Баку, недели через две, вероятно в этом смысле: что едучи на север, он полагал, что армянский вопрос и вообще в Европе все успокоится, но так как еще все это продолжается, то он, напротив, очень рад и благодарен, что теперь с возвращением в Эчмиадзин кажется, врагам не будет повода приписывать моей поездке другую цель, чем она в действительности была, и что когда наступит более благоприятное время, он с нетерпением будет ждать высочайшей воли и тогда поспешит исполнить свой священный долг (в этом смысле я посоветовал и он охотно согласился и желает написать по-армянски и дать перевести, он разумеется хорошо изложит). Остановились мы у Г. Гарибян, он иона очень любезно приняли нас, он своим природным умом и энергией меня поразил, дай бог, чтобы Нахичевань еще многие годы был управляемым таким человеком. Он, кажется, около 5 мая собирается в Петербург. Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения и все они весьма утешительны. С уважением и преданностью к Вам И. Айвазовский Жду Вашего письма в Феодосии. Письмо И.К. Айвазовского к Г.А. Эзову ИНА АН СССР, ф. 53, стр. 94—95. (Автограф) А вот текст из итоговой заметки в «Приазовском…»: 1895.04.14. «К пребыванию И.К.Айвазовского в Нахичевани. Знаменитый маринист во время кратковременного пребывания своего в г. Нахичевани проявил истинно-артистическую щедрость. Ряд драгоценных полотен, подаренных им разным лицам и учреждениям, составляет, фигурально выражаясь, художественный след его приезда. Мы сообщали уже о большой картине («После потопа»), привезённой И.К. с собой в качестве «ответного дара». Кроме неё, маститый художник привёз ещё несколько небольших полотен, по преимуществу, марин. Одну из них И.К.Айвазовский поднёс святейшеству, патриарху католикосу Мкртичу 1-му, причем, кроме того, обещал прислать эчмиадзинскому армянскому монастырю одну из своих больших картин, находящуюся сейчас на художественной выставке в Берлине. Затем, И.К.Айвазовский подарил одну марину нахичеванскому городскому голове М.И.Балабанову и небольшую картину, армянской духовной семинарии. Наконец, он оставил ещё одну картину («Везувий») в распоряжение М.И.Балабанова, с той целью, чтобы для розыгрыша её в лотерею испрошено было разрешение и вырученные таким образом деньги обращены были бы в пользу бедных г. Нахичевани. При этом, однако, не забыть и Ростов, что мы с особенным удовольствием отмечаем. По желанию маститого художника, все перечисленные картины должны быть предварительно выставлены в Ростове, а деньги, вырученные от входной платы, он предоставил М.И.Балабанову употребить по своему усмотрению, в пользу бедных г. Ростова. Предполагается, что деньги будут переданы в распоряжение Александровского благотворительного общества. Что же касается, затем, большой картины («После потопа»), то вопрос о дальнейшей её судьбе остаётся пока не решенным. Нам кажется, что самое лучшее и целесообразное было бы положить этой картиной основание музею, устройству которого, насколько нам известно, нахичеванская городская управа уже давно озабочена. Это было бы начало, лучше которого трудно придумать. Из Нахичевани И.К.Айвазовский выехал 12.04 утренним поездом в Таганрог, где в часть его Я.М.Серебряковым был дан обед, на котором присутствовали представитель городского управления, судебного и др. ведомств. Здесь так же проявилась артистическая щедрость знаменитого мариниста: он подарил по мастерскому произведению своей художественной кисти Я.М.Серебякову, городу Таганрогу и колонии для малолетних преступников. Кроме того, он обещал написать икону св. Георгия Просветителя Армении для предположенной к устройству в г. Таганроге армянской церкви. В тот же день, 12.08 вечером, И.К.Айвазовский выехал из Таганрога в своё крымское имение Шах-Мамай (Феодосийского уезда), оставив по себе светлый след, как человек и художник». Нахичеванцы, кстати, и волю своего гостя исполнили и благотворительное дело исполнили: 1895.04.16. «Приазовский Край». «Выставка картин И.К.Айвазовского. Нахичеванский городской голова М.И.Балабанов обратился к председательнице совета Александровского благотворительного общества, Ю.А.Токаревой, с письмом, в котором предлагает обществу принять на себя устройство выставки картин И.К.Айвазовского, с тем, чтобы доход от выставки обращен был в пользу общества. Нужно надеяться, что предложение это будет принято Александровским благотворительным обществом и тем самым, к его же выгоде, будет обеспечен наибольший материальный успех выставки». А что за картина была подарена городу? У меня в коллекции есть открытка с репродукцией одной из картин на подобную тему. Это картина, как мы видим на подписи к ней, «Всемирный потоп». Всего на библейские сюжеты, Айвазовским было выполнено несколько работ. Заодно уж помещу здесь текст письма художника к князю Долгорукову об этой картине: 20 ноября 1862 г. Феодосия. «... Вы спрашиваете меня, что я пишу. Я в восторге в настоящее время от своей картины «Всемирный потоп». Я ее почти оканчиваю, и она, смело могу сказать, есть лучшее мое произведение. В большом размере эта картина изображает самый потоп в самом разгаре, а другая будет, когда Ной со своими животными спускается с вершины Арарата при чудном восходе солнца и уже местами открылась из-под воды чудная природа. (набросок) И эту вторую картину надеюсь к 15 январю окончить». ЦГАЛИ, ф. 691, оп. 2 д. 9, л. 2. (Автограф) Мной выделен текст о его второй картине, скорее всего, той самой, картине – подарке городу Нахичевань. А вот теперь показываю самое загадочное. На сайте газеты «Голос Армении» помещена заметка написанная от имени ростовчанина и старшего научного сотрудника ростовского краеведческого музея, Валерия Рязанова. В ней сказано: «…Известно, что католикос Хримян (???), выехав в Петербург с визитом к царю в 1895 году, по пути посетил Ново-Нахичевань, где встретился с Айвазовским. Иван Константинович приезжал также в Таганрог. Здесь он преподнес местному православному палестинскому обществу в дар свою картину и позировал для портрета скульптору Егорову…. В фондах Ростовского областного музея краеведения находится фотография 1916 года, где на фоне картины "После потопа", экспонированной в одном из залов Нахичеванской духовной семинарии, запечатлена большая группа людей - очевидно, известных общественных деятелей города. Композиция этой картины совпадает с полотном кисти Айвазовского "Сошествие Ноя с Арарата" (1889), находящемся в Государственной картинной галерее Армении. Доброе сердце было у художника Айвазовского: дарил он людям свое романтическое искусство, дарил и картины. В одном из писем, датированном 1895 годом, есть такие строки - впечатления о городе, к которому он был небезразличен: "Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии "….». Утверждать не могу. Айвазовский был довольно «плодовитым» творцом и кто-то подсчитал, что если всю его жизнь разделить на число его же полотен, то выйдет, что он выдавал каждые 3 дня своей жизни по картине, эскизу, наброску или гигантскому полотну. Верные ли здесь расчёты – дело их автора, но звучит громко. Хватало ли творцу сюжетов для картин, и повторялся ли он в них. Всё может быть, но такое совпадение, что бы две картины одного сюжета одновременно появились и в Нахичевани и в Эчмиадзине, мне кажется невероятным. Тем более, есть и упомянутая фотография… А, что если их, эти картины, сравнить? Не Нахичеванская ли картина, тем более, ранее выставленная в религиозном учреждении – семинарии, позже была «приватизирована» в Армянскую картинную галерею? Я не говорю, что она была нагло украдена, или что-то в этом роде, но факт есть факт. Возможно, поводом к этому перемещению стали события гражданской войны и революционный переворот 17-го… Ведь не даром же, даже материалы о ростовской гостинице «Большая Московская», сегодня хранятся в Армянском Государственном архиве… В общем, это «камешек в огород» наших губернаторов и иже с ними – почему достояние нашего города, лично преподнесённое ему автором, сегодня находится за три-девять земель? Не пора ли взглянуть на подарок Айвазовского в сравнении с ростовским фото, и если они покажут себя одним и тем же, попросить картину назад? Сегодня в Ростовском музее Изобразительного Искусства хранится и экспонируется несколько полотен кисти И.К.Айвазовского. Из них 3 полотна на морские темы. Но есть ещё кое-что, лично для меня, ставшее неожиданным. Портрет Нахичеванского Городского Головы, работы Айвазовского. Мастер, он и есть, мастер! 29.07.1817 – 19.04.1900 Напоследок, замечу – я не знаю, почему, именно сейчас, вернее сказать, несколько дней назад, у меня зародилось горячее желание, выдать, наконец материалы о Иване Константиновиче Айвазовском на сайт, но так уж вышло, что 29.07.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня его рождения… Источники: ДГПб, личный архив, коллекция, материалы интернета | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (02.08.2017) | Автор: Овчинников Александр | |
Нравится: 0 |Просмотров: 3022 | Комментарии: 8
| Теги: | |
Всего комментариев: 8 | ||||||
| ||||||