Стены строго на одном уровне. Что это именно набережная - сомневаюсь. Во-первых, никакой информации о её существовании раньше не встречал, во-вторых там до берега метров 300 минимум, т.е. для набережной все же далековато. Я бы скорее предположил, что таким образом просто была обозначена граница раздела города и береговой (портовой) зоны.
Сегодня улучил момент и побывал «в низовьях» этих линий и осмотрел эти сооружения. Очень похоже на остатки набережной. И вот почему. Этот парапет проходит по краю обрыва, сейчас этот обрыв читается слабо, но читается. Ниже этого обрыва в 19-м веке построек не было, там была зона паводка. И до воды там не 300 метров а 100, и не до воды а до кромки современных причальных сооружений. Думаю в паводок в 19-м веке, вода подходила под самую стенку, а в период низкой воды, между стеной и береговой линией, было от 50 до 100 метров хорошего пляжа. И место там живописное (было) - западная стрелка Зеленого. То, что про эту набережную ни чего не было слышно, это не удивительно. Много мы знаем про ростовскую набережную того времени? Очень мало! А эта была тем более не на виду. Многое могли бы сказать специалисты – строители. Дело в том, что в качестве наполнителя для бетона из которого сделан этот парапет, использован бой пережженного кирпича. Я такого ни где не встречал. Возможно по этой особенности можно будет определить возраст парапета. В общем, пока склоняюсь к версии набережной. Если так, то поздравляю Поручика с открытием. Кстати с большим удовольствием прошелся по прибрежной Нахичевани. Все-таки у этого района непередаваемый колорит.
Не спешите с поздравлениями, Андрей. Как верно заметил Алекс, я сторонник проработанных, а не эмоциональных выводов. А посему – история первая. Где-то в начале 70-х годов в пионерской среде прибрежной части Пролетарского района была очень популярна дворовая легенда о некоем пионере, которому повезло оказаться в нужное время в нужном месте, а именно – на свалке какого-то таинственного механического завода на берегу Дона, куда выбрасывали отходы штамповки юбилейных ветеранских значков («25 лет Победы»). Пионер вернулся домой с набитыми карманами, а авторитет его в окрестных кварталах поднялся до небес. Что это могли быть за завод или мастерские - для меня загадка до сих пор (скорее всего - "Красный Дон"). Но стоит ли говорить, что на какое-то время все мои ровесники нижней Нахичевани оказались заняты поиском этого чудесного места. А в свободное от поиска время – расспросами бабушек, дедушек и соседей преклонного возраста о том, где бы это Эльдорадо могло быть. Это я все к тому, что про ростовскую набережную – да, не знаю, потому что не расспрашивал. А вот рассказов людей с 1893, 1897 и т.п. годами рождения про прибрежную часть Нахичевани я в свое время выслушал немало. Но при этом, ни набережная, ни пляж в этих рассказах никогда не фигурировали. Про причалы, к которым приставали рыбачьи дубы, приходившие от гирла Дона – рассказывали, про коптильни – да. Припоминали ещё, что коров где-то там пасли – и все. PS к первой истории: то место потом мы с пацанами все-таки нашли. Такого счастья, как тому первому мальчику, нам, конечно, не привалило, но пара «раритетов» в моей ностальгической коллекции сохранилась:
Теперь история вторая, более современная. Поскольку во время прогулки-открытия, находился я (по секрету) в обществе женском, а, следовательно, внимание мое было несколько рассеяно, решил при первом удобном случае себя проверить. В смысле расстояния до берега и всего прочего. Повезло - случай не замедлил представиться. И вот, после того, как я ещё раз все внимательно осмотрел и не обнаружил ничего нового, в качестве бонуса моей настойчивости из ворот дома, непосредственно прилегающего к обнаруженным артефактам, вышел один мой старый знакомый (ей-богу не вру, сам обалдел). После нескольких минут взаимных удивлений выяснилось, что живут они здесь давно, их дом когда-то был последним в Нахичевани, сооружения эти (со слов его отца) обозначали границу города, дальше шел выгон, на котором пасли коров и через который ходили за водой к Дону. Ни набережная, ни пляж в их семейных хрониках тоже никогда не упоминались. PS второй истории: точное расстояние от подпорной стены до берега - 205±5 м. Так что тут у нас со Станичником - боевая ничья. PPS: если у кого возникнет желание в свою очередь последовать нашему со Станичником примеру – должен предупредить: местный народ весьма озадачен такой популярностью их тупиковых мест после многолетнего забвения, поэтому волчьи ямы, травля собаками и прочие сомнительные удовольствия не исключены.
Приветствую всех! Встречная ностальгия. Я будучи в пионерском возрасте и проживая в Батайске, ходил на завод по переработке цветного металла. Там мы тоже находили эти колодки и даже сами знаки, при том часто в эмалях. Сохранился у меня на какое-то время всего 1, а после, уже проживая в Новочеркасске на квартире, поменял свой сохраненный знак хозяину дома, где снимал уголок на царскую бумажную сотню. Не мог не поменять - мужичок был ветераном, а свой знак не то потерял. не то поломал. Они же алюминиевые были. Вообще мы там находили не только эти знаки, но и обычные значки- сувениры. И мне кажется, я тогда слышал о какой-то сувенирной фабрике в Ростове, которая их и штамповала. Но это уже просто ка слухи. Кстати, не знаю знаки делали только для Ростова или всей страны, но в оформлении их мне тогда показалось была несерьёзность - там было клеймо этой фабрики, а военный знак, как мне казалось, это круче чем просто медалька на очередную годовщину, но на знаке, в отличие от медалей было это самое клеймо, да и алюминий, всё же не медальный материал.
Да Сергей, все так. Я и не утверждаю, что в Нахичевани была набережная подобная нынешней ростовской. Но город назывался Нахичевань на Дону. На Дону! И жили в нем люди, которым совсем не безразлично было, как город выглядит со стороны. Очень не безразлично! И чтобы в этих условиях жители Нахичевани не устроили себе какой ни какой парадный выход к реке? Не верю.
Парадный, не парадный, а вход-выход был, и похоже, это он и есть. Раз даже местный житель говорит, что граница - но это же не просто забор, видно - спуски оформлены "воротами" как на 3-ей, так и на 5-ой линии. Может и на других улицах были, только не сохранились.
Сегодня читал перечень дел, рассматривавшихся Нахичеванской городской думой в середины 19 века, до последних её дней. За это время несколько раз поднимался вопрос об обустройстве или подпорных стен, или бетонной стены над фильтром городского водопровода, или о засыпке грунтом "места позади каменной стены" на набережной Нахичевани. Думаю, это просто усилительная стенка, которая должна была противостоять сползанию грунта под действием дождей или талого снега.
Да! Но она употребляется как то в 2-х смыслах, от чего мне и подумалось, что люди рассматривая вопрос не имеют ввиду только бровку берега. К примеру, вопрос о сооружении набережной ещё только рассматривается, а уже до этого стоял вопрос о засупке земли. Впрочем, как знать. Может же быть так, что разговор идет о продолжении работ и доделке работ первого этапа(???). Я просмотрю, что из этих фраз у меня запечатлелось и отдельно распишу. Но вообще о набережной речь ШЛА. И ещё, к нашим, когдатошним разговорам о мостах. Наплавной мост через Дон и его протоку у Нахичевани, по напрвлению к ст.Батайской тоже БЫЛ!.
Вот, что пишет в своей книге «От казачьего каюка до «ракеты», старейший капитан Волго-Донского пароходства, Михаил Пахомович Малышев: «В тридцатых годах в Ростове были морской порт и речная пассажирская пристань. Расширение грузоперевозок по реке привело к тому, что пристань разрослась в порт, который в те годы находился в Нахичеванской протоке Дона, в районе 13-й линии. Морской порт тянулся от устья Темерника до Кировского проспекта. В 1939 году оба порта слились в единый мощный речной порт, оснащенный современными по тому времени механизмами, портальными электрическими кранами, складскими помещениями, подъездными железнодорожными путями.» Так может быть эти стенки остатки пассажирской пристани?
Был-был заводик в Ростове по изготовлению значков! А может и сейчас есть.. Ведь почти все значки, продававшиеся в советское время в киосках Союзпечати были нашего, местного производства! В начале 90х годов я по заданию СП, на котором тогда работал, даже пытался договориться о выпуске партии значков (В цене не сошлись). Производство тогда располагалось на проспекте Театральном, на две-три улицы выше ул. Горького. А что касается набережной в Нахичевани... так до войны, когда Дон ещё не был зарегулирован всякими гидроузлами, была она и полноценной набережной!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]