Участок Береговой улицы в районе Посоховского спуска. На переднем плане здание дореволюционной постройки, возможно, один из складов Парамонова, вдали разоренный и брошенный крупяной завод. Был построен в 1938 году на месте взорванной 7 февраля 1930 года парамоновской мельницы, прослужил 60 лет, несмотря на то, что пострадал от бомбежек во время войны, восстановлен пленными немцами, но не выдержал всеобщей катастрофы развала. Здесь тихо, как на кладбище, и заброшенные строения, словно памятники самим себе.
Автор: Helen
Дата фото: 9. 06. 2013
Источник изображения: собственное фото
Прямая ссылка на фотогрфию: /_ph/45/2/633347514.jpg?1732340130
Прилагаю к этому ещё один вид. Это реклама самого Парамонова из 1896 года:
Главное здание, как уже прозвучало, взорвалось уже в начале советской власти. Как-то уних не очень было с охраной труда. А вот то здание, что на снимке Хелен, на ближнем виде, уже (ещё) стоит. Правда, за время существования, оно обрело роскошный "кокошник" с балконом 2-го этажа. А само здание вполне легко угадывается по овальным деталям на стене фасада. Красиво всё же строили г-да буржуи. Для себя делали, будь оно жилое, будь производственное.
Признаюсь, я не смогла бы сама связать эти два здания, несмотря на овальные детали. Дело в том, что кокошник и балкон не выглядят так, будто их надстроили позже. Но, может быть, я просто не уловила разницу. Есть фото Парамоновской мельницы с реки, и на нем довольно плотно стоящий ряд строений по Береговой, и там я тоже не смогла распознать здание с овальными деталями. Хочу сказать о другом: есть снимок Парамоновской мельницы с противоположной стороны, так вот на нем мимо мельницы пролегает улица (?) или дорога, и незаметно крутизны Посоховского спуска к самой мельнице. Тогда как воочию, оказалось, сразу за мельницей начинается крутой подъем, густо заросший деревьями и кустами, словно большая насыпь. Это что, так сильно изменился ландшафт?
Про всё о мельнице не знаю. Скажу только то, что известно. Сначала Парамонов её приобрёл у своего предшественника, купца Посохова. Как она при этом выглядела, можно лишь догадываться. Потом на мельнице был грандиозный пожар. И комплекс был серьёзно перестроен, если не вообще построен заново. В ходе работы, естественно, комплекс продолжал развиваться и скорее всего продолжал и достраиваться. Мне известны несколько исторических видов мельницы. Наверное, самый рнний из них, вот этот, рисованный:
Здесь минимальное число построек, но есть и корпус с арочными элементами (ещё одноэтажный) и корпус за мельницей, который стоит и сегодня, с выходом к Державинскому. Рельеф вокруг места сильно упрощён. Спуска к берегу, подходящего сегодня вплотную к зданию крупзавода нет. Нет и нескольких зданий, следы которых сегодня стоят рядом с главным зданием. К примеру вот этого:
Здание стояло вплотную к главному, под прямым углом, прямо под склоном спуска к Дону.
Второй вид открыточный с северо-запада к главному корпусу:
Этот вид на столько уже стал классикой, что я даже боюсь сказать против него что либо. Однако, посмотрите на последнее современное фото предыдущего комментария. Из-за руин на нём, вполне вероятно, что вид здесь, на "древней" открытке, перевёрнут на 180 градусов. Пишу, в самом деле, без уверенности. Возможно, здесь просто вид, пока ещё без этого здания, хотя с двумя другими на его месте. Хотя, мне кажется, что и далее за мельницей, на фотооткрытке здесь, есть длинная поперечная главному зданию крыша, направленноая параллельно Дону, что опять говорит за перевёрнутось изображения. Тогда и ближнее по сюжету здесь здание, это опять то же с арками. И ещё - на окнах верхнего этажа явно видна причина будущей катастрофы - все простенки "выбелены" мукой, т.е. пыль от муки там была чрезмерной, чтов конце концов, при неудовлетворительном контроле со стороны администрации, неизбежно вело ко взрыву мучной пыли в смеси с воздухом.
Если согласиться с логикой предыдущего рассуждения, то это фото тоже повёрнуто. Сам не знаю как всё объяснить, но это в принципе, мало вероятно, но логика, вроде бы говорит об этом. Опять вдали, вроде бы "не там" поперечное здание и продольные на месте поперечного. Правда, есть небольшой вариант, что нынешнее главное здание крупзавода стоит не на месте главного Парамоновской мельницы, но я в это не верю. Зачем бы строители усложняли себе задачу при постройке? Рыть новый сильный фундамент на берегу реки, задача не из простых. Здесь построек больше всего и вероятно, это один из последних видов мельницы. Да, по верху на насыпи идет дорога, но похоже, она грунтовая, поэтому, если в последние годы она не использовалась, то вполне могла зарости. Сам я туда не поднимался, поэтому состояние того места не видел. Может быть всё ещё на месте. Железная дорога, показанная на самом раннем (рисованном) изображении мельницы, здесь дествительно проходила. Она вообще была вдоль всей городской береговой линии и даже первый ростовский "вокзал" был так же на Береговой. Слово ВОКЗАЛ в кавычках, т.к. не помню справочников, где это место описано как вокзал. Обычно оно называлось станция и товарная станция (в смысле, грузовая).
Ой, спасибо! Именно этот нижний снимок я имела ввиду. Это вид с обратной стороны мельницы. И вот она эта безымянная улица. Да, я сейчас вижу, что сама мельница стоит словно в овраге. Я уверена,что крупяной завод стоит, если не на фундаменте мельницы, то, по крайней мере, на ее месте с точно таким же расположением. Тогда все сходится, но эта улица теперь не улица, а изгиб вправо от Посоховского пер., и больше похожа на заброшенную дорогу, хоть и покрытую асфальтом (кое-где асфальт отвалился, и видна брусчатка). А слева вместо пустоши, теперь холм, покрытый бурной растительностью. Полагаю, что на Ваших снимках, Александр, уже перестроенная Парамоновым после пожара мельница. Первоначальный вид мельницы Посохова вряд ли возможно увидеть, ну, если только Волошинова Л. Ф. не поможет.
На последнем нижнем снимке, действительно, непонятно изменение расположения строений вокруг мельницы, а сама мельница как раз положения не меняет, если смотреть по отношению к реке. Если получится, я добавлю дорогу, что шла по насыпи, точнее, ее покрытие. Я поднималась и к ней и к жилому зданию, построенному Парамоновым (для работников администрации мельницы)в начале 20-го века и сохранившемуся до сих пор.
Пожалуйста, Helen, добавьте дорогу. И скажите, где же она всё таки проходит - к востоку или западу от гл. здания. Ещё было бы не плохо вообще вид с оборотной стороны на главное здание и соседние. Меня в самом деле путает это поперечное здание и так и заставляет думать про повёрнутость. Расположение к Дону, безусловно буде одно и тоже. Я имею ввиду поворот сюжета по центральной, осевой линии здания, а оно симметрично, поэтому на нём здесь ни чего не изменится.
К сожалению, Александр, даже если я добавлю дорогу, Вы сможете увидеть только ее кусочек (ведь я снимала ее из-за брусчатки). Но могу рассказать. Спускаясь по пер.7 февраля от ул. Станиславского, первый перекресток с ул. Красных зорь, кварталом ниже - с ул. Нижне-Бульварной. На ней пер. 7 февраля в качестве проезжей улицы заканчивается, упираясь в тот самый дом Парамонова, построенный (по словам местных жителей) для проживания работников администрации бывшей мельницы. Но вниз мимо этого дома ведет раздолбанная асфальтированная дорожка и заворачивает вправо, как раз мимо крупяного завода. Очень похоже, что это останки вот этой дороги, что на предпоследнем снимке. Но именно останки. Она не продолжается влево, и по сути, не имеет ни начала, ни конца. Бывший крупяной завод в этом месте обнесен блочным бетонным забором, и поднимается из-за него немного пугающим исполином, несмотря на свой светлый цвет, окружающую его зелень, и довольно красивую занавесь на бетонной стене вьющегося винограда. Находиться там одному несколько неуютно. Я постараюсь добавить сегодня несколько снимков из своего похода.
Спасибо, я вроде бы понял. Сегодня, разбирая свои "захоронки" из старых газетных архивов нашел кое-что прямо в тему:
Это 1949 год, апрель, газета "Молот". Нечто довольно злое и циничное просится на язык в отношении нынешней городской власти. После освобождения завод был запущен всего через 6 лет. Нынешние приватизаторы и администрация, съели его в одночасье.
Какой то рок. Сегодняшний день меня уже не знаю в какой раз возвращает сюда. Нашел в газете за 1913 год сообщение об очередном пожаре на мельнице Парамоновых. Дословно пишут так: "здания сгоревшей мельницы ...с некоторыми машинами ... застраховано в 4-х страховых обществах, ..., а здание со старыми машинами, стоющее 20 тыс.руб, 2 амбара, ... ни где застрахованы не были". А теперь вопрос - если речь идёт о старом с амбарами и новыми зданиями, то всё же на первом из исторических изображений, да и на рекламе, не тоже самое ли? - Большое здание и всё по западную сторону - Парамоновское, а всё, что восточнее - бывшее Посохова ??? Не знаю, конечно, но сдаётся, что возможно.
Это вид сверху от дома Парамонова на крупяной завод, сквозь зелень деревьев просматривается та самая дорога и бетонный забор. Только у дороги весьма странный край, как обрезанный.
Может быть, я не совсем верно выражаюсь, называя эту каменную кладку брусчаткой. Но даже такую не клали просто так. А вот и дом Парамонова, он стоит на возвышении. С этого места хорошо снимать крупзавод осенью, когда не будет листвы. Сейчас она не только многое скрадывает, но и скрашивает.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]