Алекс, я интересовался у одного из "старожилов" Сельмаша; он сказал, что это была первая колея детской дороги... А вот про то, что там шла ветка из царских времён, я признаюсь, и не знал.Но не думаю, что она смогла бы столько лет пролежать- на дрова могли в войну потянуть, на строительство.Если узнаете что, и сообщите- буду рад.Шпалы эти и лежат до се по той территории парка, что находится за церковью св.Пантелеймона, перед и за тренировочными футбольными полями.Хотя там в последнее время что-то перестраивали, и могли убрать. Заранее спасибо. А панорамировать, как просит Selena, там просто невозможно: там очень плотно заросло кустарником и деревьями, что ни чего не видно.Это только одно место явно видно: если идти от проспекта Шолохова от 20-й линии напрямую к клубу альпинистов.
Скорее всего это шпалы от ж\д ветки, которая обслуживала завод Роспродмаш и военный склад за старым автовокзалом. Склад, сюдя по всему, уже закрыли. Там уже был пожар, так что скоро он прекратит свое существование и появится очередной жилой комплекс.
Посмотрите на карту. Этот путь он и есть. Он проходил ч-з территорию "Продмаша" и шёл во двор со складами. Речь идет о том, что до революции, когда "Ростпродмаша" ещё не было, путь шёл только к складам (амбарам) и позже на его пути уже появились и мыльная ф-ка Хачкурузова и потом Продмаш, и проч. Только, всё таки - этот путь или это бывший путь Дет.С-Кж.д.?
И тот и другой путь одновременно. Я что-то такое припоминаю из детства. И вот подтверждение:"В 1945 году, когда город Ростов даже ещё не был полностью восстановлен после войны, было принято решение о реанимировании детской железной дороги, переименованной к тому времени в Малую Северо-Кавказскую. В ходе проведённого ростовскими железнодорожниками обследования руин дороги стали ясны масштабы разрушений: практически все рельсы во время войны были сняты для строительства оборонительных сооружений, шпалы и даже часть балласта растащены местными жителями по подсобным хозяйствам, станционные постройки и депо, хоть и уцелели, требовали серьёзного ремонта. В марте 1946 года детской дороге был возвращён эвакуированный подвижной состав, но и он требовал ремонта. Тогда же начались восстановительные работы и на самой дороге. Руководил ими начальник ДЖД Ваган Акопович Миносян. К концу июля 1946 года была завершена первая очередь восстановления – километровый участок пути от станции Деповская до бывшей станции им. Кагановича, переименованной в Победу. Из-за отсутствия обгонного пути возле депо движение по восстановленному участку был организовано весьма своеобразно. По прибытии на станцию Победа, паровоз по второму пути обгонял состав, и в обратный рейс вёл поезд тендером вперёд. Возле депо поезд останавливался перед стрелкой, паровоз отцеплялся от состава и уходил на один из деповских путей, после чего стрелка переводилась и состав с пассажирами тросом, с помощью лебёдки, затягивался на второй путь, паровоз обгонял состав и снова прицеплялся к нему. Естественно, это была лишь временная мера, требовалось как можно быстрее восстановить дорогу в полном объёме.
Для ускорения было решено построить промежуточный вариант – линия ДЖД замыкалась в малое кольцо, проходящее по насыпи ширококолейного пути. Для этого в широкой колее был уложен третий рельс. По получившемуся трёхниточному пути совмещённой колеи 1524 / 750 мм можно было пропустить как ширококолейные вагоны, подаваемые на предприятия города, так и поезда детской железной дороги. Движение по малому кольцу открылось 2 мая 1947 года. Эксплуатационная длина ДЖД составила около двух километров. В таком виде дорога проработала два сезона. А тем временем продолжались восстановительные работы на большом кольце, возведение станционных построек и нового депо. 1 августа 1948 года, в «Сталинский День железнодорожника», открылось движение по большому кольцу, протяжённостью 3,15 км. Малое кольцо разбирать не стали, но впоследствии оно использовалось только для хозяйственного движения. Таким образом, полная эксплуатационная длина детской железной дороги увеличилась до 4,45 км." (Информация с сайта о Детских железных дорогах)
Глаза подвели- не так прочёл. Как раз вот там, где пунктиром есть обозначение со стороны Шолохова,за супермаркетом стоит церковь св.Пантелеймона, а рядом и есть проход на территорию парка,- тропинка,а там и эти шпалы, что на снимке.
Когда снег сойдет, можно будет на эти шпалы посмотреть и возможно будет видно следы от третьего рельса. Хотя не исключено, что путь могли ремонтировать и шпалы заменить и ничего видно не будет
Ребята- вот то, что видно- пожалуй, других и не увидите. Там, за тренировочными полями ещё я видел, но они были совсем погнившие, никакущие...Эти- более-менее сохранились.Есть ещё дальше, в траве и зарослях, но я их не мог сфотографировать.Было темновато.И так этот снимок "осветлять" пришлось.