Как в мультике про Винни-Пуха - "Когда обед уже давно прошёл, а ужин совсем ещё не начинался..." . Примерно по такой же аналогии древние картографы, делая изображения изображаемых мест, не вполне ещё владея техникой картографии, дополняли свои планы местностей рисунками, а в некоторых случаях, вполне серьёзными картинами видов тех или иных мест. Первый из приводимых видов - гибрид карты и рисунка - проект ростовской таможни от 1749 г. Как-то по тв в одной из местных документальных передач прозвучала фраза о том, что Ростов до сих пор не знает того конкретного места, где располагалась эта первая таможня, и якобы именно по этому памятный знак таможне был водружен на стойке ограждения моста через р.Темерник в створе Садовой. Не верю я в такое незнание, думается, что знак поставлен был там только по одной простой причине - там он в зоне большой проходимости. Да, на этом плане не фактическая съёмка местности, а проект, но и на первом, высочайше утвержденном плане города, место первой таможни изображено в том же самом месте - на мысе, образованном реками Дон и Темерник. Вторая картина, меня потрясла, после того, как я несколько раз пролистывая свою подборку разных наших местных исторических карт, совершенно случайно обратил внимание на фон карты. В её низу изображены панорамные виды Ростовской крепости и г. Нахичевань, а так же панорама Черкасска. Ниже размещаю виды первых двух. Вид 1797 г. До сих пор под впечатлением от этого, найденного более месяца назад. Как всё же, элементарная не внимательность многе скрывает от нас!
А вот ещё одна панорама нашего города. На сей раз её отделяют от предыдущей целых 80 лет. Это уже Ростов не наидревнейший, а просто, старый (конечно, всё в этом мире относительно и возраст, конечно, тоже). Это изображение мне конечно же было даровано товарищем, которому, в свою очередь было так же даровано ещё кем то, но зная лишь последнего, размещаю на картинке его логотип. Итак, гравюра видом Ростова н.Д. из газеты от 1876 г.
В моём понимании, это идеализированное изображение, выполненное по памяти. Возможно, автор гравюры в Ростове даже и не был (вернее, не ступал ногой на его землю), а видел город, к примеру, из окна поезда. Вид как раз, где-то такой. Два холма, Темерницкий и основной городской. Собор без колокольни, куча домов, хотя уже и не деревянных, но маленьких или чуть крупнее, чем маленькие. На Затемерницком берегу строения лишь на примыкающей к Ростову территории. Дальше "чужая", земля Области Войска Донского, а точнее, станица Гниловская ("чужая", т.к. сам Ростов был тогда частью Екатеринославской губернии). И наконец, главное - целая флотилия парусных кораблей. Здесь Ростов, это вовсе не он, это нечто вроде Одессы или Севастополя. Наконец последний объект, который можно более-менее считать определённым. Плот у берега ст. ниловской и лес на берегу. Не знаю всех лесопереработчиков тех лет, но точно, в 1897 г. здесь была лесопильня г-на Мухина. Впрочем, зачем это нужно обязательно комментировать? У каждого смотрящего, есть своё понимание Ростова и каждый себе сам вполне может рассказать о том, что он здесь видит. |