В районе Лендворца есть историческое здание, часто упоминаемое в литературе, как воскресная школа Парамонова.
Исторические события с ним связанные, уже упоминались здесь. Даже если отвлечься от историко-революционных подробностей, можно сказать, что здание это достойно занимать свое место в реестре архитектурных памятников. В списке памятников 2011 года бывшая воскресная школа еще присутствовала. Но само здание уже несколько лет стояло заколоченным. А осенью прошлого года на нем появилась растяжка о продаже. И вот, месяц назад началось…
Памятник обнесли забором, быстро разобрали «домик» на крыше и начали зачищать стены от побелки.
Это наводит на мысль, что старая школа не будет разрушена, а подвергнется реконструкции (реставрации?) Или же (в худшем случае) здание переоборудуют под какой-нибудь магазин, как это часто бывает.
Я поспешила заснять процесс. Как знать, в каком виде мы увидим в будущем парамоновскую школу. И тут обнаружилось интересное. Издали увидела внутри здания округлую нишу, сфотографировала ее, чтобы потом на мониторе лучше разглядеть. Дома же не поверила своим глазам! Из ниши глядело лицо.
По началу решила, что это отверстие – что-то вроде вентиляции, и оно чем-то заткнуто или забито, в результате чего замятый материал приобрел конфигурацию, схожую с человеческими чертами. На утро все же решила проверить этот факт. И о, чудо! Это действительно лицо!
Мысли были разные – и Л.Толстой (школа же, великий писатель к месту будет), и К.Маркс (могли уже в послереволюционные года изваять). Но вот гложет догадка, а не сам ли это Парамонов, имени которого воскресная школа (Елпидифор или Николай, а может и Петр)? Территория объекта закрытая, и с охраной, а хорошо бы было сфотографировать эту находку поближе, да вдруг ещё что интересное в стенах школы имеется. Может быть, представителям ВООПИиК или ребятам из «МойФасада» дадут разрешение на обследование? Очень прошу Алекса272 передать «МойФасаду» информацию, может, и правда, заинтересуются.
Вот уж дело!!! "Нужно дудеть во все дудки". Хотя бы узнать что там происходит. Нпременно что либо инициирую. Портрет, утверждать трудно чей. На фото Е.Т.Парамонова, у него назревавшая лысина, воспринимающаяся как высокий голый лоб. Наверное Толстой. Он был тогда в почёте и в моде. И улицы в честь него называли.
Ещё вчера, перед выкладкой новости, перелистала кучу справочников и интернет и никакого портрета Елпидифора, кроме того самого, с "высоким лбом". Наверное, Толстой - более вероятно.
"...должен быть второй барельеф..." - Прошлась вокруг здания в надежде увидеть ещё что-нибудь интересное, но, увы, росточком не вышла, до щели между стеной и крышей ограждения не дотягиваюсь. Таксисты и так на меня уже коситься начали . Поэтому больше никаких ниш не увидела. А кто может быть вторым по Вашему мнению?
Если мы видим нишу под бюст (или барельеф) после второго окна от угла, тогда возможна симметричная ниша. Если же после первого окна от угла, тогда ниша симметричная (относительно окна) там не поместится... Еще скажу, что на Льва Толстого бюст (берельеф) никак не похож. Это если скульптор был уж ооочень с кривыми руками... Николай Елпидифорович конечно мог поставить бюст-барельеф своего отца при открытии школы, но на Е.Т. Парамонова он тоже не похож.
7-ой пост не видел. Если уж точно Энгельс - тогда это именно он,хотя ниша (ниши) делались еще для других персонажей (изанчально), а затем эти места заняли основоположники Марксизма (или один Энгельс, если школу назвали в честь него)
Ага, третий найдется, и что-то будет подсказывать, что там еще должны быть трое... на противоположной стене... по правилу симметрии... Так до десятка и дойдет. А вообще, конечно, интересно, кто это. Все-таки Энгельс? На существующих фото он более бородатый и волосатый... Если предположить, что там ещё есть барельефы, то кто может быть на них?
Их сегодня двое. Возможно, трое их раньше и было, но сегодня от здания осталась пустая коробка. Однозначно сказать, что это Карло М. и Ф.Энгельс, не могу, но типажи эти очень специфичны и каждый сам по себе и особенно тем, что в паре могут быть именно только они, это с наибольшей вероятностью. Может быть левый и Лев Толстой, а правый, к примеру, Тургенев, но вряд-ли. Уж очень у левого причёска всклокоченная, а нормальных людей такими не изображают - Карл. Что касается самого здания, считаю, что мы его потеряли. Над зданием строители из Узбекистана обещали поставить мансарду на весь периметр, соответственно шарм будет утерян. А что там будет - магазин или какая нибудь сауна, они не знают, да и важно ли уже это?
Строители сказали, что эти ниши были заделаны и открылись только во время реконструкции. Вряд ли бы Маркса и Энгельса прятали... Когда я их увидел "в живую", мне тоже пришла мысль о бюсте Парамонова. В память о нём вполне могли поставить... К тому же, разве было принято выдалбливать ниши? Если их изначально не было, но нужно было поставить Маркса с Энгельсом, просто поставили бы их на тумбочки, как это повсеместно делали... Хотя версия о замене бюстов сохраняется. Насчёт второго этажа действительно правда. Он будет пристроен "в том же стиле, что и первый" (по крайней мере строители так обещают). Лично я радуюсь и этому, слишком много объектов просто сносятся. А достройки второго этажа производили и до революции, и вы сейчас принимаете их как архитектурные памятники. Главное чтобы достроенный второй этаж гармонично считался с первым, а нет так как получилось со зданием на пр. Будёновском, рядом со входом в парк Горького - два первых этажа исторических, третий и четвёртый достроенны в старинном стиле, но далеко от оригинала, левая половина пятого этажа - это кирпичная будка, правая половина - деревянная скошенная будка - неказисто и пахабно!
Надстройка на здании украдёт весь его шарм. Уже ушли портики на углах здания, а ещё больше изменится общий вид дома когда вместо узкой надстройки 2-го этажа появится типовая прямая коробка. Дом будет почти старый, но уже обыкновенный. Про дом у парка - для меня совсем недавно стало явно, что в том доме низ исторический. Видимо, считая, что если основная часть здания "лубок", то и остальное не лучше. А ведь изначальный вариант, да ещё с башенками и конусами на них, были бы и сегодня прекрасным украшением входа в парк.
Нет, Парамонов, мне кажется здесь вообще исключен:
Что касается замурованного их состояния - кто его знает что за обстановка была в этом доме в разное время. Но хотя я и сам рад бы был увидеть кого-то из ростовской истории, очень уж "типажны" их портреты.
Возможно я просто не грамотный в архитектурных терминах. Портиками я назвал два треугольника и овальную штуку из кирпича в центре, которые видны на самом первом здесь фото.
Комнатку в центре здания разобрали, третьего "товарища" в ней не обнаружилось :-). Мот все же это какие-то писатели? Пара ассоциируется с Марксом и Энгельсом, но внешнего сходства нет, только некоторые атрибуты, прически, например. Пышно-кудрявый Маркс и аккуратно причесанный Энгельс. Но это все. Загадка :-).
Загадка, конечно, и при том, сложная. Писатели, это лишь одна из возможных версий. А сколько ещё людей имело отношение к этим краям и чьих портретов мы ни когда не видели? Куча. Это могли быть какие нибудь Парамонов-старший (отец Е.Т.Парамонова), Шушпанов, строивший здесь церкви и прочее, просто кто-то из жертвователей, да мало ли ещё кто...
Ребята! Это Лев Толстой и Иван Тургенев. Это же здание школы, а в то время Толстым и Тургеневым, очаровывались все! Неудивительно, что в воскресной школе решили сделать их барельефы. Кому же в голову, при царе-то батюшке, придет барельефы Карла Маркса и Фридриха Энгельса лепить в воскресной школе?
Привет Лена! Ну так Толстой "Войну и мир" начал писать когда ему было 35 лет. На период строительства здания он как раз был уже достаточно известен, был чуть старше средних лет и с шевелюрой. Все сходится. Почему нет?
Вот ведь задача! Не поленился, залез в поисковик, набрал "карл маркс портрет" и ни одного схожего лица не нашел. Там где он со всклокоченной головой, борода подстрижена, при том срез внизу почти прямой. Сделал тоже самое про Л.Тостого. Опять не то - там гда он с огромной бородой, он уже почти лысый (редковолосый), и с прилизанной головой, да ещё расчёсанной надвое. Этакая прикащицкая причёска. РЕКБУС!
Саша! Каким образом барельеф Карла Маркса может появиться в воскресной школе при царе? Это просто исключено! Что касается Льва Толстого, то:
Во-первых в момент написания "Войны и мира" в 1867 году он выглядел вот так
А во-вторых, перед тобой художественный образ, а не посмертная маска. А в художественном образе скульптор отражает не только внешность, но и его характер. Развивающиеся волосы это не только ветер, который мог эти волосы всклочить. Но и это признак его бунтарского характера.
В этой воскресной школе были сделаны два барельефа. Писателей Ивана Тургенева и Льва Толстого. Не сомневайся.
Привет! Ну чегоже не сомневаться? При царе, возможно это и были те о ком ты говоришь, а после царя, их загриммировали по тех о ком я говорю. А потом, когда в очередной раз нанесли на них 145-й слой побелки, поняли, что "святые" лики теряют узнаваемость, ... и спрятали. Честно говоря, у меня настрой совсем другой. Я уже говорил об этом, хотелось бы увидеть в них кого-то из местных, ростовских меценатов и попечителей. В общем вопрос можно решить только голосованием