[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
. Наверное, так же, как бывают невезучими люди, могут быть невезучими и целые поселения. Если так, то в «высшей лиге» таких населенных мест наверняка найдется место донской Полуденке. Понятно, что Помпеям не повезло ещё больше, но и судьбу Полуденской слободы назвать счастливой язык не повернется. И, конечно, самым черным днем в её короткой истории стало 14-е ноября 1779 года, когда матушка-императрица Екатерина единым росчерком пера оборвала на взлете её судьбу. Но невезение Полуденки на этом не закончилось. Увы, но ей не нашлось даже достойного места в «посмертных» исторических хрониках. В первой половине XIX века ещё доступны были воспоминания старожилов и, хотя бы частично, - целы документы. Но - казачьим историкам она была совершенно не интересна, так как лежала на «имперских» землях, а ростовским – потому что славить Полуденку значило лить воду на мельницу очень уж нелюбимых нахичеванских соседей. Про последних же, гордо писавших свою донскую историю исключительно «с чистого листа», нечего и говорить. Так и осталась история Полуденного поселения без своего летописца. Только не подумайте, что я собираюсь примерить на себя эту роль. Ни на завершенность, ни на абсолютную безгрешность этот материал не претендует. Так же, как когда-то Андрей Stanichnik, я сначала решил систематизировать «для себя» все, что можно узнать о Полуденке из доступных источников. А потом подумал – дай-ка выложу. Кто-то дополнит, кто-то поправит – глядишь, что доброе и выйдет. Так что - добро пожаловать в Полуденку … - ◊◊◊ - Начнем с того, что «полуденной» истории с какой стороны не коснись – обязательно наткнешься на спектр из возможных вариантов. Вот чего уж проще – название. Но нет, тут тебе сразу - и урочище, и стан, и слобода, и форштадт, и даже (?) станица. Хотя, в общем-то, все верно, исключая, разве что приблудившуюся от чьего-то большого энтузиазма станицу – все-таки казачьим поселением Полуденка, строго говоря, никогда не была. Появившееся из той самой, печально памятной, высочайшей грамоты урочище имеет, конечно, чисто географический смысл. Местность к юго-востоку от Дмитровской крепости вполне соответствовала определению этого термина в толковых словарях. С первоначальным названием тоже все понятно: частенько случалось «становиться» здесь верховым казакам на сезонный рыбный промысел - вот и выходит стан. А полуденный – потому как южный. Потом, глядишь, уже и не только казаки разбивали становище – место-то удобное. А кто-то со временем и задержался, да не один – получается вроде как уже и слободка. Ну, а когда по соседству начинают расти крепостные стены, слобода естественным образом превращается в крепостное же предместье. И значит, имеет полное право именоваться гордым именем «форштадт». Имя-то гордое, но вот беда – русскому языку не больно привычное. Потому в просторечии она до последнего своего дня (да и до сей поры) так и осталась – Полуденкой. Точности ради: встречается в эту пору и ещё один вариант именования – Купеческая слобода. Вариант, объяснимый желанием некоторых тогдашних любителей порядка (фамилии-то все больше немецкие) классифицировать крепостные предместья «по сословиям» - Доломановское (казачье), Солдатское и Купеческое. Резкую грань по этому признаку провести было сложно, поэтому случалась в этом вопросе путаница: Солдатскую слободу, например, именовали порой Купеческой. Добавим также возможность ретроспективной ошибки, связанной с тем, что после 1779 года бывшие полуденские купцы перебрались именно в Солдатскую слободу. Ещё иногда называли Полуденку – Восточный форштадт. Но сходились все авторы в одном – Полуденка была лучшим из форштадтов ростовской крепости. Планы крепости Св. Дмитрия от генерал-квартирмейстера А. Медера, 1767 год. По поводу предполагаемой даты основания Полуденки – тот же спектр мнений. Наверное, проще сказать, какой из годов в промежутке между 1711 и 1749-м не считали за год её основания. Вопрос не только запутанный, но и требующий трепетного отношения, поскольку прямо связан с обсуждением даты возникновения самого Ростова, споры вокруг которой, наверное, не кончатся никогда. Поэтому просто попытаемся осторожно поразмышлять. Итак, первый возможный вариант: 1711 (1712) год. Тяжелое время для России. «Прутский конфуз» Петра перечеркивает все его достижения на Азовском побережье. Народ из отданных туркам Азова и Таганрога перебирается вверх по Дону и вот тут-то возникает поселение Полуденный стан. У этой версии два «но». Во-первых, эвакуация Азовского и Таганрогского гарнизонов осуществлялась достаточно организованно и места перемещения были четко определены: Черкасск (казаки) и Бахмут (все остальные). Понятно, что в восторге от этого были не все, но количество задержавшихся на Дону (вопреки запретам) вряд ли было большим. Потому что срабатывало второе «но» - место это было весьма небезопасным. То есть, если кто и селился здесь, то ненадолго – уж больно «беспокойными» были соседи: ногайцы, крымские татары, да и турки под самым боком. В. Верещагин "После удачи" А управы на них искать было негде - находившийся выше по Дону Монастырский ретраншмент разве что пассивно обозначал русское присутствие в регионе. Казаки первых населенцев Полуденки – своих прямых конкурентов в рыбном промысле – тоже, мягко говоря, не жаловали (а пограбить при случае сами были не дураки). Короче, не получалось у полуденцев в тот период с оседлостью. А без неё – какая ж дата основания? Существует, правда, ещё одна (современная) версия, согласно которой полуденцы использовали в качестве защиты разветвленную сеть подземных ходов и пещер в донских кручах. Подземелья были настолько хитро устроены, что позволяли не только прятаться, но и ловить злодеев в хитрые подземные ловушки. История красивая, но, скажем прямо, не слишком правдоподобная. Да и не подтверждается она никакими ранними источниками. Продолжалась такая беспокойная жизнь Полуденного стана до 1731 года, когда строительство крепости Св. Анны начало менять ситуацию коренным образом. Не вдруг, не сразу – но начало. Крепость – это была уже серьёзная поддержка. Да и маятник русско-турецких взаимоотношений после очередной войны качнулся опять в российскую сторону. Поначалу, правда, народ все больше жался к самой Аннинской крепости. Но испытав на себе в полной мере все «прелести» пойменной жизни («… непересыхавшие болота вокруг нея служили источником убийственных лихорадок…») стал он тянуться туда, где посуше, а значит – и на полуденский склон. Вот с этого момента, пожалуй, и можно уже говорить о возникновении Полуденки, как оседлого поселения. Тем более что, если верить уважаемому человеку – членкору Российской Академии Б. Лунину, первое документальное упоминание Полуденки приходится на 1741 г. Ну а дальше пошли всё события известные – Темерницкая таможня, закладка и постройка крепости Св. Дмитрия и чуть больше десятка лет спокойной жизни. Спокойной, конечно, по меркам XVIII века. В 1768 году, например, крымские татары и ногайцы совсем не слабо прошлись по низовьям Дона (особенно досталось Кагальнику). К Дмитровской крепости, впрочем, подойти побоялись. План крепости Св. Дмитрия Ростовского от генерал-майора А. Ригельмана, 1768 год. И, наконец, грянул тот самый 1779 год. А ведь только, казалось бы, все наладилось. Только «стали на азовском и черноморском побережьях русские прочной ногой», вновь пошла в гору торговля, пришедшая в упадок во время последней русско-турецкой войны. Чума 1771-72 годов пережита – и на тебе! Что самое обидное – ведь изначально совсем не предназначались крымским армянам полуденские земли. Должны они были обрести новую родину где-то на Днепре. И все уже к тому шло. Но, после того как А.В.Суворов образцово организовал их выход из Крыма, попали они в руки российских чиновников. Которые, надо понимать, и 250 лет назад были такими же «толковыми» организаторами, как и в наше время. В общем, «водили» они армян во главе с их архимандритом Петросом по Малороссии целый год, пока те, вконец не обессилев, не воззвали к императрице. Вот тогда-то и пал выбор на донские земли. Азовский губернатор В.А. Чертков противился этому решению до последнего, но – увы … Поговорки «против лома нет приема» губернатор знать тогда, конечно, не мог, но случай был именно такой. И счет жизни Полуденки пошел уже на дни и часы. Закончив в первом приближении с историей, перейдем к географии и этнографии. Само место расположения Полуденки споров никогда не вызывало, некоторые разночтения касаются только её размеров с запада на восток: по одним источникам - от нынешней 1-й линии до 7-й, по другим – от Нижне-Нольной до 11-й, а то и 13-й линий. Разница в вариантах, скорее всего, обусловлена этапами развития поселения: первый – ранний, второй – уже перед самым появлением армян. С юга Полуденку ограничивал береговой обрыв (а значит – граница была чуть ниже ул. Листопадова). В иллюстрациях к этому материалу я вынужденно буду порой цитировать самого себя – вышло так, что всю прошлую осень я, не задумываясь о том, снимал полуденские границы. Что касается этого снимка – Андрей был прав: на нем - южная граница Полуденского форштадта. Северной границей была нынешняя ул. Мясникова. К 1779 году слобода имела, надо понимать, уже более-менее регулярный вид, т.е. были разбиты кварталы, проложены улицы, менять расположение которых армянские переселенцы даже и не стали. Так что нынешнюю планировку Пролетарского района в указанных границах вполне можно считать приветом от Полуденки. Угол 11-й линии и Мясникова (особняк И.М. Кунакова). Крайняя северо-восточная оконечность Полуденки. А вот это место примечательно во многих отношениях. Строения этого ростовского района с не самым благозвучным прозвищем, конечно, не слишком живописны. Глядя на них, невольно вспомнишь, что писал ростовский историк Ильин о Полуденке: «Хаты рыболовов и охотников могли существовать. Но какие хаты? Лачуги из камыша, землянки или временные балаганы – вот и все». Но, во-первых, прямо перед нами – урочище Полуденка. То самое, из «высочайшей грамоты» Екатерины. Во-вторых – западная граница одноименного форштадта (а сзади и чуть выше находилось полуденское кладбище). И, наконец, в третьих, - почти наверняка именно с этого самого места одним из воскресных сентябрьских вечеров 1761 года все сознательное полуденское население наблюдало невиданные доселе в здешних местах торжества по поводу закладки новой крепости Св. Дмитрия. Помните: «В вечеру зажжены и пущаемы были потешные вещи, яко-то огненные фонтаны, пумп-фееры, швермеры, колеса, большие шлаги, ракеты и протчее подобное …»? Если же говорить о жителях Полуденной слободы, то свидетельства о них весьма разноречивые. И здесь, вероятно, тоже следует иметь в виду два этапа её короткой истории. Сначала, до 30-х годов XVIII в., здесь селился «люд всякий, беспаспортный и безвестный». Зачастую – с сомнительным прошлым: беглые крестьяне, удальцы, промышлявшие грабежом и разбоем, преступники, скрывавшиеся от наказания, бурлаки, одним словом - пассионарии (а кто бы ещё смог выжить в суровых условиях тогдашней южнорусской границы?). Чувство самосохранения и поиск средств к существованию заставляли их объединяться в вольные общины и тогда к перечисленным выше занятиям добавлялись более мирные – рыболовство и меновая торговля. К 30-м годам картина начинает меняться. Совсем уж «пассионарный» элемент «выдувается» историческими ветрами, а их места начинает занимать «форштатский» (т.е. связанный с гарнизоном крепости Св. Анны) народ. Среди занятий начинают преобладать земледелие и мелкие ремесла. Можно встретить и чумаков. Наконец в 1751 году комендант крепости Св. Анны обращается в сенат с просьбой о переводе живущих в крепости купцов поближе к Темерницкой таможне. Большая их часть селится в Полуденке, которая приобретает статус Купеческой слободы. Добавим сюда мастеровых, присланных из северных губерний для работы на донских верфях – и картина будет почти полной. Почти – потому что стоит упомянуть ещё волонтеров так называемой «ново-донской» милиции, участвовавшей в войне 1768-74 годов и распущенной по её окончании. Войско это, скажем прямо, тоже было ещё то. Но в Полуденке, надо полагать, остались все-таки те, кто поприличней. О количестве же народу можно судить по данным адъюнкта и будущего академика Антона Гильденштедта, который, будучи на Дону в 1773 году, насчитал на три ростовских форштадта тысячу человек. Соответственно, на Полуденку приходилась где-то третья часть от этой цифры. Теперь о быте. Несмотря на более благоприятные (относительно предместий крепости Св. Анны) природные условия, быт жителей Полуденки был довольно суров. Судя по тому, что и в 1784 году народ в крепостных предместьях обитал все больше в землянках (свидетельство французского путешественника Де Барта), именно этот тип жилища в Полуденке тоже был наиболее распространенным. Описание обустройства такого «дома» можно встретить у донских авторов прежних времен, заставших если не сами землянки, то старожилов, их помнящих. Строилась землянка примерно так: выкапывалась прямоугольная яма, глубиной не более аршина (т.е. чуть менее метра); над ней (по коротким сторонам) выкладывались из дикого камня треугольные фронтоны, а по боковым (длинным) краям ямы вкапывались стропила - «кроквы» (по местному – «ключины»); через все вершины получившихся таким образом треугольников клалась тонкая балка – «сволок». Затем поперек стропил набивались «лати» и настилалась камышом крыша. Потолка в землянках не делали. Позднее, у тех жителей, кто был посостоятельней (прежде всего у купцов), стали появляться деревянные (рубленые) дома. Во всяком случае, при оставлении Полуденки в 1779 году, как указывает Скальковский, жители перебирались «забрав свои пожитки и домы». Т.е. деревянные дома, несмотря на предписание губернатора « … уступить армянам со своими домами», разбирались и перевозились на новое место. Вне всяких сомнений таким местом была Солдатская слобода, в которую переместилась торговая диаспора Полуденки (и с этого момента название свое слобода меняет на Купеческую). А жители победнее и склонные к земледелию (в основном – малороссы, около 40 семей) переместились туда, где была приличная земля. И основали в 10 верстах от крепости поселок Койсуг, здравствующий до сих пор (так что петрушка, купленная на Центральном рынке у бойкой койсугской торговки – это ещё один привет от Полуденки). К слову, позднее (уже в начале XIX в), туда же, в Койсуг, перебрались и часть жителей казачьей Доломановской слободы. Не проверял, но говорят, что ещё в начале прошлого века Койсуг делился на две исторические части – Полуденку и Доломановку. Но вернемся к полуденским жилищам. Для постройки деревянного дома действительно требовался немалый капитал, поскольку ещё Ригельманом было отмечено, что лес полуденским жителям был выделен аж в Миусских и Леонтьевских буераках (сам же Ригельман и оговаривается – дескать, далековато). По этой же причине о том, чтобы топить печи дровами, жителям Полуденки приходилось разве что мечтать. Поэтому топили тем, что есть. А значит - камышом, который на донских берегах дефицитом уж точно никогда не был. Как человек, имевший в свое время к печному отоплению долгое непосредственное отношение, могу посочувствовать полуденцам – топливо им досталось не самое благодарное. По свидетельству того же Гильденштедта, камышом для топки вовсю торговали в крепостных форштадтах (а значит и в Полуденке) ногайцы. Заодно – и фазанами («мажарскими курицами»), в изобилии водившимися в камышовых зарослях. А также - дикими конями, ещё встречавшимися тогда в донских степях. Поскольку речь зашла о торговле, можно обозначить и «сферу интересов» полуденских купцов, хотя бы по основным позициям. Торговали они железом и чугунным котлами (тульской и оренбургской работы), паюсной икрой, коровьим маслом, салом, пенькой, свечами, деревянной посудой. Взамен брали у своих заморских собратьев вина (греческие и турецкие), «пшено сарачинское» (рис то есть), орехи, ткани, золотые и серебряные изделия, табаки, шерсть и даже верблюдов. Неторговая же часть населения жила ремеслами. Ригельман упоминает кожевное, сапожное, овчинное, кузнечное, но тут же уточняет, что народ «все больше находится в работе на разных рыбных промыслах, на бахчах и по хуторам землепашествует». Климатические условия жизни полуденцев, судя по описаниям, мало чем отличались от нынешних. «Климат соблазнительный, но вероломный» - таким показался он первым армянским переселенцам. Донские ветра гнули ветки в садах и виноградниках, в которых утопали крепостные форштадты, гремели грозы. «Гром слышен бывает с апреля по ноябрь месяц» - Ригельман. И у него же, следом «Северное сияние бывает нередко, а более летом …». Согласитесь, загадочная фраза. С одной стороны подозревать Александра Ивановича в ошибке вроде нет оснований. С другой – северные сияния в средних и даже южных широтах, конечно, теоретически возможны, вроде как даже в Иерусалиме такое случалось в римскую пору. Но практически – кто-нибудь из читающих слышал (уж не говорю – видел) о таком явлении в донских краях? Если же основатель Дмитровской крепости все-таки прав – северное сияние над Полуденским урочищем должно было выглядеть как-то вот так: - ◊◊◊ - Продолжение темы – во второй части материала. Там же – ссылки на источники информации и авторов использованных фотоснимков. Источники: В тексте материала | ||
Категория: Из истории Ростова | Добавил: poruchik (17.02.2011) | Автор: poruchik | ||
Нравится: 0 |Просмотров: 5809 | Комментарии: 6
| Теги: | ||
Нравится:0
|