[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
. Так что же осталось нам на память о Полуденке? Как уже говорилось ранее, на исторические документы в этом деле надежды мало. Не очень внушительно в этом смысле выглядят и приветы от полуденско-койсугских огородников. Что же тогда? Сохранившаяся планировка старых кварталов на юго-западе Нахичевани? По нынешним временам – тоже вещь зыбкая. Вот какой пассаж, например, появился на сайте одной из ростовских строительных компаний пару лет тому назад (и ангажировано-радостно был растиражирован на некоторых форумах): «Сейчас кварталы бывшей Полуденки — это тихая зеленая часть Нахичевани, застроенная, к сожалению, в основном только ветхими одно- и двухэтажными домами, не представляющими исторической ценности, некоторые из них — в аварийном состоянии. И вот, проектными решениями города по реконструкции и перспективной застройке территорий строительной компании «***» поручено снести ветхий малоэтажный жилой фонд в границах улиц 1-я и 3-я Линии, Мясникова и 1-я Пролетарская и построить современные жилые каркасно-монолитные 10-тиэтажные комплексы с подземными автостоянками, детским садом, зонами озеленения и спортивными площадками. Спокойный, не загазованный зеленый квартал в идеальном месте для размещения современного жилого комплекса, с живописным видом на реку Дон и Зеленый остров, получил название «Полуденский квартал». Так строители отдают дань уважение старинным историческим местам нашего города». «Полуденский квартал» Особенно «радует» последняя фраза. Такой вот «строительный» подход к сохранению исторической памяти, впрочем, мало кого уже удивляющий. Кризис, как я понимаю, реализацию этого плана несколько притормозил. Но, к сожалению, для старых ростовских (да и не только) кварталов кризисы имеют свойство успешно преодолеваться. Гаражи и новостройки на месте старого полуденского кладбища. Но не так уж все грустно, потому что материальное (и вполне прочное) воплощение памяти Полуденки все такие есть. И даже, как оказалось – не одно. Проследим две исторические цепочки. Свое начало обе они берут от полуденской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. И первая из них широко известна. Сама Рождественская церковь появилась в Полуденке в 1766 году. Место её расположения точно не определено, но, по некоторым косвенным признакам, можно предположить, что находилась она где-то здесь, в нижней части нынешней 1-й линии: Сторонниками «катакомбной» версии возникновения Полуденки высказывалось предположение, что храм появился гораздо раньше. Они считают, что это была Богородичная церковь, разобранная по бревнышкам и вывезенная переселенцами на санях по донскому льду из Азова в 1711 году. С учетом рассуждений из первой части материала (да плюс отсутствие подтверждения этого факта в ранних источниках) – верится с трудом. Так что остановимся на 1766 годе. Тем более что исторически зафиксировано – именно в этот год полуденские жители купили у 4-го крепостного батальона старую часовню, из бревен которой и была сложена первая слободская церковь. В 1778 году полуденцы, не подозревающие о скорых печальных переменах в своей судьбе, решают обновить обветшавшую церковную постройку. Собственно, хотели они это сделать ещё раньше. В 1771 году под влиянием слухов о моровой язве просило полуденское купечество разрешения и благословления при Рождественской церкви устроить придел во имя священномученика Харлампия, «подобно святой великомученицѣ Варварѣ, получившаго отъ Вседержителя Господа Бога даръ спасать вѣрующихъ и молящихся отъ наглой и внезапной смерти». Но тогдашний Ростовский протоиерей о. Василий Андреев посчитал, что сделать этого нельзя вследствие ветхости старой церкви. И рекомендовал строить новую. Но было уже не до строительства - грозные слухи стали реальностью: в крепости и форштадтах началась эпидемия чумы. Вот как это было: «… многіе изъ гражданъ мгновенно умерли; протоіерей Андреевъ и два священника также сдѣлались жертвою моровой язвы; другіе отъ страха и ужаса ушли изъ города, бросивъ дома и пожитки свои; болѣе трехъ лѣтъ, окруженный заставами, оцѣпленный карауломъ, Ростовъ казался пустымъ и безлюднымъ». Так что к планам строительства смогли вернуться только спустя семь лет – осенью 1778 года. И на прежнем месте появилось новое церковное здание. А через год грянуло армянское переселение. Полуденские купцы, перебираясь в Солдатскую слободу (район нынешнего Старого рынка), забрали с собой не только деревянные дома (у кого были), но и память о своем поселении – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. И уже через год тот же азовский губернатор Чертков запрашивает архипастырского благословления на освящение новой церкви того же имени. Которое и было незамедлительно получено - 5 сентября 1781 года новая Рождественская церковь в Купеческом форштадте была освящена. Дальнейшая судьба этого храма подробно описана, а последнюю по времени её «реинкарнацию» знает не только каждый житель современного Ростова, но и многие за его пределами. Это – ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, по праву – один из символов города и, по совместительству – главный хранитель исторической памяти о Полуденке. Эта цепочка былых событий, повторюсь, общеизвестна. Но гораздо меньшее количество ростовчан знает о второй «ветке». И втором храме, сохраняющем память о Полуденском форштадте. Все дело в том, что, когда незадолго до армянского пришествия, полуденцы собрались обновлять свою церковь, к ним обратился староста «Таганрогской крепости малороссийского селения Нижнего» с просьбой уступить жителям селения сруб прежней Рождественской церкви. И осенью 1778 года он же донес Новоростовскому Духовному правлению, что «… данной от Его Преосвященства грамоте бывшая в Ростове, – в крепости св. Дмитрия, в Полуденском форштадте деревянная обветшалая, Рождества Пресвятой Богоматери церковь, с общего согласия всего купечества и прочих прихожан, уступлена жителям селения Нижнего и уже перевезена». Вот так и стала старая полуденская церковь Свято-Никольским храмом населенной бывшими запорожскими казаками слободы Нижней, названной впоследствии по имени церкви - селом Николаевкой Таганрогского округа (ныне – Неклиновского района). Бывшая полуденская церковь прослужила своим новым прихожанам десять с лишним лет (видно, не такая уж была и ветхая). Но в 1789 году погибла от пожара. На месте сгоревшей церкви в Николаевке был со временем воздвигнут каменный Никольский храм, действующий до сих пор. И бережно сохраняющий память о своей полуденской прародительнице: А на том месте, где в прежней Полуденке стояла Рождественская церковь, прихожане её, навсегда покидая свою слободу, соорудили сруб и памятный крест «дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было». Как долго простоял этот крест в уже в Новой Нахичевани, где находится это святое место и кем попирается в наши дни – как говорится, Бог весть. Подводя же общий итог этому рассказу, следует признать, что судьба полуденской церкви сложилась все-таки гораздо счастливее, чем судьба поселения, давшего имя её приходу. P.S. Ориентиры Полуденки на современной карте Пролетарского района Ростова-на-Дону: - ◊◊◊ - Поручик, ты как всегда, прав! Это фрагмент карты Нахичевани от 1918 года. Место, как видно, самое намоленное. Здесь, для ориентира, позиция 37 - управление ВлКж.д (сегодня, СКЖД). Внизу церковь Никольская (41), к западу, Георгиевская (38). Про вторую, не думаю, что она родилась на месте "древней", а вот Никольская, скорее всего здесь возникла не случайно. С уважением, Alex272 Ссылки: http://www.rostovstroy.ru/archive http://www.bg-znanie.ru http://www.vechrost.ru http://voopiik-don.ru http://www.7c.ru/archive http://forum.rostov-today.ru http://rostov.life-realty.ru Источники: И.А. Кузнецов «Прошлое Ростова», Ростов н/Д, 1897 г. Б.В. Лунин «Очерки истории Подонья-Приазовья», Ростов н/Д, 1951 г. А.А. Скальковский «Ростов – на – Дону и торговля Азовского бассейна». 1866 г. Ростов – Нахичевань н/Д. Справочник. 1911 г. Ростов н/Д, 1912 г. Справочник «Вся область войска Донского» за 1891 г. Ф. Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Екатеринослав, 1880 г. А.Ильин «История города Ростова», Ростов н/Д, 1910 г. А.Ригельман «Ведомость и географическое описание крепости Святого Дмитрия Ростовского». Фото: http://www.photosight.ru (Жосс Бомон) http://www.malktan.naturelight.ru http://www.nice-places.com http://my-credo.ru http://rostov.life-realty.ru Личный авторский архив Источники: В тексте материала | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: poruchik (17.02.2011) | Автор: poruchik | |
Нравится: 0 |Просмотров: 4761 | Комментарии: 10
| Теги: | |