[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Когда-то прочитала в книге М. Вдовина «Ростов-город, Ростов-Дон» следующий отрывок, посвященный донскому ледоколу «Фанагория»: «Как это было во все предыдущие годы, навигация 1944 г. была открыта "Фанагорией" - ледокольным пароходом, простроенным в конце 19 века. Газета "Приазовский край" в номере от 3 октября 1897 г. под заголовком "Ростовский ледокол" писала: "27 сентября комитетом донских гирл была получена телеграмма от завода "Говард Теверке" из Киля (Германия), на верфи которого строится пароход-ледокол для ростовского порта, извещающая о том, что корпус парохода уже обшит, и что на днях судно будет спущено на воду..." Перед 2-ой оккупацией "Фанагория" была затоплена, но к началу навигации 1944 г. была поднята и восстановлена. Проработала "Фанагория" в Ростовском порту и на нижнем Дону более 60-ти лет, и была списана в металлолом в 60-х гг.» Выложила, тогда этот отрывок на Темерник.ру, но нашелся какой-то «гость», резко высказавшийся против этой цитаты, при этом, он не привел никакой конкретики, которая могла бы открыть истину о постройке «Фанагории» и ее судьбе. Больше никто уточняющих данных не вспоминал и не выкладывал, тема постепенно забылась. Но вот, в Азовском краеведческом, обнаружила такой экспонат: Компас с ледокола «Фанагория» И захотелось докопаться до правды – чем же была «Фанагория», могла ли она быть построена в 1897 году? В «Приазовском крае» действительно была заметка о постройке парохода, в которой, помимо выше сказанного, также говорилось: «…В двадцатых числах текущего месяца пароход этот будет вполне готов к морскому плаванию, выйдет из Киля и морем вокруг Европы пойдет на Ростов, с таким расчетом, чтобы прибыть в гавань в первой половине ноября. На прошлой неделе командированным на верфь инженером Н.Г. Киселевым был проведен предварительный осмотр (?) парохода… В настоящее время на пароходе устанавливается паровой насос, который сможет выкачивать до 60 000 ведер (?) воды в один час работы». И Ростов получил-таки свой персональный ледокол. Только тогда это была не «Фанагория». Так, в справочниках за 1899 год в списках паровых судов Комитета Донских гирл появляется пароход «Ледокол» под командованием штурмана дальнего плавания Павла Спиридоновича Арсени. Если говорить точнее, то «Ледокол» - это, скорее, сокращенное название, в отчетах Комитета Донских гирл судно это числилось, как стальной двухвинтовый ледобойный буксирный пароход «Ледокол Донских гирл», хотя на некоторых страницах отчетов его так же сокращали до более простого имени «Ледокол». Обязанностей у него было немало. В первую очередь этот пароход открывал навигацию в Донских гирлах, пробивая при первой же возможности ледовые траншеи у Ростово-Нахичеванских пристаней и очищая путь по Дону, занимался буксировкой судов между Ростовом и гирлами (гирлами называют канал или фарватер, проложенный естественным течением реки или искусственным спрямлением в дельте реки). Донские гирла По данным Отчета Комитета Донских гирл в течении навигации 1902 года буксиром было проведено 610 судов. В свободное время «Ледокол» буксировал шаланды при землечерпательных машинах, расчищающих протоки, а также занимался спасением попавших в бедствие судов. Например, в одном из отчетов комитета донских гирл читаем: «13 августа парусное судно Авдеенко с грузом угля идя в море парусами, у 29 фонаря рыскнуло к линии черных вех и стало на мель, снято было с мели пароходом «Ледокол» и выведено в море». Поучаствовал «Ледокол Донских гирл» и в радио-эксперименте А.С.Попова. Ещё в 1901 году при содействии ученого на Лоцмейстерском посту на острове Перебойном было открыто телеграфное отделение «Донские гирла». Летом 1902 года Попов вновь приехал в Ростов для профилактики телеграфной станции и проведения опыта - он установил передатчик на «Ледокол», и пароход взял курс на Таганрог. По мере удаления судна четкость приема радиограмм не менялась, что подтвердило возможность использования радиосвязи на судах, находящихся в Таганрогском заливе. Почетная обязанность закрытия навигации тоже часто доставалась «Ледоколу»: «21 ноября… по распоряжению комитета пост закрыт, начальник поста с командой на пароходе «Ледокол» отправился в Ростов, куда прибыл 23 числа… Толщина льда по реке местами от 7 до 8 вершков… При здании Лоцмейстерского поста оставлены на зиму 1 боцман и 5 матросов». Напомню, что принадлежал «Ледокол» Комитету Донских гирл, в свою очередь, Ростовский порт не имел своего собственного ледокольного парохода. В 1903 году по заказу Министерства торговли и промышленности на Николаевском судостроительном заводе был построен ледокол-буксир, получивший название в честь старейшей российской гавани «Фанагория». Кстати сказать, что в то время была построена целая серия ледорезов для нескольких портов, это были «Лебедин», «Кабардинка», «Горгипия», «Либава», «Орешек», «Рига», «Ногайск» и «Пантикапея». Ледорезный буксир «Фанагория» (изображение из журнала «Техника – молодежи», №9, 1994г.) И в официальных справочниках по Донской области с 1905 года уже появляется запись о портовом пароходе «Фанагория» под командованием капитана Ивана Савостьяновича Кузнецова. Вот такие данные по «Фанагории» приводит журнал «Техника - молодежи» за сентябрь 1994 года: Водоизмещение, т: -стандартное ..................................122; -полное .........................................155; Мощность силовой установки, л.с. ... 240; Длина, м: -полная ...................................... 24,5; -по перпендикулярам ................... 22,6; Ширина,м ......................................5,3; Высота борта, м ..............................2,7; Осадка, м ............................. 1,9 – 3,6; Новый портовый пароход служил для буксировки судов, отливания воды из затонувших судов, снимания их с мели, для колки тонкого и мягкого льда в начале и в конце навигации, а также для тушения пожаров. Случалось «Фанагории» и совместно с «Ледоколом» Донских гирл оказывать помощь судам, попавшим в беду. Так, в отчете гирлового комитета за 1910 год (к тому времени капитаном «Фанагории» уже был Дмитрий Тимофеевич Чертков) говорилось, что «11 июля пароход «Григорий Козлов», идя с моря к Ростову, выше Азовской протоки у парома, у левого берега стал на мель; по сообщению капитана пар. «Ледокол» г. Череватенко, пробовали его снимать «Ледоколом» Комитета и портовым «Фанагория», но вследствие убыли воды снять не могли, и только на 3-й день, т.е. 13-го числа с прибылью воды пароход был снят «Ледоколом» Комитета и ушел в Ростов». В 1911 году благодаря «Фанагории» были потушены два крупных пожара. Один из них произошел в апреле, тогда загорелись постройки на углу Богатяновского спуска и Нижне-Бульварной улицы, насосная станция Богатого колодца не могла обеспечить наполнение пожарных бочек, и только подоспевшая «Фанагория» помогла справиться с огнем. С парохода была брошена широкая труба, через которую мощная струя воды залила пожар. Чуть позже, в этом же году пожар охватил кожевенный завод братьев Карш на Нахичеванском береге напротив 9-й линии. К тушению были привлечены ростовская Крепостная пожарная часть, Нахичеванская пожарная команда, паровая машина, два паровоза и пароход-ледокол «Фанагория». Спустя 6 часов общими усилиями удалось потушить пылающий завод. «Фанагория» 25 января 1915 года из-за сильного ветра и резкого перепада температур на Дону начался ледоход. Льдинами с якорей были сорваны суда, зимовавшие на причалах, и их погнало к железнодорожному мосту. Два судна, разорвав нижний пояс фермы моста, ушли вниз по течению, а следовавшая за ними баржа, встала поперек реки и застряла под мостом. Рядом с нею в ледяном плену оказались 11 судов, лодки, пристани и пароход-ледорез «Фанагория». Движение поездов по мосту было остановлено, а на первоочередные восстановительные работы потребовалось 37 часов. Этот ли случай повлиял или просто по совпадению, но в октябре этого же, 1915 года, т.е. к наступлению осенних морозов, в помощь по охране Донского железнодорожного моста в Ростовский порт был прикомандирован ледорезный пароход Таганрогского порта «Горгипия». С наступлением трудных военных времен (Первая мировая, революция, Великая отечественная война) судьбы донских ледоколов разошлись. «Ледокол» Комитета Донских гирл в 1915 году был призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в 1-й мировой войне, 16 декабря 1917 года вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 г. был захвачен германскими оккупантами и возвращен Комитету донских гирл. С мая 1919 г. под именем «К19» входил в состав морских сил Дона Добровольческой белой армии. В январе 1920 г., при освобождении Ростова, был захвачен частями РККА, национализирован, вооружен и зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, уже под новым именем «Сталин». Но в 1928 году ледокол был передан Каспийскому морскому пароходству. Почему было принято такое решение, не совсем ясно. Чтобы прибыть на новое место назначения, пароходу надо было пройти из Азовского в Каспийское море, обогнув всю Европу. Но… сказано – сделано. Ледокол «Сталин» вышел из Ростова, прошел Азовское и Черное моря, проливы Босфор и Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Бискайский залив, пролив Ла-Манш, Северное море, Кильский канал, Балтийское море, пришел в Ленинград (израсходовав при этом ресурс своих котлов и паровых машин на пару навигаций вперед и немало валюты на покупку топлива). Далее он пошел отечественными речными путями по Неве, озерам, Мариинской системе, Шексне, вышел к Рыбинску и затем примерно 2000 км спускался вниз по Волге до Астрахани, далее по Каспийскому морю до Махачкалы. В то время на Каспийском море уже был пароход «Сталин», более крупный, чем вновь прибывший, поэтому 7 мая 1934 года бывший «Ледокол Донских гирл» снова сменил имя на «Шаумян». В годы Великой Отечественной войны «Шаумян» осуществлял различные перевозки, буксировал суда. В 1947 году был выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен на прикол в Баку, где впоследствии лег на грунт. В 1950 году пароход подняли, но признали непригодным к восстановлению и демонтировали. Ледорезный пароход Таганрогского порта «Горгипия» (переименован в «Атаман Каледин») также был мобилизован во время Первой мировой войны, захвачен германскими войсками, с апреля 1919 г. входил в состав Морских сил Юга России. По некоторым данным в ноябре 1920 г. уведен за границу. «Фанагории» же посчастливилось дольше служить в донских водах. В годы революции и Гражданской войны под именем «Емельян Пугачев» ростовский ледокол, вооруженный тремя 75-милиметровыми орудиями принимал участие в боях в составе краснофлотской Азовской флотилии. А в мирное время ледокол опять вернулся к своим обязанностям. 7 февраля 1930 года Ростов был потрясен трагедией – на Парамоновской мельнице произошел сильнейший взрыв, мельница была практически полностью разрушена, погибло много людей, пожар долго не удавалось потушить. На помощь пожарным, ломая лед прибыла «Фанагория» и насосами стала качать воду на берег. «Фанагория» А в годы Великой Отечественной войны судно два раза было потоплено и оба раза вновь возвращалось к жизни. Первый раз ледокольный буксир потопили фашисты, при отступлении в ноябре 1941 года. Однако в декабре «Фанагория» была поднята, отремонтирована и продолжила трудиться в ростовском порту. Она участвовала в восстановлении наплавного моста через Дон в створе Буденовского проспекта, помогала в ремонте железнодорожного моста. В июле 1942 года, когда немцы второй раз заняли Ростов, приказом командования Сталинградским фронтом было предписано не оставлять противнику пароходов в исправном состоянии. «Фанагория» не успела выйти в Азовское море, и было принято решение затопить буксир у хутора Донского. После освобождения Ростова в феврале 1943 года было создано Доно-Кубанское восстановительное управление, которое сразу же начало проводить судоподъемные работы на Дону. Несмотря на нехватку необходимого оборудования и снаряжения судоподъемным группам в течение 1943 года удалось поднять около 200 судов. В апреле 1943 года приступили к подъему ледокольного буксира «Фанагория». Инициатором работ был Михаил Алексеевич Донин, служивший на нем вторым механиком. Донин М.А. Сначала был поднят плавучий кран, затопленный в районе Колузаева, а затем с его помощью подняли «Фанагорию». Восстановленный пароход под обстрелами и бомбежками совершал рейсы с грузами для фронта в Мариуполь, Ейск, Таганрог, Темрюк. После войны «Фанагория» продолжила свой труд в Ростовском речном порту. Работает «Фанагория» В 1960-х годах ледокольный буксир был списан, а компас с легендарного судна, с фотографии которого и начался этот рассказ, обосновался в Азовском краеведческом музее, как память о былых подвигах ледокола. В 1978 году, на Чистопольском судостроительном заводе был построен новый ледокольный буксир типа «Портовый», получивший впоследствии славное имя «Фанагория». Он и сегодня бороздит донские воды, спеша на подмогу. «Фанагория» - 2014 Литература: 1. Отчеты комитета Донских гирл 1902-1905 гг 2. Отчеты по Ростовскому-на-Дону торговому порту 1913-1915гг 3. Газета «Приазовский край», 1897г. Электронные ресурсы: 1. http://gpnrostov.ru 2. http://www.donvrem.dspl.ru 3. http://rostovdon.ucoz.ru 4. http://jakol.ru 5. http://www.navy.su 6. http://militera.lib.ru 7. http://www.donlib.ru 8. http://ami.edu.ua 9. водтранс.рф | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Selena (09.11.2014) | Автор: Е. Студеникина | |
Нравится: 0 |Просмотров: 4830 | Комментарии: 12
| Теги: | |
Всего комментариев: 12 | ||||||||
| ||||||||