[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Есть ли в истории ростовской архитектуры талантливые, яркие и известные в свое время архитекторы, о жизни которых мы не знаем практически ничего? Кажется, уже все и всех изучили. Однако это не так. Григорий Николаевич Васильев- ростовский архитектор, о котором нам известны лишь отдельные фрагменты его творческого пути... Биография Григория Васильева, а именно -его годы детства и юности, ограничиваются в интернете и в бумажных справочниках парой известных фактов- годом рождения и тем, что он окончил в Москве "Училище живописи, ваяния и зодчества" и Академию художеств в Питере. В московское Училище живописи и зодчества я и направила свой запрос ,желая узнать как можно больше об архитекторе. Без задержки из архива училища (сейчас это Российская Академия живописи, ваяния и зодчества) пришел ответ и я получила сканы документов Васильева за все годы его учебы! Биография Григория Николаевича оказалась по своему уникальной и интересной. Все это отразилось в его работе, в его проектах. Его наследие удивительно по своей красоте и какой то кристальной чистоте замысла и исполнения. И несмотря на то, что в документах не было ни одного фото ученика Васильева, его образ сложился сам собой. Васильев Григорий Николаевич родился 21 января 1868 года в Москве и был самым младшим ребенком в семье. Крестили его в Московской Воскресенской церкви в Пленницах. Сейчас это Храм Воскресения Христова на Воробьевых горах в Москве, расположенный на территории бывшего монастыря. Отец Григоря- Николай Григорьевич Васильев в 40 лет стал московским купцом 2-й гильдии, был потомственным почетным гражданином Москвы. Мать Мария Федоровна Васильева была на семь лет моложе супруга, занималась воспитанием троих детей ,младший из которых был Григорий. Оба они были православными. Вызывает интерес личность восприемника- крестного отца Григория - Сергее Дмитриевиче Ширяеве. Поскольку, по моему мнению, он сыграл немаловажную роль в становлении характера и судьбе будущего архитектора. Купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, коммерции советник, кавалер,с 1859 по 61 год он был московским городским головой от мещан . Жил Сергей Дмитриевич в собственном доме на новой Басманной улице, в приходе церкви Петра и Павла . Торговал Ширяев в Китай-городе мануфактурным и бумажным товаром. Возможно именно он познакомил в дальнейшем Григория с Полушиным — таким же мануфактурщиком. По воспоминаниям современников, Ширяев был человеком, «из неполучивших никакого образования, но одаренным большим умом и тактом.» В течение жизни Ширяев состоял членом разных комиссий, а также директором и казначеем Тюремного Комитета. На средства Ширяева освящен был придел Владимирской богоматери в церкви Петра и Павла, где он был в то время церковным старостой. Мне кажется такой человек мог научить крестника многим житейским премудростям. А тем временем, повзрослевший до 14 лет, Григорий Васильев, будучи сыном потомственного гражданина, подает прошение- "желая поступить в училище Живописи, ваяния и зодчества, прошу покорнейше Совет, подвергнуть меня установленному испытанию, приняв в число учеников училища" Сергей Дмитриевич Ширяев, о котором шла речь, был также членом Московского художественного общества. Основной целью этого общества было помогать молодежи получить художественное образование. От себя Ширяев прикладывает прошение с просьбой записать на его имя Ученика Живописи, Григория Васильева, обязуясь тем самым обеспечивать крестника. Прошение Васильева отмечается синей печатью "ПРОХОДИТ" и он начинает учебу в Училище. Все это время он проживает "на квартире" по адресу Новая Басманная,д.10 у своего восприемника -Сергея Дмитриевича Ширяева. Как уже говорилось, сам Сергей Дмитриевич жил в приходе, и к религии относился почтительно. Учитывая это обстоятельство, я опять же рискну предположить, что соседство с крестным оказало достаточно сильное влияние на формирование характера юного Григория. Возможно именно поэтому храмовая архитектура легла в основу творчества будущего архитектора. Ведь в течение всей своей жизни Васильев в большинстве своем проектировал храмовые здания. Но об этом позже.. В 23 года Григорий Васильев окончил курс наук , успешно переходит в Проектный класс по архитектуре, и учится в фигурном классе по рисованию А в 1891 году ему была присуждена по архитектуре "Малая серебряная медаль" и он был удостоен звания неклассного художника архитектуры, имеющего право производить постройки. С этого же года от группы совета преподавателей училища направляются каждый год прошения "ходатайствовать перед Московским воинским присутствием о выдаче отсрочки по службе, для окончания художественного образования". Не хотелось учителям чтобы молодого талантливого студента забрали на военную службу и он не успел доучиться.. В 24 года заканчивает обучение в Училище и получает "Большую Серебряную медаль" за проект "Дворянского Собрания" и звание классного художника архитектуры, а также право производить строительные работы. После этого едет в Петербург и учится в Императорской Академии художеств на Архитектурном отделении , окончив курс, получает звание художника-архитектора. Сложно сказать что могло стать поводом для Васильева переехать в другой город. Одно из предположений прозвучит чуть позже. Итак, к концу 19 века архитектор уже жил в нашем Ростове. Одним из первых проектов Васильева в Ростове называют дом, построенный в 1890-е годы для ростовского предпринимателя Константина Ворожеина, стоящий на нынешнем пересечении Кировского и Садовой. В дальнейшем дом перешел в руки Прасковье Константиновне Масалитиной, дочери Ворожеина. Типичный для Ростова, этот доходный дом собрал под своей крышей так много всего: галантерейный магазин , фабрику по производству халвы супруга владелицы, колбасную фабрику двух ростовских немцев , конвертную фабрику , часовой магазин .. В годы постройки купол здания был вычурно-красивым украшением дома. Сегодня, к сожалению, он утратил свой вид и выглядит сильно упрощенным. 1893—1896годы- строительство гостиницы "Большая Московская"церковным попечительством о бедных армянах Нахичевани. На плане выносного балкона подпись: Г.Васильев С 1901 года Григория Васильева назначают на пост городского архитектора. Что входило в обязанности городского архитектора в то время? Частные заказы брать архитектор не мог, и заниматься должен был осмотром существующих городских построек- это осмотр домов с целью выяснения безопасности в пожарном отношении,к примеру- с помощником приставом составлял он акты о закрытии ночлежных домов, если они не соответствовали требованиям. Он осматривал квартиры -на предмет сырости стен и ветхости кровли, соответствующего состояния лестниц и входных козырьков, балконов и заборов… Специалистов по рассмотрению и согласованию частных проектов нанимала городская управа. Поначалу двоих, бывало троих, в разных городах было по разному. Всех их называли городскими архитекторами, и за каждым из них закреплялись определённые полицейские участки . Деятельностью архитекторов руководил член городской управы, ответственный за строительное дело. По сути, он ближе всего соответствовал нынешнему понятию о главном архитекторе города, хотя далеко не всегда эту должность в управе занимали профессиональные зодчие. Также, городской архитектор следил за тем, чтобы всё ведущееся строительство соответствовало нормам и строительному уставу. Кроме того, в его обязанности входило выполнение (за соответствующее вознаграждение) построек по заказу города, или того, что город одобрил как «благое дело». К примеру- по поручению дирекции коммерческого клуба был составлен Васильевым план открытого концертного зала в летнем помещении клуба. Еще один пример- в 1901 же году на средства ростовского купца и «спиртоводочного короля» Николая Ильича Токарева по проекту Григория Николаевича для школы поварского искусства и домоводства было построено новое здание в Николаевском переулке -ныне переулок Семашко, за зданием городской думы. Это здание купец в дальнейшем передал в дар городу. По уставу школы целью её являлась подготовка кухарок, заведующих хозяйствами в учебных заведениях, приютах, больницах, прислуги в небольших семьях со стиркой, глажением, починкой белья, уборкой комнат, стряпнёй, учительниц в школах поварского искусства и домоводства, ознакомление частных лиц с одной или всеми отраслями поварского дела или домоводства. В ученицы принимались все желающие, без различия сословий, не моложе пятнадцати лет, умеющие читать, писать, знающие четыре правила арифметики. Ученицы овладевали практическими навыками заготовок продуктов, приготовления различных блюд, печений, варений, кондитерских изделий, ведения домоводства, знакомились с гигиеной кухни и питания. Школа обучила и выпустила много специалистов-кулинаров, прославивших своим искусством ростовскую кухню. Причем хочу заметить, по заметкам в газете- школа в дальнейшем обеспечивала сама себя- за счет продаж того что готовили ученицы, их работы на банкетах и т.п. В 1901 же году по проекту Васильева были построены дома-близнецы для известного ростовского фабриканта Якова Семеновича Кушнарева. Впоследствии там был открыт «Пасаж Кушнарева»- не доходный дом, а именно пассаж. Слово привычное нам, но редко встречающееся в дореволюционном Ростове. Пассаж Кушнарева- был аналог современного торгового центра, с большим количеством разных магазинов. В Москве и Питере были пассажи-такие торгового здания, где магазины были размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остекленным перекрытием. Возможно и тут были остекленные перекрытия, а может просто владельцу нравилось новое модное название. Проживал архитектор Васильев в это время с супругой в переулке Малом -сейчас Чехова и Пушкинская-в квартире доходного дома, принадлежавшего госпоже Гринштейн. Рутинная служба городским архитектором вряд ли кому то была по душе.. Творческого размаха в ней не было.. Васильев привык к другому применению своего таланта.. И вот, 5 января 1903 года в газете «Южный Телеграф» печатается распоряжение: «Вчера бывшему городскому архитектору Васильеву послано официальное уведомление о том, что с 1 января этого года, по постановлению управы, он не состоит в городской службе. Но при этом было отмечено, что подписывая это постановление, член управы М.И.Кирьянов остался при особом мнении, в котором говорится, что распоряжение об увольнении Васильева неправильно, т.к. дума, давая своё согласие на реорганизацию строительного надзора не имела и не могла иметь ввиду, что такая реорганизация строительного надзора сведётся к замене только одного лица другим. Архитектора-художника, гражданским инженером ..» 16 января того же года «Южный телеграф» публикует язвительную статью.. под названием «Наши деятели и дельцы. Васильев. Экс-архитектор ростовской городской управы, решивший сохранить свою связь с Ростовом в качестве вольно-практикующего архитектора. Потерял городскую службу из-за частной практики и теперь рассчитывает на частную же, практику. Был приглашен в Ростов с целью заменить двух городских архитекторов Соколова и Дорошенко, но не выдержал искушения и последовал за Соколовым и Дорошенко, хотя и давал обет воздержания» … Вот как … Не выдержал рутины Васильев.. Из этой заметки, однако, мы видим, по какой причине Григорий Николаевич приехал в наш город! Но он не отчаивался, и как говорилось в статье- рассчитывал на частную практику несмотря ни на что. И судьба ему благоволит! Григорий Николаевич продолжает жить там же на квартире, в пер Малом, там же он принимает заказы и работает, и в журнале «Епархиальные ведомости» впервые в 1903 году, -к тому времени он ведь уже перестал занимать должность городского архитектора , публикуется реклама- архитектор принимает заявки на составление проектов и смет по строительству, наблюдение за строительными работами религиозных сооружений- церквей, молитвенных домов…. Но и Академию художеств Васильев не забывает. В том же году журнал «Зодчий» публикует отзыв о конкурсном проекте «Григорий Васильевъ далъ рядъ очень интересныхъ работъ. Для католической церкви онъ взялъ также стиль 17 века.; домъ общества архитекторовъ онъ исполнилъ въ модернѣ; въ этихъ работахъ много декоративности и вкуса» Творить Григорий Николаевич , как видим, мог в разных стилях, пробуя себя в разных направлениях. Ежегодно Академия художеств проводила выставки своих выпускников. Обстановка, в которой находились ученики Академии, работая совместно, без разделения на отрасли, была благоприятна для художественного развития. В 1904г, Васильев принимает участие в выставочной теме «Дворец наместника на Дальнем Востоке»- прдставляя проект большой виллы в стиле греческий ампир. В это же году зодчий приступает к Софийской церкви в Нахичевани. Для замены деревянного Софийского храма заложили каменный. Это был монументальный пятикупольный храм, по окончании строительства его освятили в 1912 году. Новая Софийская церковь просуществовала менее четверти века. В 1934 году Софийскую церковь закрыли, и храм стали разбирать на кирпичи. После удаления всех боковых куполов и стен храма его большой центральный купол еще долго покоился на четырех колоннах, уныло выделяясь в сумерках при закате солнца на фоне ростовского неба. Наконец, дошла очередь и до него: под колонны храма заложили взрывчатку, район оцепили милицией и остатки прекрасного сооружения в одно мгновение превратили в груду разбитого кирпича. Храма не стало. Около места, где некогда стояла Софийская церковь, вскоре построили здание школы № 11. Григорий Васильев был действительно человеком неординарным и разносторонним в своем творчестве- он брался за разные проекты. Тому пример еще одна его работа- В 1905г. тогда ещё, на самом краю города, был отведен земельный участок Попечительству Ростовского-на-Дону Магометанскому обществу, с того момента было дано начало строительству соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Скобелевской ( в 1920г. была переименована в Красноармейскую). Строительство велось на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона. Мечеть была двухэтажная с минаретом. Строительный надзор при возведении мечети вел Григорий Васильев. Действовала мечеть до 1963г., затем по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом, генерала И.А. Плиева, под вымышленным предлогом мечеть была закрыта и опечатана, ковры и храмовое имущество конфисковано, а имам хатыб был арестован. После закрытия мечети, её использовали под склад продторга, затем как спорт зал и в 1976 году разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в солдатский клуб. Не так давно администрация города рассматривала предложение перенести в это здание театр кукол ростовский.. В 1906 году « Приазовский край» объявил читателям что «Бывший городской архитектор Васильев Приказом по департаменту таможенных сборов назначен на должность архитектора при ростовской таможне» Совмещая новую должность с частными заказами, Васильев , наученный опытом, многое изменяет и многое прибавляет в своих проектах. Итак, станица Александровская, названная в честь царя Александра (с 1961 года это район города Ростова- Александровка), храм Сретения Господня. К началу 20 века здание старого станичного храма сильно обветшало, и прихожане ее начали сбор средств на возведение нового храма. В 1905 году было подано прошение о разрешении строительства храма по проекту, выполненному архитектором Г. Н. Васильевым. Место под строительство было выбрано рядом со старым храмом, с его северной стороны. Храм во имя Сретения Господня был построен и освящен в 1911 году с боковыми приделами. В храме по проекту Григория Васильева был построен также великолепный мраморный иконостас. В том же 1907 году, по проекту Васильева была начато строительство Греческой церкови в Ткачёвском переулке (ныне Университетский) у его пересечения с Мало-Садовой улицей (ныне улица Суворова) на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу». Средства на строительство храма жертвовали проживавшие в городе греки. Наиболее значительное пожертвование сделал владелец табачной фабрики Ахиллес Асланиди. ,В 1909 году строительство было завершено. В 1959 году храм закрыли окончательно. Здание было передано соседней школе школы № 7. В бывшей церкви разместился спортзал и учебно-производственные художественные мастерские. В дальнейшем здание было разобрано практически до основания и было построено новое здание, в котором в 1964 году разместился областной Театр кукол. 1909 год. Архитектор Васильев 15 июня 1909 года взял на себя обязанности осуществить технический надзор за постройкой каменного храма в селе Котелино. В центре села Котелино (Рязанской области) на месте старой деревянной церкви в честь святителя Николая, был возведен великолепный каменный двухэтажный Никольский храм, по предложению жены коммерц-советника- Екатерины Николаевны Солодовой- помещицы из семьи ростовских пивозаводчиков, которая предложила соорудить церковь на её собственной земле. В Котелино существовала деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца. Старое здание храма за долгие годы сильно обветшало и покосилось. В начале 20 века назрела необходимость соорудить новый храм. Церковь строилась 7 лет. Всё население окрестных деревень участвовало в строительстве. Размеры и архитектура храма поражает своим величием и красотой. Высота храма от основания до центрального купола — 40м. Несмотря на позднюю дату, церковь стилистически отностися к последней версии русского стиля. Храм двухэтажный: нижний находится в подвальном помещении, в нём построены усыпальницы-ниши, для захоронения членов семьи Солодовой. Сама устроительница похоронена в одной из 12 ниш храма. Был закрыт, его использовали в различных нуждах. Так, например, в нижнем храме было зернохранилище... Здание храма на удивление очень хорошо сохранилось... В настоящее время восстановлено. В годы 1910-1913 - под руководством Васильева перенесена была с Новобазарной площади (площадь Советов сейчас) старая Александро-Невская церковь, на территорию Братского кладбища, освящен был храм в дальнейшем как Вознесения Господня. Перенос храма осуществлялся на средства ростовских купцов Герасимова, Мясникова и Сафонова. Изначально храм имел одну большую главу и четыре малые главки. Над западным входом возвышалась шатровая звонница. Основной объём храма завершался куполом с главкой. В 1929 году храм был закрыт. В его помещении устроили склад стадиона «Динамо». В 1942 году в храме – немцами устроена конюшня, а затем храм был открыт для богослужений по просьбе верующих. Во время ВОВ разрушены звонница и купол храма. Храм сохранился до наших дней , но уже в измененном виде. 1911 год- Обуховский хутор . Преображенская церковь. В 1911 г. причт и священнослужители Преображенской церкви обратились к городскому архитектору Ростова-на-Дону Васильеву с просьбой о проектировании колокольни. Проект 4-ярусной шатровой колокольни при Преображенском храме хутора Обуховского был готов к 1912 г. Не закрывалась, сохранилась до наших дней. Одновременно зодчий продолжает проектировать и возводить городские постройки. Среднее механико-химико-техническое училище в Ростове было учреждено в 1900 году в соединении с существующем в нашем городе ремесленным училищем. Такое учебное заведение в городе Ростове-на-Дону было необходимо в связи с ростом промышленных предприятий и острой нехваткой специалистов для работы на них. Училище росло и расширялось. И в 1912 г. Григорий Николаевич проектирует и достраивает второй обширный корпус средне технического училища на Скобелевской улице. В этом же 1912 году городская Управа объявляет всероссийский конкурс на составление проекта постройки городского доходного дома на угду Садовой и почтового переулка (сейчас Садовая и Островского) Участие в этом проекте стало для Васильева сложным этапом в его жизни.. Для обсуждения поступивших проектов и присуждения премий победителям, было избрано жюри в составе г.г. Козлова М.К., Чирикова В.К. и Горбенко Я.М. По результатам конкурса было рассмотрено 22 предложения, из которых было отобрано 18 полностью соответствующих условиям конкурса. Очень сложным было обсуждение этих проектов. Учитывались сметная стоимость постройки и общая площадь здания, площадь внутреннего двора, возможность свободного въезда во двор, число магазинов и их площади, число мест в предполагаемой гостинице, … Первая премия, в размере 1.000 рублей, была присуждена проекту студента Института Гражданских Инженеров И.Е.Черкесову (Черкесиану) Архитектору, Васильеву было поручено составить сметы на постройку здания-победителя в конкурсе по проекту Черкесиана, с учётом внесённых в него изменений, что он и выполнил. Расчётная сумма, необходимая для его постройки, вместо изначальных почти 370.000 руб, стала равна 597.647 руб. и 57 коп. В число изменений входили следующие требования: 1. Здание должно служить украшением города и должно быть «построено с некоторой роскошью, а поэтому никаких сокращений работ … не должно быть» 2. Стоимость этого здания не должна была превысить стоимость постройки предыдущего Городского дома (сегодня Б.Садовая ул. 47) в сумме 600.000 руб., но по своим размерам и площади должно превышать его. В дальнейшем смету попросили перерасчитать Васильева, Управа посчитала что сумма слишком велика. Что он и сделал. И наконец, в июне 1912 года были объявлены торги на постройку этого здания. Далее, уже через год было начато строительство и, была поставлена задача на завершение постройки к 1 августа 1914 года. Однако постройка здания шла с осложнениями. Появились трещины в фундаменте как в подвальном помещении, так и в магазинах первого этажа.. Подрядчики не могли никак закончить работы в срок.. Хотя за несвоевременное окончание строительства по договору даже введен был штраф по 300 рублей за день просрочки. Между прочим, рассматривалось предложение сделать на здании по американскому образцу плоскую крышу, на которой можно было бы разбить сад. Потом сдавать крышу-сад в аренду. В биографии Васильева не один раз будет упомянула фамилия архитектора Кондратьева, и я склонна расценивать его вмешательство в жизнь Григория Николаевича ,как вредительство.. Была составлена комиссия по проверке сметы для постройки доходного дома. Нужно было выяснить от чего на здании появились трещины. С легкой руки архитектора Кондратьева было завялено, что при проверке сметы замечены неправильности в подсчете работ по смете.Он отнес это к небрежности Васильева. Написала была жалоба в Думу и Васильвеа понудили предоставить немедленно исполнительную смету. По проекту , составленному Васильевым в городском доходном доме должно было быть 140 номеров гостиничных, а в действительности сделано только 83.. Остальные 53 остались только в проекте Васильева... При этом осмотр трещин, о которых говорилось, был произведен комиссией, которая постановила что они настолько незначительные, что никакой опасности для городского дома не представляют. Фактический надзор за доброкачественностью материалов строительных и производимых работ — производилось специальной строительной комиссией, архитектором Васильевым и его помощниками. И, кстати говоря, в журналах строительной комиссии не было указаний на погрешности в отношении качества работ и материалов. Специальная комиссия проверила исполнительные сметы по постройке дома , предоставленные подрядчиками и Васильевым. Заключение было следующим: «Сооружение доходного дома вчерне выполнено, с перерасходом около 30 тыр руб..» Всего!! Можно сказать что нашего архитектора оправдали. Такой небольшой перерасход при строительстве такого большого здания вполне приемлем . В 1914 году городской доходный дом был открыт. Васильев так описывал его: «Это здание, заканчивавшееся постройкой в начале войны, представляло городской дом, временно затем приспособленный под лазарет. С переводом последнего в другое место, в городском доме помещён Варшавский университет, для которого произведены соответствующие приспособления. Отопление устроено паробетонное (система инженера Яхимовича), с вытяжной вентиляцией, которая приводится в действие зимой тепловыми побудителями, а после прекращения топки – электромоторами. Междуэтажные перекрытия все железобетонные, полы паркетные, в некоторых же помещениях – из плиток. В уборных и в умывальники проведена горячая и холодная вода. Имеются лифты. Освещение электрическое. Во всех помещениях много света». Следующее городское строение - "Здание городского училище им. Е.Т. Парамонова» постройки 1913-го года, было построено по проекту Васильева, наследниками Е.Т.Парамонова на отведенной городом земле. Отопление - водяное с вытяжной и приточной вентиляцией предварительно нагретым воздухом. Стоимость постройки 110 тыс.руб. В ноябре 1911 г. братья Петр и Николай Елпидифоровичи приступили к исполнению воли их умершего отца. Газета «Приазовский край» сообщала: «По завещанию Е.Т. Парамонова, его сыновья Петр и Николай, решили выстроить начальное смешанное училище с тремя отделениями на Пушкинской улице, между Малым проспектом и Ткачевым переулком». В ноябре 1913 г. местная печать сообщила об окончании строительства училища наследниками Е.Т. Парамонова: «Вышло крупное здание мужской и женской гимназии». «Здание училищ имени Е.Т. Парамонова является одним из лучших школьных зданий в Ростове-на-Дону. Это двухэтажный дом, построенный в греческом стиле… Каждое училище имело светлый рекреационный зал, отдельные парадные входы и гардеробные. При училищах находится большой двор, часть которого была отведена под площадку для детских игр, а часть – под древонасаждения» - сообщал «Приазовский край». По обычаям того времени состоялось освящение здания школы имени Е.Т.Парамонова. Сегодня в нем располагается Северо-Кавказский научно-исследовательский центр. Год 1914й. Церковь Успения Богородицы, в память 300-летия дома Романовых -православный храм в селе Недвиговка, Ростовская область. Со временем старая церковь обветшала в 1905 году было принято решение о постройке нового храма вместо старого примерно на его же месте и под тем же именем. Основные строительные работы были завершены в 1914 году. Церковь является образцом краснокирпичной эклектики. В её архитектуре имеются как элементы древнерусского зодчества, так и модерна. Следующая постройка Васильева- это Храм Иоанна Предтечи в Затемерницком поселении (Ленгородок) В 1916 году взамен сгоревшего деревянного храма по проекту Григория Васильева был выстроен под его же наблюдением новый каменный храм в стиле церквей 17 века, по типу храмов Ростова Великого, в нашем одноименном ему городе-Ростове, но только на Дону. Храм выстроен был трехпредельный, стены кирпичные, своды железобетонные системы Монье ( Васильев очень часто использовал своды этой системы в храмах, это достаточно сложная система была по плечу не каждому строителю в те годы) Под восточную часть храма пришлось при закладке устраивать железобетонное основание в виде плиты с балками-под ним было засыпанное старое русло Темерника. Храм вмесщал 1200 человек. Внутри и снаружи роспись в виде фресок 17 века. Иконостас был липовый, резной, со сплошной позолотой. Живопись была фряжского письма. В начале 1930-х гг году храм был разобран. По какой причине была разобрана Иоанно-Предтеченская церковь, неизвестно. Строительству Дворца труда она не мешала. Вероятно, как указано в статье газеты «Молот», «долидонила»слишком громко, напоминая о прошлом.. В 1914 году был одобрен проект Васильева 6комплектного школьного здания, предполагаемого к постройке на месте, завещанном городу известным русским писателем, уроженцем Дона, Даниилом Лукичем Мордовцевым.. Новый этап в жизни и творчестве зодчего — с 1924г Григорий Николаевич Васильев сотрудник управления Донского окружного инженера. 1925 год. Проект «Дворца труда»- самый тяжелый проект Григория Николаевича.. Проект Дворца труда (сейчас ДК железнодорожников, Лендворец) планировался рядом со стоящей уже в том же месте церковью Иоанна предтечи, построенной по проекту Васильева. Строительство такого знакового объекта, как Дворец Труда имени вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, началось весной 1926 года. Открытие Дворца Труда приурочивалось к 10-й годовщине Октябрьской революции. Предварительно был объявлен конкурс проектов, в котором победителем стал проект московского архитектора Б. Коршунова. Стоимость его реализации оказалась очень дорогой, и для переработки проекта на более приемлемую сумму Северокавказское отделение путей сообщения пригласило архитектора Г. Н. Васильева. В марте 1926 года на заседании Комиссии по постройке Дворца Труда архитектором Г. Н. Васильевым был представлен переработанный им эскизный проект победителя. Проект был признан удовлетворительным, и автору поручено разработать чертежи. Но, в то же время, некоторыми членами Строительной комиссии было выдвинуто предложение поручить разработку альтернативного проекта архитектору профессору Маркелову (сотруднику Новочеркасского индустриального института), приглашенному на заседание в качестве консультанта. Через месяц на следующем заседании Стройкомиссии были представлены уже два проекта - автором одного из них оставался Г. Н. Васильев, а авторами другого выступили сразу три человека: профессор Маркелов, архитектор М. Н. Кондратьев (который уже мной упоминался при строительстве Городского доходного дома) и техник Н. Мельников. Проект Г. Н. Васильева предусматривал Дворец Труда с театральной сценой, а альтернативный проект – клуб с эстрадой. Разгорелись нешуточные споры о том, что же на самом деле нужно рабочим Лензавода – театр или клуб. Решающим оказалось мнение двух членов Комиссии, Лензаводских рабочих Фрукалова и Иванова – рабочим нужен клуб. Был утвержден проект Маркелова-Кондратьева и им поручена дальнейшая его разработка. Васильев был отстранен от проекта.. Тут можно только предпологать, чье вмешательство могло этому поспособствовать.. Может репутация архитектора- «церковника» не дала Григорию Николаевичу возможности стать автором Дворца Труда. Коммунисты никогда не скрывали, что их целью является не просто социальное переустройство общества, а полное изменение сознания человека, воспитание нового человека, человека, «свободного» от каких-либо, как тогда говорили, «религиозных предрассудков». А Васильев, по моему мнению, человеком сильным и в своем творчестве и сознании, ему не нужно было «перевоспитание» и он не собирался менять свое мышление.. Да, он принял новую власть, принял новые условия жизни, ему интересно было так же делать проекты — он делал их для людей, для города, который он любил. Одно из последних известных нам построенных зданий по проекту Григория Николаевича- Б.Садовая 100-102- это довоенный дом, построенный в традициях конструктивизма по проекту Г.Н.Васильева в 1926 г. Раньше на его месте стоял дом величайшего и старейшего ростовского старовера Н.А. Панина. В 1932 году архитектор Васильев скончался.. По воспоминаниям бывших соседей из его дома, похоронен он был на старом Покровском кладбище. Которого уже не существует.. Но творения его живут! Чему я безмерно рада! p.s. надеюсь на понимание авторов сайта- некоторые фото взяты со страниц сайтов, подписи авторские все оставила, используя для коллажей! | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Дара (05.08.2019) | Автор: Оксана Мордовина | |
Просмотров: 3334 | Нравится: 0 | Комментарии: 5
| Теги: | |
Всего комментариев: 5 | ||||
| ||||