В феврале 1913 года Товарищество «Мюнх и Неефф», о котором у нас, на «Ростовбереге» уже есть один материал, обратилось в городскую думу с просьбой предоставить ему монопольное право заняться чисткой обуви по всей территории города. Своё предложение они подкрепляли обещанием оплачивать за это городу ежегодно по 2.800 рублей в год и гарантией одеть всех своих чистильщиков в единую форму из одинаковых рубах и фуражек, и что работать они будут не самоварным кремом, а только фирменным, получаемым от одесского «Генерального Общества Французской Ваксы» (и такое тогда было !). Этот хвалённый крем, если верить рекламе, был до невозможности хорош.
На последней картинке рекламный металлический лист, где есть название этих компании и товарищества, правда, не в применении непосредственно к ваксе.
Ну что ж? Не может же химическое производство ограничиваться только одним видом продукции. А сам этот лист был найден, и, … к сожалению, тут же кем-то украден, непосредственно в здании бывшей конторы Товарищества «Мюнх и Неефф» на сегодняшней Социалистической улице…
Но в этот день в думе произошёл казус, состоявший в том, что в этот же самый день, на том же самом заседании, городская дума рассматривала ещё одно подобное прошение от ростовчанина по фамилии Новохатко, который меньше чего обещал, но городу обязался выплачивать ежегодно по 2.900 руб. В итоге дума приняла компромиссное решение – никому никаких разрешений не давать, а поручить управе разработку порядка в этом промысле. В итоге монополия не вышла. На улицы города продолжали выходить чистильщики – индивидуалы.
Телеканал «Культура», несмотря на иногда попадающие иногда в эфир довольно глупые фильмы (я всё не могу им простить их «Роман в камне» с опостылевшей сказкой про дом-подарок Парамонова актёрке Черновой), всё-таки нередко радует и интересными передачами. Правда, расписание программ этого телеканала редко даёт возможность заметить интересное. На днях мне совершенно случайным образом довелось посмотреть одну из передач цикла «Забытые профессии», посвященную, как раз, чистильщикам обуви. Сегодня мы их уже нигде не встречаем. Их давно отменили относительно чистые дороги и компактные карманные поролоновые губки с силиконовой смазкой для обуви. Но в старое время эти бедолаги – трудяги сидели на многих углах и площадях во всех крупных городах. В сюжете «Культуры» было сказано, что эта профессия появилась в России в самом конце 1890-х – начале 20 веков, с чем ростовчане согласиться не могут. Возможно, московские хроники действительно имеют такую историю, но у нас первая заявка на открытие этого промысла была подана и удовлетворена в начале лета 1889 года. Впрочем, есть ли повод этим гордиться? Не признак ли это того, что город Ростов на Дону тех лет был чрезмерно пыльным? Ведь, в самом деле, спрос порождает и предложение. Солнечная активность юга России вызывала жёсткую необходимость тщательной уборки и полива улиц.
На этом фото работы поляка-ростовчанина Парфиановича мы видим небольшой кусочек Большого проспекта в вечернее время, где в кадр попали сразу четверо уборщиков улицы.
А здесь бочка водовоза с приспособлением для полива улиц. Похоже, сам водовоз вылезает из окна станционного здания с ведром воды для наполнения бочки. Но этот сюжет имеет отношение к ж.д. станции. Город же на своём уровне неоднократно обсуждал условия использования водовозных экипажей и их маршруты для полива улиц. Но маршруты поливальщиков пролегали, разумеется, по улицам, а не тротуарам. А горожанам, почистившим свою обувь при выходе из дома, по прибытии к месту своего городского вояжа, всё равно было необходимо вновь избавляться от пыли на обуви. И вот, как уже было сказано, в июне 1889 года некий, Михаил Панютин стал ростовским инициатором этого дела. Он первым обратился в городскую администрацию с предложением начать дело чистки обуви в городе. Из журнала заседания городской думы: «По прошению елисаветградского мещанина М. Панютина о разрешении ему выпустить по городу четырёх мальчиков для чистки желающим сапог без назначения определённой за это платы, Городская Дума не встретила препятствий к удовлетворению этого ходатайства, но с тем, чтобы мальчики были прилично одеты и имели знаки от Городской Управы. До 1.01.1890 г. допустить это занятие в виде опыта, бесплатно». Судя по всему, опыт удался, и новая профессия в Ростове прижилась. Кто, чем и каким образом занимался чисткой в последующие годы, мы не знаем. Как утверждал киносюжет «Культуры», чистильщики, не имели желания тратиться на покупные обувные кремы. Для удешевления своей коммерции, они сами придумывали собственные фирменные рецепты и варили их на основе сажи и каких-то жиров с добавлением сиропа. Для борьбы с конкурентами, чистильщики придумывали сами для своего рабочего места разные приспособления. Обычно это был ящик для установки ноги клиента и ящик – стул для самого себя, а бывало, и клиента. Я одном ящике они насилии свою рабочую утварь, в другом личный скарб, и, наверное, нехитрый обеденный перекус. Похоже, на первых порах, чистильщики для своей работы нарабатывая себе лучшие места, оккупировали всю центральную улицу, пока в конце 1906 года ростовским градоначальником не было «разрешено уличным чистильщикам обуви заниматься своим ремеслом повсеместно в Ростове, за исключением Б.Садовой ул.», и с тем условием, «чтобы при этом не стеснялось движение публики». Что было далее, уже сказано в самом начале материала. Насколько можно понять, ничьей монополии в этом деле в городе не состоялось. В списках ремесленников любых справочных книг старого времени сведений о чистильщиках нет. В журналах думы не встречается разрешений кому либо, заняться этим ремеслом ни лично, ни в составе какой-то компании. И вероятнее всего чистильщик – индивидуал, безо всякого оформления, брал свой переносной «кабинет», приходил в понравившуюся ему точку города, и начинал работать.
Источники: личные архив и коллекция, ДГПб, подарки друзей
|