Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Накануне наступающего Нового года невольно вспоминается многое и есть нечто плохое среди этих воспоминаний, а есть и то, чем, кажется, стоит даже гордиться. Для меня одним из достижений этого года стала публикация в юбилейном 25-м сборнике «Известия Ростовского областного музея краеведения» большой совместной со старшим научным сотрудником музея, Александром Юрьевичем Пилюгиным работы под названием: «Фаянсовая тарелка с изображением архитектурных достопримечательностей города Ростова-на-Дону последней четверти XIX века как маркетинговый ход провинциального купечества». Статья явилась плодом нашей общей работы, длившейся несколько месяцев и степень участия каждого из нас в этой работе, если такое было бы возможно, я бы оценил по 75% на каждого)). Мы не только выполнили сравнительный анализ нескольких такого же вида изделий, не только анализ изображений этой тарелки (который, впрочем, уже не являлся тайной) и выявили возможный ассортимент этих изделий, но и обосновали скрытый смысл этого изделия, а главное, в чём мы уверены, выявили период её производства, заказчика и изготовителя. Статья получилась солидной по объёму (14 листов сплошного текста), при этом содержит массу малоинтересной для массовой публики строго научной, формальной и бюрократической информации, поэтому для сайта я ниже размещаю её сокращенный текст. «Фаянсовая тарелка с изображением архитектурных достопримечательностей города Ростова-на-Дону последней четверти XIX века как маркетинговый ход провинциального купечества». Авторы: ст. н.с. РОМК Пилюгин А.Ю., Ростовский краевед Овчинников А.Н. На выставке «Старый Ростов» в Ростовском областном музее краеведения экспонируется фаянсовая тарелка с изображением нескольких архитектурных объектов в городе Ростове-на-Дону последней четверти XIX века. Данная мелкая (плоская) тарелка малиновой расцветки РОМК ОФ 3136, согласно Акту №2156 от 27.03.1967 г. поступила в дар от ученика школы №80 Кулика Евгения Федоровича, проживавшего в г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 95, кв. 5. Как записано в акте передачи, тарелка «была семейной реликвией семьи Кулик». Кроме того, были рассмотрены восемь фрагментов от трех аналогичных тарелок двух расцветок (одной глубокой «розово-бордового» и двух мелких «коричневого» оттенка) и одного блюдца малого диаметра и отличающегося от остальных экземпляров по геометрии, но принадлежащего к этой же серии («розово-бордовой» расцветки) …находящиеся в коллекции археологических предметов из раскопок территории фортификационных сооружений крепости св. Дм. Ростовского по ул. Суворова, 69, I-II очереди строительства (редут Андрея Первозванного), произведенных в 2003 г. Одна аналогичная тарелка (в оттенках сиреневого цвета) выставленная в экспозиции «Почтовая станция XIX века» Аксайского военно-исторического музея. Полные аналоги тарелок двух расцветок хранятся в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Обнаруживаются данные тарелки и в частных коллекциях. В собрании И.В. Р… (Ростов-на-Дону) тарелки двух видов: глубокая (средняя ?) и мелкая столовые, в коллекции соавтора статьи А.Н. Овчинникова (Ростов-на-Дону) глубокая столовая (все три в оттенках черно-коричневого). Размеры доступных к измерению тарелок близки между собой, но, всё же, имеют отличия: Диаметр мелких тарелок 27 см. ± 2 мм., диаметр основания 12,6 см, высота 2,3 см.; диаметр тарелки средней высоты 28 см., высота 3 см., диаметр основания 10,8 см; и большой глубокой тарелки, соответственно, верх - 27, донышко - 14, полная высота - 4,4 см. Диаметр блюдца 15,5 см. Монохромные цвета трех видов, которые можно классифицировать как: амарантово-пурпурный (малиновый), глубокий пурпурно-синий (сиреневый) и черно-коричневый. Выполнены методом подглазурной печати (transferprinting) в технике «Ironestone ware», изобретенной Чарльзом Джеймсом Мейсоном (Charles James Mason) в 1813 г. При подглазурной печати рисунки наносились на лепки литографическим способом с помощью медной гравированной пластины. С одной гравированной матрицы получалось до ста отпечатков [1]. До настоящего времени, насколько известно авторам, исследованием истории этих экспонатов никто не занимался, соответственно, неизвестны ни их датировка, ни авторство, ни изготовитель. Данное исследование поставило себе целью ответить на эти вопросы. На всех выявленных экземплярах одинаковые графические изображения: на лице вид Старобазарной площади видом от Таганрогского (ныне Буденовского) проспекта, с западным фасадом собора Рождества Пресвятой Богородицы, с торговыми лавками и другими постройками, снизу надпись «Ростовский собор», ряд зданий на заднем фоне. По борту экспоната – круговой орнамент с включением в него изображений четырех архитектурных сооружений в полукруглых медальонах, с названием учреждений и подписями под изображениями: «Ростовская городская Дума», «Дом Ильина», «Дом Грибанова», «Конторы Государственнаго банка». Между этими изображениями в круглых медальонах вазы с цветами, обрамленные вьющимися растениями с пятилепестковыми цветами. Нижний и верхний края борта разграничены зубчатым орнаментом. Снизу, на дно тарелок нанесено клеймо, стилизованное под английский королевский герб времени правления королевы Виктории (эпоха 1837-1901), являющееся эмблемой Королевской жалованной грамоты (Royal Letters Patent), иначе патент на интеллектуальную собственность. Представлена следующая разновидность герба: В центре круглый щит, поделенный на четыре четверти: первая и четвёртая, наиболее почётные, символизируют Англию и изображают троих идущих леопардов. Вторая четверть отдана Шотландии и несёт в себе восстающего льва. Третья — Ирландия, символизируемая арфой. Щит увенчан стилизованной короной и опоясан подвязочной лентой с девизом английского рыцарского Ордена Подвязки (Order of the Garter) «HONI SOIT QUI MAL Y PENSE» (ст. франц. «Позор тому, кто дурно об этом подумает»), в самом низу на волнистой ленте девиз монарха: «DIEU ET MON DROIT» (ст. франц. «Бог и мое право»). С правой стороны от щита — единорог (rampant; рус. неистовствующий, необузданный) на задних конечностях и на цепи (символ Шотландии), с левой — симметричный ему лев рампант (символ Англии). Примеры данного варианта герба английскими и североамериканскими производителями известны как минимум с 1879 г. Поверх гербовой эмблемы обозначение торговой марки по нашей версии не производителя, а дистрибьютора в сокращенном виде «R & B», слов «ROSTOFF» и «PATENT» по нижнему краю. Гербовую маркировку имели право использовать только производители, которые не менее 5 лет поставляли продукцию к королевскому двору Великобритании. Исходя из наличия герба и слову «patent» под ним, можно судить о том, что исходный дизайн тарелки изначально английского производства, но выпускалась она по зарегистрированному патенту и, возможно, не на территории Англии. О последнем говорит отсутствие рядом с клеймом, так называемого «алмазного» знака в виде ромба с регистрационным номером (registry diamond), который выдавало Британское патентное ведомство в период 1842-1883 гг. с кодировкой, отображающей время регистрации дизайнерского эскиза. В качестве примера правильного употребления гербовой маркировки и регистрационного знака на английском фаянсе, можно привести подобные ростовской, декоративные тарелки с изображением памятника генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии князю М.С. Воронцову в центре и достопримечательностями г. Одессы по борту. Одна из таких была обнаружена археологами в 2009 г. у х. Дугино Азовского района Ростовской области. На обороте представлена эмблема Королевской жалованной грамоты в виде герба в том же варианте, что и на тарелках с видами Ростова-на-Дону. Поверх герба инициалы производителя «H & Co», принадлежавшие фирме «Hammersley & Co» (Longton, Staffordshire, England) и регистрационная марка с выходными данными, позволившая установить, что данный дизайн тарелки был зарегистрирован Лондонским патентным бюро 24 октября 1867 г. Вторым ярким примером может служить фаянсовый супник из коллекции РОМК, содержащий маркировку дистрибьютора, производителя и ритейлера одновременно. В первом случае представлен королевский герб, несколько отличный от описанного выше (голова льва развернута анфас, в нижней части герба растительный орнамент), слово «PATENT», инициалы дистрибьютора «D.W.» и ритейлера «БРАТЬЯ АФОНИНЫ. РОСТОВ-НА-ДОНУ». Маркировка производителя представляет собой изображение улья с пчелами, в обрамлении цветочного орнамента и лентой с надписью, обозначающей пейзаж на тулове «NEW PEARL» (Новая жемчужина) «Флорентийской серии». Ниже алмазный знак, позволяющий датировать регистрацию данного дизайна Лондонским патентным бюро 14 июня 1865 г. Фирменный знак в виде пчелиного улья позволяет установить фабрику, изготовившую предмет: «Burgess & Leigh» (Burslem, Staffordshire, England). К слову сказать, один из братьев, - Николай Иванович Афонин, - в «Донской пчеле» от 25 марта 1882 г. сообщал: «Сим имею честь довести до сведения почтеннейшей публики г.г. Ростова и Нахичевани на Дону, что мною вновь открытый магазин фарфоровой посуды в городском новом здании, что у собора, на углу проезда от бульвара на Старый базар, снабжен мною изящным и лучшего достоинства товаром русских и всех известных иностранных фабрик… Льщу себя надеждой, что почтеннейшая публика не оставит своим вниманием мою 38-летнюю опытность производства торговли в г. Ростове-на-Дону. П.С.: Старый магазин мой помещается там же, на Московской ул., в доме Ященко, в котором, как новость, принимаются заказы перевода фотографических карточек на всевозможную фарфоровую и фаянсовую посуду. Образец переводной фотографии будет находиться при магазине в самом непродолжительном времени, по которому публика может легко оценить достоинство замечательной работы. Ростовский купец, Н.И. Афонин». Клейма всех рассматриваемых тарелок с ростовскими видами абсолютно аналогичны одно другому и отличаются лишь цветом и степенью наполненности матриц красками. Детальная прорисовка всех достопримечательностей «ростовской» тарелки позволяет полагать, что все её рисунки выполнялись по фотографиям тех лет. На зданиях даже читаются некоторые фирменные вывески, так что и поверхностное знакомство с любой из этих тарелок, сразу вызывает интерес, как к тем сюжетам, что изображены на ней, так и к истории её происхождения. Отметим сходство изображения «Ростовский собор» со Старым базаром на лице тарелки и на самой ранней из известных фотографий подобного вида из альбома «Визит Их Императорских Высочеств, Государя Наследника и Государыни Цесаревны на юг России в Новочеркасск, Ростов, Таганрог в 1869 г.». Серия фотографий выполнена фотохудожником Иваном Антоновичем Антонопуло, работавшим в 60-х гг. XIX века в Ростове-на-Дону. Альбом, посвященный путешествию на юг России семейства престолонаследника, будущего императора Александра II, хранится в Государственном Историческом музее Москвы и представлена на сайте ГИМа. Несмотря на официальную датировку фотоальбома 1869-м г., дата этого конкретного снимка не относится к событию, связанному с путешествием семьи цесаревича. Об этом можно уверенно говорить, по отсутствию в сюжете фото изображения доходного дома купца П.Р. Максимова (современный адрес: ул. Станиславского, 60 / пер. Семашко, 21), построенного в 1867 г. [8, с. 144]. На фотографии, если всмотреться в её детали, за корпусом ростовского собора можно увидеть некие подобия строительных лесов, возможно, как раз установленных, для его постройки. Таким образом, можно полагать, что эта фотография была выполнена, условно, до 1867 г., возможно, в 1865-1866 гг. В изображении на тарелке, дом Максимова показан. В остальном оба эти изображения кажутся идентичными. При сравнении сюжетов фото и центрального на лице тарелки, мы видим общее: - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в центре изображения (построен в 1860 г.); - Отсутствие колокольни собора, строившейся с 1875 по 1886 г.; - Торцы уже выстроенных каменных (с галереями и колоннами), корпусов торговых лавок на старом базаре о постройке которых к началу 1865 г., сообщали «Ростовские ведомости»; - Слева от собора показана старая купеческая церковь, рядом с которой и был выстроен ростовский собор. Неизвестно, когда это здание было разобрано, вероятно, не позже начала постройки колокольни при соборе, но точно известно, что в 1872 г. оно ещё существовало. В 1872 г. «Ведомости Ростовской-на-Дону Городской Управы» писали: «Благочинный церквей 1-го ростовского уезда уведомил, что при Ростовском Рождества-Богородичном соборе, в здании упраздненной тёплой церкви, 8 сего сентября месяца, имеет быть открыто церковно-приходское училище. Дети для обучения по программе Училищного Совета, будут приниматься бесплатно и, преимущественно, дети бедных родителей и сироты…». Существование Церковно-Приходского училища при ростовской Соборной церкви подтверждается и в справочнике «Ростово-Нахичеванский календарь» за 1875 г., хотя уже место его работы он не показывает. Итоговый вывод написанного – изображение на донце тарелки соответствует виду реального города после 1867 года. Но ввиду обширности возможного периода производства тарелки, авторами было предположено, для идентификации заказчика партии «ростовских» тарелок, а также для убедительной датировки изделий, необходимо обратиться к мотивации выбора конкретных архитектурных объектов в медальонах. Первый из них, расположенный слева от центра тарелки, изображает «Дом Грибанова». Попутно отмечаем для себя, как написано название сюжета – «ДОМЬ ГРИЬЛНОВЛ». Это является косвенным подтверждением иностранного происхождения изучаемого предмета. Матрицу для печати изображения, как мы это называем сегодня, методом шёлкографии, резал человек, не знавший русского языка, а лишь пытавшийся копировать то, что ему было написано, в качестве «шпаргалки». Но, что это было за место в старом Ростове? Подсказку дают вывески, показанные на этом доме. Первая и лучше других читаемая, «Подворье Таманцева» (на изображении «НОЛВОРЬЕ ТЛМЛНUЕВА»). Так назывался комплекс заведений, устроенных в арендуемом у купца Грибанова, Таманцевым Павлом Петровичем. Это были гостиница, трактирное заведение и постоялый двор. Подворье было активно востребованным, так как находилось в центре города, вблизи Старого базара, и предоставляло свои услуги приезжим торговцам, самим торгующим, а также работникам при базаре. Располагалось оно на северо-восточном углу перекрёстка Московской улицы и Николаевского переулка (соврем., Семашко), а появилось вскоре после закрытия гостиницы с тем же названием на углу Большого проспекта и Дмитриевской улицы, в феврале 1877 г. В 1881 г. газета «Донская Пчела» в рекламе будет называть это место гостиницей «Франция» (бывшее «Подворье Таманцева»)». Другие вывески на уровне между первым и вторым этажами этого здания читаются довольно плохо. Отчасти читается слово «Магазин», написанное на двух центральных вывесках. При этом обе надписи выполнены так же, безграмотно (кириллическая «З» заменена латинской «S»), а о фамилии владельца магазина можно только предполагать. Нам же из сообщений газет старых лет известно о здании и его арендаторах, следующее - - Газета «Донская Пчела» от 1878.01.26: «Открыт собственный чайный магазин Сергея Васильевича Перлова в Ростове н.Д., на Мск-кой ул. в доме Грибанова, под гостиницей Таманцева, рядом с торговлей г.г. Карабетова и Бахчисарайцева»; - Магазин московского купца, Сергея Васильевича Перлова, торговавшего чаем по всей России, арендовался в доме Грибанова с начала 1878 г., всвязи с чем мы, вроде бы, можем и прочесть именно эту фамилию с инициалом «С» перед ней, хотя уверенно об этом говорить не приходится (либо резчик матрицы сделал эти надписи упрощённо, либо техника тех лет более качественно была неспособна передать отпечатанные с матрицы тонкие детали изображения). Гостиница «Франция» здесь заработала с начала 1881 г., а магазин Перлова перешел отсюда в собственное здание на Большой Садовой улице в 1903 г. Газета «Южный Телеграф» от 1903.01.21 сообщала – «Торговый Дом С.В.Перлов» по случаю торжества освящения только, что отстроенного собственного дома на Б. Садовой ул., пожертвовал в пользу местных благотворительных учреждений: 1.000 руб. обществу взаимного вспоможения приказчиков, 500 руб. Александровскому благотворительному обществу и 500 руб., обществу попечения о детях. Выдача этих денег будет производиться ростовским доверенным В.П. Стракановым». Таким образом, период появления фотографий – прототипов изображений на тарелке сужается до 1877…1881 г.г. Следующий медальон с изображением банковского здания, подписанного на тарелке как «КОНТОРЫ ГОСУЛАРСТВЕННАТО БАНКА». Здесь всё относительно несложно. Здания ростовского отделения госбанка и казначейства были «казёнными» и никаких арендаторов в их помещениях никогда не было, а соответственно, не могло быть на них и каких либо вывесок. Здание конторы Государственного банка начало строиться в 1871 г. До этого его заменяли наёмные городские адреса. Изображение старого здания Госбанка на тарелке выполнено достаточно упрощенно и даже примитивно, но общая его композиция вполне схожа с реальными фотографиями здания, вплоть до числа окон на заметных частях здания, дошедшими до наших лет. Очередной медальон на тарелке отображает известный дом П.Р. Максимова на Старом базаре, подписанный, как «РОСТОВСКАЯ ТОРОЛСКАЯ ЛУМА». Действительно, это здание в период с 1868 г. по 1899-й было главным административным зданием Ростова. В нём заседала Дума, здесь же размещались городская Управа, помещения купеческой и ремесленной управ, суда, общественного банка и прочие городские структуры. При этом первый этаж здания занимали магазины арендаторов. На вывеске этого здания с тарелки чётко читается вывеска магазина нахичеванского купца Карабета Черчопова. О том, что такой купец в истории Ростова и Нахичевани существовал, доказывать не требуется, но что у него за торговля была в доме Максимова, к сожалению, неизвестно. Сведения из справочных книг границы 1870…80-х очень скудны информацией. Между тем, известно, что Карабет Черчопов с семейством был причислен к потомственным почётным гражданам и купцам 1-й гильдии, т.е. мог вести и заграничную торговлю. Ещё одна вывеска на здании, практически нечитаемая, но силуэты отдельных букв на ней позволяет предположить, что на ней была фамилия владельца магазина медных и церковных изделий Василенко. Его же вывеска запечатлена и на фотографии начала 1890-х, работы ростовского фотографа В.Ф. Петрыковского. Последний, четвёртый медальон на полях тарелки расположен вверху, по оси центральной линии, и подписан, как «дом Ильина». По внешнему виду здания, в этом изображении легко угадывается существующий и сегодня не крупный дом с ростовским адресом на Московской улице, дом №64. Точная дата его постройки не известна, т.к. доступные справочные материалы на этот предмет известны лишь от середины 1870-х г.г. Однако, изучением данных, опубликованных в газетах «Ведомости Ростовской н.Д. Городской Управы» и других, можно получить некоторые дополнительные данные. Из газет старых лет мы узнаём, что это здание было для своего времени достаточно востребовано. Так, здесь до октября 1879 г., размещалось Правление Ростовского н.Д. Общества Взаимного Кредита, после чего оно перешло в свой, уже собственный дом, бывший В.А. Попова, на Николаевском переулке. На картинке с тарелки уверенно читается вывеска, отображенная на фасадной стене этого дома – «РИЛЕЛЬ И БУРМАН» (фактически, Ридель и Бурман). Это была банкирская и торговая контора, которая здесь работала в том же 1879 г., вероятно сразу после ухода отсюда, Кредитного Общества. Как оказалось, эта фирма была для своего времени достаточно хорошо известна. Так, владелец крупной сети местных магазинов разного профиля, Аренсбургский гражданин, купец Павел Валентинович Биркле, который содержал торговлю фонографами, оптическими приборами, оружием, рамами для картин, нотами, гармонями и разными другими товарами, в качестве ориентира для одного из своих магазинов, располагавшихся в доме Дмитриева на Московской улице, указывал клиентуре: «…в магазине Биркле на Московской ул., дом Дмитриева, против Риделя и Бурмана в Ростове на Дону». Именно одинокая вывеска фирмы, «Ридель и Бурман» на сравнительно не большом доме Ильина, и центральное место этого изображения среди всех других, как мы считаем, раскрывает заказчика партии фаянсовых тарелок с видами Ростова-на-Дону. Напомним, поверх герба на дне тарелок имеются инициалы из заглавных первых букв фамилий заказчиков, разделенных амперсандом - логограммой, заменяющей союз «и»: «R & B». Сразу оговоримся, просмотренные авторами отечественные и иностранные каталоги марок и обозначений русского и иностранного фарфора и фаянса, ответа к расшифровке этих инициалов не называют. Торговый Дом «Ридель и Бурман», мало давал рекламы, поэтому подробностей о нём дошло до нашего времени не так много, как бы хотелось. О купце Б.П. Бурмане мы вообще ничего не знаем. Совладелец фирмы, Август Готфридович Ридель - прусско-подданный, лютеранского вероисповедания, житель Ростова на Дону. Согласно краткой справке, составленной Морозаном В.В. в его книге, А.Г. Ридель «занимался торговлей по свидетельству 1-ой гильдии заграничными галантерейными товарами, мебелью, земледельческими орудиями (имел склад этих орудий). Торговлю вел в больших размерах. Владел обширной недвижимостью, стоившей до 150 тысяч рублей. С 1869 г. пользовался кредитом в Ростовской конторе Госбанка. До 1 февраля 1886 г. торговлю вел под фирмой «Ридель и Бурман» при кредите в конторе в 40 тысяч рублей. Фирма «Ридель и Бурман», по данным учетно-ссудного комитета Ростовской конторы, прекратила существование и ее торговые дела перешли в полное владение Риделя, который преобразовал предприятие. При этом остался кредит в 40 тысяч рублей и размах ее ничуть не уменьшился». Скончался А.Г. Ридель в 1898 г. Итак, мы подошли к самому главному. В 1877 г. Председатель Ростовского-на-Дону Комитета торговли и мануфактур П.Р. Максимов рассматривал записку, поданную в Комитет 22 июня 1876 г., о затруднениях, с которыми сталкиваются ростовские 1-й гильдии купцы Ридель и Бурман «относительно разрешения допуска к привозу, досмотру и оплаты пошлины… заграничных товаров, адресованных в Ростов» (ГАРО 167_1_13). Купцы указывают, что вследствие того, что суда из Антверпена «прямо в Ростов проходить по мелководью гирл не могут, и потому товары, адресованные в Ростов-на-Дону непременно должны быть перегружаемы на Одесском или Таганрогском Рейдах, поэтому очистка их пошлиной в Ростове-на-Дону вообще только тогда возможна, если Одесской и Таганрогской Таможням будет приказано «не удерживать и пропускать без всяких затруднений транзитные товары, адресованные для Ростова-на-Дону дозволенные привозить к Ростовской Таможне». При этом жалоба относится «более всего к задержанию» таких товаров, как «ПОСУДЫ, железа, земледельческих машин и прочих, дозволенных к привозу в Ростов предметов…». Таким образом, заграничные товары при перегрузке на пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), удерживались Одесской или Таганрогской таможнями, подвергались досмотру и требовали оплаты пошлины на месте, несмотря на то, что с 1 января 1873 г. «открыта в Ростове 3 Классная Таможня». В двух коносаментах (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, удостоверяющий право собственности на отгруженный товар) за 7 и 8 октября 1875 г., приложенных к документу для Агента Общества на Практической гавани и Поверенному Общества по таможенным делам в Одессе на отправленные бельгийским судовладельцем «г. Д. Вербис» («David Verbist & Co») из Антверпена на пароходе «Julia David», прибывшим в Одессу 22 сентября для отправки транзитом в Ростов-на-Дону на имя гг. «Ридель & Бурман» (иначе Riedel & Burmann) на пароходе «Русского Общества пароходства, торговли и Одесской железной дороги», перечисляются следующие товары с буквенными обозначениями владельцев: VB – два бочонка посуды фарфоровой; RB – шестьдесят один бочонок и один ящик фаянсовой посуды; R.B. – шесть ящиков домашней утвари. Архивные документы свидетельствуют, что Ридель и Бурман импортировали фаянсовую посуду европейского производства в Ростов-на-Дону еще в 1875 г., называясь в сопроводительных документах на английский манер «Riedel & Burmann» или в сокращенном варианте «RB». 26 апреля 1876 г. в Ростов-на-Дону ими будет отправлено еще «посуды и домашней утвари 80 мест» [16]. Ростовские купцы будут пользоваться услугами бельгийской компании «David Verbist & Co», специализировавшейся на грузоперевозках по Черному и Азовскому морям. Согласно «Донской пчеле» № 53 от 14 июля 1877 «Привезено товаров из-за границы в 1876 г.: посуды фаянсовой 156 пудов на 705 рублей». В одной из рекламных публикаций за 1878 г. сообщалось: «В магазине Риделя и Бурман назначена для распродажи партия настоящего голландского столового белья и полотенец, состоящего из столовых приборов для 6, 12, 18 и 24 персон, салфеток столовых и десертных, скатертей и прочего, а так же большой выбор саксонских занавесей по выгодным ценам». У читателя создается впечатление, будто в тексте перед причастием «состоящего» пропущено слово «сервиза». А выявленная разновидность изделий: глубокая и мелкая тарелки, а также блюдце, позволяют утверждать, что как раз такие изделия и составляли часть предлагаемых посудных сервизов. В дополнение о фирме «Ридель и Бурман» можно сказать следующее: 1. Фирма вела продажу косметических средств «От лаборатории косметических произведений братьев Марцинчик в Киеве»; 2. В книге учета гильдейских записей, Ридель Август Готфридович в 1886 г. был зарегистрирован как временный по 1-й гильдии купец, торгующий земледельческими орудиями; 3. Газетное сообщение от 20.07.1886 г.: «Магазин обуви Петра Ивановича Ильина (бывший Королёва) переведён в собственный дом, по Московской улице, где помещалась торговля Ридель и Бурман»; 4. Газетное сообщение от 29.06.1886 г.: «В складе А.Г. Ридель, Большой пр., №4, в собственном доме, получено: Американская канифоль марки G, французская №3, огнеупорный кирпич «Рамзей», серная кислота, … Продаются по очень выгодным ценам». Таким образом, к началу 1886 г. А.Г. Ридель уже не являлся совладельцем Товарищества «Ридель и Бурман», а на доме Ильина на том самом месте появится вывеска собственного магазина домовладельца, что отражено на крышке обувной коробки этого магазина. Мы знаем, что в октябре 1879 г. Общество Взаимного Кредита переедет из дома Ильина в собственное здание. В 1881 г. закончит свою работу на углу Московской улицы и Николаевского (соврем., Семашко) переулка «Подворье Таманцева» в доме Грибанова, следовательно, мы можем установить временные рамки, в пределах которых могла быть изготовлена партия фаянсовых декоративных тарелок с достопримечательностями Ростова-на-Дону, а именно 1879-1881 гг. Известно о существовании трёх однотипных видов декоративных тарелок с изображениями достопримечательностей трех портовых городов: Санкт-Петербурга, Одессы и Ростова-на-Дону. Согласно статистическим выкладкам в 1858 г. в Санкт-Петербурге значилось 520.100 жителей. Кроме того ежегодно город посещало большое число приезжих людей. При такой численности потенциальных покупателей сувенирной посуды должно быть большим. Поэтому мы можем видеть тарелки с достопримечательностями столицы разных цветов, выпускавшихся на двух разных заводах («фирменные» клейма «D.W.» и «F.P.»). Город Одесса, бывший в середине XIX века главным черноморским портом страны, тоже был городом крупным, но с численностью населения в 1859 г. в 111.000 человек. Город этот, так же, как и столица имел торговые связи с европейскими государствами, включая Англию. Реплики английских тарелок с Санкт-Петербургом и Одессой, впоследствии, будут выпускаться и российскими промышленниками. В случаях с Одессой и Санкт-Петербургом, в качестве достопримечательностей будут выбраны памятники, казенные и культурные учреждения. Лишь на ростовской тарелке запечатлены помимо общественно значимых заведений (православного собора, банковских контор и администрации) два купеческих здания с вывесками местных коммерсантов, каждый из которых, надо думать, был в курсе рекламной кампании со стороны фирмы «Ридель и Бурман». Учтем, что в середине XIX века Ростов-на-Дону имел населения немногим более 10 тысяч человек, а с соседней Нахичеванью, порядка 20–25 тысяч. Много ли посуды здесь может быть куплено? Основная масса жителей, были не столь состоятельны, чтобы думать о столовых сервизах. Очевидно, отсутствие массового потребителя и стало причиной единовременного производства посуды с местными сюжетами, без попыток повторить её на разных и тем более, отечественных заводах. Все выявленные экземпляры ростовской разновидности тарелок абсолютно идентичны друг другу, даже в самых мелких деталях, а значит, выполнены по одной матрице одной партией в количестве не более двухсот единиц (тарелки и блюдца) и реализованы среди интересантов - преимущественно среди представителей купечества – клиентов фирмы «Ридель и Бурман» и отдельных покупателей. Произведена партия тарелок в период времени между 1879 и 1881 гг., с большой долей вероятности, по матрице английской работы, в Голландии, либо, непосредственно в Англии на неустановленном, скорее всего, небольшом, предприятии по заказу местной ростовской торговой компании «Ридель и Бурман», что отражено в клейме изделий. Но не лишним будет отметить, и то, что если сегодня тарелки с изображениями объектов Санкт-Петербурга и Одессы известны в нескольких вариантах по месту производства, но все выполнены в единых размерах, то ростовские предприниматели, в попытках повысить свой торговый оборот по продаже посуды, при наименьшем числе потенциальных покупателей, инициировали выпуск этой посуды в нескольких габаритных размерах, создавая этим посудные наборы, и провоцируя своего потребителя приобретать посуду не только «по числу едоков», но и по видам применения этой посуды. В итоге нашего исследования мы можем с высокой степенью вероятности заявить, следующие выводы: - Изучаемые тарелки являются представителями серии подобной посуды, в составе которой было, по меньшей мере, 3 вида однотипных тарелок большого диаметра и 1 блюдце малого диаметра, продававшихся как поштучно, так и, по желанию покупателя, в виде наборов (сервизов); - все графические изображения на тарелках и блюдце выполнены по реальным фотовидам периода 1879 – 1881 г.г.; - Тарелки произведены по матрицам, скорее всего, английского производства, в Голландии; - заказчиком производства и распространителем этой посуды, выступила местная ростовская фирма «Ридель и Бурман», и инициалы «R & В» на клеймах посуды, являются не обозначением фирмы – изготовителя посуды, а указывают не на изготовителя, а на заказчика посуды для России. Ну и последнее. 8 Декабря 2023 на сайте РОМК появилось сообщение о присвоении моему товарищу и сотруднику музея Александру Пилюгину по итогам регионального профессионального конкурса «Лидеры туриндустрии Дона» был присужден Диплом правительства Ростовской области как победителю. К конкурсу им была представлена небольшая видеоэкскурсия по материалам нашего совместного исследования, которую, так же можно увидеть на сайте музея. К сожалению, ролик очень короткий и сжатый, но даже таким его люди смогли оценить! Источники: личная коллекция и материалы РОМКа, ГАРО, подарки друзей, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (29.12.2023) | Автор: Овчинников А.Н. и Пилюгин А.Ю. | |
Просмотров: 882 | Нравится: 0 |
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |