[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
В известной многим ростовчанам «Записке об истории города Ростова на Дону», в 1893 году, Г.Х.Чалхушьян пишет: «…Самое городское общество, отягченное государственными податями, не представляло из себя особенной доходной статьи для города. Немудрено, поэтому, если город ищет новых источников доходов. И вот 9 июля 1838 года городской голова Андрей Романыч Ященко представляет Екатеринославскому гражданскому губернатору прекрасную докладную записку. Прося из таможенных сборов 10% в пользу города Ростова, как это разрешено было уже Таганрогу и другим городам, Ященко пишет: «Доходы города Ростова ограничены и едва хватает на содержание разных городских управлений, пожарной части и тюремных помещений... Есть необходимости, но нет средств...». Эти «необходимости» — постройка полицейского дома, давно предполагаемого весового амбара, устроение въездов, водосточных спусков, набережной и прочее. Ссылался при этом Ященко и на то, что «таможенная застава помещается в мезонине биржевых магазинов, содержимом на счет города и требующем немалых расходов». На «Ростовбереге» уже была статья о том, где располагалась 1-я Ростовская таможня , но её место на Богатом источнике не было постоянным. Она сама реформировалась, закрывалась и вновь открывалась. После её второго открытия, она «переселилась в территорию «Старого города» и в материале Чалхушьяна описывается как раз её второе место. Мезонин, это полноэтажная надстройка над средней частью здания, часто украшенная портиком и колоннами. Вот такая: Не хочу утверждать, что постройка 1830-х достоялась до 1910-х, но вот одна из старых открыток, где, ВОЗМОЖНО, именно этот мезонин мы и видим. Кто служил на Ростовской таможне? Не знаю, возможно, эти люди были присланы в Ростов специально для этой работы, а может быть и нет, но есть несколько имён этих работников. - Рыжов Иван, титулярный советник, надзиратель (современным языком, директор) ростовской таможенной заставы, 48 лет от роду (на 1864 год). Как у всех в то время, у него была хорошая семья – жена Анна Ивановна и 8 деток. Сам Иван, как лицо официальное, вполне вероятно, что был приезжим руководителем. Кстати, вот даже его собственный автограф на одном из таможенных документов: Здесь же обратим внимание на оттиск печати на документе. «Н-РОСТОВС-Т-ЗА». Пока запомним это. -Степанов Пётр, губернский секретарь, в 1826 года рождения. Его поздняя судьба неизвестна. - Губернский секретарь Ступкин Николай. В 1864 году ему было всего 25 лет. Этот человек, возможно, и был приезжим, но впоследствии он остался ростовчанином. В 1878 году, он, уже титулярный советник, всё ещё служит на таможне пакгаузным надзирателем. Я так понимаю, заведует складами ростовской таможни, а в 1891 году он значится в списках горожан, имеющих право голоса на выборах членов городской думы, как один из ростовских домовладельцев. И ещё одна личность, служившая в ростовской таможне, Нелавицкий Ян Владиславович. Рассказ о нём и его сыне уже есть на «Ростовбереге». Разумеется, здесь названы только те лица, что известны нам по самым ранним архивным и другим документам старого Ростова. На деле их было, конечно же, в разы больше и в поздних справочных книгах их имена найти не сложно. Теперь я приглашаю вспомнить печать на бланке таможни. Ещё раз посмотрим на неё. Надписи на ней – сплошные аббревиатуры, которые я понимаю, как «Новая(?) Ростовская Темерницкая Застава». Прав я или не очень, не знаю, но мне кажется, что дело обстоит именно так. Кроме того, приглашаю взглянуть в центр печати. Там орёл герба Российской империи, но не совсем герб. Если всмотреться (хотя это просматривается очень не просто), в центре герба, где положено быть щиту с Георгием убивающим змея, этот сюжет не угадывается. Там прорисована буква «Н» в римской единицей посреди и ниже буквы. Аккурат под ней. Этот объект становится гораздо понятнее и заметнее на другом следе от работы таможни – товарной контрольной пломбе, чем опечатывали грузы, уже проверенные таможенными смотрителями. Пломба довольно маленькая, её оттиск всего порядка 16 мм. в диаметре, и к счастью, неплохо сохранившаяся. У меня в коллекции их две и они чуток отличаются одна от другой. Лицевая (гербовая) сторона у них одинакова. Отличие в оформлении их обратной стороны. И хотя они, как уже сказано, неплохо сохранились, на них всё же есть непонятности: 1. РАД*Т*ПРИ*Т 2. РАД(З?)*Т*ПР*Т Отличия на этих пломбах в букве «И» и орнаментах в виде лилии или цветка из жирных точек. А также, кажущееся наличие буквы «З». Сомнения есть и в том, что это вообще буква, а не размазавшийся на клише пломбы такой же цветок – пятилистник. Предположительный вариант понимания аббревиатур: 1. Ростовский Азово Донской Таможенный Пост ??? ??? Темерницкий; или «Ростовская Азово Донская Таможня при (р.) Темерник» 2. Ростовская Азово Донская Таможенная Застава ??? ??? Темерницкая; Разумеется, это всё варианты надуманные, а истина, она, скорее всего, как говорят, бродит где-то рядом. Ещё большие неясности вносит дата на внутреннем круге. 18?4. Как я понимаю, это некая дата, при которой, возможно, сама таможня могла быть организована, могли быть варианты – учреждения указа о работе таможни, какой либо её значимой реформы, при этом событие по этой дате должно было состояться в царствование Николая 1-го. По наиболее полным записям об истории ростовской таможни, описанной Чалхушьяном, дата похожая на имеющуюся на пломбе, не обнаружена. Впрочем, одна относительно, подходящая дата есть. В начале этой статьи упоминается ходатайство городского голову Ященко о зачислен 10% таможенных доходов в городскую казну. Автор «Исторической записки» продолжает: «В 1844 году ходатайство Ященко Высочайше утверждено впредь на 25 лет и с тех пор таможенный сбор составляет самую важную статью городских доходов... Высочайше повелено: «для доставления возможности городу Ростову строить проезды от реки Дона и реки Темерника и набережной при реке Дон», предписать, чтобы все извозчики, доставляющие в город Ростов товары, привозили в город один раз, по приезде и сдаче клади, воз камня или песку; нежелающие же должны уплатить установленную плату, каковая впоследствии и установлена в размере 12 коп. взамен каждого воза камня или песку и, так как отбывать повинность эту натурою было трудно, благодаря плохим путям сообщений, извозчики платили деньгами…». Вполне возможно! Хотя, в масштабах всей имперской таможенной системы, дата вроде бы и не значительно. Однако, почему я вообще решил, что это пломба именно таможенная? В двух словах дело обстоит так. Пломбы всех частных грузоотправителей не имеют какого либо стандарта. Они разных размеров, есть вообще вычурные, а есть простые: Таможенная пломба, как клеймо казённого предприятия, просто по своему происхождению обязана иметь единый вид по всей Империи. И, порывшись на просторах интернета, мы встречаем пломбы других таможен, к примеру, вот эти: Некая «Троицкая» и столичная Санкт-Петербургская пломбы. У них тот же тип, тот же герб с вензелем Николая 1-го, тоже оформление обратной стороны, но на удивление разные даты во внутреннем круге их оборотки. При том, обе даты уже выходят за пределы времён царствования Николая. Вероятно, всё же, это даты, имеющие отношение лишь к этим самым конкретным таможням. В таком случае и названная выше ростовская пломба может иметь дату 1844 года. Хотя, впрочем, почему бы и не быть там дате «1874», года, когда ростовская таможенная застава была преобразована в Ростовскую на Дону Таможню (???). Чалхушьян, заканчивая свои слова оценки роли Ростовской таможенной заставы для экономики города пишет: «Учреждение в 1836 году таможни уже такой крупный факт правительственной поддержки, которую было бы смешно отрицать. Таможня сразу обеспечила внешнюю торговлю, экспорт, который до того не имел за собою самостоятельного значения. Бесспорно, что учреждение таможни, возвысив Ростов, в то же время уменьшило торговое значение Таганрога, а с другой, можно сказать, убило экспорт города Нахичевани». В дальнейшем ростовская таможня ещё не однажды переменила адрес своей конторы. Справочник 1875 года «Ростово-Нахичеванский Календарь» адресом её называет дом наследников Ивана Шейкина на Таганрогском спуске (предположительно, это то место, где позже будет построен «Дом Обуви»), в 1878-80 годах она уже в доме Овсюкова по тому же проспекту (а это точно, место где позже будет построен «небоскрёб» Хосудовского и Рецкера), 1885 год – дом Садомцева на Донской улице, 1889-92 – дом Пелипенко на Полицейской улице, а с 1893 года в местных справочниках таможня стала называться Портовой. Её адрес уже не указан, но, вероятно, с этого времени она переехала на так называемую «косынку» (иногда, «косинка»), что значит косоугольный мыс на месте впадения в Дон реки Темерник. Интересно, но в книге 1895 года само даже упоминание о Таможне пропущено, а в 1896-1901 годах она не только описана, но и назван адресом дом Евгеньева на Полицейской (Тургеневской) улице. Предпоследним адресом её с 1902 года стало здание на углу Никольских улицы и переулка. Последнее изменение адреса было показано в самых поздних книгах – Никольский пер. 20, корабельная контора на пристани. Никольский 20, это дом Ивана Демьяновича Кукса (он же, Темерницкая 47), 2-этажный дом постройки 1901…02 года, занимающий всю ширину квартальной застройки от Казанской до Темерницкой улицы. Некоторые из названных домов до сих пор стоят, а некоторые, как уже отмечено, давно ушли в прошлое. Это контора таможни. База же, со складами и постами досмотра, находилась на берегу Дона в непосредственной близости от ж.д. моста, да и собственно, железной дороги. Я не знаю как работала таможня с товарами пришедшими в Ростов не рекой или поездом. Впрочем, были ли такие? Пересекая границу страны на гужевом или авто транспорте, путешественник, наверняка проходил полный, включая и таможенный, контроль. А база поста таможенных сборов с увеличением грузооборота города росла. В самом начале 1890-х к её расширению имел отношение городской архитектор Н.М. Соколов. В этот раз объектом его работ был не такой, как другие его работы, вычурно приятный взгляду дом, а всего лишь, простой складской навес. Но зато какой он был большой! Вот он на чертеже Кстати, на чертеже показан и таможенный «ковш», искусственный затон от берега Дона, для ввода сюда досматриваемых судов. К этому времени, с этого Донского мыса, так называемой "Косынки", городом была переселена на новый Рождественский крытый рынок рыбная торговля, и таможня до самой революции стала хозяйкой этого места. А вот крыша амбара, прорисованного Соколовым, вживую. В принципе, всё, что я мог описать на сегодня, уже описано. Какова была цель статьи? Честно сказать почти никакая. Просто собрано воедино всё, что стало известно за последнее время. И фактическое, и то, что можно предполагать, а заодно и проиллюстрировать некоторые предметы, имевшие к таможне г. Ростова, отношение. И, кстати, прошу обратить внимание – с переездом таможни к железнодорожному мосту в непосредственной близости с устьем Темерника, таможня получила, наконец, «железное» оправдание своему исконному наименованию – «Темерницкая Таможня». Источники: личные архивы, коллекция и собственные суждения, ГАРО | ||
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (25.10.2024) | Автор: Овчинников Александр | ||
Нравится: 0 |Просмотров: 146
| Теги: | ||
Нравится:0
|
Всего комментариев: 0 | |