Снова о мельнице братьев Парамоновых (0) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
С днем Защитника Отечества! (0) |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Кирпич с клеймом "М" (1) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (2) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (7) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
«Первый автомобиль в Ростове появился у фирмы «Генчь-Оглуев и Шапошников», которые приобрели его в рекламных целях». Такой фразой обычно начинаются все статьи о начале автомобильного движения в нашем городе. Откуда взялось это утверждение, как говорится, большой-большой секрет. Ни одной ссылки на, что либо убедительно-доказательное, об этом говорящие и пишущие, не озвучивают. Но давайте подойдем к этому вопросу осознанно. Когда появились в городе первые велосипеды, это стало началом новой эпохи – механического движения на улицах города. В думе Ростова, а я думаю, и Нахичевани, шли серьёзные споры – разрешать или нет им езду по дорогам. Разрешили, но разрешили с оговорками. Желающие прокатиться на велосипеде по улицам города, обязаны были использовать только велосипеды, признанные городской управой и полицмейстером, безопасными. Они должны получать ежегодное разрешение на право езды, да и то, получать его после некоего экзамена. Велосипедист должен ехать по проезжей части с определённой скоростью, должен был обязательно спешиться при встрече с лошадью или конным экипажем. Были и другие ограничения. Но это всего лишь, велосипед, а тут, вдруг, гремящий, пыхтящий, громоздкий, да ещё, заправляющийся «огненной водой» новый вид транспорта. Без одобрения думы города, об его выезде на улицы города не могло быть и речи. Более того, затратиться на покупку автомобиля, стоившего очень солидную сумму, не заручившись разрешением на езду от властей, для любого коммерсанта было бы верхом безрассудства. И вот в списках обсуждаемых вопросов 1 апреля 1900 года в журналах заседаний городской думы читаем: «Заслушан доклад Управы о ходатайстве Петра Шелеметьева, о разрешении ему открытия движения по улицам города экипажа с керосиновым или электрическим двигателем. Городская Дума, согласно с заключением финансовой комиссии, постановила разрешить г. Шелеметьеву, в виде опыта, на 3 года движение по улицам города экипажа-автомобиля, но с непременным, согласно заключения Технической комиссии, соблюдением условий, принятых в обязательном постановлении С.П-б Гор. думы и с платой за пользование мостовыми по 25 руб. в год. Решение это принято единогласно». Итак, обращаем внимание – лично Шелеметьеву и при этом, в порядке опыта (!). да и то, всего лишь, на 3 года... А сам заявитель, ещё даже не определился какой именно автомобиль, с электромотором или двигателем внутреннего сгорания, покупать. Кто такой был Шелеметьев, без труда узнаём из справочников серии «Весь Ростов», где было сказано, что он и его брат Пётр являлись содержателями большой первоклассной гостиницы Ростова под названием «Европа». Что тут сказать, люди солидные, с хорошим доходом. Мы, конечно, не знаем о цели приобретения ими АВТО. К примеру, легенда о Генчь-Оглуеве, как о первом приобретателе машины в Ростове, говорит, что он приобретал свой автомобиль в рекламных целях. Но можно полагать и другое. Так, через несколько лет после этого, к примеру, в рекламе «Палас-отеля» стало прописываться, что гостиница располагает собственным автомобилем для встречи приезжих на вокзале и для их же сопровождения в гостиницу. Но пока это всё лишь вариант. Может быть это была обычная мечта испытать нечто новое для себя лично, … но нам даже неизвестно, приобрели ли, Шелеметьевы автомобиль на самом деле или лишь высказывали своё намерение об этом. Единственное, что можно сказать на этот счет - кроме их обращения в думу за разрешением о езде по улицам, других случаев в ближайшие годы не замечено. Но прошёл год и следующий блок информации рассказывает горожанам, что такое автомобиль вообще. В 1901 году ростовское «чудо» свершилось и корреспондент «Приазовского Края» пишет: «Одна из крупных ростовских фирм также выписала из Германии трехместный бензиновый автомобиль. Благодаря любезности главы фирмы мне удалось не только осмотреть экипаж, но даже покататься на нем». Увы, сообщение анонимно, но читаем дальше: «Зная хорошо, что многих из местных обывателей интересуются автомобилями, я думаю сказать несколько слов о том, что я видел. Общий вид экипажа по своей элегантности производить весьма хорошее впечатление. Кузов экипажа покоится на четырех колесах с пневматическими шинами солидной прочности. Все колеса вращаются на стальных шариках, поэтому автомобиль имеет чрезвычайно легкий ход и может развивать скорость до 40 и более верст в час….». Далее шла колонка текста с описанием разных автопремудростей - что да как в нём сделано. «Задняя сторона под кузовом занята бензиновым 5-сильным двигателем, сцепленным с колесами с помощью зубчатой передачи. Передняя сторона кузова снабжена резервуаром для воды, служащей для охлаждения цилиндра мотора, причем расход воды самый ничтожный, Над двигателем в горизонтальной плоскости [расположен металлический цилиндр, большая часть которого занята бензином, а меньшая—маслом для автоматического смазывания всех частей механизма. Цилиндр закрыт герметически и поэтому никакой опасности не представляет. У ног перед седоком возвышается рычаг с ручкой для пускания в ход и регулировки скорости экипажа. Взрывы газа в цилиндрах производятся посредством сухой гальванической батареи и катушки, служащей для усиления искры. Когда мотор пускается в ход, то шестерня его предварительно освобождается от колеса путем отодвигания от другой шестерни, составляющей одно целое с последним. Когда же седок поместится в экипаж, то зубчатое колесо придвигается к другому и тем самым автомобиль приводится в движение. Длина всего экипажа 2,3 метра, ширина 1,2 и высота 1,3 метра. Вес его — 16,2 пуда….». Обратите внимание, Читатель, ни слова нет о наличии РУЛЯ(!) у водителя. Только рычаг. Исходя из описания первого ростовского АВТО, - кузов на 3-х седоков, длина 2,3 метра и рычаги вместо рулевой колонки, можно полагать и то, что на известном фото из фондов Областного Музея Краеведения (размещено на сайте «Госкаталог.рф.»), не смотря на то, что снимок не относится к гостинице «Европа», демонстрирует именно тот самый первый в г. Ростове автомобиль. Либо другой подобный, но всё равно, один из первых. Колонка заканчивается экономическим обоснованием автоезды: «Запас бензина хватает из пробег в 100 километров. Благодаря значительной силе двигателя, автомобиль берёт большие подъемы. По ровной дороге расход бензина не превышает 2 фунтов в час, что равносильно расходу в 8 копеек, так как пуд бензина для этих моторов не превышает ценности в 1 р. 60 к. за пуд. Принимая во внимание вышеозначенные цифровые данные, не трудно подсчитать, что проезд двух лиц из Ростова в Нахичевань обойдется в 2—3 коп. Из сказанного ясно, что подобный автомобиль для лиц, имеющих надобность в разъездах по городу в течении нескольких часов — является самым удобным и выгодным передвижением, составляющим громадную экономию, не говоря уже о полной «независимости» от кучера, лошади и тому подобных прелестях, хорошо знакомых всем, ныне имеющим свой выезд». Благодаря всему вышесказанному, можно более уверенно предполагать, что всё же, именно Шелеметьевы, а не Генчь-Оглуевы, были первыми ростовскими автомобилистами. Прошло ещё три года. Люди уже познакомились с автомобилем 20 Декабря 1904 в Нахичеванской на Дону городской управе обсуждалось обращение предпринимателей Козодова и Ратновского с предложением о вводе с «будущего лета для всеобщего пользования автомобильного движения между г. Нахичеванью на Дону и монастырём с заездом в Балабановскую рощу и питомник». С просьбой о разрешении ими были заявлены условия своего предложения: в движении будут участвовать 4 автомобиля 1 и 2-этажные с расчетом на 10 и более пассажиров. При каждом автомобиле будет находиться монтёр. Движение будет происходить от 12 час. утра до 12 час. ночи, кроме дней непогоды и распутицы; в местах отправления и стоянок концессионерами будут установлены павильоны для ожидания машин; такса за проезд от границы Ростова до Балабановской рощи и питомника, 5 коп. с пассажира, от границы до монастырского сада, 25 коп. Обратный проезд так же. Спрашивается исключительное разрешение на 10 лет. Предлагается 3% с валового сбора и контроль управы путём оштемпелевания билетов. Ремонт пути, павильонов и всех сооружений производят концессионеры на свой счет. Для проезда через балку в монастыре будет устроена бетонная труба с насыпью. При этом город должен быть не вправе выдавать подобные разрешения другим лицам… Ну всё, кажется ростово-нахичеванцы поехали. Как они ездили до 1907 года, об этом известно немногое. Правил движения подобных велосипедным, пока не публиковалось. Видимо, каждому индивидуалу Думой при разрешении делалось персональное внушение, да выручала малая численность машин на улице. Хотя, их то, немного, но лошадок и пешеходов - уйма! 14 Июня 1907 года ростовская дума заслушала подготовленный Управой проект постановления «О порядке движения по г. Ростову автоматических экипажей (автомобилей)». Эти правила уже предусматривают то, что автотранспорт, это не только 3-местная табуретка с мотором. Правилами он уже подразделяется на 3 группы – для личного потребления и извозного промысла, грузовой для перевозки тяжестей и общественного потребления (многоместные омнибусы, следующие по утвержденным городским маршрутам). Сохранена норма того, что все новые автомобили должны быть допущены к поездкам после их осмотров и испытаний. Разрешение на поездки даётся городским полицмейстером. Главные технические условия для выезда в город: машина должна иметь возможности крутого поворота на улицах, останавливаться, при необходимости, с полного хода, иметь фонари освещения (возможно, даже не дороги, а самого себя, что бы подготовить окружающих ко встрече с транспортом). Особым пунктом в них сказано: автомобиль признаётся годным к поездкам в городе если: все пути топлива надёжно изолированы от подтеканий и протечек, что могло бы вызвать пожар, машина не издаёт излишне сильного шума, дыма или пара, весящий более 15 пудов автомобиль имеет устройство заднего хода, если он оснащен не менее, чем 2-я тормозными устройствами, если имеет надёжное и лёгкое управление при поворотах (вероятно, этим отвергаются уже первые машины, управляющиеся только рычагами), если на машине имеются устройства способные издавать хорошо слышимые сигнальные звуки, и обязательно должен иметь устройства блокирующие включение транспорта посторонними людьми при отсутствии водителя. Каждой машине присваивается индивидуальный, ежегодно обновляемый, номерной знак, который должен быть свободно виден. Из кажущегося сегодня любопытным – все фонари, в том числе сигнальные, не должны иметь цветных стёкол. - «если колёса автомобиля будут с резиновыми шинами, то таковые должны быть с предохранителями от разбрасывания грязи, в случае изобретения и одобрения таковых городской управой. Так же, предусматривался ежегодный, как бы назвали сегодня, техосмотр. В целом правила были согласованы со всеми гласными, приняты и переданы на утверждение Градоначальнику, который, … их не утвердил. Основная причина – «выдача удостоверения на управление автомобилем женщинам, является преждевременной и не отвечающей требованиям закона(!)». Правила были согласованы после изменения фразы с формулировкой «обеих полов» на «мужского пола». Впрочем, через некоторое время взгляды на эту категорию водителей пересмотрели. Обратим внимание – «на курсы принимаются лица обоего пола, грамотные» Всвязи с появлением нового вида транспорта, в городе почти сразу возник новый вид коммерции. Обучение вождению водителей это только малая её часть. Продажа и аренда машин, в том числе бывших в эксплуатации, ремонт автомобилей, вулканизация колёс и продажа авторезины, да и, в конце концов, собственный гараж тоже не у каждого был. А следующее объявление, будто бы из сегодня: «Автомобили для свадеб, вечеров, загородных поездок: карета полуоткрываемая 5 мест внутри и 1 с шофером по 6 руб. в час, Карета закрытая – 4 места внутри и 1 с шофером по 5 руб. в час. Обращаться до 8 час. вечера, Никольская ул. №20 к И.В.Обухову, тел. 7.83, С 8 час. вечера на биржу: 1-й против театра Асмолова, 2-й в Н.н.Д. у летнего помещения коммерч.клуба». Цена самого автомобиля была довольно высокой. В частности в объявлении 1913 года было: «Автомобили от 4.000 руб. первоклассных французских фабрик предлагает Южно-Русское Автомобильное О-во. Тел. 32.89, 1-я Соборная 55». Но, из-за низкой надёжности первых автО, большинство местных металлообрабатывающих заводов предлагало обращаться к ним за изготовлением запчастей. К примеру: «Плугостроительный, чугунно-литейный и механический з-д … (Н.н.Д., 26-й Линии, с.д. №80), Принимает заказы на чугунное, медное и стальное литьё, как по моделям, так и по чертежам, изготовляет автомобильные части из стали и ковкого чугуна….». Большинство торговцев совмещало торговлю машинами с их ремонтами. Вот объявления разных лет: - «Представитель для юга России Нового Автомобильного Общества в Берлине «Н.А.Г.». инж. Оганесов М.М., Р.н.Д., Б.Садовая №17, тел. 25-67. Склад автомобилей, гараж, и мастерская, находятся на ул. Б.Садовая №17. Имеется на складе «Торпэдо» 25-ти сил последней модели, превосходные отзывы. Так же, имеется несколько подержанных автомобилей Лакдолэ: Фиат и Бианки (продаются с гарантией). Принимается ремонт всевозможных систем. С 1.03. будет открыта школа шоферов»; - «Автомобили «Пульман». Очень элегантны, чрезвычайно прочны, экономны, быстроходны, бесшумны, идеальны на подъёмах, легко преодолевают грязь, снег и песок. Представительство и склад для всей России – бр. Урлайнис Ю. и М. Р.н.Д., угол Садовой ул. и Казанского пер., против кондитерской Абрикосова, тел. 31.70.При гараже ремонт автомобилей всех систем…»; Обучение шофёрскому делу. Реклама одной из школ была показана на иллюстрации выше. Было время, когда в Ростове и в Нахичевани автомобили даже изготавливали, но здесь подтвержденных фактов гораздо меньше документально подтверждаемых. Точно, это было в советское и даже новое время. Многим помнятся автобусы-маршрутки «Хундай» и легковушки «Дэу-Нексия», собранные на заводе «Красный Аксай». Сборочные цеха ростовского автозавода положили начало ростовскому вертолётному, из-за чего на улице Ленина сохранилась автобусная остановка «Автосборка». Среди любителей и знатоков гражданской войны есть лица, утверждающие, что в Ростове и Нахичевани была выпущена небольшая серия бронеавтомобилей. Однозначных утверждений по этому поводу нет, документальных подтверждений лично мне не на глаза попадалось, но говорят с уверенностью, будто бы вот эти два собраны на ростовском заводе «Арматура» (в 1918 г. медно-литейно-механический завод на Малом пр. 22). Есть разговоры о том, что автомобили собирались и до 1917 года, но подтверждений этому мне не известно. Ростов и Нахичевань быстро привыкли к новому транспорту и для многих он стал основой вполне доходной коммерции. Сохранилась эта коммерция и до сегодня. Что касается непосредственно езды по дорогам, её безопасности и организации движения – говорят, что специализированная служба по организации дорожного движения появилась лишь в 1936 году. До этого функции регулирования дорожного движения была на полиции и милиции. А самые ранние, о которых известно автору ПДД, относятся уже к советской поре, аж к 1938 году. Согласитесь, знаков не густо, но после их полного отсутствия ранее, заставить уважать их водителей транспорта, даже в таком количестве, было, наверняка, не просто. Кстати, прошу обратить внимание на «шапку» документа. Это не всесоюзные или не общегосударственные и даже не республиканские правила. Они введены в действие постановлением ростовского облисполкома. А как Вам вот такая книжечка? Дорожных знаков в ней чуток больше, чем в 1938-м А вообще, эти правила оговаривали много по сегодняшним меркам, интересного. В частности: - была выделена группа из 5 улиц и переулков, где проезд вообще никому, кроме общественного транспорта, разрешен не был; - были выделены несколько переулков и участков улиц, где движение автомототранспорта было полностью запрещено. Одним из этих мест была ул. Станиславского на участке от Ворошиловского до Театрального; - на центральной дороге города (ул. Энгельса – 1-я Советская, пл. К. Маркса), был запрещен проезд грузовиков от 1,5 тонн. Грузовики могли здесь проезжать, но только с часу ночи до 5 утра; - по 9 улицам или участкам улиц было запрещено движение гужевого транспорта. Лично мне это удивительно потому, что, хотя я в Ростове в те годы (да и вообще) ещё не жил, но я помню своё детское время в небольшом уральском городке – там каждый день несколько гужевых телег с будками развозило по всем магазинам хлеб из хлебозавода, а в отношении Ростова могу сказать, что на заводе «Ростсельмаш» по плану послевоенной реконструкции 1947 года предусматривалось (я сам насчитал их на плане завода), около 40 конюшен; -ещё один интересный пункт – на 10 улицах была запрещена стоянка автотранспорта, притом в это число входила и та же ул. Станиславского, где, как знаем, движение вообще было запрещено. А как Вам вот такое? Последнее, чем можно иллюстрировать ростовскую автожизнь, это утраты машин. С началом Первой Мировой в Ростове, а думаю, значит, и в Нахичевани, произошла реквизиция автотранспорта для нужд военных. Началась она не внезапно, а уже через год войны Место этого фотокадра довольно неопределённо. Я полагаю, что площадка перед нами это Ярмарочная площадь. Об условиях мобилизации частных АВТО мне совершенно ничего не известно. Кстати, если кто вспомнит, в советское время на верхнем правом углу лобовых стёкол большинства грузовичков была нарисована белая звёздочка, что означало – автомобиль зарегистрирован в местном военкомате и при необходимости, подлежит передаче в армию. Но, как видим, и в старое время, когда машин было ещё очень мало, закон был таким же. Я не знаю, в каком году г-н П.Ф. Горбачёв, бывший ростовский городской голова, приобрёл своё автО. Скорее всего после этой мобилизации. Почему? Потому, что её не отобрали в 1915 году и потому, что машина у него была не из обыкновенных, а нечто типа современного квадроцикла, только в отличие от него, колёс у Горбачёва было не 4, а 3. Забрали у него транспорт в 1916 году, но не в армию, а для нужд городской полиции, а позже, милиции. Вроде бы повезло человеку – машина не уйдёт далеко, а значит, избежит полной утраты… Пришел 1917 год и Пётр Филиппович пишет начальнику милиции: Ответ пришёл в 1918-м и Петра Филипповича городская управа приглашает забрать свою машину. Но вот беда – машина, вроде бы и на войне не была, но …: А что делать, если машиной пользовались те, кто должен был бдить законность? Поэтому неизвестно – получил ли назад свою машину бывший Городской Голова. Люди рангом пониже, хотя и тоже, при средствах, страдали от похитителей не меньше. Вот так и поехали ростовчане в будущее на колёсах. Кто на своих, а кто …, на чужих. Всё продолжается. Источники: личная коллекция, РОМК, ДГПб, ГАРО, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (10.11.2023) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 804 | Нравится: 0 |
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |