При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Весеннее путешествие в Каменный брод
Каменный брод (Несветайский р-н, Ростовской области) первый раз мы посетили прошлым летом, после прочтения на одном из форумов сайта http://terra.donrise.ru/ о том что в этом месте возможно когда-то была турецкая таможня, на фундаменте которой впоследствии нагородили МТС (машинно-тракторная станция) Но лето -не совсем подходящее время ,как оказалось ,для осмотра местности, из-за разнотравия на земле ничего почти не было видно... И вот недавно мы решили отправиться туда вновь.
Мы оказались там, где началась весна, весна среди холмов, где бежит веселый Тузлов, где нет запаха городской пыли и копоти, где первые весенние цветы уже радуются теплому солнцу, и веселые птицы уже парят в весеннем небе!
Речка еще не освободилась от сковавшего ее льда, всеми силами смывает его вместе с осенним сухим мусором
Мы поднялись на холм, где предположительно могла находиться турецкая таможня
Аккуратно обошли все развалины мтс, обилие мусора не дало возможности досконально осмотреть все вокруг, остатки сооружений из бетона, какие то блоки, арматура, просто кучи строительных отходов.. Конечно сложно сказать что кроится под этими развалинами, там ли фундамент турецкой таможни, и была ли она вообще тут , можно только предполагать... Не стану прилагать бедолажные фото этой свалки..
Вид на долину где течет Тузлов открывается замечательный, все просматривается далеко вокруг, место ,не спорю, удобное для расположения чего-либо на этом холме
И такие живописные сухоцветы на фоне весеннего неба
Но, вернемся к предполагаемой таможне. Возможно ЗА то что тут она была еще и тот факт что прямо тут рядом проходит старая мощеная дорога! Дорога эта тянется через сам населенный пункт Каменный брод,начинаясь где то раньше, и уходит через холмы , видимо, к следующему поселку. Она местами уже закатана в асфальт, но ,во многих местах асфальт проваливается ямками и видно что под ним все еще есть камушки дороги
Не знаю,возможно конечно что когда то просто люди все дороги мостили вот так аккуратно камнями от села к селу на много километров. А может это часть старого торгового тракта?
Решили проехать по дороге, в окно наблюдая весну на полях
На пути заметили еще одно живописное местечко -мост с проложенными под ним трубами для тока реки, трубы немного разваливаются, да и кладка уже вот вот рухнет, но маленький водопадик из труб создает живописную заводь
По мощеной дороге ехать достаточно медленно, дорога по обочине была очень грязная и непроезжая из за погоды, и нашего терпенья не хватило на то чтобы проследить весь путь мощеной дороги... Решили возвращаться в Ростов,по дороге ухватив фотоаппаратом еще пару красивых весенних пейзажей
Это не просто мостовая. В 19-м и начале 20-го века это была наша М4. Дорога связывающая Ростов и Нахичевань с центром России. Позже ее проложили западнее, ближе к Новочеркасску. А в долине Тузлова, напротив Каменного брода, сохранились каменные дамбы по которым осуществлялась переправа. Найду время и выставлю карту.
9-й снимок: где-то совсем рядом подземный бункер. Есть две версии его предназначения: 1) Военный склад невоенной амуниции; 2) Подземные ремонтные мастерские Газпрома на газомагистрали Лисичанск-Тихорецк, что проходит чуть западнее упомянутой МТС...
Это не лютик, а гусиный лук (семейство лилейные). Лютиковые отличаются листьями и сердцевиной цветка. А у этого, посмотри, даже листья, как у лука. Дедушка, коренной житель Бессергеневки, называл эти цветочки "козельчиками", наверное это какое-то местное народное название. И я, в детстве, возвращаясь с весенних каникул в Ростов, всегда привозила из станицы малюсенький букетик этих козельчиков
Станичнику. "Брусчатка", "новодел". Начали укладывать с !967гг, на протяжении нескольких лет, от Родионово-Несветайской, через х. Кутейниково, х. Гребцово, выведя на верх, проложили на Каменный Брод, обойдя х. Кирбитово. Завершили у упоминавшейся выше МТС, далее, по займищу Тузлова и мосту, сыпали "тырсУ"(щебень песчанника). Все перечисленные населенные пункты, кроме Родионово-Несветайской, входили в один колхоз им. Чапаева, с правлением в Кутейниково.Строили "шабаи"-грузины, из-под Кутаиси. Старая дорога от Каменного Брода, начиналась от старого моста в самом Каменном Броду, далее между Кирбитянской балкой и рекой Большой Несветай, по пологому склону поднималась на верх.
Вы совершенно правы Анатолий! Когда я писал коментарии к этой статье, я не знал какой участок брусчатки сфотографировала Оксана. Несколько недель назад я в очередной раз побывал в этом районе и убедился, что сфотографирована брусчатка на левом берегу Тузлова котора ни как не может быть старой М4. И вы правильно определяете маршрут старой дороги как проходящий между Кирбитянской балкой и Большим Несветаем. Я прошел этой дорогой и понял, что она ни когда не мостилась за всю свою истори. Но я точно помню, что были участки брусчатки на ПРАВОМ берегу Тузлова в районе Каменного Брода. И я надеялся, что эти участки могут быть остатками старой М4. Буду искренне благодарен если Вы поможите в поиске этих остатков. Спасибо Вам за интересные подробности. Рад видеть Вас на сайте.
Станичнику! Я не понимаю, что значить "старая М4"? Старая трасса "Москва-Кавказ" до 1973гг. проходила от г. Шахты -Каменоломни- Персияновская-Хотунок-Новочеркасск. Через "Круг". Еще более ранняя, по старой Ростовской дороге, от Новочеркасска через М. Мишкин. Нынешняя Аютинский-Майский-Персияновский- развязка выше Грушевской. Так-же далеки от Каменного брода. В каком месте, вы помните, "брусчатку" в Каменном Броду? Покажите в Google. Но смутно помню, что выездом Кирбитово-Каменный Брод-Октябрьский-Щепкино-Красный. Стали пользоваться, одновременно с постройкой развязки М4 над Грушевской, в прочем, могу ошибиться, на пару лет...
Уважаемый Анатолий. Посмотрите эти карты То, что главная дорога связывавшая Ростов-Нахичевань с центральной Россией в 19-м веке проходила через Каменный Брод, совершенно очевидно. Этому есть много подтверждений и в литературе. И мне казалось, что на правом берегу Тузлова, там где эта дорога подходила к Каменному Броду, на склоне, были участки старой брусчатки. Не нашел.
Станичнику. Что значит Нахичевань, в рамках значимости для Российской Империи, и Донское казачество. Полагаю напоминать не надо. Старая дорога у Каменного Брода, это участок торгового и посольского пути из Азова-Старочеркасской- Аксай-Каменный Брод и далее на Елец, Тулу до Москвы. После перенесения столицы, Донского казачества, в Новочеркасск. От Ростова, и от Нахичевани сталобыть тоже, учредили дорогу вдоль русла реки Аксай, до Новочеркасска, ныне называемой "Старой Ростовской дорогой". Нахичевань как видите не причем, дорога была до неё.
ДЛЯ Анатолия!!! Ничего напоминать не нужно! И к словам нужно относиться без придирок! Всем понятно, что имел ввиду Станичник говоря про Ростов-Нахичевань. Ссылка на карты есть , есть и еще карты с нанесением данной дороги (как ее не назови). Можно выложить. Вопрос остался открытым - Были ли участки старой брусчатки о которой идет речь в комментах Станичника!?!
Карта, с нанесением данной дороги, не говорит, есть ли там брусчатка или нет. Если есть еще карты, с нанесением этой дороги, не против взглянуть, просто любопытно, это ведь история МОИХ мест. И ещё, если Станичник помнит, качество брусчатки, такое-же как в сторону Кирбитово, или же как на площади у Войскового Собора?
Станичнику. Дело в том, что по "брусчатке" на Кирбитово, не возможно передвигаться на телеге, трясет нещадно. Да и кони сбивают копыта. Параллельно идет, грунтовая дорога, по ней и ездят.То есть, на старой торговой дороге, не могли делать покрытие, замедляющее передвижение, или наносящее вред транспорту. Да, и каменоломни с таким камнем далековато. Думаю "брусчатка", это один из этапов технологии советского времени, предшествующий укладке асфальта. Так как, тогда же, в Кутейниково был построен мини асфальтовый завод. И все дороги покрытые брусчаткой, были уложены асфальтом. Кроме участка от Кирбитово до Каменного Брода. Думаю участок "брусчатки" в Каменном Броду, советский "новодел".
Здорово бывали путешественники. Брусчатка лежащая по левой стороне Тузлова за мостом, через Ясную поляну вела к колонии, которая ранее располагалась на горе левого берега Большого Несвятая напротив устья Кирбитовой балки, там и сейчас существуют остатки этого учреждения от МВД. А на горе межу Большим Несвятаем и Кирбитовой балкой были замечательные виноградники принадлежащие колонии, я в детстве с хуторскими неоднократно совершал на них набеги.
Теперь по картам. Кусочек карты приведенной Станичником, это карта Генерального плана Области Войска Донского Войскового комитета по межеванию начавшая работу в конце 19 века. Если Вы обратитесь к Дорожной карте (1887г.) то увидите, что дорога в Россию в то время шла через Новочеркасск, Каменскую, Тарасовскую и т.д., другими словами ни каких особо значимых дорог через х. Каменнобродский в 19-20 веках не пролегало. Путь на Валуйку ,через х. Грушевские и по всей видимости х.Каменнобродский, использовался казаками значительно раньше 17-18 века. В 60 х. годах прошлого века через Коммуну (Октябрьский) шла проселочная дорога , до революции на месте Коммуны был конезавод.
За подробности о учреждении МВД большое спасибо. Я осматривал эти остатки строений и гадал, что это могло быть. Теперь понятно. По маршруту дороги идущей в центр России скажу так. Это дорога сложилась при освоении Россией Кубани и Кавказа, в середине 18-го века. На этой дороге росли станицы, Ольгинская, Мечетинская, Егорлыкская, строились мосты и дамбы (Ольгинская, плашкоутный). Главным пунктом на этой дороге была Аксайская станица с ее переправами, церквями и почтовыми станциями. Далее эта дорога форсировала Тузлов рядом с Каменным Бродом, Кундрьчью, в том месте где ее сейчас форсирует М4 и уходила на Каменскую. Начавший строится в 1806 году Новочеркасск и лежавший севернее Александровск-Грушевский, частью этой дороги НЕ БЫЛИ! (Как не являются и сейчас) Но к тому времени на которое Вы Дмитрий ссылаетесь (1887 г.) эти два города, конечно были включены в сеть дорог нижнего Дона.
......Брусчатка лежащая по левой стороне Тузлова за мостом, через Ясную поляну вела к колонии, которая ранее располагалась на горе левого берега... Дмитрий, я с Кутейниково. Ясная поляна, это где? С Каменного Брода, в сторону Воловоi балки? Не ездил, но по правому берегу Несветая, в сторону Гребцово много раз. Ежели е хвамилне прозвище, скажi ...
Станичнику. В том месте, где сейчас проходит М4, через Грушевскую. Дороги, 1975г не было. Там обрывистый склон, непреодолимый всаднику. Это новодел. От Аксая на Москву, было два сухопутных пути, через собственно Каменный Брод и Хотунок. Всё!
Анатолий, ну как то вопрос напросился- "Брусчатка", "новодел". Начали укладывать с 1967гг, на протяжении нескольких лет - а почему брусчаткой то грузины мостили? в то время не было ничего другого для дорог мощения?ваш комментарий- Думаю участок "брусчатки" в Каменном Броду, советский "новодел"... так это додумки или вы точно знаете?А много еще дорог брусчатых у нас в области того же времени?
to Дара. Видите-ли, в те времена. Председатель колхоза, это даже не КНЯЗЬ. Это СТАЛИН, местного пошиба... Как ему вздумалось, по такой технологии, строить и будут. Грузины, потому, что, 72-я статья,(тунеядство) действовала только, в отношении русско-язычного населения Российской Федерации, восточной Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик. Остальные под неё не подпадали, в виду отсутствия рабочих мест на местах. Они были вынуждены, ездить, по стране в поисках работы, торговать на рынках, строить дороги. По " брусчатке", Каменного Брода, ранее, было сказано, что качество в Каменном Броду, такое-же как на дороге в Кирбитово. Это подтверждает, советский период изготовления, потому что тогда использовались отходы каменоломен. В царское время, "брусчатку" изготавливали, целенаправленно, как у Войскового Собора.