Возможно, современным жителям Ростова вынесенная в заголовок фраза покажется несколько странной. Но в конце позапрошлого века ростовчане, желающие прибрести солидный музыкальный инструмент - а таких в городе, который видел себя не только торговым, промышленным, но и культурным центром юга России, надо полагать, было немало - отправлялись за ним именно в депо. Депо роялей и пианино, а если быть совсем уж точным – в «Главное депо музыкальных инструментов и нот Л.Г.Адлера в Ростове н/Д». Именно так именовался магазин Леонтия Григорьевича Адлера, самого, как сказали бы сейчас, «продвинутого» из ростовских торговцев музыкальными инструментами, существовавший в нашем городе начиная с 1880 года и считавшийся крупнейшим на территории Области войска Донского. Впрочем, одной лишь торговлей Леонтий Адлер не ограничивался. Сегодня его предприятие назвали бы производственно-коммерческим, ведь наряду с продажей им было налажено собственное производство роялей и фортепьяно, надо сказать – вполне приличное. Во всяком случае, по оценкам специалистов, Адлер входил, наряду с рижанином Трессельтом, варшавянином Новицким и киевлянином Штроблем, в число немногих провинциальных производителей, сумевших если не стать в один ряд, то существенно приблизиться к признанным столичным авторитетам того времени – Беккеру, Шредеру, братьям Дидерихсам. Один из братьев, к слову, и «перехватил» позднее - в 1910 г. - дело Адлера у его наследников. В торговле (в том числе – комиссионной), своим инструментам Адлер особого предпочтения не делал. В его магазине были широко представлены не только перечисленные выше ведущие «бренды» Российской Империи, но и самые авторитетные европейские марки – Стейнвей, Бехштейн, Блютнер. В общем, выбор был на любые вкус и кошелек. Продавались там и другие музыкальные инструменты, граммофоны, а также ноты (помимо производства фортепиано в «хозяйстве» Адлера было ещё и собственное нотное издательство). Главный магазин Адлера располагался в самом центре города, вблизи пересечения Большой Садовой и Таганрогского проспекта. Несмотря на «весомость» ассортимента (все-таки не канцелярскими товарами торговали) магазин несколько раз менял свой адрес (о чем постоянные покупатели всегда извещались почтовыми открытками), поэтому указать однозначно его месторасположение сложно. Видимо изначально он располагался в первом этаже дома Шушпанова, (мне, как ростовчанину «со стажем» проще сказать - на месте магазина «Динамо», теперь уже тоже, впрочем, бывшего). На известной открытке с видом занимавшей этот дом гостиницы «Сан-Ремо» (изображение позаимствовал у Михаила (mishail_k), надеюсь, он не будет в претензии) вывески магазина вполне можно разглядеть: В 1905 году поменявший название магазин (после смерти Адлера в 1896 г. он стал называться «Наследники Л.Адлера в Ростове н/Д») располагался уже на углу Таганрогского проспекта и улицы Темерницкой. Об этом можно судить по упоминанию в хронике событий того времени («1905 год в Ростове-на-Дону.» - Ростов н/Д; Краснодар, 1926 г.). Правда, по не слишком веселому для него поводу – речь шла о знаменитом еврейском погроме, случившемся в Ростове в октябре того революционного года. Очевидец описывает этот эпизод таким образом: «…на углу Таганрогского проспекта и Темерницкой улицы в лучшем музыкальном магазине Адлера разыгрался пьяный разгул. В диком погромном экстазе верзила береговой рабочий-крючник вскочил на концертный рояль и стал топать сапогами по клавишам. Какофония получилась ужасная. Звон стекол, треск отламываемых ножек, крики: “ух”, “ах”, “бей”, свист мальчишек, хохот толпы... И по-праздничному улыбались рожи бородачей, верховых казаков, охранявших погромщиков. Вот медленно сквозь широкое окно просовывают со второго этажа пианино без ножек. Ребята стараются, красные от усилия, надрываются криками и протаскивают тяжелый инструмент. Перевернувшись в воздухе, он грохнул о камни тротуара и застонал, словно раненое животное, на мгновение все притихло... Замерло... А потом с новой удесятеренной силой вспыхнула вакханалия бессмысленного разрушения. Летели из окон гитары, мандолины, скрипки и, ударяясь о камни, разлетались в щепки». На одной из открыток широко известной серии "Ростов в начале века» мы можем разглядеть магазин по продаже пианино на углу Б.Садовой и Почтового переулка (ныне – пер. Островского), в доме Ященко: Но к Леонтию Адлеру этот магазин отношения не имел, поскольку принадлежал его главным конкурентам – братьям Гершковичам и именовался «Музыкальная торговля Е.Н.Гершковича». Для полноты картины следует упомянуть, что в свободное от коммерции время Леонтий Адлер активно занимался музыкально-педагогической деятельностью, и его (а впоследствии – наследников) магазин, по-видимому, играл роль одного из культурно-координационных, если можно так выразиться, центров Ростова. Подтверждением этого можно считать, например, тот факт, что именно через него осенью 1911 г. распространялись билеты на первый ростовский концерт Сергея Рахманинова («Приазовский край» от 12 октября 1911 г.). В заключение - несколько снимков, позволяющих увидеть и оценить, что же было выставлено на витринах «Главного депо музыкальных инструментов …» сто с лишним лет тому назад. Пианино производства фабрики К.М.Шредера (одного из вышеупомянутых «петербургских» авторитетов, имевшего производство в Российской Империи с 1818 года): Фото советского пианино «Ростов-Дон» для сравнения не привожу – наверное, любой из ростовчан хоть раз в жизни его да видел. Как говориться – почувствуйте разницу. Двуглавый орел под крышкой означает, что производитель инструмента был поставщиком двора Его Императорского Величества. Под гербом вполне различим номер, по которому можно определить время производства. В данном случае это период между 1898 и 1901 годами. Чтобы ни у кого не возникало сомнений, что без героя нашего рассказа здесь не обошлось, в правом верхнем углу крепилась табличка, подтверждающая, что данный инструмент был приобретен не где-нибудь, а именно в Ростовском депо роялей и пианино г-на Адлера. Каковую мы и наблюдаем на снимке (под легким слоем пыли ушедших лет). Опять же к слову, после «революционного» разорения ростовского фортепианного производства в 1918 г. данный вид деятельности возродился в нашем городе только спустя 32 года (в 1950-м, если не ошибаюсь, до этого Советской власти, по понятным причинам, были роднее баяны): А это – ноты, которые Леонтий Адлер издавал сам: Или продавал, представляя интересы других авторитетных издателей: В правом нижнем углу магазин Адлера упомянут в числе представительств, ещё правее (на снимке не очень хорошо видно) – штамп самого магазина.
|