[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Первый в России. Именно так газета «Приазовский край» представила публике это техническое чудо. На счет «первого в России» есть сомнение, но в Ростове – первый! В 1913 году зерносос (так его называли) немецкого завода «Зекк» установил купец Владимир Степанович Роев в имении своей родственницы Прасковьи Ивановны. Тогда этот адрес звучал, как Береговая, 55. Сегодня строение носит № 27 А. В наше время фасад здания несколько изменился, исчезли конструкции, говорившие о работе зернопогрузочного оборудования. Здание элеватора, предназначенное для хранения хлеба, размещалось непосредственно на участке Роевой, погрузочную башню купцу разрешили установить на портовой территории, у уреза воды, башня и здание элеватора соединялись трубопроводом, по которому с помощью электроэнергии и пневматических насосов перемещалось зерно. Это хитрое приспособление давало возможность перекачивать зерно из барж и железнодорожных вагонов в зернохранилище и обратно без оглядки на погоду, зерновой товар был надежно укрыт от дождя, снега или пыли. В отчете Ростовского торгового порта за 1913 год приведен ряд характеристик нового элеватора: "Башня вмещает в себя: разгрузочный аппарат, промежуточный резервуар, автоматические весы и уравнительный резервуар. Элеватором оборудованы обыкновенные амбары. Емкость помещения до 800 000 пуд., распределенных на 23 отделения. Производительность около 10 000 тыс. пуд. в час (прим. - цифры из источника). Нагружать элеватор может одновременно одно судно, а также перегружать из речной баржи в морскую. Из насыпного вагона он может разгружать на расстоянии около 5 - 6 саж., на сколько можно проложить трубы". Оборудованием "Акционерного О-ва б. Бр. Зекк" в Ростове торговала контора "А. Деллингер и С. Файн" Несмотря на то, что пневматический элеватор уже был установлен, к работе он 1913 году так и не приступил. А для хранения, очистки и погрузки зерна в порту имелся плавучий элеватор "Эльпидифор", принадлежащий, как нетрудно догадаться, товариществу «Е.Т. Парамонов. С-вья". Длина его составляла 98 футов 7 дюймов, ширина 28 футов 3,5 дюйма, мощность машины 200 индик. сил, пропускная способность 8 000 пудов в час. В 1913 году "Эльпидифор" перегрузил 3 626 845 пудов зерна. Семья Роевых не так широко прославившаяся, как Парамоновы, тоже занималась хлеботорговлей. Владимир Степанович Роев проживал вместе с отцом, Степаном Абрамовичем, в доме № 48/2 , на углу Казанского пер. и М.-Садовой улицы (Газетный, 54/2) Дом Роевых В.С. и С.А. пер. Газетный 54/2 ул. Суворова (пер.Казанский 48/2 М-Садовая ул.) Здесь же он держал хлебно-экспортную контору. На Береговой улице, согласно «Описанию Ростовского-на-Дону торгового порта» за 1913 год, под зерновой товар Роев занимал 66 кв. саж. до рельсов и 253 кв. саж. у берега р. Дон за рельсами. Торговля зерном, похоже, приносила неплохие доходы. К 1915 году за Прасковьей Ивановной Роевой уже числилось пароходство. Под пристани для него Ростовская Горуправа выделила в аренду 25 п. саж. Плата за этот участок составила 1120 руб. Владельцем самой пристани стал Владимир Степанович Роев. В справочниках и отчетах за 1915-1916 гг. собственность этих двух представителей семейства Роевых тесно переплетается: пароходство Прасковьи Ивановны, но пристани Владимира Степановича, и если в 1913 году все говорили об элеваторе РоевА, то в 1915-1916 гг. уже «элеватор РоевОЙ». Кем доводилась г-жа Роева зерноторговцу, матерью ли, сестрой, супругой, остаётся загадкой. Известно, что на момент постройки элеватора проживала Прасковья Ивановна на углу Никольского пер. и Тургеневской улицы, в доме семьи Чернушенко. Затем она переселилась в дом своих родных в Казанском переулке (Газетном). Дом Чернушенко. Ул.Тургеневская 21/8 пер.Халтуринский (ул. Тургеневская 21/4 пер. Никольский) Объемы работ, выполняемых элеватором, росли. Так, в 1915 году, отработав в общей сумме 557 часов 45 минут, машина пропустила через себя 1 504 797 пудов зерна. В 1916 г элеватор за 927 часов 55 минут перегрузил уже 2 399 620 пудов. К этому времени он успел сменить хозяина, став 18 сентября 1916 года собственностью Русского Общества Вывозной Торговли. А дальше наступили трудные времена. Стачка за стачкой, революция, неоднократная смена власти. Работал ли в этот период элеватор, до этого ли было? Следы его на страницах ростовской истории теряются. Обнаруживаем мы его уже в 1925 году. А значит, выстоял, не утратил своего предназначения. Но впереди страну ждали новые тяжкие испытания. Среди разрушенных в годы Великой Отечественной войны строений оказалось и здание элеватора. На кадрах аэрофотосъемки хорошо просматриваются помещения для хранения зерна. А вот конструкции самого пневматического элеватора, пусть даже разрушенного, не видно. Возможно, к 1940-м годам его уже не было, или он был демонтирован в связи с войной. В послевоенные годы, когда Ростов поднимался из руин, было решено благоустроить и озеленить набережную, сделать её местом для прогулок горожан. Поэтому, думаю, о восстановлении промышленно-торговых сооружений на этом участке речь не шла. Журналисты «Вечернего Ростова» писали: «Железнодорожная колея пригодилась: на поданные по ней платформы погрузили щебень, битый кирпич, ржавые обломки металла – всё, что захламляло берег, более 23 тысяч кубометров всякого мусора. Потом разобрали и сослужившую свою последнюю службу ветку. На расчищенный участок берега привезли чернозём для клумб и газонов, тырсу для аллей. Зашумели на задонском ветру молоденькие тополя и клёны. Вдоль облицованных камнем береговых откосов над донской водой протянулась узорная, отлитая из чугуна ограда. По вечерам здесь вспыхивали матовые шары светильников. Так возник на высоком донском берегу между Будённовским и Ворошиловским проспектами новый бульвар – ростовская набережная, которую строил весь город, и которая сразу же стала для ростовчан любимым местом отдыха». Сегодня в здании бывшего элеватора находятся несколько торговых организаций и факультет инженеров морского транспорта Института водного транспорта им. Г. Я. Седова. © Елена Студеникина *** Литература: 1. «Приазовский край», 1913 г. 19 сен.№245 2. Отчет по Ростовскому-на-Дону торговому порту за 1913 год. Ростов-на-Дону, 1914 3. Отчет по Ростовскому-на-Дону торговому порту за 1915 год. Ростов-на-Дону, 1916 4. Отчет по Ростовскому-на-Дону торговому порту за 1916 год. Ростов-на-Дону, 1917 5. Дириженко А.К. Описание Ростовского-на-Дону торгового порта. Санкт-Петербург, 1913 6. Чеботарев Г. А. Ростов-Нахичевань на Дону. Справочная книжка. Ростов-на-Дону, 1911-12 7. Волошинова Л.Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 16: Аннотация исторической застройки по пер. Газетному. Ростов-на-Дону, 1993 8. Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога за 1911 год. Ростов-на-Дону, 1911 9. Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога за 1915 год. Ростов-на-Дону, 1915 10. Весь Ростов и Нахичевань–на-Дону в кармане. Адресный и справочный указатель. Ростов-на-Дону, 1925 11. Ростов-на-Дону. Очерки о городе. Ростовское книжное издательство, 1973 Электронные ресурсы: 1. http://www.dspl.ru/eLib/ 2. http://warfly.ru/?lat=47.221200&lon=39.733086&z=12 | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Selena (10.09.2016) | Автор: Елена Студеникина | |
Нравится: 0 |Просмотров: 3324 | Комментарии: 3
| Теги: | |